Ехать или не ехать в Киев5?

Ольга Юрьевна Колоскова
Солнечное утро последнего четвертого дня оказалось самым теплым и безветренным. Все еще не теряя надежды окунуться в Днепр, купальники из сумки не вынимали.
После плотного завтрака в гостинице сдали ключи, попрощались с Мишкой-олимпийцем и бодрым шагом двинулись к вокзалу. Сдать вещи в автоматическую камеру хранения оказалось не проблемой и через полчаса мы спустились в метро, чтобы снова добраться до Лавры.
В этот раз полностью ощутили самые разнообразные эмоции, которые вызывают киевские достопримечательности. На выходе из метро глаз невольно останавливается на изрытой снарядами кирпичной стене завода Арсенал, поеживаешься, представляя каково здесь было в дни январского восстания 1918 года против Верховной Рады, когда петлюровцы атаковали восставших рабочих.
Идя в Лавру, нельзя миновать парк Вечной Славы с аллеей героев Великой отечественной войны. За стелой и вечным огнем – смотровая площадка, с которой можно долго любоваться днепровскими далями, пляжами, левым берегом, даже рассмотреть все это в подзорную трубу.
Левее на пригорке около липы очень добрый, живой памятник актеру Леониду Быкову, вызывающий чувство потери во времени: толи ты в семидесятых смотришь фильм «Бой идут одни старики», толи в сороковых разговариваешь с капитаном Титаренко, только что спустившимся с неба из этого боя. Рядом с гроздью красной рябины у ног летчика кладу вчерашний букетик с Крещатика.
Не успев вернуться в реальность, выходим на другую аллею, ведущую на холм к Музею-памятнику Жертвам Голодомора – тяжелые, не очень понятные теперь двадцатые годы прошлого века, оказывается совсем рядом. Подавленные, даже не заходя в музей, приближаемся к цели нашего путешествия.
Обходим Лавру правее, чтобы войти через западные ворота, и попадаем в наше, еще не ставшее прошлым время – памятник Воинам-афганцам. Идем по кругу, читаем имена (3280) на плитах, каждая из которых – область Украинской ССР, откуда они призывались. Три фигуры воинов в центре круга, у их ног черные тюльпаны, а глаза устало и с надеждой смотрят на Лаврские купола.
Волна впечатлений переполняет сознание, входим в Лавру. И только оказавшись на длинной, полого уходящей вниз к источникам Антония и Феодосия тропе, постепенно приходим в спокойное состояние.
Вновь охватываем взглядом зеленые дали, живописные клумбы с розовыми кустами, вереницы людей, идущих к источникам и обратно. В самом низу тропы - часовни, сооруженные над источниками. Холодная вода смывает грустные впечатления, и мы умиротворенно усаживаемся на скамейке, чтобы еще некоторое время побыть в атмосфере покоя и чистоты. Уходить совсем не хочется, так бы и сидеть, вдыхая аромат роз, и ни о чем не думать. Даже некоторое столпотворение и очередь у воды не омрачает этого состояния.
Но надо двигаться дальше. Похоже, не все знают о существовании третьего источника Слеза Богородицы, потому что вместе с нами к нему идут только несколько человек. Выходим за крепостную стену Лавры снова к шумному шоссе. Через некоторое время видим тропинку, потом лесенку и, поднявшись по ней, попадаем в другой мир.
Оборудованный подвижниками очевидно на весьма скудные средства, скромный, деревенского вида источник представляет собой площадку с подпорной стенкой, из которой течет тонкая струйка воды. Чтобы набрать воду, надо подождать, а терпения хватает не у всех. При нас эта струйка стала заметно тоньше – странного вида дедушка стал ворчать на группу молодежи. Как только те ушли – вода побежала быстрее. Вкус ее оказался солоноватым, не таким как в двух верхних источниках. Выше источника часовня. Над самой стенкой установлен простой деревянный крест, который облепили голуби. Такая же простая икона Богородицы на рушнике укреплена над источником. Поодаль на площадке среди сплошных зарослей установлен столик и скамейки.
До трех часов, когда совершается молебен и по его окончании на верующих надевается целебная шапочка Преподобного Марка, было еще далеко, а нам предстоял еще путь на Софийскую площадь.
С большим сожалением покинули святое место и направились к ладье основателей Киева. И снова странные ассоциации навеваются образом памятника – открыт он в начале восьмидесятых и воспринимается как воспоминание о них. Рядом с плывущей ладьей заросшее камышом мелководье, подальше увидели рыбаков. Безлюдно, тихо, также пусто на пляжах левого берега, призывно желтеющих песком и залитых солнцем – стало ясно, что искупаться в Днепре нам придется в следующий приезд.
Попрощавшись с Днепром и основателями города, уже знакомым путем добираемся до станции метро Днiпро, подземный переход приведен в порядок, лампы восстановлены и вообще днем это место смотрится совсем иначе.
Меняем гривны на истертые пластмассовые жетоны и мчимся в центр города.
Выходим из метро Золотые ворота. Оттуда до Софии Киевской рукой подать.
Вскоре мы внутри Собора. Ждем экскурсовода. Память опять уносит в семидесятые: запах сырости и керосина, ободранные стены с редкими остатками росписи, под ногами сплошные неровности, плохое освещение, холод. Кое-где леса, на которых не видно рабочих.
А теперь первозданная красота самого древнего храма на Руси восстановлена. Потрясенная, стояла и не могла поверить, что этому чуду тысяча лет. Мозаики, фрески, росписи – все это на огромной высоте, под куполом. Удивляешься мастерству создателей прошлого и современных реставраторов. Ничего подобного в семидесятые годы предугадать было невозможно. Выложенные из сотен тысяч кусочков мозаики потрясают!
Выйдя после экскурсии во двор монастыря, наглядевшись на огромный казачий можжевельник, разросшийся на газоне, с сожалением покидаем это чудесное место. За оградой шумит город, а здесь райский сад, покой и безмятежность. Жаль, что на колокольню подняться уже не успеваем. Значит, еще вернемся в Киев обязательно!
В последний раз ужинаем в «Пузатой хате» - так и не смогли ей изменить, и прощай, Крещатик! Метро уносит нас к вокзалу.
Из Киева мы увозили тепло, яркие впечатления, целебную воду и большую корзину с фруктами, которую прямо к поезду принесла моя дорогая, хоть и дальняя кузина. В марте, когда у нас четвертый месяц зимы в подарок, августовский гостеприимный Киев продолжает звать к себе и согревать душу.
Так надо ли ехать в Киев?

                Москва, март, 2013 год