Глава 80. Евгений Львович Шварц

Виктор Еремин
Клад; Голый король; Снежная королева; Тень; Дракон; Обыкновенное чудо и др. Рассеянный волшебник; Сказка о потерянном времени

Евгений Львович Шварц — один из любимейших драматургов-сказочников СССР. Особую известность ему принесли произведения на тему сказок Х.К. Андерсена. Однако переработка сюжета у драматурга всегда столь оригинальна, что следует говорить о совершенно новых авторских произведениях.
Шварц родился 21 октября 1896 г. в Казани. Отец его, Лев Васильевич Шварц, был крещенным евреем, по образованию врач. Мать, Мария Федоровна Шелкова, русская, по профессии акушерка. Вскоре после рождения Жени Шварцы перебрались в подмосковный Дмитров, откуда отец был выслан в Армавир за участие в антиправительственной демонстрации. Окончательно семейство обосновалось в Майкопе, где и прошли детство и юность будущего драматурга. Там, в местной гимназии, мальчик увлекся театром.
Впрочем, связывать жизнь с актерской профессией Шварц не собирался. В 1914 г. он поступил на юридический факультет Московского университета.
Весной 1917 г. Евгения призвали в армию — сперва юнкером, затем его произвели в прапорщики. После Октябрьской революции он отправился на Дон, где вступил в Добровольческую армию Корнилова. Был участником знаменитого Ледяного похода. В дни штурма Екатеринодара получил контузию, отчего у него всю жизнь тряслись руки (после 50 лет он даже не мог держать вилку). Участие в белом движении Шварц до конца своих дней держал в строгой тайне.
Официально Евгений Львович сразу оказался в Ростове-на-Дону, где вместе с двоюродным братом организовал любительский театр. Тогда же он женился на актрисе Гаяне Николаевне Халайджиевой. В 1921 г. театр Шварцев отправился в Петрограде, где очень скоро развалился. Но к тому времени Евгений подружился с Н.К. Чуковским, отец которого К.И. Чуковский взял его к себе секретарем.
Выживать в столице было тяжко. Шварц отправился журналистом в Донецк, где сотрудничал с целым рядом изданий и даже попытался учредить собственный журнал «Зверобой». Здесь появились его первые публикации.
Уже в 1924 г. Евгений Львович вернулся в Ленинград к жене. Там он с распростертыми объятиями был принят С.Я. Маршаком. Молодого человека сходу взяли штатным сотрудником детского отдела Госиздата. В его обязанности входила помощь начинающим авторам. Шварц стал первым редактором «Республики ШКИД» Л. Пантелеева и Г. Белых.
Тогда же увидела свет его первая авторская книга «Рассказ Старой балалайки». Евгений сблизился с литературной группой ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), ставшей костяком новых журналов для детей «Еж» и «Чиж». Журналы рассказывали преимущественно о страданиях еврейских детей в царской России. Главными обэриутами были Д.И. Хармс, А.И. Введенский, Н.А. Заболоцкий. Для журналов Шварц писал короткие истории из жизни детей.
В 1929 г. В. Каверин (Зильбер) познакомил Евгения со своим братом Александром Зильбером (он же композитор Ручьев). Шварц влюбился в жену Ручьева — Екатерину Ивановну. Женщина ответила взаимностью. Страсть их была столь сильна, что через несколько месяцев они развелись со своими супругами и поженились. Острота ситуации заключалась в том, что Гаяне Николаевна была на сносях. После развода она родила дочь Наталью. С Екатериной Ивановной Евгений Васильевич прожил в любви и согласии до конца своих дней.
Шварц никогда не порывал с театром, дружил с актерами. Однажды, навещая больную актрису, он пообещал ей и ее подруге написать для них пьесу. Обещание было исполнено: так родилась первая сказка Шварца — «Ундервуд». В 1929 г. ее поставили на сцене Ленинградского ТЮЗа.
В 1935 г. главным режиссером ленинградского Театра комедии назначили известного постановщика Н.П. Акимова. Он уже заприметил драматургию Шварца и уговорил Евгения Львовича сочинять для его театра. Вдохновленный Шварц сходу написал пьесу «Похождения Гогенштауфена» — сатиру в духе булгаковского «Мастера и Маргариты».
Далее последовали всем известные философические обработки для сцены сказок, преимущественно Х.К. Андерсена: «Голый король» (1935 г.), «Красная шапочка» (1937 г.), «Снежная королева» (1938 г.) и «Тень» (1940 г.). «Тень» власти сочли политической сатирой и сняли с репертуара сразу после премьеры, однако репрессий не последовало. Шварцу в этом плане всегда везло.
В годы Великой Отечественной войны Евгений Львович с семьей жил в эвакуации, сначала в Вятке (Киров), затем в Душанбе. Писал он сугубо реалистические произведения, но в 1944 г. создал авторскую сказку, пьесу-памфлет «Дракон», направленную исключительно против фашизма и А. Гитлера. Впоследствии драматург случайно сказал дочери: «Надо же! Писал про Гитлера, а получилось про нас…» 4 августа 1944 г. состоялась премьера «Дракона» в Театре комедии, после чего пьесу запретили. Вернули ее на сцену лишь в 1962 г.
В послевоенные годы Шварц создал пьесы «Обыкновенное чудо» и «Сказка о храбром солдате». Больше времени уделял сценариям для фильмов — «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот» и «Обыкновенное чудо».
После массовых националистических демонстраций (более 500 тыс. человек) в Москве в 1948 г., на которых требовали отделения Крыма от СССР и создания там независимого еврейского государства, в стране начались гонения на интеллигенцию еврейского происхождения. Не избежал этой участи и Евгений Шварц, что отразилось на его здоровье. Однако справедливости ради уточню: гонорар за сценарий одного снятого фильма составлял в те времена зарплату профессора университета за 10—15 лет, выплаченную единовременно. Поэтому в материальном плане семья Шварцев не пострадала. Однако моральное давление было весьма тяжким.
Драматург умер 15 января 1958 г. после очередного инфаркта. Похоронен на Богословском кладбище.