Лаконичность или лень?

Давид Павельев
Павельев Д.Д.

Лаконичность или лень?


Согласно нехитрой статистике, самым популярным прозаическим жанром на литературных порталах является «миниатюра». Жанр миниатюры получил широкое распространение в Интернете, и можно с уверенностью говорить, что развитие этого жанра является отличительным признаком состояния русской литературы начала ХХI века, как, скажем, развитие романа — отличительная особенность литературы середины ХIХ века.   

И конечно же, у людей с пытливым умом ( а литература предназначена для людей именно с таким умом или для тех, кто хочет сделать его таковым ) обязательно возникнет самый естественный, знакомый нам с самого раннего детства вопрос: «Почему?»

Попытка ответить на него неминуемо ставит новый вопрос: неужели наши современные писатели обленились настолько, что им уже жаль тратить время на написание романов, повестей или даже рассказов? Либо же наоборот, главное отличие наших современников от классиков в небывалой  лаконичности, нежелании разбрасываться словами попусту и излагать свою мысль предельно коротко, ёмко и точно?

Попытаемся ответить на этот вопрос вместе с вами, уважаемый Читатель с пытливым умом!

Для начала я предлагаю небольшой экскурс в историю. В том виде, в котором этот жанр выглядит сейчас, он зародился в начале ХХ века. Пионерами миниатюры были два очень разных по творческой манере и по мировоззрению писателя — Иван Алексеевич Бунин и Викентий Викентьевич Вересаев. Справедливости ради стоит отметить, что первую миниатюру создал именно Вересаев. Свои опыты он объединил в сборник «Не выдуманные истории о прошлом». Некоторые из этих миниатюр можно было бы привести здесь полностью, потому что они занимают всего несколько строчек. Но я не хочу делать этого. Я хочу заинтересовать всех, кто ещё не знаком с творчеством этого замечательного писателя, так что пусть Читатель с пытливым умом сам найдёт его тексты и проанализирует их.

Свой интерес к жанру миниатюры Вересаев объяснял тем, что настоящий писатель должен экономить время читателя, и мысль, которую можно «растянуть» на целый роман, можно коротко и ёмко изложить в небольшом произведении на страницу максимум. Кстати, позвольте сделать небольшое отступление. Если вы интересуетесь историей русской литературы, портретами известных и неизвестных писателей и выдающихся личностей своего времени, очерки Вересаева станут для Вас бесценнейшим проводником в мир России конца ХIX – начала ХХ веков и источником сведений, которых нет даже в современном Интернете.

Но вернёмся к сути вопроса. В отличие от неукоснительного реалиста Вересаева, Бунин, чьё творчество насыщено эмоциональностью, чувственностью, субъективизмом, яркими образами, аллегориями находил в жанре миниатюры свои притягательные стороны. Для Бунина миниатюра — возможность сконцентрировать внимание читателя на одном образе, а не на сюжете, и тем самым сделать его максимально убедительным, объёмным, завораживающим ( «Антоновские яблоки» ). Также яркими примерами таких миниатюр являются короткие произведения из цикла «Тёмные аллеи» - «Горбун», «Ночь посвящения» и многие другие. Эти произведения также очень близки к современному пониманию миниатюры, какой мы привыкли читать её на литературных порталах или блогах.

Но, что немаловажно, ни Бунин, ни Вересаев не называли свои произведения миниатюрами. Бунин использовал обозначение «рассказ», Вересаев — «очерк».

Сам термин «миниатюра» пришёл в литературу из театра, где в свою очередь был позаимствован в живописи. Вообще в культуре термином «миниатюра» всегда обозначалось что-то очень маленькое: набросок, зарисовка, этюд. Можно сказать, даже не просто маленькое по форме, но и маленькое по содержанию, неполноценное по отношению к более крупным формам. В литературе же термин стал использоваться уже в наше время, с развитием сетевой литературы.

Итак, видно, что «миниатюра» - не есть жанр. Скорее этот термин объединяет маленький очерк, маленькую новеллу ( то есть вполне целостные и законченные произведения ), а также этюд, набросок, зарисовку, то есть формы, которые должны являться скорее материалом для дальнейших, более крупных и логически-выстроенных произведений.

Незаконченность таких миниатюр, кстати, тоже ведёт историю от классиков русской литературы. Так Вересаев иногда сравнивал свои очерки с записями в записной книжке, а иногда... и просто не делал между ними никакой разницы. Так, помимо огромного ценного вклада в развитие русской литературы Викентий Викентьевич добавил - таки и ложечку дёгтя, показав дурной пример некоторым склонным к лени писателям.

Однако, я всё же считаю, что наблюдаемые в сетевой литературе явления отягощают совесть не только Вересаева. Причина кроется и в самом Интернете. Я уже писал о том, что Интернет невероятно ускорил процесс общения автора и читателя. Я отмечал все положительные стороны этого ускорения, забыв упомянуть об одной пикантной проблеме. Всё дело в том, что перед писателем встаёт необходимость постоянно напоминать о себе читателю, чтобы о нём не забыли. Делать это можно и нужно главным образом публикациями новых произведений. А ведь бывает такое, что хоть ты тресни, а ничего путного не пишется ( на этой неделе ). Потому авторам приходится публиковать всё, что приходит в голову: короткие наброски, заметки, зачатки будущих произведений — всё безжалостно отдаётся на суд читателя.

Потому мы приходим к следующему выводу — не развитие жанра миниатюры ( который, на поверку оказался вовсе и не жанр ) является отличительной особенностью современной русской литературы. Характерной особенностью нашей новой, свободной сетевой литературы является её стремительность, скорость и динамика.

Я хочу обратиться к уважаемым Читателям. Мы должны ожидать каждое новое произведение любимых авторов, предвкушать их, обсуждать и смаковать уже опубликованное, но ни в коем случае не торопить авторов. Ведь быстро — не всегда качественно. Каждой мысли нужно позволить настояться, сформулироваться. Конечно же, всему своё время. Литература — это в некотором роде производство, и потому мы должны уметь дожидаться, чтобы получить качественную, красиво изложенную мысль.

Также я хочу обратиться к уважаемым Авторам. Если вы талантливы, если вы нашли своего читателя, вы не должны разочаровывать его недозрелыми плодами вашей творческой деятельности. Если Вы способны на большее, чем простая зарисовка, или как её называют, «миниатюра», то Вы должны накапливать свой писательский багаж, а не расплёскивать его по пустякам, ведь это может отвернуть от Вас читателя.

Читатель же, если общение с вами интересно для него, простит Вам отсутствие новых публикаций, каким бы долгим оно ни было ( ведь всё относительно. Для Интернета и неделя — вечность ).

И пару слов уважаемым критикам и литературоведам, моим как уже занятым активной деятельностью коллегам, так и будущим, кто только становится на этот путь. Нам надо поработать над системой жанровой классификации. Зачастую авторы литературных порталов проявляют полнейший нигилизм и безграмотность в отношении того, в какой раздел размещать своё произведение. В «миниатюрах» оказываются целые романы и наоборот. Способствует этому и неопределённость самих разделов ( так, например, на портале «Проза.Ру» соседствуют разделы «рассказ» и «новелла», и отсутствует раздел «очерк», в то время как очерк и новелла — это разновидности рассказа ). Я предлагаю профессионально подготовить предложения редакциям литературных порталов по изменению структуры разделов.

Неразбериха в жанрах и разделах затрудняет поиск читателями интересующих его авторов, произведений и направлений.

P.S.

Эта статья посвящается всем талантливым авторам, «миниатюры» которых невозможно подвергнуть анализу и грамотно рецензировать.