Глава 3. Дело О звездах

Яся Белая
В свой бубен, шаман, не стучи, не пой покаянных песен,
ветер сменил направленье.
Восхода косые лучи, скользнув на песчаный берег,
утонут в речном теченье.
Я больше не слышу звуков, лишь дробное эхо в горах
раскатом по нервам-жилам.
© Нейла Пикель


ФАИЛ ПЕРВЫЙ: Письма


«… когмен наш Джамсаран вступил ныне в воинство великого Гэсэра и теперь, как и велит его титул, станет «небесной преградой» на пути бед, грозящих Сарьядагу. Но мнится мне, о моя одигон [9], что глаза ваши полны печали, ибо тот, кто был для нас досточтимым вождём, для вас — отец. Так пусть же ваш вещий бубен пропоёт ему песнь прощания, а Манзан Гурме [10] устелет ему радугой путь к своим чертогам.

Третий масанг [11] Сарьядага
Тайгар Шойжинима».



«Да хранят вас семь богов, сияющая одигон.

Радугой после грозы стала ваша весточка, но и опечалила. Прискорбно, что новый когмен — ваш уважаемый старший брат — не чтит традиций. Сан ваш священен, и требовать, чтобы вы отреклись от него, — кощунство. Что станет с Сарядагом, если он лишиться своей одигон? Как масанг вынужден вмешаться, за что нижайше прошу меня извинить.

Т. Ш».



«Долгие годы сиять вам над Сарьядагом, мудрейшая одигон.

Хвала Манзан Гурме и матери её, Ехэ Ехэ Бурхан [12], что я по-прежнему могу вас так называть. Рад, что когмен оставил свою странную затею выдать вас замуж. Это ему следует думать о семье и наследниках.

Но, увы…

Да, всё забываю удовлетворить вашу просьбу и рассказать вам об Асгонской империи. Люди здесь не чувствуют Красоты. Да и сложно её чувствовать, когда небо затянуто дымом, а земля закатана в бетон. Растительности крайне мало, а воздухом лучше не дышать. Оттого, наверное, так остра тоска по горам, лесам и небу Сарьядага. Порой закрываю глаза, и кажется мне, что родной ветер, пропахший травами и свежестью, касается меня. Я тоскую по ветру, воле и вашей теплой улыбке, моя одигон.

Устроено здесь всё весьма странно. Можно, конечно, попробовать сравнить ареопаг с нашим Долон эбуген [13], а совет Гильдии с заседаниями масангерата, но, боюсь, из этого ничего не выйдет. Слишком разные назначение и функции этих структур. (Ох, простите, из-за бесконечного бумагомарательства уже и сам перехожу на канцелярит).

Словом, когда я здесь появился, местные власти долго не знали, куда меня определить. В ареопаг не подхожу, потому что привык сражаться и чиновником быть не умею. В Гильдию не вписываюсь, потому что не маг или, как они здесь говорят, не Одаренный.

Я до конца так и не понял, что под этим подразумевают. Если считать, что Дар позволяет гильдийцам видеть и убивать демонов, то кто, как ни масанг, — Одаренный? Побывав на паре операций, признаться, не заметил, чтобы здешние демоны сильно отличаются от наших мангусов? А Гэсэр — разве не величайший из магов? Так как же может воин Гэсэра не быть Одаренным?

В общем, после долгих мытарств определили меня консультантом в комитет по вопросам демонологии. Только вот консультироваться никто не спешит. Зато пишем какие-то отчёты, доклады, донесения и так далее. Тоска…

Покланяются в Асгонии Сияющим Властителям. Кто они такие, я тоже не понял, но успел убедиться, что адепты этого культа, — здесь их называют Парящими, — весьма подозрительны. Да и немудрено, если учесть, что в качестве священного текста эти Властители оставили людям лишь Книгу Запретов. В ней и в самом деле запрещено едва ли не всё на свете. Вы, согласно этому учению, считаетесь ведьмой, я — еретиком. Так мне и сказал один из Смотрящих Отцов, Найджел МакНиллон. Премерзкий тип, скользкий, как рыба. Лицо у него узкое, а глаза — кинжалы. Он говорит, что прежние времена и меня и вас сожгли бы на костре, не задумываясь. Я ответил, что счастлив был бы умереть вместе со своей одигон. И это — чистая правда.

Не смею вас более утомлять.

Ваш преданный масанг,
Тайгар Шойжинима»



«Здравствовать вам, моя одигон, покуда солнце не устанет светить.

Звёзды здесь совсем другие — тусклее и дальше. Из них не сложить вашего имени.
Они, безликие, смеются надо мной.

Скажите мне, присно-сияющая, почему за глупость не судят, ведь она — страшнейшее из зол?

Величайший глупец
Т. Ш.»


«…Саяна!

Когда мне передали литографию с твоим изображением, у меня чуть сердце не остановилось — от печали и счастья. Ты! Моя! Хоть так, на бумаге…

Моё наваждение!

Божество нельзя желать, но я посмел. Иногда зажмуриваюсь, жду, что боги вот-вот обрушат на меня свой гнев, но они лишь улыбаются. А я падаю всё ниже, прохожу все стадии вожделения, стыда и ненависти к себе. И если днём ещё получается… То ночью. О, если бы можно было не спать совсем… Потому что там, во снах, я сжимаю тебя в объятьях, целую тебя, вторгаюсь в тебя… А ты стонешь и выгибаешься, сокрушая мой контроль…

Это отвратительно, а я жалок…

Вчера чуть не прокололся. Рассказывал ребятам в отделе о наших традициях и назвал тебя, как и полагается, возлюбленной одигон… Они тут же стали надо мной подтрунивать: что, мол, ты в неё влюбился. И говорить всякие непотребства… Но самое ужасно то, что я не столь уж рьяно возражал им. Я попытался объяснить связь между масангом и его одигон, но, кажется, сделал только хуже. Дал лишний повод для грязных домыслов.

Понимаю, как мудр был твой отец, отправивший меня в Асгонию. Должно быть, заметил следы парши в моей душе — и отослал. Я знал, что это было изгнание, только не мог сначала понять, чем его заслужил. Твой отец — недаром же слыл зрячим! — обставил всё как дипломатическую миссию, чтобы не опорочить род, семь столетий преданно служивший Сарьядагу. Я тогда недоумевал, а теперь осознаю, как он был прав… Не место мне в масагерате. Я предал свою одигон. Жаль, что в наше время за это уже не казнят…

Только бы коснутся тебя! Хотя бы раз! А там и умирать можно…

Лгу. Снова лгу. Даже себе. Словно я бы ограничился одним прикосновением!

Мерзко-то как…

Из неотправленного письма
падшего масанга Шойжинимы»


«Сим освобождаю Вас от почётного именования масангом и объявляю государственным преступником. Отныне и навек Вам запрещено называться сыном Сарьядага, говорить по-сарьядагски, использовать национальные символы.

Кроме того, вам надлежит уничтожить все изображения сияющей одигон, в противном случае она будет объявлена Униженной, высечена на площади и отправлена на вечное пребывание в Дом Раскаяния.

15-й когмен Сарьядага
Балбар из рода Джамсарана»




ФАИЛ ВТОРОЙ: Расшифровка




Интериоранимус [14]
Найджела МакНиллона,
Парящего и Отправителя Наказаний

«Эти глупцы говорят, что любовь брата к сестре запретна. Какой бред! Что может быть священнее и чище, чем чувства людей, явившихся на свет из одной утробы? Гвендолин считает также, пусть и не показывает этого прямо. И не потому, что думает о репутации, нам, МакНиллонам, плевать на репутацию. Просто она считает не нужным демонстрировать очевидное. Уж я то знаю, мысли моей сестрёнки!

………………………………………………………………………………………


… и пусть дед катиться в Неведомые земли со своими нотациями! Этому старому олуху неведомо, как замирает сердце, когда она ходит по крышам. В голове тогда так и бьется, так и тарахтит: грохнется ведь! Подхватить же не успею. В том-то и ирония — Парящие не умеют летать! Дающие Дар не обладают даже сотой его толикой. Но не потеха ли? Уверен, Сияющие Властители хохочут до слёз!

………………………………………………………………………………………


Кощунство? Ой ли! Кощунство — запрещать любовь!

………………………………………………………………………………………


У Гвен зеленые глаза. Тёмные, как тучная листва. Но с золотистыми крапинками. Словно кто-то кинул пригоршню звёзд в лесной омут… Разве во всей вселенной есть что-то прекраснее?

………………………………………………………………………………………


Иногда ты целуешь меня. В лоб, рассеяно. Ты всегда не здесь, всегда витаешь. Вот кто истинно Парящий!

………………………………………………………………………………………


В полнолуние она оборачивается кошкой, непременно чёрной, и тогда мне уже не страшно за её прогулки по крышам.

………………………………………………………………………………………


Гвендолин начхать на законы и запреты. Она творит свои. Зачем ей верить в Сияющих Властителей, если она сама — богиня!

………………………………………………………………………………………


Моя зеленоглазая хворь! Моя чёрная кошка-ночь. Я знаю, однажды ты сожрешь луну и солнце, а после — разинешь пасть и выпустишь всю тьму своего нутра, и мир погрузится в темень. Густую, настоянную. Её можно будет резать ножом. И никому не станет дела до нашей любви. Вот тогда я найду тебя — по глазам, которые одни будут светить в этой ночи — и заберу себе… Навсегда. А мир пусть летит в ад.

………………………………………………………………………………………


Ненавижу людей. Ненавижу их улыбки, их смех, их любовь. Глупо было бы это отрицать и скрывать. Иногда я просыпаюсь оттого, что бормочу во сне. Прислушиваюсь — слово яркое и жжется: гори! гори! Сижу на кровати в исподнем и талдычу одно и тоже. А больше и не нужно — однажды я найду способ сжечь их всех.

………………………………………………………………………………………


Особенно ненавижу эту парочку — Герберта и Аннабель Крэссли. Люди не должны быть такими… Красота, глубина чувств — это для богинь и Парящих! Разве может любить червь, попирающий чреслами своими земную твердь?

………………………………………………………………………………………


Ненавижу!..

………………………………………………………………………………………


Мои заводные игрушки уже начали действовать. Это будет моя история, им её не переписать. В мире больше нет Сказителей! Да и исполнительных тетрадей не сыскать.
Моя, только моя история!

………………………………………………………………………………………


Скоро этот мир взорвётся, и ничто его не спасёт.

………………………………………………………………………………………


Великую Хранительницу повестят, как убийцу. Истребитель слетит с катушек. И тогда я введу в исполнение Протокол Кары!

………………………………………………………………………………………


Виновны! Виновны! Весь мир — виновен!

………………………………………………………………………………………


Трепещите, грешники, ибо я гряду, чтобы очистить вас огнём!

………………………………………………………………………………………


Зачем в ареопаг пустили это животное из Сарьдага? Он же говорить не умеет — зверям это не нужно. Знай только лай да мычи.

………………………………………………………………………………………


Но глаза у него — истинно звериные. Так и кажется что взглядом залезает мне внутрь и шарит там, вытряхивает, вынюхивает… Брррр… Мерзость…

………………………………………………………………………………………


Да и мы не на помойке найдены — трясём и рыщем только в путь! Допрос и слежка — наша суть! Это так весело — запускать свои щупы в их жизни, в их души, рыться в сокровенном, раскапывать тайны. А они есть у всех, гнусные тайны, смердящие тайны… Я всегда чую их запах, а значит, и мои ищейки найдут, и принесут мне в зубах, виляя хвостиком. Ибо грешны. И стараются вовсю, чтобы самим не оказаться на месте тех, по чьему следу я их пустил…

………………………………………………………………………………………


Охота! О, какое сладкое слово. Загнать в тупик, увидеть страх в глазах, заставить умолять. Охота на людей — самое будоражащее занятие.

………………………………………………………………………………………


Бойся, серебряный воин Сарьядага, ибо я уже сказал: «Фас!» И они уже рванули на запах тайны…

………………………………………………………………………………………


Скоро! Очень скоро!..

………………………………………………………………………………………


У тебя прохладные ладони. Да, да, не убирай. Так жар отпускает, и я даже могу улыбнуться. Но тебе ведь не нужна моя улыбка, так ведь, Гвен?

………………………………………………………………………………………


Она думает о нем. Снова и снова. Мне не справиться с ним. Ведь тот, кто владеет временем, Бог. А я лишь жалкий адепт культа имени её…

………………………………………………………………………………………


Гвен-н-н-н ………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………….»

Надпись красным карандашом:
«Дальнейшее распознавание мыслепотока прервано из-за сбоя в работе интериоранимуса»



ФАИЛ ТРЕТИЙ: Доклад


Фрагмент стенограммы доклада
Джордана Максвелла,
фотографа и папарацци,
записанной секретарем
Комитета Отправления Наказаний
Рэйчел Свензи.


… затопчи меня нухарт! Эй, Рэйчел, тебе прикольно сидеть тут и записывать мой трёп? Три года — фью, и ты уже взлетела. Скажи, только честно, ты спала с ним, с эти богомолом? Ну и как он? Сравнивала?

Молчишь… И не спросишь, где я шлялся? Неужто неинтересно? Что, совсем?!

А ты стала настоящей красоткой, слышишь, Рэй. А в этих очках да с сиреневыми кудрями — вообще секси!
Больше всего мне хочется сейчас заломить тебе руки, поставить раком и оттрахать так, чтобы на твои вопли все эти святоши сбежались…

Покраснела. Уже хорошо! А то я уже волноваться начал, не заменили тут тебя… Ну, слышала наверно… Твой босс играется: живых людей убирает, а на их место посылает заводные куклы… А потом те — бах! И башка по полу поскакала, что твой мячик… Слышала? Что стреляешь глазками? Кстати, какого они у тебя цвета, никогда не мог понять?

Ах, по делу надо. Будет тебе по делу. Ты, знай, пиши свои закорючки. Слушай, а если я выматерюсь, это ты как запишешь? У вас и для матюков загогулины есть?

Короче, пиши по делу: я, Джордан Максвелл, в здравом уме и трезвой памяти, признаю себя ублюдком, каких свет не видывал.

У, как застрочила! Нравится, что я себя так обзываю? Радуйся, радуйся…

Не твоя то заслуга. Это мне тот парень из Сарьядага показал, когда я к нему в кабинет залез… Бля… Мне прям хотелось об стену убиться, когда я увидел, как он портрету ножки целует… Чувство такое, будто в Святая Святых в грязных ботинках запёрся…

Что, съела? Ну прожуй и слушай сюда, внимательно слушай, потому что я…

Помнишь, что я сказал тогда, после нашей первой ночи? Так вот — это чистая правда. Я вот, гляди, даже татушку себе с нашим вензелем сделал. Помнишь, ты его придумала. Говорила, что мы с тобой теперь, как богачи, а у богачей должен быть вензель. Те пять месяцев — единственное чистое, что у меня осталось.

И перестань тереть глаза: покраснеют.

Глупая моя девочка…

А волосы у тебя — шёлк. Что ты с ними делаешь?

Что ты со мной делаешь?

Рэй, ну его всё, пошли искать край света, а…

Пометка на полях:
«Вот неряхи! Читать нельзя — клякса на полстраницы!»


ФАЙЛ ЧЕТВЕРТЫЙ: Допрос



Протокол допроса
нарушителя тишины первой степени
Составлен в Олненгтоне, тюрьме её Императорского Величества,
подробно и достоверно инспектором первой категории Эдди Крагом


- Ваши имя, пол и возраст?
- Табретт д`Эрвилль, женский, девятнадцать лет.
- Тип Дара?
- Рабыня Страсти.
- Время пробуждения?
- Одиннадцать лет.
- Дата постановки на учёт в Гильдию Магов?
- Неучтённая.
- Количество операций, в которых вы принимали участие?
- (Удивленно) Я же Неучтённая? Ни одной, конечно.
- Как же вы тогда использовали Дар?
- Соблазняла мужчин.
- Архонта Нью-Кассла вы так же соблазнили?
- Нет, Эрол купил меня.
- Вы хотите сказать, что архонт — гарант порядка и безопасности, нарушил запрет на торговлю людьми?
- Это была игра. Меня продали с моего согласия. Я сама подписала отказ от претензий.
- Эрол Нью-Кассл обращался с вами как рабыней?
- (Смеётся и поводит плечом). Как с … рабыней страсти… Ему нравилось причинять боль, мне нравилось её испытывать. Такие отношения были продолжением игры, и нас всё устраивало.
- Как архонт Нью-Кассл отнёсся к известию о вашей беременности?
- Разозлился. Ребенок не входил в его планы. А тем более, ребенок такой, как я.
- Архонт потребовал, чтобы вы прервали беременность?
- Отнюдь. Это предложила я после нашего бурного разговора.
- Но архонт отказал вам?
- Разумеется. Ведь речь шла о его сыне. Эрол, конечно, тот ещё пройдоха, но при этом, всё-таки, человек чести.
- Ваше положение в замке архонта изменилось, после того, как решено было оставить ребенка?
- Да. Меня поселили в роскошных апартаментах и стали обращаться, как с леди.
- А сам архонт? Переменился ли он?
- Эрол вообще человек холодный и скрытный. Даже я, обладая Даром, не всегда могла прочесть его. Но, наверное, с того дня он стал теплее. Порой, даже был нежен, хотя я этого не ждала и не заслуживала.
- Что вы испытывали к архонту Нью-Касслу?
- Не любовь уж точно. Вам ведь известно, что рабыням страсти любовь недоступна. Скорее, то была привязанность, как у собаки к хозяину.
- А когда вы забеременели?
- Я почувствовала себя женщиной, поняла, что важна для кого-то. Это очень приятно. Это удивительно — сидеть вместе у огня и придумывать имена малышу. Я клала голову Эролу на колени, он перебирал мои волосы, а я пела. А иногда мы вместе смотрели на звёзды, загадывали желания на метеориты и целовались. И маленький в такие моменты радовался во всю… Я это чувствовала…
- То есть, вы хотите сказать, что любили своего будущего ребенка?
- А как иначе? (Кажется, возмущенно?)
- Но сначала вы хотели его убить…
- Я никогда не хотела! Просто тогда Эрол накричал на меня и наговорил гадостей, и я испугалась. И потому ухватилась за соломинку. К тому же я знала, что Эрол не пойдёт на это — он не скрывал, как хочет иметь детей… Можете считать меня корыстной, что я сделала ставку и выиграла. Мне незачем вас переубеждать.
- Каким вы представляли своё будущее, после рождения ребенка?
- Я старалась не думать о будущем. Жила одним днём, здесь и сейчас.
- И даже не мечтали стать архонтессой?
- Я — реалистка. К тому же, не люблю строить замки на песке.
- Для женщины, которая всю свою жизнь предавалась плотским утехам, вы достаточно образованны…
- Я не говорила, что всю жизнь предавалась лишь плотским утехам, я сказала, что соблазняла мужчин. А соблазнять можно по-разному, и нравится мужчинам разное.
- То есть, ваши партнёры вас не просто имели?..
- Да (смеётся), они имели меня сложно, некоторые и вовсе изощрённо. Были и те, кому хотелось после секса поговорить, — о политике, о книгах, о мужчинах и женщинах… Но мы отвлеклись, не так ли?
- Верно. Итак, вы не рассчитывали стать леди Нью-Кассл, но когда архонт сделал вам предложение, не отказали?
- Я была бы дурой.
- Но ведь вы не любили его?
- Пол-империи попереженилось без любви и ничего! Разве забота, нежность, общий ребенок — это так уж мало? К тому же мы с Эролом устраивали друг друга и в сексуальном плане. И, в конце концов, он богат, знатен, хорош собой, умопомрачителен в постели, наделён властью — это и без любви серьёзные аргументы в пользу брака.
- Но замуж вы всё-таки собирались не ради денег и положения в обществе?
- Да, я действительно хотела быть с Эролом в болезни и здравии, пока смерть не разлучит нас.
- Почему же вы тогда уговорили архонта отложить свадьбу?
- Я — женщина, и как любой другой мне хотелось красивое платье и бал, а беременность этому несколько мешала. Вот мы и решили повременить до рождения нашего малыша.
- Значит, ребенок вам всё-таки мешал?
- Нет, просто с большим животом — а у меня был просто гигантский — не в одно платье не взлезешь, да и танцевать неудобно.
- И тем не менее вы задушили своего долгожданного первенца на второй день после рождения!
- (Вскакивает) Что за бред? Я люблю Эгэнсса, и он жив! Они унесли его!..
- Кто эти «они»?
- Люди в плащах! Они вломились прямо в нашу спальню, где у колыбельки Эрол надевал мне на шею жемчужное колье… Они забрали малыша и утащили куда-то Эрола. А меня заперли!
- Вы утверждаете, что архонта Нью-Кассла увели какие-то неизвестные. А между тем он жив и здравствует. И именно его милость и заявил о вашем преступлении и о покушении на него самого. Как вы это объясните?
- Через несколько часов он действительно вернулся, но без ребенка. Выпустил меня. Но вот только это был совсем не он, не мой Эрол… Внешне вроде тот же, не отличишь, а когда заговорил и тем более коснулся…
- Вы поняли, что перед вами другой мужчина по одному лишь прикосновению?
- Я не сказала «другой мужчина». Я вообще не уверена, что это существо было человеком. И он не просто коснулся меня, он меня поцеловал. И это было большой ошибкой. От поцелуев Эрола у меня всегда голова кружилась, а тут… Более асексуальный поцелуй и вообразить трудно. Словно, кто-то, очень похожий на Эрола, выполнял заученные движения… Гадко. Я, конечно, его оттолкнула — откуда я могла знать, что мужчина куда больше шести футов ростом так просто отлетит от лёгкого толка? — и рванула прочь. И то, что я сумела убежать, ещё один довод в пользу того, что некто, явившийся в замок архонта, не Эрол Нью-Кассл. Ведь Эрол сам проектировал свой дом. Его ночью разбуди — он в полусне найдёт беглеца в любой комнате. Помню, у меня как-то пропала кошка — так мы её живо нашли. Правда, потом она опять исчезла.
- Как исчезла?
- Растворилась в воздухе.
- Вы полагаете, кошки обладают такой способностью?
- Никогда не задумывалась о способностях кошек. Но читала, что в Незапамятные Дни их считали колдовскими животными. Особенно таких, чёрных с изумрудными глазами. Кажется, там говорилось о том, что эти животные могут принимать человеческий облик… Неудивительно, что она взяла и исчезла…
- Благодарю за столь откровенную беседу.
- Мне не нравится ваш тон! Меня отпустят?
- Прошу меня извинить, но я вынужден ответить отрицательно.
- Я ведь всё вам рассказала! Ответила на все ваши вопросы! Вы обещали! Я должна найти малыша и Эрола!
- Успокойтесь, мисс д`Эрвилль, такое бывает, когда не хочется признавать, что совершил нечто ужасное. Ваш организм отторгает Дар, из-за этого в сознании возникла ложная реальность … Не волнуйтесь, мы это поправим…
- Нет! Нет! Я не сумасшедшая!
- Увидите подсудимую, допрос окончен.

20-й день месяца Ярких Звёзд»


________________________________________________
[9] Здесь – жрица, шаманка, служительница культа, обязательно – дочь вождя. Сан, который всегда принимает старшая дочь когмена Сарьядага.

[10] Бурятская великая богиня, мать всех западных тенгри и прародительница всех шаманских духов-покровителей.

[11] Здесь – покровитель, хранитель, страж.

[12] Верховная богиня.

[13] Дословно «семь старцев».

[14] От латинского interior animus «сокровенные мысли». Прибор для распознавания, записи и последующего воспроизведения мыслепотока.