Немного о викканской сцене

Джеймс Александр Даркфорс
  Если речь заходит о том, что люди неправильно вписывают кого-либо в какую-либо сцену, стоит рассказать об этой сцене что-то, чтобы потенциальный слушатель примерно себе представлял, что он будет иметь в своей фонотеке, и чего ему ждать от данной сцены, как говорится. Так что после заявления о том, каким местом BLACKMORE’S NIGHT прилегают к «викканской сцене», вполне логично будет объяснить, что это за сцена такая, и в чём ошибаются критики BLACKMORE’S NIGHT в своих отнесениях данной группы к описываемой ниже сцене.
  И сразу же – если не всё, что имеет в музыке элементы европейского фолка и антураж «чего-то со средневековым уклоном», то не всё, где есть викканская символика имеет сильно большое отношение к Викке и «викканской сцене» (если вообще в рамках pagan folk можно выделять данную сцену в нечто особое). К примеру, у SNAP и C & C MUSIC FACTORY в некотором количестве композиций присутствуют хард-роковые гитары, но как SNAP и C & C MUSIC FACTORY числились по ведомству хип-хопа, так и продолжают числиться. А то так можно и TWISTED SISTER записать в клоунаду только из-за грима. Или сразу в завсегдатаи клуба «Blitz», к которому подобных персонажей не подпускали на пушечный выстрел.
  Для любого отнесения к специфической сцене должны быть некие отличительные черты, иначе такое отнесение будет «от фонаря». Это и является на самом деле камнем преткновения для того, что мы здесь и далее уже без кавычек обозначим, как Wiccan Scene. Дело в том, что на самом деле музыка неоднородна. От фолка и фолк-рока до new age и ethereal, проходя и сквозь вполне традиционный рок и даже lo-fi. В принципе, можно опереться на тексты, да и моменты имиджа могут, на первый взгляд, пригодиться (хотя вот это спорно).
  Очень много проектов, сильно ориентированных на акустическое звучание, иногда с очень сильным упором на перкуссию (SJ Tucker, как типичный образец). Причём, акустические проекты здесь пользуются не только банальным набором из акустической гитары, пары вариантов флейт и скрипки. То есть могут использоваться контрабас (со смычком, сразу стоит заметить), виолончель, колёсная лира, бодран, джембе, бузуки. Естественно, проекты на фолк-основе по большей части ориентированы на кельтскую составляющую (то, что известный русский фолк-пурист Виталий Петухов презрительно обозначил, как «кельцкая музыка», я уж не буду добавлять, для кого, по его мнению, этот репертуар предназначен – чтобы не оскорбить людей, многие из которых, положа руку на сердце, заслуживают большего уважения, чем Петухов), хотя в чистом виде «фолком» их назвать можно с очень сильной натяжкой. Скажем так, нечто на основе neofolk. Это будет точнее.
  Разумеется, есть и составы с сильной электрической составляющей, типичным примером такого состава можно назвать SPIRAL DANCE, которые часто выступают и в акустике, будучи в части музыки сродни таким проектам, как LINDISFARNE, FAIRPORT CONVENTION или STEELEY SPAN – при учёте того, что «мэтры» лишены ярко выраженного религиозного начала в творчестве.
  Естественно, не просто немаловажная составляющая выступлений на данной сцене – ритуальная, то есть именно проведение магических ритуалов во время выступления, пусть на уровне тех же песен. Собственно, если вы придаёте большое значение магической составляющей своей деятельности, это и должно произойти, как и формирование сцены вообще, ведь даже то, что по форме не является ритуалом магии, всё равно будет нести магическое в себе, если вы этим живёте от и до. Даже если вы не будете «ритуально» одеты и не будете петь ярко выраженных молитв и заклинаний.
  Викканская сцена иногда пересекается с сообществом tribal bellydance (хотя в целом их стоит очень чётко разграничивать). Например, известная своей языческой тематикой группа OMNIA неоднократно выступала с танцевальным трио LAS FUEGAS, которое совмещает tribal с работой с огнём и «факирскими» представлениями.
  Кстати, о «фаерщиках», к их числу можно отнести и певицу, которая одной из первых упоминается в связи с Wiccan Scene – SJ Tucker, у неё есть клип, где она работает с огнём (не музыкальный, сразу предупреждаю).
  При беглом просмотре может показаться, что викканские проекты по большей части опираются на женский вокал (SPIRAL DANCE, Wendy Rule, SJ Tucker, Loreena McKennitt, LIBANA), но всё же есть проекты с доминирующим или исключительно мужским вокалом (Damh the Bard, EMERALD ROSE, THE DOLMEN).
  Назвать это явление «новым» было бы неверно, так как очень многие его представители на сцене очень давно, и молодёжью их назвать могут разве что ровесники Арло Гатри и Боба Дилана с присными. Хотя верно и то, что действительно молодых даже для того, что принято всё-таки называть неофолком, проектов здесь тоже хватает с избытком, речь о проектах, которые образовались уже в 2000-е годы. Впрочем, возраст на самом деле тут несколько не первичен, поскольку такая замкнутая среда в плане отношений друг с другом является «большой деревней», и появление каких-то совместных проектов или просто выступления на одной сцене в разовом порядке участников нескольких проектов здесь в порядке вещей.
  Что ж, это всё в общих чертах и без учёта стилевых тонкостей, которые способны пробудить Василия Дорбеко даже в человеке, который не любит «Церковь Ваганыча». Возможно, стоит попробовать рассмотреть проекты, которые более или менее можно отнести к викканской сцене или родственному ей pagan folk. Конечно, это не даст уж совсем полной картины, но стоит всё-таки немного рассказать, кто они такие (и почему Кэндис Найт сюда не относится).
  Наверное, у многих (глубже вонзай самокритику) интерес к Wiccan Scene появился, благодаря английскому готико-«металлическому» (хотя у них хватает и намного более мягкой, даже акустической музыки) составу INKUBUS SUKKUBUS, который действительно часто пользуется викканской символикой (пентаграмма, Тройная Луна), а на одном из альбомов у них даже была в качестве цитаты на обложке финальная фраза из «Викканского наставления». Но всё же отнесение их к «сцене» на самом деле крайне сомнительно, поскольку они всё же ближе к традиционному gothic metal, как культуре, не говоря уже о том, что ранняя тематика их песен часто содержит не жалуемую многими викканами «чертовщинку», да и в наше время IS не особо от этой темы отходят, несмотря на преобладание в песнях атмосферы, которая связана с языческой магией, тематикой Эпохи Костров (Burning Times, как говорят в англоязычных странах о самом жутком для европейских ведьм и тех, кого за них приняли, периоде истории) и кельтских божеств.
  Точно к викканской сцене относятся и часто появляются на соответствующих мероприятиях австралийцы SPIRAL DANCE, чьё название кому-то напомнит о викканском обряде, а кому-то – о книге американской ведьмы Стархоук. Довольно стабильный в целом состав был собран в городе Аделаида  вокалисткой Адриенн Пиггот (Adrienne Piggott) в 1992 году. Группа с нетяжёлым звучанием, обильным использованием «кельтики», очень большим количеством акустических инструментов в записи, но всё же прочно стоящая на «электрической опоре». Играющий в группе на ирландской гармонике Пол Гудинг даже часто использует сделанный на заказ инструмент, который может также использоваться, как MIDI-контроллер, эта гармоника получила название «Alchemist». По аранжировкам можно смело сказать, что участники проекта основательно вдохновлялись английскими «прогрессивными» группами, работающими на фольклорной основе, в частности, STEELEY SPAN и FAIRPORT CONVENTION, так что фолк-составляющая у этой группы оказывается в равновесии с элементами традиционного рока 1969-73 годов, всё же в поп-рок ещё не переходящего, что не мешает группе делать вполне энергичные, даже танцевальные композиции, и серьёзность текстов с нередкими отсылками к средневековой истории и античности танцам на концертах совсем не мешает. В костюмированных представлениях и «тематически одетой» публике SPIRAL DANCE особо не нуждаются, и если сравнивать их по части запросов с BLACKMORE’S NIGHT, австралийцы намного скромнее в этой части. Впрочем, превращение в «попсу» этой группе в ближайшее время вряд ли грозит.
  Ещё одна значимая персона из Австралии, на сей раз – уроженка Сиднея, сейчас живущая в Мельбурне. Её зовут Венди Рул (Wendy Rule), она играет на гитаре и поёт в стиле, который не очень поддаётся определению. Элементы джаза, эмбиента, фолка, очень сильно основанного на акустическом саунде (Рул часто выступает в одиночку, под акустическую гитару). «Готический» в понимании масс имидж, голос, чем-то напоминающий французских эстрадных певиц старой школы, хотя поёт она всё же по-английски. Среди влияний называет DEAD CAN DANCE и Ника Кейва. Карьеру она начала немного позже SPIRAL DANCE, с которыми как-то даже пересекалась на одной сцене. Рул не только поёт, она ещё и практикующая ведьма, что она и не стремится скрывать. Её стиль не очень основан на электричестве, чаще всего её состав акустический, хотя в большей части её музыка «готическая», нежели «фолковая», даже можно назвать её декадентской, но это определение всё-таки спорно, несмотря на обилиё чёрного цвета в одежде и некоторую визуальную экстравагантность – впрочем, очень сдержанную. Как и у SPIRAL DANCE, аудитория у Венди Рул не слишком большая, хотя она активно выступает и получила международное признание.
  Пожалуй, один из классических образцов new age / ethereal на данной сцене - Лорина Мак-Кеннитт (Loreena McKennith). Свой первый альбом она записала тогда, когда никто не знал никакого Юрия Андрейчука, а журнал, в котором показал свою фолк-пуристическую сущность Виталий Петухов, не назывался даже «Rock-Fuzz», да и не было его – на дворе стоял 1985 год. Технически качественная музыка по большей части ирландского происхождения, но никоим образом не пуристическая, Мак-Кеннитт может задействовать в записи совсем не ирландские инструменты – ситар, балалайка, тамбурин, не говоря уже о ставшем частью стандартного инструментария таких проектов греческом бузуки. Все свои записи она выпускает с помощью собственного лейбла «Quinland Road». Поздние работы Мак-Кеннитт и вовсе не пуристичны по стилистике, и там с лёгкостью присутствуют не только ирландские, но и испанские и арабские влияния. Музыка всё же остаётся мягкой и гладко записанной, её на самом деле не совсем верно было бы называть «фолком», куда больше подходит определение «world music», которое применяют по отношению к музыкантам, экспериментирующим с этникой без конкретной привязки к своему происхождению и вообще какой-то чётко выделенной традиции. Вопрос убеждений, конечно, делает присутствие в данном списке Лорины Мак-Кеннитт спорным, но чего нельзя отрицать – она действительно на многих здесь оказала влияние.
  Близко сюда находится творчество Лизы Тил (Lisa Thiel), которая как раз имеет самое прямое отношение к викканской сцене, с которой тематика её песен очень тесно связана, в частности, песни на тему Саббатов, Богини во всех проявлениях, фей (Frau L, помнится, чесала свои национал-медиевистские кулачки о приделанный скотчем к «боксёрскому манекену» портрет Кэндис Найт как раз за это) и Элементов. Опять же, мягкий звук, почти полностью основанный на акустических инструментах, не «привязанный» сильно к конкретной этнической группе, хотя в основе всё же пресловутая «кельтика». Впрочем, есть тут песни и не только на викканскую тему, но и на буддийскую и индуистскую. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Если говорить об аудитории, то более-менее чётко выраженная тематика – это залог того, что аудитория будет специфической, и за её пределами популярность будет весьма скромной, что и имеем.
  EMERALD ROSE – ещё один вполне традиционный для викканской сцены проект. «Кельтика», много акустического в звуке (если не сказать, что он вообще построен на акустических инструментах), мягкий саунд, что не мешает этой группе создавать песни, которые являются очень даже танцевальными. Соответствующая тематика, иногда поданная с юмором. Состав полностью мужской, что весьма интересно, так как в «языческом крыле» неофолковой сцены проекты с преобладанием мужского вокала чаще ориентированы на несколько другие идеи. Конечно, этот проект не единственный полностью мужской по составу на Wiccan Scene, есть и другие.
  Таков «проект из одного человека» – Бард Дав (Damh the Bard), которого по паспорту зовут Дэвид Смит. Он активно сотрудничает с английским «Order of Bards, Ovates and Druids», а его музыкальная карьера началась в 1976 году, когда он, овладев в достаточной мере акустической гитарой, начал играть по пабам и клубам. В принципе, сам по себе проект Барда Дава – это он сам и его гитара, хотя к сотрудничеству с себе подобными Дав открыт, в частности, он отыграл чуть ли не целый тур с австралийцами SPIRAL DANCE. Музыкально (в принципе, этим он схож с теми же EMERALD ROSE, да и многими коллегами по сцене) Дав является самым, что ни на есть, типичным фолксингером вроде Боба Дилана, Пита Сигера или Арло Гатри, разумеется, с поправкой на английское происхождение и проживание. Его музыка не такая изощрённая по аранжировкам, как у тех же SPIRAL DANCE, но Дав – «корневой» фолксингер, который больше ориентируется на текстовую сторону своих песен, а музыка у него несколько на втором плане в этом отношении. Впрочем, в его карьере была и группа SPIRAL CASTLE (ещё один полностью мужской состав), эта группа активно выступала до 2000 года, после чего основная карьера Дава перешла в сольный вариант. В силу увлечённости Дава Виккой и кельтскими языческими темами, его аудитория по большей части достаточно «тематическая», как и у основной массы проектов, которые реально связаны с Wiccan Scene и близкими к ней представителями pagan folk.
  «Спиральную» тему продолжает SPIRAL RHYTM, в основном состоящий из женщин и насчитывающий не меньше шести участников. Проект сильно ориентирован на перкуссию (те самые джембе, так полюбившиеся проектам, ориентированным на pagan folk и викканскую сцену, да и не только они), и кроме перкуссии и голосов может ничего не использовать, впрочем, при таком количестве хорошо поставленных голосов в группе этого уже достаточно, а в той музыке, на которую они ориентированы, плотность звука, которая сейчас распространена на поп-сцене, не является сильно как-то необходимой. Собственно, туда-то как раз SR не стремятся, будучи куда больше группой для «своей» аудитории, достаточно узкой, если сравнивать с теми же INKUBUS SUKKUBUS, равно как и BLACKMORE’S NIGHT.
  В принципе, как и уроженка Арканзаса Эс-Джей Такер (SJ Tucker), также известная, как Sooj или Skinny White Chick (так назывался один из её ранних составов, и сейчас так называется её личный лейбл). В 2006 году она также собрала акустическое трио TRICKY PIXIE, по музыке мало отличающееся от её сольных экспериментов, чаще всего ориентированных на гитару и вокал. Ещё один её проект – это синтез музыки и fire show, получивший название FIRE & STRINGS, здесь нашло своё применение увлечение Судж фаер-шоу, чем она занимается с увлечением, не уступающим таковому в музыке и концертной болтовне (Судж иногда до конца не уверена, музыкальное у неё шоу или разговорное, поэтому между песнями она может вести довольно долгие разговоры). Совсем не «этническая» манера одеваться, больше похожая на собирательный портрет «эмо» в нетрезвом сознании некоторых граждан: косы из канекалона, яркие цвета, любовь к полосатым колготкам и гольфам, а также готовый предмет для шаржей и пародий – широкие цилиндры, выдержанные в одном из цветов её сценических костюмов. Плюс к этому страсть к различного рода юмору, плавно перетекающим из сценических разговоров в некоторые песни (чего стоит «Truth About Ninjas»).
  Я говорил о группе OMNIA? Нет? Что ж, пусть формально она не является уж такой викканской (скажем, если сравнивать с теми же SPIRAL RHYTM или Бардом Давом), но в среде pagan folk это очень влиятельный проект, и многие представители Wiccan Scene позаимствовали от этого квинтета имидж (похожие на классическую «кельтику» узоры на теле и лице, чёрная одежда в мрачновато-«косплейном» стиле) и их подход к подбору инструментов – диджериду, колёсная лира, бузуки, ударная установка, в которой нет «железа», бодран, акустическая гитара. Конечно, копий OMNIA «один в один» автор этих строк не встречал на данный момент. Кстати, о теме ведьм – у них в репертуаре есть песня «Witches Brew», которая основана на отрывке из «Макбета» (кстати, сие творение Шекспира у английских театралов пользуется весьма непростой славой, многие боятся играть в данной пьесе именно из-за этого фрагмента). Тема староевропейской Традиции (тех же Саббатов) у OMNIA тоже присутствует достаточно хорошо, но всё же точно назвать этот проект «викканским» вряд ли так уж возможно.
  Ещё один «родственник» Барда Дава –  Gwydion Pendderwen (не рискую делать русскую транскрипцию его имени, так как высок риск ошибки в передаче звуков). По саунду и стилю его проще всего определить английским «singer-songwriter», не совсем верно соотносимым в России с местным определением слова «бард». Gwydion Pendderwen ориентируется на почти акустический состав, но его творчество назвать чисто фольклорным не будет верным, так как у него можно обнаружить элементы диксиленда, кантри, а «кельтики», как её обычно понимают, в песнях может просто не быть, даже его стиль можно назвать «американским». В текстовом и идеологическом же отношении данный проект является представителем именно Wiccan Scene.
  SILVER ON THE TREE – вот это уже классическая «викканская» группа. Акустическая гитара, многоголосие, скрипка, джембе, мягкий звук, никакого «электричества». В чистом виде это не назовёшь уж такой «кельтикой», а кто-то даже обнаруживает здесь элементы new age. Соответствующая тематика песен, весь сценический образ группы – мало останется сомнений в том, на какую аудиторию ориентирована их музыка. Со всеми вытекающими последствиями в плане аудитории.
  А вот американский состав PANDEMONAEON и его вокалистка Шарон Найт (Sharon Knight) – это уже совсем другая история. Если к кому-то этот проект можно посчитать близкими в плане музыки (и то, не совсем корректно), то к INKUBUS SUKKUBUS, особенно, когда речь заходит о группе, а не о сольном проекте, который всё же больше ориентирован на акустическое звучание, а не на хард-рок с сильным влиянием пресловутой «кельтики» и музыки Ближнего Востока – сама Найт называет это «музыкой для bellydancers в боевых ботинках». Ещё одно сходство с IS (и с BLACKMORE’S NIGHT, что забавно) – это то, что оба проекта делаются семейной парой в лице самой Шарон Найт и её мужа, немца с псевдонимом Винтер (Winter). Впрочем, по сравнению со своими «родственниками побогаче» оба этих проекта не так популярны у масс. Хотя в чистом виде к ним куда ближе определение «pagan», а не «wiccan». Впрочем, о спорности этого определения – отдельный разговор.
  Сюда же можно отнести и играющих progressive metal ENVOL, которые несколько выбиваются из числа ярко выраженных «фолковых» команд, как и электронно-экспериментальные AFTERLIFE EXPERIENCE, но идеологическая составляющая – это уже совсем другая вещь, нежели музыка.
  Описанные выше проекты можно назвать достаточно неприхотливыми в вопросах места выступления и аппаратуры (особенно этим отличаются акустические проекты). Они выступают на площадках от большого тематического фестиваля до квартирного концерта или просто клуба, в котором организуется частное мероприятие – кстати, в отличии от BLACKMORE’S NIGHT, которые достаточно требовательны, если посмотреть (оформление сцены, вопрос «дресс-кода первых рядов»). Это некоммерческая сцена, и концерт может быть организован исключительно для своих, что объяснимо: часто эта встреча предполагает то, что в действо будут вовлечены все, и это сродни тому, как на молитве в христианском или мусульманском храме присутствовали бы зрители, не имеющие к конфессии никакого отношения. Хотя немалая часть концертов является именно музыкальным мероприятием, куда может прийти, оплатив вход, человек, которого интересует именно музыкальная составляющая данных проектов.
  Ещё момент – это то, что вообще существует вопрос, насколько имеет смысл выделять данную сцену, как нечто более-менее оформленное. Очень часто так называемые «викканские» проекты в действительности ни к какой традиции и конфессии чёткой привязки не имеют. В фонотеку викканина может попасть исполнитель или группа, которые конкретно взятому викканину просто симпатичны, и в их песнях присутствует подходящая тематика (те же ILLARIA, МЕЛЬНИЦА), но это лишь тематика некоторых песен. Не далее того. Многие проекты, так или иначе близкие к Wiccan Scene и даже повлиявшие на неё (хороший пример – FAUN) прямого отношения к этой сцене не имеют, их правильнее назвать «языческими» в собирательном смысле, да и есть уже определение pagan folk и pagan metal, скажем.
  Собственно, на этом стоит поставить точку именно в данном рассуждении. Чуть дальше за его пределами она всё равно превратится в многоточие. Но это уже совсем другие разговоры.