Врач Василий Петровский в Благодарном. 1903 г

Владимир Пузиков
100-летию введения земства в Ставропольской губернии - посвящается!


СЕЛЬСКИЙ ВРАЧ
ПЕТРОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

1. Первые медицинские учреждения в Новогригорьевском уезде

Завершающее десятилетие XIX века стало примечательным в жизни села Благодарного – с 1884 года уездного центра Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии.

 В 1894 году завершен строительством и освещен великолепный храм имени святого благоверного князя Александра Невского. Строительство храма обошлось обществу в 57 тысяч рублей. Многопудовые колокола на высокой звоннице оглашали степную округу на десятки верст.

В августе этого же года состоялось открытие Благодарненской тюрьмы, первой в уездах губернии. Здание, предусмотренное на пребывание в нем 90 сидельцев, сооружалось в течение двух лет по проекту известного архитектора Федора Карловича Кнорре. На строительство тюрьмы из казны были потрачены деньги, по тем временам немалые, более 60 тысяч рублей.

В административном корпусе тюрьмы на втором этаже была открыта больница на 10 коек – первое лечебное учреждение в огромном Новогригорьевском уезде. Заведование больницею принял на себя безвозмездно уездный врач Иван Васильевич Мартынов.

В 1953 году, когда Благодарненская тюрьма № 4 была переведена в город Пятигорск, то основной корпус пенитенциарного учреждения передали в ведение районного здравотдела. Сегодня в этом здании размещается неврологическое отделение Благодарненской районной больницы.

***

Весной 1897 года на пустыре, восточнее тюрьмы, развернулось строительство сельской лечебницы. Одни строители занимались земляными работами, другие – укладывали в основание здания камень-дикарь, третьи – подвозили на возведение стен рубленый камень-ракушечник с местного карьера.

Этому событию предшествовали длительные дебаты на губернском уровне.  Прошедшая 28 января 1897 года Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, в том числе Ставропольской губернии вызвала у чиновников большие разочарования.

Так в Новогригорьевском уезде было переписано 247 тысяч жителей, а в графе о роде занятий «Врачебная и санитарная деятельность» свои отметки поставили только 51 мужчина и 17 женщин.

В селе Благодарном переписано 12 212 человек. А врачевали лишь 11 мужчин и 1 женщина. На каждого лекаря приходилось более одной тысячи жителей, что не позволяло своевременно оказывать помощь больным.

***

Архивные источники позволяют с высокой достоверностью установить, как и когда зарождалось медицинское обслуживание сельского населения в Ставропольской губернии, и в частности в селе Благодарном.

Для улучшения оказания медицинской помощи сельскому населению «…17-го февраля 1897 года Высочайше утверждено положение о сельско-врачебной части в Ставропольской губернии с образованием новых штатов медицинского персонала.

По новому проекту к прежним 4-м окружным сельским врачам прибавлено еще 8…»

Организовывалось 12 сельских врачебных участков: Старомарьевский, Безопасненский, Медвеженский, Белоглинский, Сандатовский, Дивенский, Петровский, Благодарненский, Прасковейский, Воронцово-Александровский, Новоселицкий и Александровский.

Планировалось в каждом участке построить по лечебнице на 12 коек. Но, как всегда, денег в бюджете для народного здравия недоставало. Губернская комиссия приняла решение, что строительство будет вестись постепенно, по наличию средств.

А именно: «…в настоящее время имеется свободных сумм только на постройку четырех больниц, считая по 38 000 руб. на каждую больницу». Наметили строить лечебницы в селах Медвежьем, Александровском, Прасковейском и Благодарном.

Ходом строительства живо интересовался Ставропольский губернатор Николай Егорович Никофораки, а на месте в селе Благодарном: уездный исправник Андрей Максимович Мейлах, уездный врач Давид Самойлович Яходс и сельский врач Благодарненского участка Владимир Густавович Гедваль.

***

А в это время Василий Иванович Петровский, 1880 года рождения, которому у нас приписывают строительство земской больницы на 25 коек, только что поступил в Юрьевский университет Эстонии.

В 1902 году молодой врач В.И. Петровский получил назначение на должность участкового сельского врача Безопасненского участка Ставропольского уезда. На его участке размещались села: Московское, Донское, Тищенское, Птичье, Безопасное, Новогригорьевское, Кугультинское, Тугулукское, Казинское и поселок Нововасильев. От села Безопасного, где имелся врачебный пункт и проживал участковый врач, до ближайшего села было расстояние в 21 версту, а до самого дальнего – 46 верст.

В 1903 году В.И. Петровского назначают исполняющим обязанности уездного врача Медвеженского уезда, территория которого разделялась на три врачебных участка: Медвеженский, Белоглинский и Сандатовский. В уезде, самом крупном в губернии, проживало 278 тысяч человек, насчитывалось 35 крупных сел.

В августе-сентябре В.И. Петровский оказывал помощь летучему глазному отряду «Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых».

Руководитель отряда М.Д. Соколов в своем отчете упоминает врача Петровского: «…Деятельностью отряда в селе Медвежьем живо интересовались местные врачи: сельский врач Г.Я. Белоусов и уездный врач В.И. Петровский. Оба они посещали отряд и произвели по нескольку операций».

Это в корне меняет сложившееся у нас мнение, что Василий Иванович Петровский, после окончания университета, сразу же прибыл в село Благодарное.

***

За месяц напряженной работы глазной отряд в селе Медвежьем принял 720 больных. 12 сентября 1903 года отряд выехал в село Благодарное, ставшее с 1900 года центром Благодарненского уезда.

Из отчета М.Д. Соколова: «…Условия деятельности отряда в селе Благодарном были еще более благоприятны, так как, благодаря распоряжению губернского врача Станислава Николаевича Советова, отряд здесь работал в благоустроенной сельской больнице Министерства внутренних дел. В главном больничном здании отряду были предоставлены две большие палаты и одна маленькая.

Операции на глазном яблоке производились в обширной и светлой операционной больницы, причем отряд имел возможность пользоваться больничным стерилизатором. Отряду был отведен весь заразный барак больницы, состоящий из двух палат, средней комнаты, служившей для приема больных, и небольшой комнатки, приспособленной для офтальмосконирования.

 Кроме того, не умещавшиеся в означенных помещениях больные с операциями на веках, и люди, ожидавшие операции, помещались в больничной бане. Благодаря отведенным помещениям, явилась возможность поместить до 30 коек для больных…»

Работа отряда была хорошо налажена благодаря высоким организаторским способностям местного сельского врача Александра Владимировича Сурова. Руководитель отряда Соколов назвал лиц, помогавшим ему в Благодарном: «…Заведывание хозяйственной частью согласился взять на себя смотритель арестного дома Н.А. Юрьев и, несмотря на новизну для него этого дела, выполнил свои нелегкие обязанности в высшей степени умело и добросовестно. Фельдшерские обязанности исполнял фельдшер местной больницы П.И. Белошевец.

Постоянной добровольной помощницей, принесшей большую пользу во время производства операций и при перевязках, была акушерка-фельдшерица сельской больницы Лидия Ивановна Бердникова. Прислугу отряда составляли две сиделки и кухарка. К отряду были прикомандированы двое полицейских».
 
Работа отряда начиналась с 9 утра и с небольшим перерывом для обеда продолжалась до 7-8 часов вечера. Операции окулисты проводили две недели, с 12 по 26 сентября. Последняя неделя была посвящена долечиванию ранее оперированных больных и амбулаторному приему. 3 октября деятельность отряда была закончена.


2. Василий Иванович Петровский в Благодарном

В 1903 году в Ставропольской губернии были отмечены вспышки заразных болезней: сыпного и брюшного тифа, натуральной оспы, скарлатины, дифтерита, кори и коклюша. Не обошли они стороной и Благодарненский уезд. Население поражалось болезнями из-за плохих условий проживания, не качественной питьевой воды, недостаточного питания, а, порой, элементарного невежества.

В конце 1903 года В.И. Петровскому в Благодарненском уезде было предоставлено место сельского врача Благодарненского участка. Сменил он на этом посту А.В. Сурова, направленного на работу в Петровский участок.

Василию Ивановичу довелось работать во вновь выстроенной лечебнице, хорошо оборудованной инвентарем и обеспеченной инструментами. 12 коек для участковой сельской лечебницы было явно недостаточным. В случае необходимости можно было развернуть 20 коек, но скудное финансирование в 1500 рублей в год, не позволяло это осуществить. За год в сельской лечебнице было пролечено 84 человека, а вот в больнице при уездной тюрьме почти в два раза больше, 153 чел.

В зону ответственности врача Петровского входило 13 сел. В том числе: Сухобуйволинское, Высоцкое, Ореховское, Медведское, Шишкинское, Александрийское, Елисаветинское, Благодарное, Бурлацкое, Спасское, Сотниковское, Довсунское и Арзгирское. Работа врачей того времени была трудной и сложной по той причине, что  участки имели радиусы до 100 верст и нагрузку до 95 тысяч жителей. Молодому врачу Петровскому не дали времени на раскачку. Трудился он много, а это и требовалось для медицинской практики.

***

В селе Благодарном Василий Иванович встретил свою любовь, он женился на Шевченко Лидии Петровне, 1880 года рождения. Она была из зажиточной семьи.

Ее отец – купец первой гильдии Шевченко Петр Иванович был уважаемым в селе человеком, он избирался почетным мировым судьей Ставропольского губернского суда, с 1896-го года состоял попечителем Благодарненского сельского двухклассного училища. П.И. Шевченко и его сыновья имели в селе Благодарном хлебный амбар, склад земельных орудий, магазины по продаже леса и бакалейный.

В 1908 году в семье Петровских родился сын Борис. Накануне своего 95-летия академик РАН и РАМН, бывший министр здравоохранения СССР  Борис Васильевич Петровский отвечал на вопросы специального корреспондента журнала «Наука и жизнь» А. Мирлис: «…Борис Васильевич, ваше призвание было предопределено профессией отца?

Ответ: «…Да. И я хотел бы подчеркнуть, что призвание часто рождается в семье врача. Так и со мной. Отец был земским врачом в селе Благодарном… У нас в селе заболела единственная акушерка, и отец отвез маму в родильный дом в Ессентуки. Так что, рожден я в Ессентуках. Детство и юность мои прошли в родительском доме в Благодарном.

…Родительский кров, семейный уклад вспоминаю постоянно. За прошедшие почти сто лет отношение к семье сохранилось прежнее, как к очагу человеческого счастья. У меня было две сестры, потом появился приемный брат, еще через год – приемная сестра. Мама и папа не тяготились большой семьей, они любили детей. Дом наш был праздничным. Я стал «общим» врачом, как отец, потом специализировался по хирургии».

***

Василий Иванович Петровский проявил свой характер, знания, опыт и организаторские способности в борьбе с эпидемией холеры в 1910 году. Во второй половине июня зараженные холерой крестьяне были выявлены в селе Александрии, затем в селах Медведском, Алексеевском и Благодарном. В уезде с численностью жителей 267 тысяч человек было поражено эпидемией 37 поселений, выявлено 1759 больных, из которых 892 человека умерло.
 
Один из жителей уезда в газете «Северокавказская правда» писал: «…Для борьбы с эпидемией медицинская помощь у нас не достаточна. Уездный врач занят своими судебно-медицинскими делами, окружному же врачу нет совершенно отдыха, то в поездках, то занят в больнице. Врачи и фельдшера при них день и ночь бросаются на все стороны. Но при всем желании не успевают быть везде…»

Автор статьи вопрошает, что неужели купцы и зажиточные хозяева богатых сел «…не могут хотя бы на время, месяца на три, выписать для каждого села по одному врачу и по два фельдшера? Если нет инициаторов в этом деле, то, что же думает и молчит наша местная интеллигенция и купцы, имеющие большие претензии на открытие в Благодарном гимназии и требующие проведения ветви железной дороги? Неужели они не могут прийти на помощь народной беде.

Господа купцы, нажившие в Благодарном сотни и десятки тысяч, напрасно забывают, что они и отцы их нажили эти большие средства благодаря местному населению, которое дало им и дает им и впредь наживаться…»

Автор заключает: «…Пора благодаринцам оглядеться кругом и подумать, что страшная гостья-холера врасплох застала село, здесь даже для питья хорошей воды не имеется. Два колодца, откуда все жители берут воду, засорены и не имеют крышек; о навозе, мусоре и нечистотах всюду и говорить нечего. Следует серьезно подумать об антисанитарном состоянии нашего села…»

Летом 1910 года Ставропольский губернатор Б.М. Янушевич опубликовал в печати санитарные требования. Жителям губернии рекомендовалось мыть руки перед едой, соблюдать чистоту одежды и жилья, не допускать скоплений навоза и мусора, не рассыпать его при перевозках, не употреблять сырой воды, в меру пить спиртные напитки, меньше кушать овощей и фруктов, не препятствовать деятельности санитарным работникам при обеззараживании помещений.

30 июля губернатор обратился к настоятельнице Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря с просьбой выделить 50 послушниц в распоряжение губернского врачебного отделения для оказания помощи на местах. В Благодарненский уезд выехало 5 послушниц, которые в качестве сестер милосердия ухаживали за больными.

Наиболее массовое выделение больных холерой наблюдалось в период летних полевых работ. Во всех селах, пораженных эпидемией, на благотворительные средства были организованы бараки, нанимались санитары. Как правило, помещения под бараки выделялись сельским обществом, им же намечались отдельные здания для бараков,
хозяева которых давали расписки о предоставлении помещения при первом требовании.

 Можно сказать, гражданский подвиг совершил александрийский купец Аким Прокофьевич Лелеков, который для холерного барака уступил бесплатно свой дом.

Большой груз ответственности в борьбе с эпидемией лег на плечи уездного врача Бориса Владимировича Фальковского и участковых врачей: Благодаринского участка – Василия Ивановича Петровского, Дивенского участка – Петра Егоровича Охотина и Петровского участка – Василия Ивановича Киселева.

Раз в неделю фельдшера и урядники проводили подворные обходы, проверяли санитарное состояние жилищ и подворий. По ходатайству уездной санитарно-исполнительной комиссии во всех селах были закрыты ярмарки.

В храмах уезда проводились проповеди о мерах борьбы с холерой. Отложено начало занятий в школах. С 29 августа на 1 октября перенесены учебные сборы запасных нижних чинов.

***

Санитарная комиссия под руководством уездного исправника Николая Николаевича Александровича организовала сбор средств с имущих граждан по подписке. На собранные деньги закупалась предохранительная вакцина в Харьковском медицинском обществе. Прививки, в первую очередь, производились гражданам, пожертвовавшим деньги на борьбу с холерой, затем – медицинскому персоналу, полицейским чинам, санитарам, то есть лицам, работающим в очаге эпидемии.

Член санитарной комиссии В.И. Петровский составил отчет об израсходовании средств на борьбу с холерой: «…Собрано 720 рублей. На благотворительные средства выписано 620 флаконов вакцины. Всего привито 974 человека. Во всех селах, пораженных эпидемией, были организованы временные больнички.

В помощь волостным фельдшерам нанято 5 фельдшеров с содержанием до 100 рублей в месяц. Оправдательные документы хранятся у господина председателя комиссии Н.Н. Александровича. Весь приобретенный инвентарь сдан на хранение волостным правлениям».

В 1911 году В.И. Петровского,  с 1908 года имеющего чин коллежского асессора, как уже достаточно авторитетного человека в уезде, население избирает Почетным мировым судьей.


3. Врачи против земства

29 мая 1916 года в городе Ставрополе заседала врачебно-санитарная земская комиссия, на которой были рассмотрены вопросы, касающиеся состояния врачебных дел, в том числе и в Благодарненском уезде.

Заведующий санитарным отделом К.Ф. Станкевич, новый человек в Ставропольской губернии, только что вернулся из командировки в село Константиновское. В этом селе свирепствовала эпидемия сыпного тифа, заразилась и умерла местный фельдшер.

Под впечатлением от поездки в эпицентр заразы, К.Ф. Станкевич рассказывал: «…Я выступил с лекцией перед жителями села. Меня они слушали внимательно. Но после лекции крестьяне разразились грозными восклицаниями, воплями возмущения в адрес земства и земских врачей. В этом ропоте слышалось недоверие к земству и принимаемым им мероприятиям.

В создавшемся отношении населения к земству, отчасти, виноваты сами земские деятели, так как с их стороны мало приложено стараний к сближению с населением и разъяснению значения земства. Грубое отношение земства к врачам и фельдшерам не дает возможности задержать на работе медицинский персонал».

Председатель заседания А.М. Кухтин объяснил поведение крестьян их самобытностью, а именно: «…Здесь население, не знавшее крепостной зависимости, не ждет, когда «…приедет барин, барин нас рассудить», оно само судит! Ни лекции, ни рассуждения на население не действуют. Тут необходима пропаганда делом, фактами. Населению не страшны налоги, так как оно состоятельно, но за налоги оно требует известного эквивалента».

К.Ф. Станкевич продолжил. Он говорил о том, что земские деятели могли бы значительно улучшить свою работу, если бы исправляли допущенные ошибки. Но этого не наблюдается.

Например, «…в Благодаринском и Медвеженском уездах не уживаются врачи и фельдшерский персонал, потому что, там создались условия, невозможные для нормальной работы. В результате в Благодаринском уезде остался фактически 1 врач на весь уезд».

Таким единственным участковым врачом, не покинувшим Благодарненский уезд, был Петр Егорович Охотин. Он участвовал в работе комиссии и заявил, что до тех пор, пока не будут улучшены условия политической и экономической жизни страны, мы не сдвинемся с мертвой точки застоя.

Еще конкретнее высказался врач И.Р. Хецров: «…Мы должны ясно и определенно сказать, что при таких условиях работать нельзя! Наш протест, в конце концов, должен быть услышан населением. Земские деятели неправильно ведут земские дела. Следует предупредить их о возможном крахе земства при существующих условиях…» Участники совещания согласились с мнением доктора Хецрова.

***

Невыносимых условий для медицины, созданных чиновниками земства, внедряемого в нашей губернии с 1913 года, врач Петровский не выдержал, и в 1916 году убыл в город Кисловодск.

Здесь он работал главным санитарным инспектором, а в советское время – старшим врачом Дома отдыха ВЦИК «Красные Камни».

29 мая 2013 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков.