Миллионщик духовной жизни, 29 мая

Олег Жиганков
29 мая

Феофан бросает в адрес Григория самое страшное обвинение, которое могла сделать церковь: Распутин находится в состоянии духовной прелести. Иными словами, он прельщён дьяволом и служит ему, его силою творя чудеса. Опять-таки, обвинение это не ново и звучало оно некогда в адрес Иисуса Христа, которого обвиняли в том, что отец Его сатана, и что Он силой дьявола совершает чудеса.

Феофан идёт лично жаловаться на Распутина царице. Он хочет, чтобы она, по крайней мере, не слушала советов Распутина относительно невступления России в войну. Но та, выслушав его внимательно, сказала Феофану с сожалением, что тот совершенно не понимает ни ситуации в стране, ни её, ни Распутина. Феофан с ужасом понимал, что тонкая ниточка, которая связывала его с царицей, была им же самим порвана. Она отказалась иметь его своим духовником. И этого Феофан не мог простить ни ей, ни тем более Распутину. Интересно, что вскоре после этой встречи к нему пришёл Распутин, чтобы мириться.

Радзинский пишет: «И мужика епископ тоже не понял. Григорий враждовать не любит, он готов унижаться — только бы примириться с добрым, наивным Феофаном. „Распутин упал мне в ноги, просил простить...“»

Но Феофан выгнал его и велел никогда более не приходить.
Обвинения против Распутина подбрасывались и царю. Об одном из таких Распутин якобы жаловался Илиодору:

«Хиония, вдова офицера, обиделась на меня за то, что я про её отца сказал, что он будет в аду вместе с чертями угли в печи класть. Обиделась, написала про меня разной чуши целую тетрадь и передала царю. А царь вот вчера пригласил меня и спрашивает: „Григорий, читать эту тетрадь али нет?“ Я спрашиваю: „А тебе приятно читать в житиях святых, как клеветники издевались над праведниками?“ Он говорит: „Нет, тяжело“. „Ну, как хочешь, так и делай“. Николай взял тетрадь, разорвал на четыре части и бросил в камин»