Родина шумеров - Урал?

Тамара Литвиненко
«Из-под северного неба я ушел на светлый юг…»                ( К.Бальмонт)

                Когда на севере был рай…


           Еще в начале ХХ века датский лингвист Х. Педерсен выдвинул гипотезу о родстве ряда языковых семей евразийского, африканского и американского континентов.К концу ХХ века эта гипотеза усилиями во многом советских лингвистов приобрела черты стройной теории ностратических языков ( от лат. Noster- наш). Считается бесспорным фактом, что все индоевропейцы, тюрки, финно-угры, семито-хамиты, монголы и многие другие этносы произошли из единого центра. Помните в Библии сказано : « На всей Земле был один язык и одно наречие»?
           Доктор философских наук В.Н.Демин в своих многочисленных книгах и публикациях убедительно показал, что такой прародиной была Гиперборея, Арктида, а после катаклизма 12 тысячелетия до н. э.- северная Евразия. Несомненно, что эта территория включала в себя Урал и Сибирь.
           По мнению д-ра технических наук, профессора Московского энергетического института И.П.Копылова , « до последнего потопа  и последовавшего за ним резкого похолодания на Севере  зона с теплым климатом находилась в Сибири и на Дальнем Востоке. Именно здесь жила основная часть населения планеты и закладывались основы современной цивилизации.»
           Демин пришел к выводу, что минимум 5600 лет отделяют нас от единого праязыка. Впрочем, он допускает, что этот период может быть увеличен вдвое или втрое.
           В.Ю.Конелес в книге «Сошедшие с небес и сотворившие людей» ссылается на конференцию в Мичиганском  Университете «Язык и древняя история», где многочисленные специалисты мира по лингвистике, археологии, антропологии и генетике пришли к выводу, что у всех языков имеется « прото-прото-протоязык», появившийся около 100 000 лет назад. Эта же цифра была получена  и в середине 1994 года в Университете   Беркли, Калифорния.      Вопрос путей и времени вероятных миграций  протоэтносов из единого центра еще требует глубокого изучения. Путенихин, например, приводит схему маршрута, по которому шумеры могли водным путем  перебраться с Южного Урала в Месопотамию (рис.1). Причем он считает буквально следующее:  «Шумер, Парфия, Бактрия, Троя, Вавилон, Египет, Греция вышли из Аркаима, а не наоборот» . Стало быть, по Путенихину, Аркаиму не 4000 лет,  как установлено учеными, а гораздо больше.
          Однако известно, что народы Передней Азии, в том числе шумеры, понятия не имели о существовании домашней лошади до 2-го тыс. до н. э. Лошадь появилась  там с приходом  индоевропейцев : хурритов, хеттов, касситов. А самые древние останки домашнего коня найдены археологами  в южной Башкирии. Возраст этих останков – 7-6 тыс. до н. э. На это указал Г.Н.Матюшин в «Археологическом словаре», выпущенном еще в  1996 году в издательстве «Просвещение». Стало быть, лошадь была одомашнена  на Южном Урале, и  если шумеры, действительно, пришли  в Месопотамию оттуда, то этот исход происходил,самое позднее, в 7 тыс. до н.э. Существовал ли  Аркаим  тогда –вопрос.
           Кроме того, переселение целых народов – это не экспедиция длительностью в 1-2 года.Миграции шли столетиями,если не тысячелетиями.И на пути к конечному пункту создавались временные поселения. Поэтому по всему маршруту миграции шумеров надо искать  следы их пребывания в виде археологических артефактов и древней субстратной топонимики.
         
                Тайна черноголовых
               
            Итак, Шумер. В школьных  учебниках  истории это государство преподносится как
средоточие древнейшей цивилизации. Однако, как пишет Конелес, «о том, откуда появились шумеры, историки спорят до сих пор… Профессор Крамер считает, что шумеры владели письмом еще до прихода в Двуречье…Но откуда они пришли? Ответа нет…»
           Лоренс Гарднер в книге «Цари Грааля и потомки Адама и Евы» указывает, что « уже в момент своего прихода в Южную Месопотамию они достигли высокого уровня развития…Нигде на Земле не было культуры, подобной культуре шумеров, появившихся здесь вскоре после  4000 г.до Р.Х.»
           Конелес говорит, что у шумеров было практически все, что мы имеем в современном мире:  корабли, боевые колесницы, развитая металлургия, школы, суды, таможня, монархия, бюрократия, химия и медицина, сельское  хозяйство, высокое искусство и литература, косметика, мыло, пиво и  вино и многое другое.
          В своих заметках мы будем неоднократно ссылаться на упомянутые книги Гарднера и Конелеса, выпущенные издательством «Вече» в  2001 году, поскольку эти авторы опираются на работы самых известных  шумерологов мира.
          Загадочен и язык шумеров. Он озадачил ученых  Х1Х  века, когда были обнаружены первые таблички, поскольку  не был « ни семитическим, ни индоевропейским…» Крамер считал, что  этот язык одинок и не имеет родства ни с одним из известных языков, а имена царей Шумера «принадлежат неизвестному лингвистическому измерению».
          Вот именно! Неизвестное лингвистическое измерении – это тот самый ностратический праязык, о котором мы говорили вначале В нем были корни разных языковых семей, в том числе, кроме семито-хамитской и индоевропейской, - урало- алтайской. А значит, родственников шумерам надо искать среди наших  хантов ,манси , селькупов и  других  северных народов.

                Арата-Россия- колыбель народов

         Помните, в былине про Вольгу и Микулу Селяниновича такие строки:
             «Говорит-то Вольга да таковы слова:
             -Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
              Орать, да пахать, да крестьянствовати!»
Мы, конечно, понимаем, что «орать» -это «пахать землю», а «оратай»- землепашец.Но, вероятнее всего, что в древности эти слова звучали как « арать, аратай» и жили эти аратаи в земледельческой стране Арате. Почему в земледельческой?
          Посмотрим, как называли Землю разные народы Сначала возьмем индоевропейцев, расселившихся  к западу от Урала. У древних готов «Земля»- Арта, Арата (Эрта, Эрата), у немцев – Эрдэ, на среднеанглийском языке – Эртэ, в современном английском – Эрс, у ислан-дцев – Йордх, у датчан – Йорд. У индоевропейцев, расселившихся к югу от Урала, слово «Земля»  также звучит похоже: у курдов–Эредс,на среднеперсидском языке–Эран,а на фарси – Иран, по-русски–Тв-ердь.
           У семито–хамитов,расселившихся к югу и юго-западу от Урала,это слово звучит: на иврите–Эрец,на арамейском–Эрд(Эрц),у амореев–Арц,у арабов–Арс(Ард).Хотя вполне вероятно и то, что семиты заимствовали это слово у арийцев, как и многие другие слова и понятия.
            Ханты и манси ( финно-угры) назыают Землю соответственно Ерв и Ёр, а татары (тюрки)–Йир (Жир.По–узбекски"ер»-тоже «земля».
         Итак,что тут общего?Один корень!Ар,Ир,Эр.Священная книга древних арийцев «Авес-та»(« Благая весть») называла арийский простор словом Эранвеж или Ариана Вэджа и четко  указывала локализацию  этой Арианы : у прекрасной реки Даитья. Но ведь Даитьей (Даиксом) называли реку Яик (Урал). Стало быть, Ариана находилась в приуральских степях, возможно, захватывая приволжские и южносибирские лесостепные районы, благоприятные для земледелия. Именно отсюда могли расселяться в разные стороны света  протоэтносы  единой земледель-ческой цивилизации. (рис.2)
            Кстати, у англичан «ария»-и поныне означает «свободное пространство земли». Ну,и,конечно,ар–это сотка,а гектар–10 000кв.м.земли.
            Название древнеарийской империи могло звучать у ностратических протоэтносов как Араса, Араша,Раса,Руса и т.п. Библейские пророки называли эту страну словом Рош. Как показали современные исследователи (А.Абрашкин, Ю.Петухов), куда бы ни приходили 
арийцы, они давали той земле свое имя. Арсена,Русена,Рутена–это древняя Палестина.
            Арсава – страна троянцев в Малой Азии. А во 2-ом тыс. н.э., оказывается, существовали, кроме Руси Киевской и Руси Московской, Русь Дунайская (Ругия),Русь Рюген-ская,Русь Полабская .
             Шумеры, перебравшись  в 5-4 тыс. до н.э. в Месопотамию, свой первый город назвали Эриду.А слово « арать» (пахать) у них звучало как «Уру», а у более поздних аккад-цев – «Эрешу». Значит, и они прибыли в Двуречье  все из той же Араты (России).
   
                Он – творец всего сущего
          
        У каждого из древних народов  было множество богов. Они поклонялись  покровителям земли, воды, воздуха, лесов, полей, гор и т. д. Но, думается, что был и Он, которого не называли по имени (табу!), единый Бог, Великий Творец неба и земли. Поэтому-то у многих европейских народов числительное ОДИН практически повторяет  русское слово ОН    (английское  ONE, французское  UN , немецкое  EIN .)У восточных славян  одним из  главных богов был Перун (ПЕР-УН, ПЕР-ОН). Египетский наместник Бога на земле – ФАРА-ОН – также имеет ностратические корни.Что значит ФАРА? Это фонарь в передней части автомобиля. А произошло это слово от санскритского  SVAR –«свет, сияние» (Отсюда древнерусский Бог Сварог).Кроме того, у персов  FARNA –царское величество,державная сила.Итак,«сияние, державная сила» (фара,фарна) в сочетании с божественной сущностью (он) и определяет ти-тул правителя Египта.Эта божественная сущность присутствует и в именах АМОН, АТОН, ТУТ-АНХ-АМОН,  ЭХН-АТОН и т.д.
        Древние скандинавы вообще называли своего главного бога  по-русски : ОДИН, то есть ЕДИНЫЙ.
         У коми (финно-угры) творец неба и земли выступает под именем ЕН.
         А что же у шумеров? Верховный отец неба носил у них имя АН, АНУ, АНУМ (сравни у греков – УР-АН).Сын Ана носил имя ЭНКИ. Что интересно: у наших хантов к имени богини всегда прибавлялось  АНКИ, например, най-АНКИ, калтащ-АНКИ.
          Тюрки и монголы, которые расселились к востоку от Урала, эти форманты ОН,ЕН,АН преобразовали в ХАН, что стало обозначением верховного правителя. Затем от ХАНа (КАНа) пошел русский КАН АЗ  (КНЯЗЬ), германский КОНУНГ и английский КИНГ.
          Отголоски ХАНов и АНов  есть даже на американском континенте, куда люди из Сибири проникли по существовавшему более 35 тысяч лет назад сухопутному мосту ( на месте нынешнего Берингова пролива). У сапотеков Центральной Америки  Бог неба и Солнца – КОСА АНА. Да и самоназвания «сапотек, тольтек, миштек, ацтек» вполне сопоставимы с самоназ-ванием наших хантов – «хантек». И даже в империи инков (Перу) «Верхний город» назывался «ХАНан Коско», а «Верхния мир» - «ХАНан Пача»!
         Тот факт, что американские индейцы пришли в Америку из Сибири, а, может быть, и с Урала, подтверждает и антропология. Уральская раса – это смесь  европеоидов с монголоидами.
          Облик человека, жившего в Башкирии в 4 тыс. до н.э.(рис.3)восстановил по черепу,найденному при раскопках у села Давлеканово(1967 г.)знаменитый ученый М.М. Герасимов. Наряду с чисто арийскими чертами (иранский нос и подбородок)  видна некоторая монголоидность,что характерно и для американских индейцев.
          Таким образом, обозначение главного божества у шумеров  - АН  практически полностью совпадает с таковым у индоевропейцев,финно-угров и тюрок.

                Лель и другие

           Помимо Верховного Бога неба шумеры поклонялись  множеству других богов. Сводным братом Энки (Господина Земли и Вод) был ЭНЛИЛЬ (Господин Воздуха и Земли). Кроме того, была НИН-ЛИЛЬ (Госпожа Ветер, няня). А если по-русски: «няня лелеющая», то есть  как бы обвевающая  лаской, словно легкий ветерок.
          Поразительно, но у обских угров (ханты и манси) смысл слова ЛИЛ полностью соответствует шумерскому. Так, у манси ЛИЛИ- душа-дыхание, воздух, у хантов –ЛИЛ-также «душа-дыхание, воздух». У венгров, которые ушли с Урала только в 9-ом веке н.э., ЛЕЛЕК – также «душа».В несколько усеченном виде – ИЛ-МА называют «воздух» финны. А у саамов  ИЛЬМА-РАТЧА – Бог Воздуха.
          Словно дуновение теплого весеннего ветерка  звучит древнерусское имя Бога весны ЛЕЛЯ. От него и пошло выражение «ЛЕЛЕЯТЬ» - ласкать, холить. Есть подобное слово и в санскрите : «лила» - хороводные игры девушек, посвященные весне.
           Без воздуха, понятное дело, нет и жизни. Вот ненцы (самодийцы) и «додумались» обозначить «жизнь» словом  ИЛЬ. Таким образом, корень ЛИЛ–явно ностратического происхождения, раз уж  консервативные самодийцы сохранили его в своем языке.
            Вероятно, семантическая основа (Л)ИЛ является базовой в цепочке слов, обозначающих  верховное божество у ряда этносов. Например, ИЛУ (ЭЛ) – угаритский «Творец». В Угарите (Палестине) жили в 3-ем тыс. до н.э. ХАНААНЕИ, которые именовали свою страну  Ар-сеной (Русеной). Евреи, пришедшие туда позднее, поначалу также называли Бога ЭЛом (ЭЛОХИМ). Ностратическое происхождение и у русского ИЛЬИ-ПРОРОКА , который «ездил по небу, громыхая  своей колесницей», а также и у перуанского Бога Грома, которому инки дали ласковое имя – ИЛЬЯ-ПА. Почти ИЛЬЯ-ПАПА! А «папа»,кстати,переводится с санскрита  как «защитник».
          Заслуживает внимания анализ имени шумерского бога-героя НИН-УРТЫ, о котором тексты повествуют, что это – сильный могущественный охотник, победивший злого демона АС-АГУ. У хантов УРТ – «богатырь, герой, охотник, военный предводитель», МУРТ – «мужчина» у удмуртов,  НАРТ – «герой» у осетин(аланов), да и у других кавказских народов (нартский эпос). А аланы , как писал еще Татищев, ведут свое  происхождение с Урала.
       Но о них особый разговор.Достаточно, например, сказать, что система образования собственных имен  в осетинской мифологии  сходна с шумерской. Скажем, осетинское «Урызмаг» можно сопоставить с шумерским «Нинмах», осетинское имя  Мыкалгабырта вполне  сравнимо по способу словообразования с шумерским Нинурта, осетинское Ахсартаг- с шумерским Нинхурсаг. В» Мифах народов мира» сказано, что  имена персонажей осетинского эпоса имеют иранскую основу, что и неудивительно, поскольку сам язык осетин (аланов) –иранский по происхождению. И вышли эти иранские племена  из Зауралья и степей Казахстана, оттуда же, откуда  появились скифы, сарматы и саки – прародители славян. Их предшественники –люди андроновской и карасукской культур, которые  во 2 тыс. до н.э.  занимали огромные пространства  лесостепей и степей от Урала до Енисея.
         Иранский мир,сформировавшийся на территории России в глубочайшей древности, явился родоначальником многих этносов, в том числе и шумерского.
         Однако, вернемся к анализу  ностратических корней АРТ-УРТ.
         Охотничий смысл содержится и в имени греческой богини АРТЕ-МИС (Артемида).При этом надо иметь в виду,что ностратический корень РТ-РД , входящий в форманты  АРТ-УРТ , обозначал  «путь,движение,вращение».Он содержится,к примеру,в словах «веРТеть, наРТы, маршРУТ,оРДа,РЯД,поРЯДок»(англ.oRDer.Теперь о МИС... Так манси обозначают многочисленных лесных духов. А ведь длинноногая красотка Артемис, как ее еще называли сами же греки (Артемида, вооруженная луком, в сопровождении лани только тем и занималась, что шастала по гиперборейским лесам. Так что даже элементарно выйти замуж ей было недосуг! Первоначально, по-видимому,АРТЕМИС-АРТЕМИДА была просто духом леса,покровительницей зверей, затем и охотников.
           Корень УРТ-АРТ, возможно, лег в основу  индоевропейского ART –искусство, потому что в древности охота и была таковым занятием, так как  требовала предварительной подготовки в виде ритуальных рисунков на камнях, в пещерах, ритуальных танцев и пения. Как тут не вспомнить нашу знаменитую Капову пещеру на Южном Урале, где найдено много рисунков с изображениями животных,возраст которых 17-15 тысяч лет.По всей вероятности, их оставили первобытные охотники.
           Итак,шумерский Нинурта,бог( или богиня?)охоты,–это положительный персонаж, которому противостоит злобный Асага. АС-АГА–это просто прямой родственник хантыйскому ИГА(старик,осетинскому УА-ИГА(злой демон,да и нашей БАБЕ ЯГЕ (БАБА Й-АГА).
               
                Та, что дарит нам жизнь
          
           Самая главная шумерская богиня,а затем и вавилонская,как указыает Конелес, носила имя–МАМА.(БАБА).Она занимала в пантеоне Двуречья особое место. Это понятно: культ женщины-матери существовал в эпоху матриархата в Евразии повсеместно.Да и не только в Евразии.У тех же инков (Перу) МАМА была в большом почете. Луна,к примеру, называлась –МАМА КИЛЬЯ, мать-Земля – ПАЧА МАМА. Женой Манко Капака (человека- земледельца, копателя?) была МАМА ОКЛЬО (хозяйка,которая всегда находилась ОКОЛО своего мужа? Или У КОЛа (КОЛ–манс.«дом»).Кстати, есть русская поговорка "Ни кола, ни двора".Что означает этот кол? Длинную палку? Нелогично! А вот "ни дома, ни двора"- все становится на свои места!
          Не случайно мы сравниваем слова из разных языков. Как  видим,семантика, то есть смысл,часто близка или совпадает полностью.
          Имен и эпитетов у шумерской МАМЫ было много : НИН-МАХ («Великая Госпожа, Хозяйка»), НИН-КИ(«Хозяйка Земли»),НИН-ТИ(«Хозяйка Жизни»),НИН-ХУР-САГ («Царица Горы»).
           Итак, НИН у шумеров–«госпожа, хозяйка»,ХУР (КУР)–«предгорье,гора», а САГ-« голова(вершина)». Получается : НИНХУРСАГ –«хозяйка горной вершины» (рис.4)
            А что обозначают подобные  слова у хантов и манси?  Ханты называют женщину (хозяйку,няню) именно словом НИН(г), ХУР у них  - «лесистая гора» ( по-мансийски –УР, у эвенков – тоже УР), а САГ можно соотнести с мансийским САХ(ыл)- "вершина, голова".  Практически все слова , составляющие данное шумерское имя, совпадают по смыслу с ханты-мансийскими  аналогами. Тем более, что так и хочется сравнить шумерскую «Хозяйку горной вершины» с бажовской Хозяйкой медной горы! Как все-таки вовремя успел Бажов записать сказы от старожила Хмелинина, основанные на каких-то очень древних уральских преданиях, сохранившихся у уральского народа с ностратических времен.
           Теперь о НИН-ТИ. По-шумерски«ТИ»-это «жизнь»,«ТИ-ИТ»-«то,что дает жизнь».Но, позвольте, ведь на уральском диалектном языке это же «ТИТЬКА»,которой мать кормит ребенка,давая ему возможность жить! Не зря же  по-мансийски «ТИТТУНКВЕ»- «кормить», а по- английски–TEAT –«сосок».Семантика-то одна!
           В старовавилонском тексте «Сотворение человека Богиней-Матерью»  боги называют её « Много знающей Мами». Шумерская НИНХУРСАГ, вавилонская МАМИ, хеттская ХАННА ХАННАС лепят людей из глины, привлекая богиню НАММУ.Зачем? Чтобы дать ребенку имя (англ. – NAME, если прочесть по буквам: «наме». А у мансийцев изготовленные из глины люди ожив-лялись путем вдыхания в них души. И эту процедуру делал бог НУМИ-ТОРУМ.Бог,который давал имя, НАИМЕНование. Как видим, складывается цепочка корней «наму- нэйм-нуми- наимен» и , вероятно, им подобных из других языков, которые означают « имя».Так что общность проис-хождения и здесь налицо. Исходной  формой  было, видимо, «еман» - в обратном прочтении  «наме».
               
                Человек, слуга и царь
      
         Каждый школьник знает, что  HOMO SAPIENS переводится с латыни как «человек разумный». А кроме того,HUMANUM-гуманный, HUMANISM–гуманизм.Ясно,что слова однокоренные, причем в корне чередование гласных О и У(ХОМ и ХУМ).
         Далекие предки романских народов(а латынь лежит в основе романских языков: итальянского, французского, испанского, португальского),так же, как других индоевропейцев, финно-угров, и т.д.,проживая в Северной Евразии, унаследовали в своих языках  черты ностратического праязыка, поэтому и появился в латыни этот «хомо».
         У так называемых «коренных» народов Севера некоторые элементы праязыка  законсервировались также очень хорошо.Так, у коми-пермяков и манси «человек» - ХУМ, у сель-купов –КУМ, у хантов – ХУ (сравни в англ. WHO – кто?).
         Славяне называют КУМом крестного отца по отношению к родителям крестника. А собственно «человека» славяне называют иносказательно–это тот, кто должен жить «целый век», подобно тому, как «медведь»-ведающий мед, а не «бурый», как выразились бы германские народы (англ. Bear.Славяне вообще испокон веков –поэты и любят говорить метафорами.
         На иврите «человек»- ХОМ (hom), у французов –l’homme. В пантеоне мансийских богов есть бог по имени «МИР СУСНЭ ХУМ» - «Мир созерцающий человек».
         А причем тут шумеры?  А при том, что в  «Эпосе о Гильгамеше» фигурирует  лесное чудовище  по имени ХУМ-БАБА(Й).Что значит ХУМ, нам ясно, БАБАЙ–по-татарски «дед». А, кроме того, слово живет в уральских говорах. Я помню, бабушка, баюкая маленького брата, припевала : «Баю-бай, баю-бай! Не ходи , седой Бабай! Не ходи, седой Бабай, наших деток не пугай!»  В уральских говорах  зафиксировано, что Бабай – непременно седой и страшный. И,что удивительно, у древних египтян «Бабаи»-тоже страшилище! Демон мрака! Значит, шумерский Хум-баба(й) происходит с Урала, как, наверное, и египетский.
        Что касается древнеегипетской мифологии и языка, там можно обнаружить немало «русских» элементов, например, божество с соколиной головой по имени Птах. Ныне это слово не в ходу, однако благодаря певцу Льву Лещенко и поэту Анатолию Поперечному стало даже популярным : «Соловей российский, славный  птах…» ,- поется в песне. О египетских  заимствованиях из ностратического евразийского языка, о птахах и прочих, надо вести особый разговор, сейчас же  вернемся к шумерам.
         Однако «хум» у шумеров больше не встречается в значении «человек», поскольку  его они обозначали словечком «ЛУ». Конелес пишет, что коренное его значение –как ни  странно,  не «человеческое существо» а «сЛУга, рабочий». Впрочем, то же значение несет в себе и русское «люди». Начиная с древности, «люди» всегда были дворовыми, присЛУгой в отличие от господ и жили эти люди обычно отдельно- в «людской».
          Шумеры полагали,что ЛЮдей  (ЛУЛУ)  для сЛУжебных целей сотворили боги-анунаки, прилетевшие с другой планеты.
         Теперь о слове «царь». Превосходно сопоставляется с русским « ЦАРЬ», еврейским «ЦАР»  шумерское слово «ШАРРА» (САР-РА), русское «КЕ-САРЬ»,«ЦЕ-САРЬ». Интересно, что цыгане называют барона « БЭРО ШАРО», что в переводе –«большая голова». Голова-то по форме и есть шар! А «царь» и является по своему существу главой народа. Все эти слова – ностраты. Русское «барин» - тоже  означает «большой», а также «медвежий», ведь «бэр» - медведь. Так что цыганский «бэро шаро» вполне можно трактовать и как «медвежья голова».Вспомним–ка  бронзовые бляхи в виде медвежьих голов, найденные в Прикамье. Может, это  амулеты или особые знаки древних ностратических баронов-царей?
       Интересно, что головной убор шумерских царей  очень напоминает  «шапку Мономаха» русских царей   либо головной убор уральских народов (башкиров) (рис.5). Меховую  опушку шумерские скульпторы процарапывали  в виде завитков. И  в моде на головные уборы, которая была вызвана необходимостью защищать голову от северных холодов, у шумеров много общего с нами.

               


                Ашнянь, пельнянь и жизненный уклад

           Родиной земледелия традиционно считают Переднюю Азию. Однако  это зона субтропических пустынь, и как она могла стать родиной зерновых культур – непонятно.В той же Месопотамии  климат жаркий и сухой. Количество осадков невелико. Земледелие возможно лишь при условии искусственного орошения, чем и занимались усиленно шумеры. Надо же было как-то выживать!
           Другое дело – приволжские, приуральские и южносибирские лесостепи, на лугах которых  произрастают  в диком виде разнообразные злаки. Именно здесь, в древней Арате, человечество могло полноценно заняться окультуриванием  зерновых, тем более, что камень и металлические руды для производства сельхозорудий  можно было добывать в тех же Уральских горах, тогда как в Двуречье  эти природные богатства напрочь отсутствовали.
         Как возникло земледелие? Первоначально люди собирали дикие злаки, а когда хлеба  из-за засухи стали выгорать, люди начали сеять их вблизи воды. Каким же образом вели уборку зерновых?  Срезать колосья надо острыми орудиями .Такими орудиями и стали жатвенные ножи с вкладышами-микролитами. Миниатюрные, до 2-3 см в ширину и не более 0,1 см  в толщину, изделия из каменных ножевидных пластин появились в мезолите, а, возможно, раньше, примерно 12 тысяч лет назад. Микролиты имели правильную геометрическую форму  и вставлялись в кинжалы, серпы и др. орудия при помощи асфальта, битума, горного воска и т.д. Специалисты считают , что микролиты в 100 раз острее хирургических ланцетов. (рис. 6).
      На Южном Урале были найдены одни из самых древних микролитов ( на мысе Безымянном и в Шикаевке2, а микролиты 10 000 –летнего возраста – в огромных количествах – на стоянке Янгелька (7000 шт.), на стоянке Мысовая- более 5400шт., Суртанды – более 4200шт., Мурат – более 4000шт. А нуклеусы и другие каменные орудия исчислялись сотнями и тысячами! Южный Урал – это колоссальная древняя мастерская по производству  колющего, рубящего и режущего инструмента и оружия из камня. Так что древние уральцы снабжали ими  как своих земледельцев, так и «поставляли на экспорт».
      Богиней земледелия в Шумере была Ашнан (Яш-нянь), а богом скотоводства – её брат Лахар. Имена явно уральского происхождения. Почему?
      НАН – «хлеб» у тюркских народов, НЯНЬ – «хлеб» у коми, манси, хантов. У последних НЯНЬКЭР – «хлебная печь». ПЕЛЬ НЯНЬ у коми – «ухо хлеб». Был  «пельнянь» - стал на русской почве «пельмень», был «яч нянь» («яшнянь, ашнянь») – стал по-русски «ячмень».
       Ячмень – самая скороспелая злаковая культура, оптимальная температура для роста и развития которой – 15-22  градуса, что соответствует среднелетней температуре наших лесостепей. Вот в честь ячменя и назвали богиню плодородия шумеры, и назвали –то именно по-уральски – Яч-нянь (Аш-нан).
       Лахар – тоже северного происхождения. ХАР(ХОР) – у северных народов  - «бык-самец», будь то самец коровы, лошади или оленя. Лучшую жертву богам манси называют «ХАР ЛУВ».
       Что интересно,  шумеры  перевозили грузы по болотистой почве на санях. Только северные народы, знакомые со снежным покровом, могли изобрести такое удобное средство транспортировки.О чень напоминают  наши санки и шумерские царские носилки (рис. 7), которые имеют полозья.
        У каждого шумера имелся личный бог АЛАД – воплощение жизненной силы человека, его внутреннего миропорядка, то есть  бог  этот определял жизненный укЛАД. По- русски ЛАД – порядок устройства чего-либо, а образ богини Лады  славяне соотносили с милой обаятельной хозяйкой дома. В 70-х годах ХХ века  была даже такая песня: «Для меня ты будешь Ладушкой, Ладой!»  Это имя было тогда в моде.
       Вот так, сами того не подозревая, мы употребляем шумерские, вернее сказать, ностратические слова. И находим общие с шумерами языковые параллели.
       ПАЛЬТО. Казалось бы, заимствование из французского языка. Ан нет! Распашная одежда имеет левую и правую  ПОЛЫ, женщины любят накидывать на себя ПАЛАНТИНЫ, что и не удивительно, ведь шумеры называли словом ПАЛА  кусок ткани, в которую  заматывались люди. В те времена  одежды в современном понимании еще не существовало. Слово «ПЛАТЬЕ» - того же корня. Так  русские называли вообще одежду  даже еще в 19 веке. А «ПЛАТ», «ПЛАТОК», «ПЛАЩ» ? У древних греков – ПЕПЛОС. Выходит, что эти названия – от шумеров? Но вдумаемся : больше всего  слов с корнем  «пала» применительно к предметам одежды  в русском языке.  Не значит ли это,что  он-то и дал   исходную форму ?
       Гарднер приводит в своей книге еще одну интересную цитату из шумерских текстов. Шумерская богиня Лилит «устроила себе жилище в кроне дерева «huluppu» (вероятно, в иве – говорится в переводе). Что-то уж очень смахивает на русскую «халупу»! Так называют небольшую  избушку , обычно в пренебрежительном значении. Наверное, изначально  халупы строились из луба. Помните в русской сказке :  « Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная…»? Вероятно, первоначально шумерская богиня Лилит, чье имя сопоставимо с мансийским  «лил»- душа, дыхание, и  проживала  в халупе где-нибудь в уральских лесах.

                Дом  Горы

         У шумеров «гора» обозначалась словом КУР, (рис.8) откуда и произошло слово КУРГАН – «гора хана»(правителя), то есть место его захоронения.Археологи раскопали множество курганов в древней Арате – наших евразийских степях. А сколько их было разграблено!
        В севернорусских и уральских диалектах встречается слово КЕКУР –утес,возвышенная скала, в русском языке есть слово ЮР (ЙУР) – возвышенное место.Раньше часто говорили: «Дом стоит на юру», то есть « на горе». Манси и эвенки называют «гору» словом УР, а поляки и чехи – ГУРА, русские – ГОРА, арабы – ХАРА. То есть слово это – явный нострат
        Все знают Кунгурскую пещеру. Само слово КУНГУР переводится как « щель(пещера) в горе». КУН –по-татарски «щель», в уральских диалектах – «кунка» - женская половая щель. В сознании древнего человека  она ассоциировалась с пещерой, в которой можно укрыться от внешнего мира. КУН имеет параллель в санскрите, оно звучало  как  GUND, а КУНГУР – соответственно – GUNDGUR. Назвали так эту пещеру еще в те далекие ведические времена, когда индоарии  жили в Приуралье, когда звучала на наших просторах «Ригведа». Собственно говоря, санскрит –это и есть пра-пра-пра русский язык, в чем легко можно убедиться, посмотрев список русско- санскритских соответствий в книге известного санскритолога  Н.Р.Гусевой «Славяне и арьи.Путь богов и слов».
        Пращуры (прауры) русского народа , расселяясь с прародины , сохранили в этнони-мах  формант УР, указывающий на их уральское (горное) происхождение. Об этом, например, пишет В.Кандыба, приводя список народов : «мазуры, литуры, лигуры, кураны, урарты, хурриты, курды, тураны, уйгуры, ганджуры, маньджуры, дауры, утигуры и т.д.»
        Посмотрим, как распространился формант УР в топонимике , по мере расселения с Урала ностратических племен, а именно в оронимах – названиях гор. На Северном Урале – хребет Шемур, на Южном – Косотур, Белятур, Сиратур, Баштур. Крым – Та-ур (Тавр), поэтому область Крыма –Таврида. В Турции видим  Западный, Центральный и Армянский (Восточный) Таур (Тавр), в Новосибирской области – возвышенность Сокур, в Хабаровском крае – хребет Джугджур, в Китае – хребет Конгур, на Памире – также Конгур и Панджгур ( «пять гор»), в Индии – горы Матхура («Мать-гора») и Хаура, в Европе – Швейцарская и швабская Юра, в Великобритании – возвышенность Дартмур, гористый остров Джура, в Испании  -Астурия.
      Теперь  можем расшифровать слово «УРАЛ». УР –«гора»,  АЛ- ностратический корень со значением «место» (араб.АЛА- место, прибалт.-фин. ЛА- «место»,санскрит.АЛАЙ- «обитаемое место».Таким образом, УРАЛ –«горное место», откуда  вышли как семито-хамиты (арабы и евреи), так и все индоевропейцы , финно-угры и тюрки.
      Не случайно же в ведийской мифологии , которая зародилась у индоариев  в бытность их  на Урале, организованное пространство, где обитали люди, называлось  URU LOKA, то есть «место  (локализация) горы».
      А почему англичане называют «гору» словом  mountain, а французы – mont, montagne?
Дело все в том, что ведическая модель мира , рисующая центр мироздания, мировую гору Меру (МИР!) и структурно- организованное пространство вокруг нее, называла словом МАНДА-ЛА(МАНД- «мир», отсюда и франц. Mont, monde – «гора, мир», АЛА- «место»).
        Формант УР («гора»), как напоминание о древней прародине  сохранился у греков в имени их древнего бога неба Урана («горного бога»), библейского архангела Уриила, а также и в немецкой лексике, касающейся обозначения предков. «Предок», «правнук»,«прадед» по-немецки  соответственно : URAHN, URENKEL,URGROSSVATER.У эвенков сохранились предания о герое Урэне, жившем на реке Илимпея, правом притоке Нижней Тунгуски. Урэн Илимпейский –  звучит  почти как Уран Олимпийский!
        «Поясом мира» называли люди Уральские горы в древности. Для евразийских народов это, действительно, был центр (мандала), где зарождались  и откуда потом рассеивались протоэтносы евразийцев.
Мировая гора в их представлении имела трехчленную структуру. В ведической традиции  «верхний мир», небеса («небхаса»- неба дом), где обитали боги, носило название  SVARGA LOKA , то есть –локализация Сварога и др.богов,  «земное пространство»- URU LOKA, «подземный мир» - NARAKA LOKA.( По-русски это «нора, норка»).
Также и у шумеров. Впрочем, как и у греков. Боги проживали на горах. Шумерский Энлиль имеет также эпитет ИЛУ КУР ГАЛЬ – Господин Великой Горы. Храм Энлиля в городе Уре ( название-то какое дали городу!)  назывался  Е-КУР (Дом Горы). Главная богиня Нинхурсаг – Хозяйка Горы. А вот в имени царя преисподней Нергаля  просматривается санскритский «нар», мансийский «нар, нер» - «камень» и русская «нора, норка». Мало того, у шумеров «нару» - это «божественные камни, которые поднимаются». То есть, получается, что шумерский царь преисподней жил в каких-то божественных горах, внутри  норы (пещеры), куда в древности хоронили покойников, о чем  речь пойдет  дальше.
В честь богов шумеры строили многоступенчатые храмы-зиккураты. Они чем-то напоминают пирамиды. Все представители древних цивилизаций тосковали по тем священным для них  горам, откуда они разошлись по миру. Пирамиды сооружали египтяне, ацтеки, майя, инки, шумеры. Ведь , если не было вблизи натуральных гор, приходилось строить искусственные!( рис. 9) Гарднер указывает, что «зик» в слове «зиккурат» означает –«священный» ( сравни у фашистов: «Зиг! –Хайль!».В этом приветствии просматривается  стремление нацистов придать своей агрессии некий «священный» смысл ). А слово «курат» Гарднер переводит как «горы».
КУР-КУРАТ (гора-горы). Аналогично у хантов: РУЩ-РУЩАТ (русский-русские), ОХАЛ-ОХАЛЯТ (вогул-вогулы), НИН(г)- НИНГАТ (женщина- женщины). Вывод: система образования множественного числа у хантов с шумерами совершенно тождественна.

                «Страна без возврата»

          В.Ю.Конелес пишет: «Представляет интерес и отношение шумеров к смерти.Они воспринимали  уход из жизни как уход в другую страну.Эту страну шумеры называли  словом КУР –«гора».Значит, подземное царство, где живут души умерших, а также легендарные герои вроде Гильгамеша и исторические деятели  , по шумерским представлениям,  расположено в горе , что прекрасно согласуется с понятиями древних  о трехчленной структуре горы, о чем мы уже упоминали. Это  Нарака-лока у индоариев, это «нар,нёр» у манси, это русская «нора».Там обитает Великий Нер (Нергаль).
        В текстах шумеров сказано, что подземный мир темен, полон пыли, его обитатели «как птицы, одеты одеждою крыльев». Туда можно не только спуститься, подняться, но и провалиться. Что же это за горные, темные, пыльные места, куда проваливаются люди?
Естественно, пещеры, карстовые воронки, провалы, коих немало у нас на Урале.Наиболее известные: Кунгурская, Капова, Дивья пещеры.
       А «одежда крыльев»? Перьями птиц украшали одежду вожди американских индейцев, сибирские шаманы. Перья – непременный атрибут головных уборов египетских богов Осириса, Хора, Птаха и других. «Птичий» наряд символизировал их « небесное» происхождение. Орлы, соколы, гуси, лебеди – священные птицы  древних евразийцев.
       Образ «птицечеловека» распространен во многих мифологиях мира, а бронзовые изображения птицелюдей найдены в больших количествах в Прикамье и на Приполярном Урале, о чем неоднократно писал В.Н.Демин. Обнаружены подобные фигурки и на нашей горе Азов вблизи Полевского. (рис.10).  Так что шумерская «одежда крыльев»  нам не в новость.
       Другие названия шумерского подземного царства: КИ-ГАЛЬ, ИРИ-ГАЛЬ, АРАЛИ, КУР-НУ-ГИ («гора без возврата»), а также ИР-КАЛА. Посмотрим, что из этого списка соотносится с нашими уральскими реалиями.
       Во- первых, КУР-НУ-ГИ. В оронимии (названиях гор) Южного Урала к северо-западу  от Магнитогорска формант КУР нередок : Куркак, Ташты-Курятмас, гора Курташтоу ,Узынкыр,севернее- хребет Курма. На Приполярном Урале  к западу от горы Манарага  есть хребет Курсамбай. Где еще в мире вы встретите такое чисто шумерское обозначение гор, да в таком количестве? Да нигде!
        Во- вторых, АРАЛИ. Очень уж похоже на «Урал»!
         Наконец, в-третьих, ИРИ-ГАЛЬ, ИР-КАЛА. Форманты ИРИ, ИР – это «земля», а  ГАЛЬ и КАЛА?  Смотрим в мансийском языке: ЕР-ХОЛА – «земля мертвых».По-мансийски «холас»- «покойник» ( «холодный»).У венгров, родственников манси, «холас»-«конец», а «холал»- «смерть».У тундровых ненцев покойник назван словом «хальмер», у лесных ненцев – «калмел». По- фински   «калма» -«могила».(«кал»- «холодная», «маа»- «земля»). Можно уточнить, ЕР-ХОЛА- ностратическое слово, где ЕР_ «земля»(русск. твЕРДь, нем. ЕРДе и др., о чем  говорилось в главе об Арате), а ХОЛА – «холодная».Так что шумерская ИР-КАЛА  прекрасно трактуется  как «земля холодная». Каким же еще быть загробнму  царству?
        Теперь про мифологических персонажей  этого царства. Корневой формант со значением «холод» в своих разных ипостасях  ГАЛ-ХАЛ-ХОЛ-КАЛ-КУЛ обязательно присутствует в их именах. Владыка Преисподней у шумеров –Нергаль, у аккадцев-Никхал. Мать Нижнего мира  у манси –Калтащ Эква, а владыка царства мертвых – Куль Отыр. У коми – тоже Куль. На санскрите «Кали»- богиня тьмы.
      Что удивительно, персонажа мифологии Западной и Тропической Африки (народность банту) –отца всех предков, живущего в Нижнем мире, звали Калунга. КАЛ – понятно, что «холодный», «темный», а что означает формант ЛУНГ? Снова на помощь приходят наши ханты и манси, у которых  ЛУНГИ – враждебные людям подземные духи». Значит, Калунга- холодный или темный подземный дух. Получается, эти банту  пришли в Африку тоже от нас?
        А как же  переводятся загадочные « НИБЕ-ЛУНГИ» - герои германо-скандинавского эпического цикла? В «Мифах народов мира» указывается, что слово буквально означает «демоны мрака», что согласуется  с ханты-мансийским  значением. Первоначальных обладателей клада, которым завладел впоследствии  Сигурд, звали Гуннаром и Хамдиром. Имена их явно ностратического происхождения, как впрочем, и Сигурда ( зиг, сиг – «священный», что было отмечено Гарднером  при расшифровке слова «зигкурат», а «урд» -«охотник»). По – древнеисландски, на котором первоначально звучал эпос, «Нибелунги» выглядели как «Нифл-унгар»  ( «унгар», «хунгар» - «угр» или «венгр».) Не случайно, до сих пор  Венгрия – HUNGARY, то бишь Угория, Югория. Можно вполне предположить, что  эпос о Нибелунгах складывался на уральской почве, в Югории. И лишним доказательством служит такой факт: хозяйка мифологического германо-скандинавского подземного царства Нифл-ХЕЛя – наполовину синяя. И живет  эта « Синюшка» в палатах под названием Мокрая Морось с высокими оградами и крепкими решетками, что красочно описано в «Младшей Эдде» Снорри Стурлуссоном..
        Ну, чем не прототип Синюшки с ее колодцем? Проживает  она на его дне, а высокие ограды и решетки – это, естественно, сруб колодца. А Морось? Мы говорим: «Моросит дождь», имея в виду мелкие капли. Но в уральских говорах есть такие  однокоренные слова , как « морок», «морошно» , то есть « темно, пасмурно». Значит, в палатах скандинавской Синюшки  темно и сыро, как  в колодце. Помянем же в который раз великого Бажова , благодаря которому дошли до нас из глубин тысячелетий уральские предания, сохранившиеся в народной памяти со времен ностратической языковой общности.
       Кстати, «КОЛОДЕЦ» как раз и является ключевым бореальным словом. Корень « колод» с исходным значением «холод» и дал то разнообразие  вторичных корней , которые мы видели в приведенных примерах из разных языков. Очень близок русскому  английский   «колд»- «холодный», «кул» - «прохладный». Не зря  же  в далекую старину  людей  хоронили  в гробах –колодах, выдолбленных из цельных бревен.
       Лингвистический анализ лексики, обозначающей «подземный мир» в мифологиях разных народов мира приводит нас к убеждению, что корни этих слов практически идентичны , а, значит, имеют ЕДИНОЕ, вероятно, уральское происхождение.
       Об этом говорит и распространенный повсеместно в древнем мире обычай захоронения людей в горах, пещерах, а позднее – в «искусственных» горах – некрополях-пирамидах. В горах хоронили покойников мансийцы, алтайцы, тибетцы. Есть пещерные захоронения на Синайском п-ове. В древнегреческом мифе бога Крона погребли в пещере, где устроили святилище. Египтяне, ацтеки, майя строили для этих целей пирамиды. Пирамиду напоминает и Мавзолей Ленина.
      И даже Пушкин, наш  великий гений, не обошел стороной этот вопрос, написавши:
"Там, за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора,
В той норе во тьме печальной
Гроб качается хрустальный".
     Бытовали еще  в пушкинскую пору русские сказки с древнейшими сюжетами, наслушавшись которых от Арины Родионовны, Пушкин  создал свои! Спасибо огромное Арине Родионовне.

                Земля Перекрестия
    
       Почему шумерское название «Арали» можно сопоставить со словом « Урал»? В тек-стах шумеров , которые приводит Конелес, сказано, что  1)«путь к этой земле неблизок», земля Арали находится «далеко за морем, в 100  beru воды…» 2) это место « сверкающих рудных жил, где «прикрыт землей драгоценный металл», это «родина золота» 3) это место «вод сияющих залежей» 4) место, где «синие камни вызывают болезнь» 5) где Мастер Ану «носит серебряный топор , который сияет весь день» 6) Арали находится « в основании Земли» 7) там , в «гористом Тильмуне, в Земле Перекрестия, боги поселили Зиусудру (героя «Эпоса о Гильгамеше»).
       Попробуем разобраться. Водный путь с Южного Урала до Двуречья ( а реки в древности и были «дорогами» ) пролегал в том числе и через Каспий, соответственно и «Арали находился от Шумера «далеко за морем».
       Все, что говорится в текстах о рудных месторождениях, золоте, драгоценных метал-лах вполне можно отнести к Уралу.
       Что касается «вод сияющих залежей», то, вероятно, речь может идти о многочис-ленных озерах, которых особенно много в Челябинской области.
       «Мастер Ану носит серебряный топор, который сияет весь день» - так шумеры могли
сказать о долгих летних днях на  севере и на Урале, когда Солнце находится на небосклоне более 17 часов в сутки.
       А что означает выражение «основание Земли»? В.Шуклин в своих очерках о финно-угорской мифологии пишет о том, что у манси есть такой миф :«первоначально сотворенная Земля качалась на водах и была неустойчива, но затем боги укрепили ее каменным хребтом- Уральскими горами, которые и легли  «в основание Земли». Таким образом шумерское опреде-ление совершенно тождественно мансийскому, более того, миф манси  дает данному  выражению убедительную трактовку.
        И,наконец,« земля перекрестия».Урал в силу своего геграфического положения объективно находится на «перекрестке» дорог из Европы в Азию, с севера на юг и в обрат-ном направлении.
        Поэтому, есть все основания утверждать, что шумеры, характеризуя землю Арали, имели в виду «Урал».
   
               
                Обитель вод, текущих в Сибири

       Шумерский эпос «Энки и мироздание» гласит: « Из Е-Кура … я перенес искусство ремесел в Абзу и Эриду…Я старший сын Ана…великий правитель Земли». Мы уже определились, что Е-Кур (Дом Горы)– Урал, Эриду-Арата (южносибирские и южноуральские лесостепи), А что означает Абзу?
       Конелес говорит, что АБ-ЗУ (АБ-СУ) означает «глубоководный», «глубины вод». Это
значение вполне сопоставимо с иранским  АБ- «вода, река» (от чего и получила свое на-
звание  Обь) и тюркским СУ – «вода,река». Кстати, семантика последнего сходна  с англ. SEA – «море», нем. SEE – «море», что и неудивительно, имея в виду ностратическое проис-хождение тюркских и германских народов. Таким образом, АБЗУ–получается в переводе:«вода, вода» («река, река»).Такие тавтологии нередки в топонимике(например,гора Курташтоу, где «кур»- «гора», «таш»- тюркск. «камень», «тоу» из «тау»- тюркск. «гора». В итоге : «Гора  каменной горы».Народ, приходящий на то или иное место позднее, добавляет к уже сущест-вующему  названию свое. Вот и получается тавтология –повтор. С большой долей уверенности можно утверждать, что АБЗУ – шумерское название  Оби, Приобья. Причем прототюрки  пришли туда вслед за иранцами. Вот что сказано в текстах шумеров:
                «Богатая земля, которую полюбил Энки,
                Обильная богатством, совершенная в полноте своей…
                Могучие реки которой мчат и пересекают ее.»
   Не менее красноречив и такой отрывок:
                «В тебя, Абзу, чистую землю, где стремительно мчат большие реки,
                В Обитель Вод Текущих  отправляется Владыка…
                На чистых водах посреди Абзу установил Энки великую святыню,
                Обитель Вод Текущих…»
  Обь- по своей длине (вместе с Иртышем)– крупнейшая река России.Ее длина составляет
5410 км. По водоносности она занимает третье место после Енисея и Лены. Вообще же сибирские реки входят в число самых крупных рек земного шара. По запасам пресноводных ресурсов Россия – богатейшая после Бразилии страна мира. Разве могли шумеры назвать «обителью вод текущих»  Двуречье с его пустынным климатом? Только бассейн Оби  с его богатыми водными, рыбными и лесными ресурсами мог быть назван «богатой землей, совершенной в полноте своей»!
       Ну,а«великая святыня»? Не могла ли она быть статуей шумерской богини Мамы( Бабы), а впоследствие - той легендарной Золотой Бабой, о тайне которой так увлекательно  писал в свое время уральский писатель и краевед Курочкин в книге « Тайна Золотой Бабы»?
      Вообще литература по этой тематике обширна. Упоминания о золотом идоле Севера
содержатся в исландских сагах, в «Трактате о двух Сарматиях» (1517г.) Матвея Меховск-ого, в «Записках о Московии»(1549г.) Сигизмунда Герберштейна. Он, в частности, писал:
«Золотая Баба есть идол у устья Оби, в области Обдоре. Он стоит на правом берегу. Рас-
сказывают…что этот идол есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына, и что там виден другой ребенок…»
     В.Мещеряков в книге «100 великих загадок истории» пишет, что святилище древней богини уже использовалось для жертвоприношений до прихода сюда ненцев и финно-угров. О наличии  народа- предшественника  в  бассейне Оби говорит множество гидронимов, оканчи-вающихся на гласный плюс носовой согласный звуки: Пелым, Надым, Игрим, Пим, Салым, Шаим, Ишим, Тым, Чулым- которые не объясняются ни  самодийскими, ни финно-угорскими языками.
        Много подобных названий и в Свердловской области: Пелым, Лим, Кытлым, Илим, Бардым, Висим, Шишим, Талым, Петим, Балтым,Тугулым, а также Алым-я, Салтым-я, Кыртым-я, Ялым-ка, Илим-ка, Кыртом-ка, Кулым-ка и т.п. В Башкирии текут реки Сим и Зилим, а в Челябинской области есть Кыштым и Аркаим.
       Что характерно, подобное название- Элькаим- есть и в Месопотамии. А разве Иеруса-
лим не может войти в этот же ряд? Как же перевести этот формант –ИМ, пока непонятно.
       Теперь о названии «Сибирь». Гарднер приводит в своей книге таблицу из шумерского « Царского списка» , где сказано буквально следующее: « Когда царствие было опущено с неба, царствие было в ЭридуВ Эриду царем стал Аллулим.Затем правил Алагар.Царствие было перенесено в Бад-Тибиру.»
      Что такое Бад-Тибира?  БАД- иран. «поселение, город», СЛО-БОД-А – русск. «поселе-
ние», БУТ-ЫРКИ -  русск. «отдельное поселение, дом на отшибе», БУД-КА – русск. «не-большой домик», БУДА, БУД-ИНОК – укр. «дом, жилище», О-БИТ-ЕЛЬ – русск. « жили-
ще», БЕТ – иврит «дом, жилище», BAT- IMENT –франц. «дом, здание», HA-BIT-ER –«обитать», GE-BAUD-E- нем. «здание». Ностратический корень  bt, bd  с комбинациями bad,bod, bud, but, bet,bit   вобрал в себя как семантическое значение «поселение», так и непосредственно «жилище». Эти корни присутствуют в названиях Арбат, Баден-Баден,
Бад- Годесберг, Ашхабад, Хайдарабад, Исламабад, Тибет. 
        Что означает  Тибира? ТИ- по-шумерски «жизнь».А «бира»? Вспомним русское слово
«беремя, бремя» - «ноша», «беременная» - «вынашивающая». Ему родственны английские
bear (bore,borne)- «носить», bear (bore,born), birth –«рождать, рождение».Таким образом, ностратический корень БЕР-БИР означает «зарождение и вынашивание». Значит, БАД-ТИБИРА- можно перевести как « поселение, где зарождалась и вынашивалась жизнь».Где же она , эта Тибира, находилась? Может, в Сибири?
       Е.М.Поспелов в топонимическом словаре «Географические названия мира» отмечает, что слово «сибир»(«шибир») первоначально было этническим названием, относившимся к какой-то группе финно-угорских народов( вероятно, ханты или манси), проживавших на юге Западной Сибири. Затем татары вытеснили их на север, частично ассимилировали и
заимствовали их прежнее этническое название.В середине 15 века  в Западной Сибири образовалось Сибирское ханство, столицей которого был город Сибирь, находившийся неподалеку от современного Тобольска.
      Об языковых параллелях между угорскими(ханты и манси) и шумерскими языками мы говорили выше. А что, если ностратическая или шумерская Бад- Тибира  и располагалась в южносибирских степях? Ведь именно ханты и манси, эти исчезающие народы Севера, наиболее полно законсервировали в своих языках и мифологиях  шумерское  языковое наследие, свято оберегают свои  древние тайны,в которых,быть может, сохранились остатки ностратического прошлого всего человечества.

                Свидетельствут топонимы

     Все, кто занимался топонимикой (изученим географических названий) знают, что в древности этнические группы, переселяясь с одного места жительства на другое, пере
носили на новое место и старые , привычные, милые сердцу географические названия.Так
возникают названия-путешественники, о которых  писал А.К.Матвеев  в книге «Вверх по
реке забвения».Например, в США есть несколько городов и селений с названиями Москва и Одесса.
     Но в данном случае мы заглядываем на  7-6 тысячелетий назад и задаемся вопросом: могли ли шумеры перенести в Месопотамию с Урала и из Сибири какие –либо географические названия, сохранившиеся по сей день?   
Урал, Поволжье, З.Сибирь                Ближний Восток и Передняя Азия
  р.Обь(иран.»аб»- «вода»)                рр. Б.Заб, М.Заб
р. Сап, Б.Сап (хант. «приток»)
  р.Самара                ист. обл. Самарра
   Шамары- название нескольких поселков
 В Свердл.  и Пермск. областях                поселение Рас-Шамра ( Сирия,6-7
 Мары, пятимары – холмы                плоскогорье Шаммар (Арав.п-ов)
 «Вавилон»-в уральских говорах-«заболо-
ченное место» ( «аб»-иран. «вода, река»,
 «лон»- нострат.»поляна», русск.»лоно»,
галльск.»лан», уральск.»елань», нем.англ.
land, франц.plaine)                Вавилон-город в Месопотамии
                (находился в болотистой местности)
р.Вагиль, р.Рамыль, р.Тагил                ист. обл. Бабиль   
р.Уран, М.Уран, Б.Уран                р.Ха-Уран
р.Тобол                р.Тубал(ь)
р.Урюк                г.Урук
р.Пур, Пурма                р.Пурана (древнее назв. Евфрата)
Аркаим                Элькаим
Р.Идель, Агидель                р.Идил-бат(древнее назв.Тигра)
Р.Сарья (
Саргая)                оз. Шари

                Шумеры – продукт палео контакта?

     В.Ю.Конелес , опираясь на исследования известного американского ученого Захарии Сичина, последовательно проводит в своей книге «Сошедшие с небес и сотворившие людей» мысль о внеземном источнике возникновения шумерской цивилизации. При этом он цитирует слова историка Нибура, который еще в 18 веке отмечал: «Нельзя привести ни одного примера, показывающего,что какой-либо современный народ сам собой достиг цивилизован-ного состояния».
      По Сичину и Конелесу, шумеры – продукт палеоконтакта, произошедшего несколько
десятков, а то и сотен тысячелетий назад. Вкратце эта гипотеза выглядит так: в те далекие
 времена отряд инопланетян – «анунаков» (по- шумерски «анунаки»-«собрание богов», с древнерусского «ан-унаки» можно перевести как «боги-юноши»)высадился в Земле Перекрестия, в гористом Тильмуне», основал поселение Е-КУР («ДомГоры») и стал добывать цветные металлы, в частности, медь. Координатором горных разработок был их командир Энки, кото-рый носил прозвище  БУЗ-УР («Тот, кто разгадывает тайны», «Тот, кто из металлоносных рудников», «Тот, кто знает медь»). Энки носил также титул «Бог мудрости и бог горных разработок». В этой деятельности ему помогал некий ГИ-БИЛ («Сжигающий почву»), которого Энки обучил технике горнодобывающих работ. Не от него ли и произошло русское слово «гибель»?
      Сичин расшифровывает эпитет КУР-НУ-ГИ ( как мы помним, страну без возврата, нижний мир) как «землю, где боги, которые работают, складывают (руду) в кучи в глубоких тоннелях.» Но шахтерский труд , известное дело, тяжел. Терпение шахтеров-анунаков лопнуло, и они подняли восстание. Возникла острая необходимость в помощниках-рабочих – ЛУЛУ (сЛУгах, ЛЮдях, заметим, что ЛУЛУ созвучно русским словам!). Тогда-то Энки, Энлиль и Нинхурсаг путем медицинских экспериментов (искусственного оплодотворения) создали из уже существовавших на тот период неандартальцев  первого современного человека – кроманьонца, который мог производить себе подобных  «черноголовых людей», ставших слугами или «рабами Божьими».По мнению Сичина, такое сотворение людей имело место к северу от золотых копей в Африке( в районе Ю.Родезии).
     Однако, множество лингвистических фактов, которые мы  рассмотрели выше, неизбежно  приводят нас к мысли, что именно Урал и Западная Сибирь могли быть местом зарождения ностратической, а затем и шумерской цивилизации, именно здесь «боги вручали земным царям  знаки царской власти» - скипетр и державу (рис. 11).
    Конелес пишет, что  анунаки прилетели на  Землю на небесных летательных аппаратах –«шемах». Место, где установлены шемы (космопорт) окружено семью горами. Эта «страна ракет» находится в кедровом лесу и строго охраняется автоматическими существами,
снабженными оружием, стреляющим « всесжигающим пламенем» (ШАР-УР), а также оружием под названием ШАР-ГАЗ. Наверное, анунаки обладали  лазерным и газовым оружием!
     Л.Гарднер пишет о том, что «шем» переводится  как «огненный камень» и вместе с термином « шаманна» означает «небо, небесный камень». Позднее слово «шаман» перенесли на жрецов, устанавливающих контакт с небесами. Так их называют практически повсеме-стно на нашей планете: на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Тибете, в Африке, в обеих Америках.
     Шумеры называли шемы также словом «нару» - «камни, которые поднимаются». Конелес отмечает, что на аккадском, вавилонском и ассирийском  языках  «нару» означало
«объекты, испускающие свет». На иврите «нер» до сих пор означает  столбообразный предмет, излучающий свет и …свечу.
     Мы же в свою очередь заметим, что «нар, нер» - по-мансийски тоже означает «камень».
 Причем горы с такими обозначениями, как правило, для манси являются священными.
Как писал в свое время А.К.Матвеев , «нер-ойки (старики-камни) караулят Урал».
     На аморейском языке, который  так же, как иврит, является семитским, «огненный объект» звучит уже как «нурас», что практически соответствует башкирскому «нур»-
«луч, сияние, лучезарный».А ведь башкиры – это тюрки. Разве не подтверждает такое
семантическое сходство  нашу мысль  о ностратическом  родстве многих языков  и ,
следовательно, о ностратическом же (урало-сибирском) происхождении шумерского языка?
     Итак, боги-анунаки избрали первоначальным местом обитания горы. Древнеегипетские данные говорят о том же.  В текстах , созданных в годы 12 династии ( после 2000г.
до н. э.) боги из «небесных камер» носят имя neter ( NTR) –«наблюдающие».Интересно, что первые две буквы  составляют корень английского слова  to note – «наблюдать» .
     И что самое удивительное: мой дед , который был родом из Зауралья (Курганская область) частенько говорил словечко «нотный» , употребляя его именно в значении «наблюдательный» : «Этот человек нотный!», то есть толковый, смышленый, наблюдательный, разумный. Кроме того,  английское to note имеет значение « замечать».
      Современное слово «ноутбук» (notebook) ,  буквально : «записная книжка» произошло от note –«заметка». Тот же смысл содержит  латинское изречение  nota bene – «заметь хорошо». По-французски «отметить» -noter, по-немецки «отметка» - Notiz. То есть в европейских языках  хорошо просматривается  ностратический корень NT. Может статься, при изучении зауральских диалектов мы найдем еще массу древних ностратических словечек, ведь было же в санскрите (древнеиндийском)  слово «чам», означавшее «чавкать» ( «чамкать» на уральском  диалектном), слово «ека, еко» в значении «такое» ( «Ну, еко место!») и еще ряд других, на которые указала Н.Гусева в книге «Славяне и арьи. Путь богов и слов».
     Но вернемся к египтянам. Боги «из небесных камер»  пришли, по египетской версии, в Египет « из далекой страны ТА-УР». Осирис уходил просвещать народы  «в горную страну богов».Опять видим : УР- гора. Фараоны возводили обелиски, так как знали, что похожие на них объекты улетали на священную гору, туда, где жили боги. Одним словом, горы практически во всех мифологиях – священны, и именно туда спустились с небес боги.
     Гарднер пытается вывести название страны Шумер , используя слово «шем» ( в его трактовке-«огненный камень» или попросту «ракета»).Он говорит, что Шумер –производное от Шем-ур («гора шемов», « гора ракет»). Он заявляет буквально следующее: « То была Земля  Анунаки и Исполинов («людей шема»).
       Но мы-то знаем, что Шемур  в переводе с мансийского  -«черная гора» и что Шемур – это целый горный хребет к западу от Ивделя.  Так   если уж следовать версии Сичина, Гарднера, Конелеса  о внеземном происхождении шумеров, то было бы разумно искать следы палеоконтакта  не в Африке, а у нас, на Урале, тем более  на Урал указывают лингвистические данные.

                О названии «Шумер»

       Но вернемся к названию «Шумер». Манси, как мы уже убедились, сохранили многие слова ностратического происхождения, поэтому можно допустить, что мансийское «сэ-мыл (сэм)» - «черный» - из той же серии, то бишь – нострат. В устах индоариев, которые, бесспорно, жили на Урале еще в эпоху создания «Ригведы», оно звучало как «шем»,поскольку  все начальные звуки «С» у  них превращались в «Ш».Они , так сказать, шепелявили. Почему мы сделали такой вывод? В «Мифах народов мира» , этом фундаментальнейшем издании издательства «Советская энциклопедия»  читаем, что древние иранцы  именовали место стоянки лошади словом «аспа-стано», а древние индийцы – словом «ашва- штано».Кстати, вероятно, от «ашва» взяло начало и  галльское, а затем французское  «шваль» -«лошадь» и ее наездник  «шевалье».А на русской почве это словечко вошло  в ругательный оборот: « Ходит тут всякая шваль!»
     Но мы отвлеклись. Итак, «стано- штано» -иранский и индийский варианты произношения общеиндоевропейского корня  «стан» со значением «место стоянки». Вот почему все «станы»  индийцы произносили как «штаны». Именно поэтому  на Урале так много подобных «штанов» : Прохоровы Штаны, Ивановы Штаны, Татарские Штаны, Штанное болото и т.д. В свое время А.К. Матвеев утверждал, что  эти названия – обычные метафоры,мол, объекты по форме напоминают штаны, но  гораздо убедительнее версия  об индоарийском происхождении такого  «шепелявящего» произношения.  Его сохранили, по-видимому, некоторые западные мансийские диалекты.
         Кстати, название Синташта на Южном Урале, вероятно, является усеченным от Синташтан (стан синдов –индов). Именно здесь найдена самая древняя колесница в мире арийского происхождения.
      Слово «Шумер» могло звучать в древности и как «Шеммер»- «черный мир», мир слуг, «черных людей».Второй корень «мер» в этом слове  -ностратический (общий) и означает
«мир». Он присутствует в древнерусских именах (Володимер – «владеющий миром»), в древнем наименовании Египта – Тамери, в имени римского бога Меркурий (оберегающий мир), в имени марийского бога общества – Мер Юмо, в названии мировой горы – Меру, в имени мансийского бога  Мир-суснэ –хум.
Думается, что и название «Америка» было известно индейцам задолго до Америго Веспуччи, в честь которого  якобы и был назван континент, ведь в этом слове четко просматривается  «мер-мир».
     Тексты шумеров говорят о том, что они были черноголовы.(рис.12) А по-мансийски, как мы помним, «сем»- «черный». Может, отсюда и произошел этноним «семиты»? То есть  просто-напросто «черные люди». По версии Сичина , шумеры – слуги богов, «рабы Божьи». А как в Древней Руси именовали слуг, «черный люд»? Смерды! В индоарийском варианте: шмерды! (шмеры- шумеры). Похожее слово бытует еще в Скандинавии , где норвежцы и шведы называют черноголовых саамов, пришедших  туда  в древности из Сибири, словом  SAMER.
     Таким образом, можно утверждать, что само слово Шумер  имеет ностратическое (урало-сибирское ) происхождение.


      В своих заметках мы попытались доступными нам способами расшифровать некоторые  шумерские слова и выражения,исходя из ностратической теории и гипотезы о гиперборейской прародине современной цивилизации. Могли ли шумеры  в 7 тысячелетии до нашей эры  мигри-ровать с Урала в междуречье Тигра и Евфрата? Судя по их лексике, да. Вопрос: каким путем? Сухопутным или водным? В этом еще предстоит разобраться , изучив , в том числе и  бессмертный эпос  о шумерском герое Гильгамеше. Но это уже – цель другого исследования.
       

Библиография:

1. Абрашкин А.А.Средиземноморская Русь: великая  держава древности, М.,2006
2. Адаев- Деордиев А. Алтари цивилизаций.,М.,2004
3. Аркаим: Исследования.Поиски.Открытия.,Челябинск,1995
4. Бацалев В.,Варакин А..Тайны археологии..М.,1998
5. Бычков А.А., Низовский А.Ю., Черносвитов П.Ю.,Загадки Древней Руси.,М., 2005
6. Варшавский А.С. Если раскопать холм…М., 1975
7. Вотяков А.А. Теоретическая история.,Киев, 1999
8. Всемирная история  в 10-ти тт., т.1.,М., 1956
9. Гарднер Л. Цари Грааля и потомки Адама и Евы., М..2001
10. Гельб Е.И. Опыт изучения письма., М., 1982
11. Гордеев А.А. История  казаков, М., «Страстной бульвар», 1991
12. Гусева Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов.,М.. 2002
13. Демин В.Н. Тайны русского народа ( Впоисках истоков Руси),М., 1997
14. Демин В.Н. Гиперборея. Исторические корни русского народа., М., 2003
15. Демин В.Н. Русь нордическая. М., 2005
16. Дорогами тысячелетий., (сб.), М.,1987, 1988
17. Древние цивилизации под ред. Г.М. Бонгард – Левина., М., 1989
18. Древность Урала. Очерки истории Урала.Вып.2., Екатеринбург, 1996
19. Духовная культура Урала.Очерки истории Урала.Вып.3.,Екатеринбург.1997
20. Замаровский В. Их величество пирамиды.,М.,1986
21. Из истории Урала.(сб.), Свердловск, 1971
22. История Урала: с древнейших времен до конца 19 века, кн.1, Екатеринбург. 1998
23. Кандыба В.М. , История великого еврейского народа., С.- Петербург,2002
24. Кондратов А.М. Звуки и знаки.,М., 1978
25. Конелес В.Ю. Сошедшие с небес и сотворившие людей ., М., 2001
26. Косидовский З., Когда солнце было богом., М., 1991
27. Кузьмищев В.А. Царство сынов солнца.,М., 1985
28. Курочкин Ю.М. Легенда о Золотой Бабе., Свердловск,1968
29. Липинская Я..Марциняк М.,Мифология Древнего Египта.,М., 1983
30. Максимович Г.А., Рубель Р.Б., На земле и под землей.,Свердловск, 1966
31. Матвеев А.К. Географические названия Урала., Свердловск,1980
32. Матвеев А. К. Вверх по реке забвения.,Свердловск. 1992
33. Матвеев А.К. Географические названия Свердловской области , Екатеринбург. 2000
34. Матюшин Г.Н., Археологический словарь.,М.,1996
35. Мильчик М.И., Борейко Б.М., Город крылатых богов..М.,1967
36. Мифы народов мира.Энциклопедия в двух томах.,М.,1980-82
37. Немировский А.И. Мифы и легенды древнего Востока.,М., 1994
38. Непомнящий Н.Н. 100 великих загадок истории .,М.,2003
39. Низовский А.Ю. 100 великих археологических открытий., М.,2002
40. Новгородов Н.С. Сибирское лукоморье.,М., 2007
41. Осипов В.   Единый язык человечества.,М.,2003
42. Петухов Ю.Д. Тайны древних русов.,М., 2003
43. Поспелов Е.М. Географические названия мира.Топонимический словарь.,М., 2001
44. Прыгов Д.Д., Давыдов М.П., За птицей Кецаль., М., 1986
45. Путенихин В.П. Тайны Аркаима.Наследие древних ариев.,Ростов-на-Дону.,2006
46. Путинцева Т.А. Следы ведут в пески Аравии., М.,1986
47. Рундквист Н.А. , Сто дней на Урале.,Екатеринбург., 1993
48. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре.,М., 1984
49. Стингл М.Тайны индейских пирамид., М., 1977
50. Савельев Е.П. Древняя история казачества, М., «Вече», 2002
51. Татищев В.Н., Избранные труды по географии России., М.,1950
52. Уоррен У.Ф. , Найденный рай на Северном полюсе., М., 2003
53. Фольклор русских цыган.,М.. 1987
54. Хрестоматия по древней русской литературе 11-17 вв., М., 1947
55. Шилов Ю.А. Космические тайны курганов.,М.. 1990

                Опубликовано в книге "Гиперборея.Уральский
                исход",
                Екатеринбург, Изд-во Уральского Ун-та, 2008г.
                в сокращенном варианте -
                в журнале "Уральский следопыт", №10-2007г.