Сказка о старой лампе

Светлана Кузнеченкова
Сказка о старой лампе

Давным-давно при дворе одного короля жил, и не только жил, но и создавал замечательные полотна один, можно даже сказать, гениальный художник.
За чтобы он ни брался, будь то деревенский пейзаж или портрет королевы, его кисть творила настоящие чудеса. Полотна всегда поражали классической строгостью и небывалым, просто подавляющим великолепием.
Семья художника состояла из его жены и сына, которому великий, без преувеличения, живописец, надеялся передать свой талант.
Пока мальчик был еще мал, его слабенькая ручка, несмотря на все старания отца, выводила только какие-то каракули, и вместо человека получался какой-то головоног, а деревья больше были похожи на покрытых колючками змей. Время шло, мальчик рос, его картины постепенно становились достаточно приятными глазу, но ребенок больше тянулся не к мольберту, а к своим друзьям, весело гоняющим мяч во дворе.
Как бы там ни было, но отец заставлял мальчика стоять у натянутого холста по 3-4 часа в день и рисовать, рисовать, рисовать, обязательно соблюдая все правила и нормы, что окончательно отбило у того тягу к этому монотонному занятию. Так что, когда наступил у подростка переходный возраст, он без всякого сожаления покинул отчий дом и отправился странствовать по свету в поисках действительно интересного занятия для себя, а, еще больше, в поисках приключений, которых и нашел на свою голову немало.
Кем только ни пытался он быть: конюхом, садовником, грузчиком, хлебопеком, но ни разу не ощутил он радости от своей работы, не почувствовал, чтобы душа его пела, а сердце радостно билось в предвкушении рабочего дня и желания творить. Да и что можно хорошего сотворить, убирая конский навоз!
Однажды проходил он через очередную деревню и вдруг услышал горький плач, доносящийся из бедного, покосившегося домишки, больше похожего на сарай без окон. Не сдержал юноша любопытства и вошел. В доме было достаточно чисто и опрятно, стены сверкали белизной, у печи возилась изможденная женщина, а в углу на кровати плакала маленькая девочка.
- Что случилось? Могу ли я вам чем-то помочь?
- Ничего особенного. Все как обычно. Моя дочь тяжело больна, и ей приходится целыми днями лежать в постели. А в нашем доме даже нет окошка, чтобы она могла полюбоваться тем, что происходит снаружи. У меня больные руки, и я не могу вынести ее во двор.
Задумался юноша, а затем вытащил из своего мешка кисти и краски, которые все-таки прихватил, уходя из отчего дома, и вмиг нарисовал на белой стене красивый пейзаж, который можно было бы увидеть, стоя на пороге домика. Девочка пришла в полный восторг, ее бледное личико засияло, а на губах появилась улыбка.
- И соседскую овечку нарисуй!
- Непременно.
Долго вспоминал он благодарные глаза девочки и матери, а ноги вели его все дальше и дальше от отчего дома. И пришел он однажды  в один городок, очень опрятный и милый, все дома в котором были очень похожи друг на друга. На пороге одного из них сидел молодой мужчина и грустил. Юноша, желая заодно передохнуть, присел рядом и спросил о причине грусти.
- У меня есть возлюбленная. Она живет в другой стране, и мы с ней никогда не видели друг друга. Почтовые голуби носят наши письма. Она уже давно собирается приехать ко мне, но я боюсь, что она не сможет найти мой дом и не узнает меня. Ума не приложу, что же мне делать!
- Твоему горю легко помочь, - сказал юноша, доставая из дорожного мешка кисти и краски.
И он нарисовал дом и окружающий его милый садик, и большой розовый куст под окном, и, конечно, мужчину, стоящего на пороге дома с букетом незабудок в руках.
- Спасибо! Спасибо большое! Теперь мы обязательно встретимся. Я немедленно отправлю своей невесте голубя с твоим рисунком, и моя дорогая обязательно ко мне приедет!
А юноша, накормленный, напоенный и хорошо отдохнувший в доме гостеприимного хозяина, вновь отправился в дальний путь, в поисках сам не зная чего.
Долго он шел и зашел, наконец, в глухую деревушку, все жители которой столпились у самого крайнего дома.
- Что здесь случилось?
- Умирает молодая жена нашего кузнеца, а мы все пришли поддержать его. Ведь у них пятеро детей, а шестой, которого она недавно родила, и стал причиной ее болезни. Как же бедные сиротки останутся без матери!
- Ничего, время пройдет, и они даже не вспомнят ее лица, - поддержала разговор еще одна горожанка.
Задумался юноша, нащупал в мешке свои кисти и краски и решительно направился в маленький домик. Там он присел у постели умирающей и быстро набросал ее тонкие черты, как будто стараясь запечатлеть  в портрете остатки жизни, уходящей из женщины с каждым вздохом.
- Как живая, - перешептывались окружающие, - теперь дети никогда ее не забудут.
И вдруг понял молодой художник, что напрасно он странствовал так долго в поисках приятного для себя и полезного для окружающих дела. То, что он искал, он всегда носил с собой, и были это его кисти и краски.
Решил юноша вернуться домой. Путь назад был долгим и утомительным, слишком уж далеко забрел он в поисках счастья.  Но, так или иначе, пространствовав несколько лет, юноша оказался на пороге отчего дома. И, как когда-то спешил он покинуть его, так теперь торопился обратно и мечтал поскорее обнять своих мать и отца.
Блудный сын вернулся в отчий дом, и одряхлевшие родители с радостью приняли его обратно.
- Отец, прости меня дурака. Я был не прав. Живопись действительно приносит радость и пользу. Я теперь убедился в этом и понял, что это мое призвание, как когда-то твое.
- Почему же когда-то? Я по-прежнему пишу. Конечно, руки и глаза у меня уже не те, но я по-прежнему состою настоящие шедевры, и король с удовольствием покупает их у меня. И тебе, уж поверь мне, никогда не достичь тех вершин, которых достиг я. Да ты посмотри на свои грубые руки, которые ты испортил, копаясь в навозе. Они никогда не смогут держать кисточку так, как я.
- Дай мне немного твоих замечательных, дорогих красок, и я начну рисовать. Я верю, что у меня все получится.
- Вот еще! Мало тебе, что ты разбил матери сердце, удрав из дома. Так теперь еще вернулся голый и босый. Скажи спасибо, что мы тебя так любим и готовы  дать тебе пищу и кров.
Загрустил юный художник, но все равно начал рисовать остатками своих красок: то маленький деревенский домик, освещенный лучами заходящего солнца, то бездомную собаку, грызущую найденную где-то старую кость. И при всей незамысловатости сюжетов, несли они такую сильную радость и энергию, что хотелось долго-долго стоять рядом с ними, любоваться и, кажется, впитывать в себя этот заряд бодрости и позитивных эмоций.
Долго ли коротко ли, но молва о молодом художнике достигла и королевского дворца. Король немедленно повелел доставить к нему несколько картин, чтобы лично убедиться в том, что они действительно так хороши, как о них говорят. Картины привезли, и вся королевская семья, все придворные застыли в немом изумлении и восторге перед полотнами, от которых, действительно, просто невозможно было отвести взор.
- Чудесно!
- Гениально!
- Так не рисовал еще ни один человек на земле!
Придя в полный восторг, король немедленно назначил юношу своим придворным художником, а его отца отправил в отставку, подарив тому в награду за долгую службу все картины, которые тот успел нарисовать, и которые теперь сняли со стен королевского замка.
Старый художник был безутешен. Сын, как мог, успокаивал его:
- Отец, ведь это ты научил меня так чудесно рисовать! Ведь ты сам хотел, чтобы из меня получился настоящий художник. Так радуйся теперь! И посмотри, пожалуйста, на мои картины. Ты ведь так еще и не видел ни одной. А для меня так важно твое мнение, и как отца и как настоящего мастера!
- Конечно, я очень рад за тебя, сын мой! Я обязательно посмотрю на твои картины, хоть я и уверен, что они не так хороши, как мои. Но сначала мне надо немного погулять в саду.
Старик выбежал из дома и направился в самую глухую часть сада. Он бежал, не разбирая дороги, и колючие ветки хлестали его по лицу. И, так уж получилось, что два острых сучка воткнулись ему прямо в глаза.
С тех пор старый художник ослеп, и теперь навсегда был лишен возможности оценить всю красоту картин своего сына.
- Мне очень жаль, дорогой мой, что я так и не смог на них посмотреть. И теперь я уже никогда не смогу сравнить их со своими гениальными полотнами.
- Но ты хотя бы послушай, что пишут о них в королевской газете.
- Ох, я что-то очень хочу спать. Почитаешь мне вечером.
- Вечером во дворце состоится прием в мою честь. Мне вручат самую главную королевскую награду в знак признания моих заслуг. Я очень хочу, чтобы ты был на этом приеме и послушал, как хвалят твоего сына окружающие.
- Обязательно приду, сынок, - пообещал старый художник и отправился гулять по окрестностям, нащупывая дорогу своей тонкой тросточкой.
И, вот уж невезение, забрел он случайно на старую шахту, где добывали уголь и постоянно взрывали породу. Очередной взрыв прогремел прямо над головой старика, и тот оглох.
Ах, как же расстраивались его близкие, особенно сын, ведь он так хотел, чтобы отец услышал, как восхищаются картинами его сына.
Шло время. Мать и сын трепетно ухаживали за стариком, ведь они оба, каждый по-своему, любили его. Молодой художник стал знаменит не только в своем королевстве, но и за его пределами. Он оборудовал весь чердак родительского дома под свою мастерскую и пропадал там целыми днями.
Однажды ночью, когда все домашние крепко спали, старик поднялся на чердак. Давно уже он не занимался рисованием, вот и потянуло его, видимо, вновь вдохнуть дорогой его сердцу запах красок, потрогать рамы и полотна.
Он провел руками по картине, стоявшей в самом сердце чердака и являвшейся самым последним творением молодого художника. И, несмотря на то, что теперь он ничего не видел и не слышал, он не мог не почувствовать силу, исходящую от самого гениального творения, когда либо созданного с помощью красок. Забилось сильнее его старое сердце, не смогло сдержать восторга, и, как уж так получилось, но старик оступился и уронил большую керосиновую лампу, которую принес с собой.
Разом вспыхнула сухая древесина, занялись разноцветным огнем краски, и страшный пожар в считанные минуты охватил весь чердак, а затем и дом, и всех его жителей.
И погибли в огне гениальный художник, его мать и слепой отец. В  один миг сгорели полотна, которые могли стать величайшими произведениями искусства и радовать людей многие века. А теперь их никто не увидит, никто о них не услышит, и виной всему старая лампа, верно служившая своему хозяину долгие годы.
Молодой художник рисует в раю ангелов, а старый заперт навечно в зале, полном гениальных картин его сына. И он теперь снова видит!