Полководцы и битвы

Александр Волосков
                ПОЛКОВОДЦЫ И БИТВЫ

Для того, чтобы более объективно оценивать исторические события, как качественно, так и количественно, необходимо применять корректирующие коэффициенты. Причем, чем более отдалена ретроспектива события, тем коэффициент выше. Одни и те же события оцениваемые разными сторонниками конфликта могут быть диаметрально противоположны. Не единичны случаи, когда оба противоборствующих полководца, после битвы, в свои столицы отправляли победные реляции. И только начиная с 18 века военные события освещались с достаточно близким приближением к реально происходившему.

Для иллюстрации подтверждения разброса фактов и цифр «былинников речистых» приведем только один пример – КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ.
МЕСТО.
Для большинства историков несомненно это устье рек Дон и Непрядва.
Но ... во первых в конце 14 века на этом месте росли сплошные леса и только площадь(поле) 800 м на 2 км были свободны. Как на таком пяточке разместиться десяткам тысяч конного войска? Не говоря о том как маневрировать и где сражаться?
Во вторых – полное отсутствие на этом месте следов захоронений и остатков боевого снаряжения и оружия – археологи ничего не нашли! Поэтому некоторые историки предполагают , что противоборствующие стороны постояли друг против дружки, постращали противника и разошлись. А наиболее смелые ребята-историки пытаются утверждать, что небольшая стычка между Мамаем и Дмитрием произошла на поляне местечка Кулички под Москвой. Сейчас это черта города – сплошная застройка и археологи поковыряться там не имеют возможности. Тем более, что повод заслуживает небольшого доверия.
ПРЕДВОДИТЕЛИ И ВОИНСТВО:
С московской стороны – князь Дмитрий(через 200 лет стал Донским), литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи и ... хан Тахтомыш(личное присутствие не доказано) – номинальный верховный правитель Золотой Орды. Воинство состояло из дружин и ополчения северо-восточных русских земель, «литовцев» из Полоцка и окрестностей(Ольгердовичей),  и татарской конницы Тахтомыша, составлявшей более 1\4 части общего числа воинов.
С «татарской» стороны – мятежный темник Мамай, контролирующий более половины территории Золотой Орды, в основном юг, с войском , состоящем по большей части из наемников :  генуэзская пехота, армяне, осетины, черкесы, и донские половцы(кипчаки). Татары составляли 1\3 часть войска. Союзник Мамая –  «славный» Великий литовский князь Ягайло. Который «спешил» к Мамаю на помощь, но остановился в 40 км от места битвы и ждал, чем дело кончиться. А союзничество Ягайло с Мамаем выразилось чуть позже – в убийствах и грабежах  русских обозов, направлявшихся в Москву с трофеями и ранеными. «Благородство» Ягайло достаточно известно: задушил родного дядю князя Кястутиса, утопил его жену Ядвигу, покусился на жизнь своего двоюродного брата князя Витовта, но тому повезло –  сбежал в женском платье из Кревской тюрьмы. Есть и другие «шалости» Ягайло.

Историки, летописцы и былинники разных времен и народов  оценивают общее количество участников битвы более чем широко – от 5...10 тысяч, аж до 800 тысяч воинов. Я определенно склоняюсь к первым числам.
ИТОГИ. По своим участникам и итогам Куликовская битва больше смахивает на внутриордынские разборки. Хан Тахтомыш оптимально утвердился верховным правителем Золотой Орды, и северо-восточная Русь еще 100 лет платила дань Орде, а князья Руси получали пайзцы на правление. А в «благодарность» Тахтомыш через два года, в 1382 году захватил, разорил и сжег Москву, которой правил в то время князь Остей(Дмитрий в эти времена отсиживался севернее, якобы собирал войско). Но тут есть свои нюансы – разборки между Дмитрием и Остеем, углубляться не будем.

В итоге мы убедились, что к историческим «фактам» ранних времен надо относиться более, чем осторожно. А к «благородству» князей – по святому писанию : «... человек в чести не разумен и уподобляется скотине ...». На эту же тему:  Перед самым сражением Дмитрий переоделся в доспехи простого ратника, а ратника в княжеские, чем сохранил себе жизнь,  ратника же в княжеских доспехах естественно закололи.

Опираясь на вышеизложенное больше не будем затрагивать битвы и события древних времен, хотя в Грюндвальдской битве и Ледовом побоище тоже есть много несоответствий и разнополярных взглядов. Перейдем к 18 веку. Наиболее ярчайшая полководческая личность – А.В.СУВОРОВ.

Полное  титулованное имя: Генералиссимус русских войск граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский, князь Италийский, пэр Англии, гранд Испанской короны и прочая, и прочая ... . Кроме этого кавалер высших военных орденов почти всех стран Европы. Даже противники его награждали.   

Хочу обратить внимание на титулы пэр и гранд. В раннем средневековье, когда еще не было династий, королей выбирал очень узкий круг самых могущественных владельцев территорий королевства из своей среды. И король был всего лишь первый среди равных. То есть пэры и гранды – равные королям! В случае с Суворовым, это конечно больше почетное звание, но дающее на территории этих стран колоссальные привилегии. Например пэр или гранд неподвластны никакой административной или судебной системе. Судить их или применять другие меры воздействия может только палата пэров(грандов).

Суворов - невысокого роста, тщедушен, хлипкого здоровья. Поэтому постоянно занимался гимнастикой, был аскетичен в быту, любил простую пищу. Происходил из известной но не титулованной дворянской семьи, родился в Москве в 1730 году.
Все  титулы и награды завоевал своей шпагой, а точнее великим военно-тактическим талантом,  воспитанием и обучением своих войск, а также верой в русских чудо-богатырей(по Суворову) и те его никогда не подводили. Он в полной мере использовал лучшие качества русского солдата – бесстрашие и стойкость в бою, выносливость на марше. По маневрированию и скорости перемещения войск Суворову не было равных. Союзники австрийцы прозвали Суворова Генерал-вперед. Ему приписывают некоторые военные афоризмы: легко в ученье, тяжело в бою; пуля дура – штык молодец и т.д., это имеет место, но самый его любимый афоризм, который наиболее полно определяет его военный талант  тактика: ГЛАЗОМЕР, БЫСТРОТА, НАТИСК.

Ему же принадлежит новое понятие наступательной тактики того времени – сквозной штыковой удар. Это значит, что узкая колонна тяжелой пехоты(гренадеры) врубается  в середину фронта боевых порядков противника и проходит ее насквозь, невзирая на глубину построений, количества и качества войск. Тем самым разрезая основные силы противника на две части, каждую из которых в отдельности легче уничтожить. Этот  прием удавался Суворову всегда и в основном благодаря боевым качествам его чудо-богатырей.

Суворов прожил 70 лет из них почти 40 лет непрерывных войн, а это 70 крупных и мелких сражений и ни одного поражения, ни одной «ничьей», всегда только полная победа. Всегда враг бывал разбит, пленен и бежал с поля боя, и всегда меньшими силами.

Например под Рымником   он с 25 тысячами победил 100 тысяч отборных янычар – за это от российской короны титул граф Рымникский. Под Козлуджи с 8 тысячами разбил 40 тысяч. Во времена польского восстания 1794 года царские войска 1,5 года не могли его подавить, видимо благодаря признанному военному дарованию Т.Костюшки. Как только на этом театре военных действий появился Суворов, исход компании был решен за 1,5 месяца. И поляки должны быть благодарны Суворову, за то что он не позволил своим войскам разграбить и уничтожить Варшаву.   

Суворову также приписывают  заслуги в захвате Емельяна Пугачева, но это не так. Пугачева выдали соратники, а Суворов лишь привез его в кандалах и клетке в Москву. А потом ликвидировал оставшиеся очаги восстания.

Зато трудно переоценить заслуги Суворова в Итальянской компании и Швейцарском походе в 1799 году. Территории северной Италии, которые сам Наполеон завоевывал 1,5 года, Суворов отобрал за 4 месяца – и это у лучших молодых Наполеоновских генералов, будущих маршалов Франции. В последствии Массена, уже будучи маршалом, сказал: Я бы отдал все свои победы за одну Итальянскую компанию Суворова. А один из талантливейших генералов Моро, которому ставили в вину, что он в Швейцарии терпел поражение за поражением, оправдывался так:  Меня же побеждал ни кто-нибудь, а сам Суворов!

И все же сражения в Италии и Швейцарии сам Суворов признавал самыми тяжелыми в его боевой карьере, и не только потому, что ему было уже 69 лет. Против него воевали лучшие генералы Моро, Массена, Жубер во главе тогда еще республиканских французских войск. Тех самых войск из которых родилась старая наполеоновская гвардия – о которой до сих пор ходят легенды о ее стойкости и непобедимости. 

Примечательно, что когда Наполеону на острове Св.Елены соратники предлагали снова высадиться на материке, он сказал: Как я могу, со мной нет моей Старой гвардии! Сторонники: Будет Новая гвардия, лучше старой! Наполеон: Лучше моей Старой гвардии … могут быть только суворовские гренадеры …   

За итальянскую компанию Суворов был жалован титулом  князя Италийского, а за швейцарский поход чином генералиссимуса. Суворов умер в 1800 году в Петербурге, похоронен в Александро-Невской лавре. На скромной могильной плите, по его завещанию, начертано: Здесь  лежит  Суворов.

Другой известный полководец того времени – генерал-фельдмаршал, светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский.  Несколько раз его служебная карьера пересекалась с Суворовым. При взятии Измаила Суворовым, Кутузов командовал одной из 9-ти колонн штурмовавших крепость. Суворов о нем положительно отзывался. Во время второй русско-турецкой компании Кутузов и самостоятельно провел несколько удачных сражений. Отличался личной храбростью, был трижды ранен. Но отблески славы Суворова на нем лежат незаслуженно, я бы их отдал в большей мере Багратиону, которого Суворов, а в последствии и Кутузов отправляли в самые трудные места.

Современники Кутузова оценивали его военные заслуги, особенно в Отечественной войне 1812 года, куда скромнее чем сейчас. Для иллюстрации возьмем Казанский собор в Петербурге, воздвигнутый в честь победы над Наполеоном. По сторонам его ложного фасада(колоннады) обращенного к Невскому проспекту стоят две скульптуры – Кутузова и Барклая де Толли. По своей величине и выразительности они абсолютно одинаковы, т.е. современники ставили их заслуги на один уровень!

А теперь возьмем промахи Кутузова, которые по своей значимости и масштабах намного превосходят его успехи.               

1. АУСТЕРЛИЦКОЕ сражение.
Так называемая битва трех императоров:  Российский, Австро-венгерский, с одной стороны и Французский с другой. Кутузов командует  объединенными  российско-австрийскими войсками численностью 86 тысяч(больше половины русских) при 350 орудиях. У Наполеона 73 тысячи при 250 орудиях. Битва продолжалась всего полдня, коалиция была полностью разгромлена при больших потерях. И это тогда, когда половина войск были участниками суворовских походов и над ними еще витал непобедимый суворовский дух! Политически это сражение, его итог, привело к развалу антинаполеоновской  коалиции России, Австрии и Пруссии.               

2.БОРОДИНО
Российские да и советские историки с самого начала – 7 сентября 1812 года пытаются обелить действия Кутузова при Бородино и итоги битвы. Мое же твердое убеждение – действия бездарны,  итоги плачевны – русская армия потеряла почти половину своего состава  убитыми и ранеными, Москва была потеряна, разграблена и сожжена.  Бородинское сражение описывали десятки историков, от основного библиографа Наполеона – Ламброзо и до российских(советских) академиков истории Тарле и Манфреда. Приведу усредненные цифры сил сторон.            

НАПОЛЕОН: 100 тысяч человек, в том числе 6 тысяч Старой гвардии, при 530 орудиях.  Причем четвертую часть армии составляли не французы, а военные формирования покоренных им стран – поляки, всех мастей немцы, итальянцы, бельгийцы, голландцы и австрийцы, то есть войска, по боевым качествам уступающие французам.               

КУТУЗОВ: 120 тысяч, в том числе 20 тысяч казаков и ополчения, при 640 орудиях. И все чудо-богатыри, с коими Суворов всего 12 лет назад бил французов и в хвост и в гриву, причем на чужой земле и как всегда меньшими силами! А здесь Кутузов на своей земле, за спиной Москва,  преимущества в численности войск и артиллерии, и оборонительные позиции признаны всеми весьма удачными.               
СРАЖЕНИЕ. 
При планировании сражения Наполеон даже отказался от своего любимого приема – обхода и обхвата, дабы не спугнуть Кутузова, чтобы тот не сдал Москву без боя. С рассветом 7-го французы начали лобовые атаки по всем направлениям обороны русских войск, а атаковать, как известно намного труднее, чем обороняться. Сражение продолжалось весь день, некоторые объекты обороны по нескольку раз переходили из рук в руки, но в итоге русские были потеснены по всем направлениям: французы захватили и Шевардинский редут, и деревню Бородино, и Багратионовы флеши, и батареи Раевского и Семеновские флеши. На Семеновских флешах в контратаке погиб князь Багратион – по мнению Наполеона лучший генерал русской армии. Кутузов ввел в сражение все свои резервы, а Наполеон нет.

С наступлением темноты сражение почти прекратилось, только Наполеон приказал выдвинуть 300 орудий и палить вслед отступающим русским войскам. Жестом отчаяния можно считать приказ Кутузова  кавалергардскому полку атаковать французские батареи, забыл видимо  что Наполеон был артиллерийским офицером. Это ж надо быть таким неразумным  – бросить цвет русского военного дворянства в лоб на французскую картечь! К чести кавалергардов приказ был выполнен – полк в полном составе остался на поле боя, все были убиты в грудь, ни один в спину, никто не повернул назад. 

Кавалергарды – это отдельная тема, не будем углубляться. Скажу только, что это тяжелая кавалерия и самый привилигированный и престижный полк Российской империи в котором служили самые высокородные дворяне, а эскадронами не гнушались командовать Великие князья(принцы крови). Кавалергарды в переводе с французского – рыцарская гвардия.

Кутузова от полного уничтожения русской армии спасло наступление ночи, потери были ужасными – от 40 до 50 тысяч. Под покровом темноты  Кутузов увел войска за Москву – удрал! А Наполеон, уверенный в своем превосходстве и победе даже не вводил в бой свой козырь – Старую гвардию! Боевые качества которой красочно охарактеризовал Денис Давыдов: Все наши лихие наскоки на выстроенные в каре батальоны Старой наполеоновской гвардии напоминали пену прибоя, разбивающуюся о скалы и приводили к одному результату – перед каре росли горы трупов.

Лучшее отношение российской истории к Бородинской битве – не вспоминать ее. На фоне суворовских побед – это позор!

Имеющий свой взгляд на некоторые исторические события, Александр Волосков.
Вильнюс, 14 декабря 2012 года.