Кому на Руси жить хорошо

Алексей Горшков
Кому на Руси жить хорошо
Современная сказка

В одной глухой деревне, название которой уж стёрлось из памяти, жили-были старик со старухой. Худо-бедно жили, да не тужили. Уж так на Руси испокон веку завелось. Было у стариков четыре сына. Старшего, - Ильёй звали. Был он силушки богатырской, чем и гордился. Среднего, – Добрыней величали. Он шибко сообразительным был. Младшего сына Алёшкой звали. Он хитростью своей славился. Ну а совсем младшенького сыночка Иванушкой кликали. А он ничем похвалиться не мог. Ну, дурак-дураком!
Хоть в семье стариков четыре сына подрастало, да проку от них никакого не было. Не желали они работать, да и всё тут. Илья любил на печи полежать. А когда бабка его оттудова сгоняла, он по деревне бегал и всех парней мутузил. Добрыня целыми днями соображал. Сидит на завалинке и всё соображает, соображает, соображает. Алёша на печи не лежал, на завалинке не сидел, а всё больше по девкам бегал. Любил он по девкам бегать – одна радость в деревне! Ну, а Иванушка-дурачок, целыми днями по улице жестянку гонял, которая ещё от американского ликбиза осталась. Так что весь дом на плечах стариков был. А силы-то уж не те, что когда-то были. Всё трудней и трудней становилось прокормить сыновей непутёвых.
Вот однажды собрали старики своих сыновей на разговор серьёзный. Собрали, пересчитали: Илюша, Добрынюшка, Иванушка,… а где же Алёшенька? Ну, через часок подошел и Алешка, который по важным делам отсутствовал. Старики и говорят сыновьям: «Вот что, сыночки любимые. Вы уж повзрослели, слава богу. Вот и Иванушке асьмнадцатый годок стукнул. Пора вам самим свою судьбу строить, на хлеб зарабатывать. Так что ступайте, сыночки, на все четыре стороны, да про своих родителей не забывайте.
Собрали старики сыновей в дорогу. Одели во всё лучшее, только что заштопанное. Еды немного в дорогу дали. И единственного своего мерина Зенита отдали, который еле на ногах держался. Может, он когда и был весёлым «Зенитом», да стал больше на «Тучку» походить – таким хмурным выглядел. Распрощались сыновья с родителями, облобызались  трижды, как положено, и в дальний путь отправились. Туда,  не знаю куда. Искать то, не знаю что. Ну, так на Руси завелось испокон веку.
Шли братья, шли, долог ли, короток был путь, а повстречался на их пути огромный камень на распутье трёх дорог. Из всех братьев только Добрыня грамотный был, он и прочёл, что на камне было написано. А написано вот что было:

Направо пойдешь – богатым быть.
Налево пойдешь – женатым быть.
Прямо пойдешь – битым быть.

Стали братья спорить, по какой дороге дальше идти. Иванушка говорит – по правой, чтоб разбогатеть. Илья говорит – по левой, чтоб жениться. А Добрыня ничего не говорит – соображает. Стали спорить так, что кулаки в ход пошли.  Илья орёт: «Жениться хочу!». Алеша ему в ответ: «А женилка у тебя работает?»  Илья в ответ: «Когда как. Когда работает, а когда не работает. Только всё равно жениться хочу!» Повернулись братья к Добрыне и спрашивают: «А ты чего хошь?» «А я тоже кое-чего хочу. Щас только подумаю», - говорит Добрыня. И с этими словами пошел за кустик, присел и думать стал. Тут Илья и Алёша снова стали кулаками махать. И угомонились только, когда Алеша Илье глаз подбил, а Илья Алеше два зуба передних выбил. Смотрят драчуны, а Иванушка пропал. Глядят, - а Иванушка уж далеко-далеко пыль поднимает на правой дороге.
- Вот, дуралей. За богатством пошёл. Туда, не знаю куда, - смеётся ему вслед Илья.
- А как богатство-то зарабатывать будет? Ничего ведь не умеет делать. Даже шнурки на лаптях бантиком завязать не может! - вторит ему Алёша.
Тут к ним Добрыня подошел и говорит.
- Придумал. Пойдём прямо.
- Это зачем же нам прямо идти? Чтобы битыми быть? - удивились братья.
- Объясняю, - отвечает Добрыня. За богатством идти – не для нас дорога. Чтоб богатым стать – работать надо уметь. А ты, Илья, целыми днями на печи спишь. А ты, Алешка, только по девкам бегать горазд. Больше ничего и не умеешь.
- Ну, тогда жениться пойдём, - говорит Илья.
- Объясняю, - отвечает Добрыня. – А, ежели, жена под каблуком держать тебя будет? На печи не спи! За водой сходи! Огород вскопай! Крышу почини! В лес за дровами сходи! Дров наруби! Печь растопи!
- Хватит, хватит, хватит, хватит, - остановил его Илья. – Пожалуй, я повременю пока с женитьбой.
- Что-то мне не охота битым быть. Да куда ж ещё идти-то? – грустно сказал Алёша.
Всё ж решили братья прямо идти. Битыми быть иль не битыми – там посмотрим. А за себя постоим. Идут они, идут, и вдруг видят, у стога сена человек сидит. Подошли ближе. Смотрят – на русского человек не похож. Косоглазый какой-то. В руках держит чашку с рисом и ковыряет в ней двумя палочками. Может червей выискивает? Подошли к нему братья и спрашивают:
- Ты кто, мил человек?
- Моя китайца, - отвечает китаец.
- А как зовут-то тебя, китайца?
- Моя зовут Лунь Вдунь.
- А мы вот братья. Илья, Добрыня и Алеша, - говорит за всех Добрыня.
- Осена хоросо, - говорит китаец. – Моя сечас рису кусает и потома побивать вас будет мало- мало.
- Как это побивать? – возмутились братья.
- А твоя камесек на дороге видала?
- Да.
- А на камеске сто написано? Сюда пойдешь – битыми быть. Сечаса побивать вас буду, - спокойно говорит китаец.
- Так дело не пойдёт, - говорит Алёша. – Давай-ка честный поединок проведём. Кто кого в честном бою одолеет, тому и почёт.
- Моя почёт есть не будет. Моя рис есть будет. Так сто еду давай-ка кто победит, - говорит китаец.
Ударили по рукам. Против щуплого китайца вышел богатырь Илья. Китаец стоит напротив Ильи и руками размахивает, словно мух отгоняет и вопли издаёт, будто с жизнью прощается. Размахнулся Илья со всего плеча богатырского, и обрушил свой могучий кулак на маленького китайца. Добрыня с Алешей аж глаза зажмурили – не хотели видеть, как у китайца башка с плеч слетит. А когда открыли они глаза, видят - Илья головой в стог сена зарылся и не шевелится. Задремал что ли? Вытащили братья Илью из стога, привели в чувства, а он и спрашивает: «А что это было?» Ну, продолжать честный поединок Илья не смог, а Добрыня с Алёшей – не захотели. Добрыня на слабость в животе сослался, а Алеша – на боль в руке. Пришлось им отдать китайцу суму перемётную с провизией. Распрощались братья с китайцем, и пошли дальше.
Идут они, идут, вдруг видят человек сидит, скрестив ноги. Опять вроде на русского не похож. Подошли братья к незнакомцу и спрашивают: «Ты кто?». « Я узбек», - отвечает узбек, переставляя туда-сюда железные стаканчики на дощечке.
- А что ты делаешь, узбек?» - спрашивают братья.
А узбек отвечает: «Я в игру играть. Очень интересный игра такой. Колпачки называется. Играть начинаешь – обо всё забываешь. Такой вот интересный игра».
«А нам можно поиграть?» - поинтересовались братья.
- Обязательно можно. Всем можно. Играй сколько хочешь. Но только на деньги играй. Выиграл – получили сто сум, проиграл – плати сто рублей. Всё честно. Никакой обмана нет», - отвечает узбек.
- А что это за сумки такие, которые выигрывают, - спросил Илья.
- Это, уважаемый, не сумки. Это деньги узбекские. На сто сум в моей страна, Узбекистан называется, всё что пожелаешь можно купить. Даже большой арбуз. Десять раз выиграл – козу можешь купить. Сто раз выиграл – дом можешь купить. Вот такой интересный честный игра. Колпачки называется, - ответил узбек.
А хитрый Алеша спрашивает узбека:
- А зачем же ты на Русь пришел, коли в твоем Узбекистане всё что хошь можешь купить?
А хитрый узбек отвечает:
- Я в Узбекистане уже разбогател. Теперь хочу на Руси разбогатеть.
- Давай-ка я сыграю, - говорит Добрыня. – Только ты, узбек, объясни, как играть-то надо?
- Очень простая игра. Очень простая. Даже ребенок играть может. Такой простой и честный это игра, - затараторил узбек. – Вот смотри. Шарик видишь? Накрываю шарик колпачком. Видишь? Передвигаю колпачки. Один сюда. Второй туда. Третий вот сюда. Где шарик? Отгадывай.
 Поскольку Добрыня очень сообразительным был, то сразу отгадал, где шарик.
- Молодец! – Похвалил его узбек. – Твоя выиграл сто сумм. Получай!
Получил Добрыня сто сумм, и довольный такой стоит, сам собой гордится.
- Да, узбек. С этой игрой ты на Руси не разбогатеешь! Жаль, Иванушки нет с нами. Даже он смог бы заработать большие деньги. И работать не надо. Пожалуй, я ещё сыграю, - заявил Добрыня.
Стал Добрыня снова играть. На второй раз Добрыня проиграл и вернул узбеку сто сумм. Третий раз проиграл – отдал сто рублей, - всё, что у него было. Четвёртый раз проиграл – отдал перемётную суму с едой. Пятый раз проиграл, - а платить-то больше нечем. А узбек ему говорит:
- У тебя, уважаемый, сапог хороши. Снимай, пожалуйста. Как раз мой нога будет, - вежливо так говорит узбек.
Пришлось Добрыне сапоги свои отдать узбеку. А узбек добрый был. Подарил Добрыне свои тапочки рваные. Всё лучше, чем босяком ходить.
Тут братья за Добрыню вступились. Первым стал играть Илья, и скоро без штанов остался. А Алёша не только штаны проиграл, но и мерина Зенита ненаглядного в придачу.
Пошли братья дальше, понуро головы опустив. И чего попёрлись прямо? Ведь написано же на камне было: Прямо пойдешь – битым быть. Долго скитались братья по белу свету, кое-как на хлеб зарабатывая. Прошло так года два или три, и решили братья домой вернуться, к своим родителям дорогим. В гостях хорошо, а дома – лучше.
Пустились они в обратный путь. Шли, шли, смотрят – места знакомые. «Да мы тут с узбеком в колпачки играли!» - вспомнил Алеша. Глядят, большой дом стоит, а на нём надпись: «Добро пожаловать в ресторан Узбекистан!». И ещё две таблички висят: «Казино Колпачок» и «Прокат лошадей». Смотрят братья, а одна из лошадок мордой уж больно на их Зенита смахивает. Да только это и не Зенит вроде бы? Холеная да лощеная лошадка, каким Зенит отродясь не был. Но не удержался Алёша и позвал: Зенит! Зенит! Вскинул мерин голову и радостно заржал. Это и впрямь Зенит оказался. Решили братья Зенита выкупить. Поскребли по карманам, - 80 рублей насчитали и ещё 3 копейки. Зашли они в ресторан, а им навстречу узбек идет, старый их знакомый. «Салям алейкум, господа. Что пожелаете?» - вежливо узбек спрашивает. «Хотим своего мерина Зенита выкупить, что проиграли тебе в колпачки», - говорят братья. «Да, колпачки очень хороший честный игра. Вот дом построил. Ресторан открыл. Казино. Лошадок завёл. Всё колпачки заработал. Очень хороший игра!» - говорит узбек.
- Ну, так продашь нам Зенита? – спрашивают братья.
- Могу и продать, если деньги у вас есть, - вежливо отвечает узбек.
- Есть. Вот. Восемьдесят рублей, - отвечают братья.
- Господа, уважаемые. Этих денег мне и на один день не хватит, чтоб лошадку накормить. Так что заходите в другой раз, когда деньги будут, - вежливо им узбек отвечает.
Повздыхали братья и дальше пошли. Смотрят - ещё один дом стоит, а на доме надпись: «Клуб Кун Фу китайца Лунь Вдунь». Поскольку Добрыня очень сообразительным был, то сразу догадался, что этот дом их старому знакомому китайцу принадлежит. Заходить в гости к китайцу братья не захотели и быстро дальше пошли.
Скоро добрались они до своей родной деревни. А вот и дом родной. А вот и матушка с батюшкой на завалинке сидят. Обрадовались все, стали обниматься, целоваться, а потом в дом пошли. Приготовила матушка праздничный обед. Каждому по вареной картофелине и по стрелке зеленого лука досталось. Да разве может быть, что слаще домашней еды! Сидит семья за обеденным столом, вдруг видят к окнам дома огромная, черная машина подкатила. Братья видали такие, пока странствовали. Мерседес называется. Никак к нам сам генерал-губернатор пожаловал? Вот это дела! Высыпали все на улицу. Из машины вылезает молодой человек в дорогом костюме и в темных очках. Подошел незнакомец к дому, снял очки – тут все и ахнули! Да это же Иванушка! Ну и радость же была! Рассказал им Иванушка, что два года, как в футбол играет за команду, которая называется Зенит, и которой владеет некий  богатей – господин Газопромов. И оказывается, что за два года Иванушка столько денег заработал, что хватило бы их всей семье его родной, внукам и правнукам. Вот сколько заработал!
Погостил Иванушка пару денечков. Дал матушке с батюшкой денег, чтоб крышу починить, забор поправить и муки с картошкой купить на зиму. А тут соседи подошли, стали просить немного денег на их больных детишек, - на лекарства да на врачей. А Иванушка им объяснил, что футболисты принципиально чужим больным детишкам денег не дают, это мол, плохая примета, а дают только автографы. Раздал Иван щедро автографы и с этим уехал в свой футбол играть, деньги зарабатывать.
А матушка с батюшкой и нерадивыми сыновьями сидят, затылки почесывают и никак понять не могут, что это за мудреная такая игра футбол, за которую такие огромные деньги платят. И работать не надо. А кто ж детей лечить будет? Ежели, так дела и дальше пойдут, то скоро на Руси никого не останется в живых, кроме футболистов.
Так кому на Руси жить хорошо? Вот уж 135 лет на Руси задаются этим вопросом. А ответа – нет, как нет. Даже царь-батюшка не может ничего сказать. У него и так забот-полон рот. Ему б свой «Зенит» прокормить, а до других уж и руки не доходят.
Вот ведь, закавыка какая. Это вам не в колпачки играть!

Алекс Гор   24.10.2012