Круги ада

Барламова Людмила
Наконец - то в глубине её глаз появились искорки смеха, она стала улыбаться. Я не видела Гульнару очень долго, но нет - нет, да и вспомню о ней: как она, где она, что с детьми? Что с нею? Как сложилась её жизнь?
На мою просьбу написаь о ней, Гульнара ответила утвердительно, хотя ей очень больно вспоминать тот кошмар, именуемый замужеством.
И тем не менее, за чашкой чая у меня дома, во время её расказа я сама несколько раз вытирала слёзы, и моя душа вздрагивала от рыданий. Теперь меня успокаивала она, героиня моего рассказа. И вот что она мне поведала:
 Когда Гульнаре было 18 с половиной лет, она выучилась на массажистку и работала в одной из городских больниц. В то время в этой же больнице лечился парень по имени Ержан. У него было сотрясение головного мозга. Они познакомились. Гульнара девушка покладистая, ласковая, исполнительная, преданная и верная. Он - шустрый и вёрткий. О таких говорят: "Крутится на одной ноге", но тоже вроде парнем был не избалованным. Детей в семье 5, а он - средний. Да и родители были простыми. Мать работала в магазине, а отец - бывший директор одного из совхозов Жезказганской (тогда) области. Родители жили в 3-х комнатной квартире улучшенной планировки.
 Представляете, мы даже ни разу не целовались. Он меня украл, хотя у меня даже в планах не было в 18 лет выходить замуж. Первые полгода жили нормально. Он выпивал, но не сильно.
 У Гули в то время родители работали: отец - на заводе, мама - в университете, в архиве.
 А мама моего мужа, моя свекровь, с первого дня начала подливать масла в огонь. У неё играла ревность: если я красилась, то мать считала, что это не для её сына, а для любовника. И если я покупала новую вещь, то, якобы тоже для того, чтобы лучше выглядеть перед любовником.
 КОРР: А с теми, другими снохами, его мама тоже вела себя так?
 ГУЛЬНАРА: Вторая сноха тоже ушла, даже оставила им двоих детей. Потом вышла замуж за второго. Отец Ержана сделал нам комнату в общежитии по Б.Сейфуллина. Мы решили заняться бизнесом, чтобы квартиру купить. Купили двухкомнатную квартиру, бизнес пошёл вверх, квартиру обставили, купили машину. Живи и радуйся. К этому времени у нас было уже двое детей. Дочь и сын. Какая женщина не хочет мира в семье? Муж пил и гулял. Я старалась на это закрывать глаза. А когда купили квартиру, муж стал употреблять наркотики. Приводил домой малолеток, устраивал гульбище. Если сказать, что он меня бил, то это мало сказано. Убивал.
 Я нормальный человек, хотела мужа иметь, семью, уют. Даже самая плохая женщина и та хочет жить хорошо.
 Однажды вечером, прогуливаясь возле Гулиного подъезда, я увидела такую картину: Сидит беременная женщина на лавочке, а её терзает и избивает пожилой мужчина. Вроде для мужа не подходит по возрасту. Отец не будет бить свою дочь. "Что вы делаете, почему избиваете беременную женщину, сейчас же прекратите, я вызову милицию!". Это были мои слова. Гуля едва успевала отворачивать лицо от ударов. Она была беременна сыном. Разве я могла подумать, что у них в семье так заведено, что не только муж Ержан, но и его родители избивали беззащитную и безобидную сноху.
 Когда я у неё спрашивала:
 - Ты почему позволяешь себя бить?
 Гуля отворачивала лицо в слезах и говорила, что это у них в порядке вещей. Когда молодая семья занялась торговлей, то свекровь кричала, что бизнес принадлежит только её сыну, чтобы она даже не помышляла что - нибудь в доме считать своим. Свекровь в отсутствии сына буквально глумилась над снохой, избивала без всякого повода. Голову было приклонить не к кому.
 Гульнара: Сколько раз меня посещали мысли уйти из жизни, но останавливала любовь к детям. Если отец их такой, бабка с дедом жестокие, как я могу таких крошек оставить им на растерзание? Муж меня мог ночью не просто разбудить, а пнуть и сказать:
 - Иди, ищи наркотики, травку. Надо кумарнуть.
 КОРР: И ты шла?
 Гульнара: А куда мне деваться? Я шла и мне даже не было страшно ночью идти. Я наоборот, хотела, когда наступало отчаянье, чтобы меня кто - нибудь убил. Я терпела издевательства долгих 8 лет. Три првых года было куда ни шло, а остальные 5 лет - невыносимо. Как я выдержала? Бог хранил...
 А свекровь всё не успокаивалась и внушала своему сыну, что деньги - только его, поэтому он мне не давал ни копейки. Любую купленную им вещь он мог порвать, порезать, потому что она была куплена за его деньги. Что, мол, если двоих детей родила, то всё, что ли? Любая родит. Это к тому, что я не работала.
 А сколько раз среди ночи он мог поднять меня и детей. Дети боялись, потому то он мог ударить ребёнка. Сколько раз, схватив детей, босиком, зимой, я убегала с ними в подвал, где было темно. Я боялась даже дышать, чтобы он не услышал.
 КОРР: А в милицию обращались?
 ГУЛЬНАРА: Обращалась. Но там говорили, что это семейные проблемы: поссоритесь - помиритесь. А потом Ержан стал слышать голоса, которые полностью завладели его сознанием. Голоса говорили ему, что это не семья, а подставные лица, он начал кровь пускать себе, вены вскрывать (эти действия ему голоса нашёптывали).
 А однажды голоса ему сказали:
 - А ты пусти им всем кровь. У них и крови не будет, потому что это не твоя семья. Их надо убить.
 КОРР: Гульнара, я хоть и не врач, но здесь явное психическое заболевание.
 ГУЛЬНАРА: Я говорила свекрови о том, что он болен. Свекровка ложила его в психоневрологический диспансер, и тут же всё поворачивала так, что, якобы, я готова сгноить его в больнице, чтобы завладеть его квартирой и т.д. Полгода пролежав в больнице, он вроде успокаивался, но не надолго, зато потом с удвоенной силой, жестокостью и ненавистью брался за своё.
 А однажды ночью...
 КОРР: Гульнара не смола сдерживать слёзы в голосе, лоб её вспотел, она опустила голову и продолжала:
 ГУЛЬНАРА: А однажды ночью он меня разбудил, пока дети спали и сказал:
 - Попрощайся навсегда с детьми и с белым светом. Зачем им такая мать? Они вырастут в детском доме закалёнными жизнью, мать иметь не обязательно. Я оделась, и мы в 3 часа ночи пошли в сторону речки. И здесь мне подвернулся какой - то случайный таксист, который спас мне жизнь. Я его попросила отвезти меня скорее от этого места подальше, в моих глазах был ужас и слёзы и он мне поверил, чем и спас. А я всё время думала: что с моими детьми? Это было зимой. И я тут же подала на развод. Развели нас автоматически, потому что не только мне, но и детям угрожала опасность.
 КОРР: А дети не вспоминают этот кошмар?
 ГУЛЬНАРА: Сыночек - то маленький был, а вот дочка помнит. Я отказалась после развода от алиментов, от квартиры, от "барахла" и с двумя пакетиками детского имущества ходила по городу, не зная, что делать. Ночевала где придётся, стоя в подъезде. Потом попросилась в общежитие. Представьте себе: ни работы, ни доходов, в растрёпанных чувствах, сил не было объяснять коменданту, и я попросила: "Помогите детям" и заплакала. Спасибо тогдашнему коменданту Сауле, что она нам дала комнату, я была рада и этому. Пусть пустую, но там были крыша и стены, и мы были в безопасности. Дети тогда болели. Зима была очень морозная, лютая. Дети спали на полу в шубах, я снимала свою куртку и укрывала их. Пока я стала зарабатывать, мы жили впроголодь. Пили воду и ели сухари. Обстановка была, как после войны. Когда они мне говорили: "Мама, кушать хотим", я их просила потерпеть.
 Гульнара, ты же говорила, что у тебя есть мама и отец. Почему они тебе не помогли? Или другие родственники? Могли же они оказать разовую помощь?
 ГУЛЬНАРА: Я обращалась к родственникам, но никто из них не верил, что так можно жить. Я себя сдерживала, боялась сойти с ума. Мне моя родная мать (дай ей Бог здоровья) не помогла, хотя все жили очень обеспеченно, но отмахивалась словами: "Ну чем мы можем тебе помочь?" А я всего - то спрашивала у них сухари. Работая в КСК, зарплаты едва - едва хватало на то, чтобы заплатить за жильё. Работала я дворником. А помогали мне совершенно чужие, не богатые люди. Низкий им поклон. Они моих детей жалели. То рожки принесут, мне было стыдно брать, но из-за детей я себя пересиливала, потом устроилась в киоск, продавцом чебуреков. Зарплата тогда была 200 тенге в день. Но в то время для меня это были большие деньги. И когда после длительного голода мы стали пить чай с сахаром и с заваркой (а не просто кипяток), это был для нас большой праздник. Дети от радости смеялись.
 - Неужели мы чай с сахаром пъём?
 Но свекровка и муж не дремали. Они узнали, где я живу и хотели у меня забрать детей. Я для них была уже "бичёвка". Сына они украли, не показывали, открыто смеялись, метерили и оскорбляли, и, бывало, били. И только через три года я через суд отобрала у них сына. Это было в 2002 году. Теперь сыну 11, дочери 15 лет. Дочь работает в этом году летом.
 КОРР: Гульнара, ты вскользь рассказала о родителях. И я правильно поняла, что у твоей мамы (Бог ей судья) к тебе нет никаких родственных чувств?
 ГУЛЬНАРА: Когда она меня родила, то сразу же отдала родственникам отца со словами: "Хочешь - в детдом сдай, хочешь - сама вырасти". Бабушка заплакала. А когда взяла меня, то сказала:
 - Ты расписку напиши, что отказываешься от неё. А то я выращу, а ты потом будешь претендовать на ребёнка. Вот так меня и вырастила отца мама. Спасибо ей за это. А свою маму я встречаю в городе, у неё ко мне, действительно, нет никаких чувств. Она ведёт себя, будто чужая. А так хочется иногда поплакать на мамином плече.
 КОРР: А в 2003 году в доме свекрови случилась большая трагедия. Гульнара, расскажи, пожалуйста.
 ГУЛЬНАРА: Это жуткая история, лишённая всякого здравого смысла.
 - Да, действительно трагедия. В 2003 году свекровь со своим старшим сыном уехала в Караганду к дочери на свадьбу, а Ержан с отцом оставались дома. Отец его больной лежал в постели, не вставал. Ержан начал требовать у отца деньги. Отец говорил, что дома налички нет. Вот мать приедет и даст. Эти доводы Ержана никак не устраивали, он ещё больше распалялся и больного отца втащил в ванную, долго держал его под холодной водой. А потом, набрав в ванную воду, топил его (это я знаю из судебного материала), чтобы тот признался, где деньги. Он не верил в то, что денег дома нет. В бешенстве Ержан пырнул отца ножом, от вида крови он вошёл в иссупление. Когда отец просил о помощи, он не слышал его и продолжал своё дело. Таким образом он его убил. Страшно сказать, но сын у отца отрезал язык.
 - Чего добился мой бывший муж? Люди редко выдерживают испытание деньгами, точно так же, как люди искусства - испытание славой. Испытание деньгами он не выдержал. По приезду матери из Караганды он долго не открывал дверь, им пришлось вызывать милицию. Когда дверь взломали, их взору предстала жуткая картина: весь потолок и стены ванной комнаты были в крови, Ержан сидел рядом с отцом. Он, естественно, был не в себе.
 Вот так от богатства можно ошалеть. Другой причины не знаю.
 КОРР: Сейчас у Гульнары жизнь наладилась. Она живёт тихо, спокойно в своей собственной квартире. Работает в "Казахмысе". После всего случившегося не хочет ни богатства, ни замужества. Говорит, что хочет жить как все. Нет у неё животного азарта к деньгам. Хочет ночью спать спокойно. Чтоб мирно всё было вокруг. О её жизни можно было бы снять фильм ужасов.
 - Гуля, - спрашиваю я, - А как насчёт любви?
 Ответ: любви нет. Мужчины любят богатых, без хвостов. А у меня двое детей. Я не хочу, чтобы кто - то волком смотрел на моих детей. Пусть хотя бы они в жизни будут счастливы.
 КОРР: Гульнара, будь счастлива и ты. Ведь у Всевышнего миллионы вариантов сделать тебя счастливой. Ты уже счастлива тем, что цела и невредима вместе со своими детьми. Работа есть. А счастье, я верю, оно тебя найдёт. Ты его выстрадала.