Часть пятая. Иранское чаепитие

Валентин Баюканский
Идут года, а сердце помнит…

ЕСТЬ В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ
РУМИ, ДЖАМИ, ХАЙЯМ И НИЗАМИ…

Информация о культурных традициях Ирана будет неполной, если не рассказать о знаменитой персидской поэзии и миниатюре, которые, органично дополняя друг друга, являются лучшими камнями в драгоценном ожерелье многовековой персидской культуры.
Саади, Джами, Низами, Омар Хайям, Рудаки, Руми – не только известные поэты, это провидцы, которые смогли возвыситься над своим временем и заглянули в будущее. Они осознали то, что другим оказалось не под силу. Хотя владыки Востока обладали огромной властью и несметными сокровищами, они, так же как и простой народ, внимательно прислушивались к советам мудрецов, для которых вожделенной наградой была Свобода, а лучшим званием – считаться Поэтом, Философом, Суфием. Главное сокровище в мире – Человек, утверждали ученые-поэты. Недаром его так любит Всевышний. Поэтому людей в первую очередь следует оценивать не по богатству и роду, не по личной преданности и умению говорить приятные и льстивые речи, а по вкладу, который они внесли в становление Добра, Справедливости и Милосердия. Без такого отношения к ближнему власть земная не получит награды на суде небесном. Ведь все в этом мире изменчиво: сегодня ты царь, а завтра слуга у новоявленного владыки. Сегодня ты здоров и богат, а завтра болен и нищ.
Эти известные истины власти предержащие часто игнорируют, забывая, что поставлены Богом не для личного обогащения и праздной жизни, а для больших и справедливых дел. Если правитель расширяет владения и укрепляет личную власть, а его подданные ропщут от несправедливости, находясь в нищете, спрос с такого владыки у Господа будет нелицеприятным. История человечества тому хорошее подтверждение. Сколько уже кануло в лету таких великих, о которых и память исчезла? Сколько из них потеряли жизнь и здоровье в зените славы? Об этом часто говорили в своих стихах и поэмах классики персидской литературы.
Недаром призыв Саади, с которым он обратился к своим соотечественникам несколько столетий назад, сегодня украшает входные двери Организации Объединенных Наций:

Все племя Адамово – тело одно,
Из праха единого сотворено.
Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.
Над горем людским ты не плакал вовек,
Так скажут ли люди, что ты человек?

Ему вторил и Абуабдулло Рудаки:

На мир взгляни разумным оком,
Не так, как прежде ты глядел.
Мир – это море. Плыть желаешь?
Построй корабль из добрых дел.

Эти духовные истины были запечатлены не только в сердцах великих поэтов, но и на бумаге для всех остальных. Персидская поэзия породила большое количество выдающихся произведений, вдохновляющих художников. В конце десятого века Фирдоуси создал поэму «Шахнаме» («Книга Царей») – историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами. В двенадцатом веке Низами создал «Хамсе» («Пятерицу») – произведение, состоящее из 5 поэм. XIII столетие – время Саади, автора прославленных «Бустана» и «Гулистана». Век спустя творили Амир Хосров Дехлеви, Хаджу Кермани, Хафиз, Камаль Ходжанди. В семнадцатом веке создавал свои поэмы и стихи Джами.
Эти литературные произведения дали толчок к появлению в Иране и Средней Азии школ миниатюры, обладающих своим неповторимым стилем. Самые влиятельные школы находились в Ширазе, Тебризе, Исфахане и Герате.
Художники Востока, разделявшие высокие призывы поэтов, стремились органично дополнить своим искусством написанное. Восточная поэзия, являющаяся драгоценным камнем мирового искусства, могла быть огранена лишь талантливыми художниками-миниатюристами. Такими, как знаменитый Ага Мирек из Тебризской школы, Мирак Наккаш, Касим Али, Хаджа Мохаммад Наккаш, Шах Мозаффар и Камаледдин Бехзад из Гератской школы, Реза Аббаси из Исфаханской школы, представителями других известных поэтических школ и течений.
Обо всем этом я узнал, когда, в свое время, занимался лаковой миниатюрой, изучал русскую иконопись и технику народных промыслов Палеха и Мстеры, которые в каких-то деталях были созвучны с восточными миниатюрами. Часто ездил в Москву в Музей народов Востока, где была хорошая коллекция иранской живописи и миниатюры. Работы персидских художников произвели на меня сильное впечатление и надолго остались в памяти как одни из лучших образцов мировой миниатюры. Запомнились интересные по цвету и форме литературные иллюстрации, в которых изображения архитектуры (дворцы, мечети, минареты) изящно переходили в орнаменты, создавая неповторимые узоры восточного калейдоскопа. Безукоризненно утонченный рисунок одежды, филигранная прорисовка деревьев и цветов, особый стиль изображения людей и животных, являются отличительными чертами иранской миниатюры и говорят о превосходном художественном образовании, о великолепном чувстве формы и колорита мастеров прошлого. Декоративная иранская живопись, поданная в строгом аристократичном исполнении, подчеркивает «красивость» и женственность Востока. Спустя сотни лет работы «поэтов живописи» также изумляют, как когда-то и современников великого Саади.
Эти художественные произведения могли сделать только свободные и духовно развитые люди, которые создавали образы своих современников, руководствуясь словами Омара Хайяама:
 
Мы – цель созданья, смысл его отменный,
Взор Божества и сущность зрячих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне – вправленный алмаз.

ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Очень приятно, что рассказ об иранском чаепитии принадлежит уроженцу этой страны – Фархаду Саиди. Его фамилия напоминает мне о классике персидской поэзии Саади Ширази, стихами которого я зачитывался в юности. Примечательно, что Фархад, как и его знаменитый соотечественник Саади, сочиняет стихи, а вдобавок к этому пишет еще рассказы и даже играет на сантуре,  декламируя под музыку стихи любимых персидских поэтов-классиков. Он живет и работает в России с 1988 года и является учредителем РОО «Персия». Цель этого общества состоит в содействии развитию культурных отношений между Ираном и Россией, а также во взаимодействии в сфере культуры, искусства, науки и образования.
Можно сказать, что деятельность Фархада Саиди являет собой достойным пример такого взаимодействия. Он – автор статей по экономике и культуре, опубликованных в журнале «Коринф». Принимает самое активное участие в культурно-просветительских программах созданного общества: в музыкальных концертах, музыкально-поэтических вечерах, лекциях. К тому же он сумел собрать около себя людей, искренне любящих и восхищающихся культурой Ирана.
Его рассказ об иранском чаепитии очень познавателен, написан изящным литературным стилем, напоминающим утонченные иранские миниатюры. Наверное, именно так и должны рассказывать о своей любимой родине поэты, певцы и философы.


Фархад Саиди, иранский писатель и бизнесмен, г. Москва, Россия

ИСТОРИЯ ЧАЯ В ИРАНЕ

До конца XV столетия чай в Иране не был известен, зато повсеместно употреблялся кофе, о котором иранцы узнали у арабов. Однако по мере развития отношений Ирана с Индией чай становился все более популярным и постепенно начал вытеснять кофе. Подобно тому, как в западных странах центром общения были трактиры и кабачки, в исламском Иране с его запретом на распитие алкогольных напитков роль подобных общественных заведений играли кофейни.
Иранцы, будучи очень общительными по натуре, для решения всевозможных проблем в своей жизни всегда обращались за советом к старшим и уважаемым людям, именно по этой причине роль иранских кофеен в жизни общества была более значительна, чем роль кабаков на западе. Это было не просто место отдыха за чашечкой кофе, но и место, где можно было решить трудные, спорные и конфликтные дела.
Со временем кофейни приобрели статус центральных заведений, где собирались известные и благородные люди района, снискавшие уважение и любовь местных жителей. Они не только давали советы тем, кто в них нуждался, но и принимали самое активное участие в решении их проблем.
Несмотря на то, что эти уважаемые люди принадлежали к разным слоям общества, по уровню нравственности, благородства, силе духа и чистоте помыслов, воспитываемых в «зурхане»,  где особая роль отводилась музыкальному ритму, они считались принадлежащими к одному классу.
Помимо большого доверия со стороны простых людей, их мнение не оставалось без внимания и у представителей духовенства, купечества и даже  правящих кругов. Необходимо отметить, что заведения подобные кофейням и зурхане с древней и богатой историей занимают достойное место в истории и культуре Ирана. Им посвящены многотомные собрания. Здесь, однако, ограничимся рассказом о кофейнях.
Итак, знакомство иранцев с чаем привело к тому, что последний практически вытеснил кофе из их рациона! В конце XV-го столетия купец по имени Мохаммед Гилани впервые начал продавать чай на базаре в Табризе. С увеличением потребления чая в Иране увеличивался и интерес купцов к его закупкам. Китайский чай завозился в Иран через Туркестан, а индийский через Белуджистан  и южные порты.
Казалось бы, чайханы должны были бы вытеснить кофейни, но так как кофейни пользовались особой любовью иранцев, несмотря на то, что вместо кофе в них подавали чай, назывались эти заведения по-прежнему кофейнями.  Свое название они сохранили и по сей день.
Во времена правления Насреддин-шаха чай поставлялся в изобилии, и в 1885 году некий торговец чаем по имени Хаджи Мохаммад Хосейн Эсфахани, отправился в Индию с целью ознакомления со способами выращивания чая. Проведя там целый год за постижением этой науки, он привез с собой в Иран семена чая и занялся их разведением. Вложив в это дело все свое состояние и приложив неимоверные усилия, он смог подготовить для этих целей небольшой кусочек земли неподалеку от Лахиджана. Но полное невнимание со стороны правительства, а также противостояние владельцев рисовых полей разорили его.  Во времена правления Мозафараддина Каджара в 1897 году некто Мохаммад Мирза Кашеф уль-Сальтане был назначен на должность генерального консула Ирана в Индии.
Шах дал ему напутствие: «Нам уже давно хочется иметь в Иране свои чайные плантации. Мы неоднократно заказывали семена чая в Индии и Китае. Их привозили и с огромным усердием возделывали, однако все усилия и старания  так и не увенчались успехом. А посему я вам повелеваю на новом посту в Индии собрать сведения о выращивании чая, а также прислать нам семена и инструкции по их выращиванию».
Кашеф Ас-султани официально закупил в Индии четыре тысячи кустиков рассады чая и переслал их в Иран. Благодаря приобретенному в Индии опыту, он смог понять, что для выращивания чая в Иране подходят климатические условия провинции Гилян (северная часть Ирана), куда он и отправился, положив начало успешному возделыванию чая в Иране.
Сегодня чай является самым распространенным напитком в стране, при этом иранцы потребляют 5% общемирового запаса чая. Пожалуй, чай смело можно назвать национальным напитком Ирана.

ЧАЙ В ИРАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Без чая в Иране не обходится ни одно мероприятие, будь то служебное совещание, прием гостей, свадьба, похороны, но самым интересным, безусловно, является сватовство, где чай играет главную роль.
Существует традиция, заключающаяся в следующем: когда семья жениха прибывает в дом к невесте по случаю сватовства, сначала старшие члены семей за разговорами выясняют, что представляют собой «кандидаты в родственники», и в этой части сватовства невеста не принимает участия. Главную партию в этих переговорах исполняют матери, и, по всеобщему согласному мнению, в большей степени мать невесты, хозяйка дома принимающей стороны.
В том случае, если обе семьи решают вопрос о свадьбе положительно, мать невесты громко просит дочь (находящуюся в других комнатах) принести чай. И даже если в семье есть прислуга, девушка должна сама красиво оформить поднос с чаем и принести его гостям. Сначала чай подается отцу жениха, затем его матери, потом своим отцу и матери, и в самую последнюю очередь жениху.
Эта сцена представляет собой очень увлекательное зрелище и разыгрывается как невероятно интересный спектакль, о ней можно много написать. Несмотря на то, что все присутствующие в этот момент хранят молчание, но и по переглядываниям родителей, и едва уловимым взглядам молодых можно понять очень многое.
Чай рекомендуется пить зимой, чтобы согреться, и летом, чтобы привести в равновесие внешнюю температуру воздуха и внутреннюю температуру тела, что  в свою очередь притупляет чувство жажды. 

ЧАЙНАЯ ЭТИКА

Потребление чая в Иране – это своего рода церемония, которую каждая семья и каждый человек осуществляет в соответствии со своими вкусами, культурой и возможностями.

ИЗ ЧЕГО ПЬЮТ ЧАЙ?

Чай в Иране пьют только из стеклянных или хрустальных стаканчиков, позволяющих наслаждаться вишневым цветом чая.
По форме традиционные чайные стаканчики напоминают барышню с узкой талией, они так и называются «приталенные» (камарбарик). Как правило, они имеют позолоченную окантовку, на некоторых дорогих стаканах может быть нанесен какой-либо узор. А вот блюдца, как правило, должны быть фарфоровыми с традиционным цветочно-соловьиным орнаментом или даже с изображениями шахов.
Также для каждого гостя предусматривается небольшой поднос шириной 10 или 20 см. Это делается в тех целях, чтобы при пролитии чая не пострадали ковры. 
Для заваривания чая используется самовар, которому отведена очень важная роль. Несмотря на то, что он был  завезен в Иран из России, он прижился  там, не изменив своего названия, с той разницей, что иранцы несколько переделали его и технически и эстетически, сообразно своему вкусу и потребностям .

СТОЛИК ДЛЯ САМОВАРА

По традиции иранцы сидят на полу, в связи с чем в иранских домах широко применяются ковры ручной работы и специальные подушки, покрытые изящными ковриками также ручной работы, соответствующими данным целям. Чтобы можно было пользоваться самоваром, не вставая, его также помещают на столик на низких ножках.
Столик для самовара размерами 80х70 см покрывают специальной салфеткой, в соответствии со вкусами и возможностями семьи. Это может быть простая хлопчатобумажная салфетка или «терме» (специальная изысканная скатерть ручной работы, прошитая разного рода бисером и золотыми нитями). На скатерти устанавливается поднос, который предохраняет ее от соприкосновения с нагревательными элементами самовара (в былые дни использовался уголь, а теперь электроэлементы), а также от возможных протечек воды.
Помимо этого подноса, на столике устанавливается еще один, для стаканчиков и маленьких вазочек со всевозможными сладостями, которые употребляются вместе с чаем.
Иранцы пьют чай вприкуску с сахаром либо с какой-нибудь сладостью.  Самый распространенный вид сахара – это «сахарные головы», приготовляемые с добавлением эссенций, которые раскалывают на маленькие кусочки при помощи специальных щипцов. В давние времена по размерам кусочков сахара, которые подавали гостям, судили о щедрости хозяев или об отсутствии таковой.
Помимо простого сахара с чаем также употребляют различные орешки в сахарной глазури, традиционные иранские сладости, приготовленные из меда («сохан»), и леденцы всевозможных сортов. Разумеется, в каждом районе чай пьют со сладостями, употребительными в этом районе, например, в Исфахане это «пуляки» (плоские леденцы в форме монетки), в районе Урумийе – засахаренные плоды вербы.
Но, возвращаясь к разговору о кофейнях, повторим, что это было место, куда приходили люди разных сословий. Помимо чая там можно было отведать еще и традиционную иранскую кухню, кальян, но в кофейнях также можно было приобщиться и к культурным ценностям, поскольку именно там можно было услышать «Шахнаме» Фирдоуси, декламируемое профессионалами, а также исполнение различных поэм. Декламация отрывков из великого эпоса, таких как, например, рассказы о Ростаме и Сохрабе, представляла собой моноспектакль, исполнение которого было под силу только крупным мастерам. Помимо этого в кофейнях показывали театр теней, где разыгрывались сцены из эпических рассказов с тематикой религиозной направленности, например, события при Кербеле.
С давних времен повелась традиция, которая соблюдается до сих пор. В священный месяц Рамазан кофейни открываются еще на рассвете, чтобы люди могли посмотреть не только перечисленные программы, но и многие другие, включая различные детские игры.
Как видим, употребление чая дома и в кофейнях – это древняя традиция с интересной историей, что делает вкушение этого полезного напитка еще приятней.

Ирина Валерьевна Абраменко, преподаватель персидского языка Института восточных культур и античности Российского Государственного Гуманитарного университета (РГГУ), г. Москва, Россия

ТАЙНА ИРАНСКОГО ЧАЯ

Иран – страна, о которой мечтают. Я это хорошо знаю, и не потому, что являюсь преподавателем персидского языка и руководителем российского общества «Персия». Действительно, иранская культура вдохновляет и восхищает многих. Музыка и поэзия этой страны близки и мне. Поэтому о древнейшей иранской культуре и красоте этого народа я стараюсь рассказать своим соотечественникам-россиянам. В качестве автора и исполнителя участвовала в тридцати пяти музыкально-поэтических программах и циклах, посвященных иранской литературе и музыке. «Поэтические диалоги Ирана и России», «Мистическая поэзия Ирана и духовная лирика России», «Великие классики Ирана» всегда вызвали у слушателей неподдельный интерес, так же, как и лекции: «Омар Хайям. Гений. Математик. Поэт», «Мысль, облеченная в символ».
Естественно, что эту страну я должна была увидеть воочию, и не раз. Когда приехала, посетила многие места, о которых мечтала, а заодно заметила, что в Иране все пьют чай. Там не спрашивают: «Вам чай или кофе?». Куда бы не зашел посетитель, ему после приветствия подают чай. Отказать нельзя – обидишь. Пришлось и мне, уважая местные традиции, попробовать этот иранский напиток. Дело в том, что до поездки в Иран я чай не признавала и, хотя родом из Краснодара, считала себя заядлой кофеманкой. А в Тегеране мне подали чай в необычных стаканчиках, которые я видела впервые. Они привлекли мое внимание своей приталенной формой и небольшим объемом, и когда я выпила такую «рюмочку» чая, поняла, хочется еще! Мне пояснили – чай всегда нужно пить свежезаваренным, горячим, дымящимся. Поэтому размер этих стаканчиков преднамеренно мал и, когда выпивается содержимое, их сразу же заново наполняют.
Видимо местная философия с примесью эстетики сработала, и чай показался мне невероятно вкусным!
Когда вернулась в Россию и попросила чаю, то озадачила домашних, которые знали о моих кофейных пристрастиях. Но еще больше удивилась сама – выпить чай так и не смогла, явно чего-то не хватало. Пришлось вспомнить о кофе.
Через некоторое время  я снова поехала в Иран. Это было в разгар лета, стояла сильная жара. Прямо на входе национальной библиотеки увидела весьма обыденную для Ирана, но непривычную для России сцену: абдарчи (человек, обязанность которого – готовить и подавать чай на любом иранском предприятии и фирме), как заведено, нес на подносе несколько «приталенных» стаканчиков и раздавал их служащим этого заведения. В тот момент больше всего на свете мне хотелось чая, этого вишневого, дымящегося, переливающегося и искрящегося бликами на ярком иранском солнце, манящего напитка! Вот тогда я и поняла, что чай с удовольствием пьется только из таких прозрачных стаканчиков. Его, нужно видеть, наслаждаться цветом и ароматом! Нельзя лишать себя такого незабываемого эстетического удовольствия. Чай сопряжен с тайной, познать которую могут только те, кто готов ее воспринять. К нему нельзя относиться как к жидкости, которая просто утолит жажду, тогда он не раскроется и не подарит вам свое сокровище. Истинные знатоки и любители этого таинственного напитка меня поймут.
С тех пор я стала поклонницей чая. Дома поменяла все чашки на стеклянные стаканчики. До сих пор не воспринимаю чай в фарфоре. Теперь мне совершенно очевидно, почему я «приняла» чай только в Иране. Мне представляется, что только в восточной стране с тысячелетней культурной аурой можно открыть завесы, скрывающие не предназначенные для всеобщего лицезрения тайны. Видимо нам еще долго предстоит открывать этот древний загадочный ИРАН со всеми его легендами и тайнами.

Русская служба Голоса исламской республики Иран

КОФЕЙНИ, В КОТОРЫХ ПЬЮТ… ЧАЙ

Туристы, посещающие Иран, могут видеть в разных районах Тегерана традиционные кофейни (сегодняшняя чайхана) и рестораны, которые обслуживают гостей согласно обычаям гостеприимства, распространенным среди иранцев.
Поскольку в некоторых известных отелях иранской столицы есть подобные традиционные заведения, интересно познакомиться с их историей.
Первая в Иране кофейня появилась в период правления сефевидов в городе Казвине, по всей вероятности при шахе Тахмасбе (1523 – 1576). При шахе Аббасе Первом (1587 – 1628) кофейни получили широкое распространение в городе Исфагане. Кофейня, как это явствует из самого слова, представляла собой место, где люди пили кофе. Позже, с появлением в Иране чая, после того, как иранцы стали выращивать это растение в некоторых северных районах страны и привыкли к его вкусу, постепенно чай заменил собой в кофейнях кофе. Со второй половины XIII века по хиджре пить чай в кофейнях вошло в обычай. Так кофейня превратилась в чайхану, однако прежнее название было в ходу еще довольно долго. Кофейня в иранском обществе играла важную роль: там люди собирались и проводили свой досуг. Кофейня служила местом встреч, зачастую людей разных профессий, принадлежавших к разным классам общества. Постепенно те или иные кофейни стали посещать люди определенного общественного статуса или профессий. В них собирались ремесленники и деятели искусства. Люди, утомленные повседневными заботами, часами обменивались в кофейнях мнениями по социальным, экономическим и политическим вопросам. В некоторых заведениях обсуждались сугубо профессиональные проблемы, в иных люди помогали друг другу найти работу. 
По вечерам, особенно в благословенные дни рождения почитаемых мусульманами лиц, кофейни украшались. Это принято и сегодня. Люди делили друг с другом радость, допоздна читали произведения персидских классиков, в том числе рассказывали истории, выступали с лекциями. В ночи благословенного месяца Рамадана в кофейнях читались марсие (стихотворения, в которых оплакивается смерть шиитских имамов), а также рассказывались сказки и истории.
Таким образом, кофейни служили местом общения, воспитания и развития творческих способностей, а также обучения простого народа традиционной культуре и литературе. Со временем кофейни потеряли свою связь с древними традициями и стали служить местом, где люди могут подкрепиться и отдохнуть.
В Тегеране в период правления нассеридов и после них было множество кофеен.
Бенджамин, посол США в Иране с 1883 по 1885 год, в период правления Насереддин-шаха пишет в своих путевых записках: «В Тегеране много чайхан. В любом районе или на любой улице Тегерана их сразу несколько. Туда приходят отдохнуть представители различных слоев народа, но только мужчины».
Чайханы в Тегеране в большинстве своем находятся в районе Базара и на окрестных улицах, а также в густонаселенных районах. Большинство иранских кофеен имеют дворик, открытое место для обслуживания клиентов в жаркое время суток, засаженное обычно деревьями и цветами, с бассейном в центре. Это открытое место или двор называется Багче, что означает садик чайханы. Сама чайхана обычно украшается картинами, изображающими сцены какого-либо эпического или религиозного события, например события Кербелы.
Самовар, заварной чайник, стаканчики, блюдечки и сахарницы – это те предметы, без которых не может обойтись ни одна чайхана. На обед там обычно готовят традиционные иранские блюда, например абгушт (шурпу из мяса, картошки и гороха), который варится в специальной глиняной посуде.
После победы исламской революции, особенно в последние годы, в целях сохранения культурного наследия, некоторые традиционные чайханы были восстановлены. Была поставлена задача сохранить необходимую художественную привлекательность подобных заведений. Поэтому традиционная архитектура чайхан восстановлена с учетом требований сегодняшней жизни. Сегодня иранские и иностранные туристы могут, побывав в традиционных чайханах и ресторанах, познакомиться там же с некоторыми иранскими обычаями и традициями, традиционной одеждой, блюдами, рабочими инструментами, художественными работами, искусством Нагали (рассказывание сказок, историй), с характерными чертами исламского иранского стиля в архитектуре и десятками других интересных вещей.
Кофейня Азари была создана в 1948 году. Она находится на тегеранской площади Рах-ахан и каждый день обслуживает большое количество посетителей. Архитектура кофейни – традиционно иранская. Сводчатые потолки помещения украшены лепкой. Дворик представляет собой шатер. Кирпичные стены кофейни выложены плиткой с традиционными узорами. Официанты в этой чайхане одеты в национальные одежды и подают клиентам традиционные иранские блюда. Там играет национальная музыка, рассказывают занимательные истории или читают Шахнаме. Каждый год в благословенный месяц Рамадан со времени разговенья и до рассвета в кофейне декламируют газели и стихи, восхваляющие шиитских имамов и людей почитаемых.
Традиционный ресторан Сангладж находится в одном из самых старых парков Тегерана, который называется Парк Шахр, или городской парк. В этом ресторане официанты, одетые в одежды периода правления сефевидов, угощают гостей национальными иранскими блюдами. В ресторане Сангладж в Мохаррам, Сафар и Рамадан декламируются газели и марсие, в остальное время звучит традиционная иранская музыка и читается Шахнаме.
Традиционная чайхана Амир-кабир на севере Тегерана является еще одной их известных чайхан столицы. Названа она была в честь жившего в период правления Каджаридов политического деятеля, оставившего о себе добрую славу. Архитектура чайханы с потолком, украшенным лепкой, с кирпичными стенами, колоннами и капителями относится к периоду каджаридов. Официанты, одетые в кафтаны и головные уборы из войлока, обносят гостей национальными иранскими блюдами и тремя видами чая: обычным, вишневым и из корицы, а также разнообразными сладостями. В Мохарраме и Сафаре в этой чайхане исполняются тазийе (тазийе – это религиозная шиитская мистерия, связанная с событиями в Кербеле) и нохе-хани (грустные песнопения по этому же случаю). В эти дни все блюда в чайхане подают бесплатно.
ххх
Учитывая важность культурного наследия и искусства, восстановление кахве-хане с 1372 года по иранскому календарю входит в обязанности руководителей Тегеранской мэрии и на сегодняшний день в разных частях Тегерана уже восстановлены некоторые из подобных центров.
Среди восстановленных кахве-хане можно назвать «Кахве-хане Азари», расположенное на проспекте Валиаср в г. Тегеране, «Чай-хане Амир Кабир» в парке Гейтарие на севере г. Тегеран, «Софре-хане Санголедж», расположенное в самом старейшем парке Тегерана – парке шахр (городском парке), «Софре-хане Шатер» –  в культурном центре Хаваран на юге Тегерана, «Софре-хане Али гапу» – на  севере Тегерана.

РОСПИСИ, ПОНЯТНЫЕ НАРОДУ

 Живопись «кахве-хане» («искусство кофейни») – созданный молодыми непрофессиональными художниками иранский стиль живописи, в котором восточные мотивы выражены европейскими приемами и техникой настенной росписи. Это новое явление в национальной художественной истории Ирана, широко распространившееся около восьмидесяти лет назад в период наибольшего упадка всей персидской цивилизации, являлось ответом на все увеличивающееся влияние западной культуры. Явная подражательность поздней каджарской живописи, приверженность европейской манере в ущерб национальной неповторимости и выразительности традиционного стиля, грозило превратить иранское искусство в явление глубоко вторичное. Со времен династии Сефевидов, когда в Иран начали прибывать послы, Исфаган – тогдашняя столица – превратился в арену противоборства иностранных культур. Европейские мастера, приглашенные украшать шахские дворцы и аристократические особняки, формировали придворные вкусы, заставляя иранских художников подстраиваться под вкусы заказчиков. Конечно, и до появления «искусства кахвехане» многие живописцы стремились преодолеть художественный колониализм и дискредитацию национальных и религиозных ценностей, но часто эти попытки не уходили дальше бесплодного копирования освященных веками шедевров.
Сохраняя религиозный и традиционный стиль, «искусство кофеен» возникло как дань уважения к народным верованиям, как крепостная стена, охраняющая уникальность иранской нации от западного космополитизма. Оно рассчитано на восприятие масс и стоит в стороне от официального строгого искусства, скептически отнесшегося к появлению «несерьезного» направления. Не полагаясь на поддержку богатых покровителей, группа малоизвестных, но бесспорно талантливых художников пыталась воспроизвести атмосферу кахвехане (чайханы) и шахнамехане (кофейни, где читались стихи Фирдоуси и других классических поэтов), украсить росписями, понятными простому народу, стены этих заведений.
Не имея академического художественного образования, художники кахве-хане создавали картины, достойные того, чтобы занять, пусть и скромное, но место в иранском искусстве.
Для понимания этого направления необходимо знать, что же такое персидское кахве-хане. Эти заведения, история которых уходит в незапамятную древность, были хранителями старых иранских традиций, мыслей, вкусов. В них сказители «Шахнаме» повествовали о национальной истории, прославляли и восхваляли почитаемых народом героев. Значительную часть людей, собиравшихся в кофейнях, составляли мастера, занимающиеся художественными ремеслами, бедные поэты, каллиграфы и живописцы, подчас единственными покровителями и заказчиками которых были владельцы кахвехане. Люди приходили туда пообщаться и отдохнуть, узнать последние новости и послушать древние сказания – одним словом, это было что-то вроде своеобразного клуба. Эта роль кофеен привела к появлению в них специфической атмосферы, выработке определенных правил и обычаев, которые, в конце-концов, и воплотились в «живописи кахве-хане».
В росписях кофеен можно легко заметить некоторое сходство с искусством миниатюры: это сюжетная живопись, неразрывно связанная с поэзией, тяготеющая к изящности и утонченности книжной иллюстрации, игнорирующая законы анатомии и перспективы. Палитра «искусства кофейни» также происходит от искусства миниатюры. С точки зрения техники, эти картины очень просты, они связаны с народной, лубочной культурой.
Трудно сказать, когда впервые появился этот стиль, но сохранившееся фрагменты настенных росписей указывают на то, что отдельные элементы его встречались уже в 18-19 веках. Это, например, росписи дворца Чехель Сотун в Исфагане, создаваемые при шахе Аббасе II и Надир-шахе.
С распространением конституционного движения в Иране XX века массовая культура получила новый толчок развития. Вновь становятся чрезвычайно популярными национальные саги и сказания, многие художники уходят от напыщенного искусства, чуждого характеру простых людей. В конце каджарской эпохи появляются сюжеты, перешедшие потом в «искусство кофеен» – это портреты танцовщиц и музыкантов, изображение любовных сцен, народных празднеств.
Самые известные художники кахве-хане: Фатхолла Коллар-Агази, Мохаммад Модаббер, Хасан Исмаилзаде, Мохаммад Хамиди, Аббас Блуки-фар, Ахмад Халили, Мохаммад Фарохани, Джавод Акили и др. Близок к «искусству кахвехане» художник Шакиба.

ИРАНСКИЙ ЧАЙ

Иран приступил к выращиванию чая в 1900 году, когда персидский принц Кашеф  приобрел семена в Индии и обучил местных крестьян выращиванию чая. Поэтому на чайной продукции страны можно увидеть надпись: «И был Мохамед Мирза (Кашеф аль Салтанех). И привез первым он чайное семя из Индии и использовал огромные пространства в Тонекабоне и Лахиджане . И стал он производить чай промышленно».
В наши дни иранские чайные плантации расположены на севере страны, к югу от Каспийского моря и довольно обширны по площади. Сейчас Иран занимает 10 место в мире по производству чая,  а ежегодное потребление этого напитка в стране составляет 100 тыс. т.
По информации Главного управления чая севера Ирана, каждый год в мире производится 3 200 тыс. т чая. На долю Ирана приходится лишь 1,5%.  Площадь чайных плантаций в Иране составляет около 33 тыс. га. В Иране зеленый чайный лист перерабатывают 178 фабрик, находящихся в провинциях Мазендеран  и Гилян.  Эти фабрики работают по соглашениям с Организацией сельских кооперативов, которая вместе с заводами закупает зеленый чайный лист по гарантированным ценам у местных чаеводов. Зеленый чайный лист доставляется на фабрики непосредственно с плантаций. В ближайшем будущем в чайном производстве произойдут перемены, связанные с изменениями качества и количества зеленого чайного листа. На рассмотрение Организации управления и планирования страны был представлен план модернизации и омоложения чайных плантаций.

КАК ИРАНЦЫ ЧАЙ ПЬЮТ?

Когда заходит разговор об иранском чае, сразу вспоминается ставшая уже классической информация известного знатока кулинарии Вильяма Похлебкина, которую он опубликовал в своей книге о чае:

«Своеобразие иранского способа заключается не столько в заваривании,
сколько в питье чая. Он распространен в Иране, в пограничных с ним районах
Афганистана, в Азербайджане, Курдистане на территории Ирака.
Обычно заваривается китайский или местный (иранский, азербайджанский)
черный байховый чай средней или высокой крепости, но с довольно быстрой
экспозицией – 4 мин. Разливается такой чай в ормуды – небольшие стеклянные
стаканчики с «талией», в виде вазочки. При этом весьма ценится колер чая –
он должен быть не слишком темным, но обязательно  ярким, прозрачным,
коньячного цвета с чуть-чуть красноватым или малиновым отливом. Пьют его
горячим, маленькими глотками, вприкуску с мелкими кусочками колотого
сахара. При заварке кладут вместе с чаем, а чаще в стакан, кусочек корицы
(дарчин) или имбиря».

Рассказ об иранском чаепитии можно дополнить информацией русской службы IRIB World Service:

«Иранцы пьют чай очень горячим. Для приготовления чая в фарфоровый чайник кладется 1-2 мерные ложки сухого чая, в зависимости от количества людей, заливается кипятком и ставится на самовар или приспособленный под это чайник, чтобы чай заварился. В чайханах кроме обычного чая вам могут предложить вишневый чай, а также чай с корицей, кардамоном и шафраном, которые добавляются непосредственно в заварной чайник, что придает напитку необычный вкус и аромат. После того как чай достаточно настоялся, его разливают по маленьким стеклянным стаканчикам и подают вместе с кусковым сахаром, финиками и некоторыми видами иранских сладостей».

Из сообщений иранских СМИ…

ФЕСТИВАЛЬ ЧАЯ

По сообщению агентства ISNA, в шахрестане Лахиджан  при содействии администрации провинции Гилян и синдиката чайных фабрик северных районов страны состоится первый фестиваль иранского чая.
Исполнительный секретарь фестиваля Мохаммед Реза Хамиди отметил, что названный фестиваль проводится с тем, чтобы высококачественный иранский чай снова занял свое подобающее место в потребительской корзине иранских семей и стал доступен потребителям других стран.
Фестиваль проводится под лозунгом «Иранцы, пейте иранский чай», и в нем примут участие государственные чиновники, представители частного сектора, производители чая и промышленники.
Предполагается, что участниками фестиваля станут тысячи иранских и зарубежных туристов и гостей. В рамках фестиваля, который продлится в течение недели, предусматривается проведение разнообразных программ и выставок.
Как отметил Мохаммед Реза Хамиди, в последние десятилетия высококачественный, отличающийся особым своеобразием иранский чай уступил место некачественному импортному чаю, и фестиваль даст возможность познакомиться с иранским чаем, сравнить его с другими сортами и, бесспорно, послужит возвращению иранского чая на достойное место.
Мохаммед Реза Хамиди подчеркнул, что активное участие в фестивале представителей государственного и частного сектора, промышленников и коммерсантов, деятелей культуры свидетельствует о том, что потребление иранского чая широко приветствуется в официальных кругах и в обществе. Чтобы фестиваль стал более плодотворным и полезным, в его рамках планируется провести выставку с участием представителей различных смежных производств, а также принять в нем участие приглашены бизнесмены из таких стран, как Сирия, Ирак, ОАЭ и Индия, с целью подписания контрактов между ними и иранскими производителями.
ххх
По сообщениям Иран.ру, за последние годы на складах в Иране накопилось более 200 тыс. т низкосортного иранского чая, который вообще не пользуется спросом у местного населения. В Иране пользуется высоким спросом только индийский или цейлонский чай, к которому иранское население давно привыкло. Даже высокосортный иранский чай, который по своему качеству не уступает известным международным сортам, в Иране продается с трудом и по более низким ценам.
ххх
Иранские специалисты обнаружили, что экстракты, получаемые из отходов производства черного чая, почти так же богаты антиоксидантами, как и экстракты, получаемые из качественного чайного листа.
Исследования, проведенные на трех заводах Ирана с разными видами сырья и разными методами экстрагирования (водным, метаноловым и ацетатэтиловым), показали, что выход чайного экстракта из отходов производства черного чая всего на несколько процентов ниже, чем выход экстракта из качественного чайного листа.
При этом, конечно, отходы чайного производства значительно дешевле качественного чайного листа. Только в Европе ежегодная потребность в чайном экстракте превышает 500 т – он широко используется в пищевой промышленности, медицине и при производстве косметических средств.
ххх
Иран принял решение вслед за поставками первой партии расфасованного чая в Америку начать импорт такой же продукции в другие страны, в том числе в Германию, Японию и Кувейт.
Об этом в интервью агентству Fars сообщил заместитель директора одного из департаментов Организации пропаганды Абдоссамад Гарви. По его словам, в последние месяцы велись переговоры о поставках чайной продукции в Германию, Японию и Кувейт, и было принято решение о том, что после ввода в эксплуатацию первой в Иране фабрики по производству гранулированного и расфасованного чая в Лахиджане продукция этой фабрики будет поставляться в перечисленные страны.
ххх
По сообщению агентства ИРИБ, в Иране впервые началось промышленное производство зеленого чая.
В уезде Лахиджан провинции Гилян при финансовом участии частного сектора построена чаеразвесочная фабрика по производству зеленого чая, на строительство которой потребовалось 1,5 млрд. риалов (около 150 млн. долларов) капиталовложений.
Директор фабрики Эбрахими заявил, что данное предприятие построено для того, чтобы сократить импорт зеленого чая. Потребности страны в зеленом чае составляют около 5 т в день, и со строительством новых чаеразвесочных фабрик Иран может полностью отказаться от импорта данной продукции.
По словам Эбрахими, согласно проведенным исследованиям, зеленый чай, производимый на фабрике в Лахиджане, способен успешно конкурировать с импортной продукцией.
 

ИРАНСКАЯ ЧАЙНАЯ КУХНЯ

Настоящими шедеврами кулинарного искусства считаются иранская «бахлава» с миндалем, кардамоном, желтками яиц и молоком, «яр-дар-бехешт» из рисовой муки, крахмала, розовой воды и фисташек, пончики с розовым сиропом «бамие», «шир-беренж», «халва» из обжаренной пшеничной муки, сахара, шафрана, розовой воды, фисташек и миндаля, «рагинак» с грецким орехом, фисташками, корицей и кардамоном, «зульбия», «ферени», «секанжебин», лимонный шербет «шарбат-лиму», апельсиновый шербет «шарбат-портагал», «шолен-зард» с шафраном, розовой водой, фисташками, миндалем и корицей, «нана-беренжи», «нан-гердуи», «нан-ноходчи», «горс-хоршид», «сохан-асали» с миндалем, медом, шафраном и фисташками, иранская нуга «газ», своеобразные конфеты из масла, шафрана, сахара и ростков пшеницы «сохан», «готаб» из яиц, йогурта, муки, миндаля и кардамона, вишневый джем с ванилью «мораба-е албалу», джем из айвы с лаймовым соком и кардамоном «мораба-е бе», яблочный джем с лаймовым соком «мораба-е сиб», а также ванильное мороженое «бастани-акбар-машти» со сливками и розовой водой.
Национальным иранским напитком является чай, который пьют крепким, без молока и обжигающе горячим.