Рыцарь моего сердца

Людмила Палехова
   Когда в юности я смотрела на фотографию людей, живших на рубеже 19-20 веков, отметила для себя только то, что эти люди не похожи на нас, сегодняшних. Их лица смотрят  из другой эпохи, из далеких-далеких лет времен царской России. Может, поэтому они – другие? Старомодная одежда, напряженные позы, суровый взгляд. Но ведь люди во все времена остаются людьми: любят и ненавидят, обижаются и ревнуют, ищут понимания и признания своих достоинств, ласки и похвалы.
   Сегодня с высоты прожитых лет мне хочется глубже понять их душевное состояние, их взгляды на жизнь. Чем они жили, что чувствовали? Вглядываюсь в снимок 1914 года. На нем группа мужчин среднего возраста, многие с усами. Одеты небогато, но вполне прилично. На ногах – сапоги, на головах – картузы. Но какова выправка! Молодцевато развернутые плечи, грудь вперед, прямой спокойный взгляд, полный достоинства и самоуважения. Видно, что характеры у всех разные, но объединяет одно: каждый самодостаточен, крепко стоит на ногах, сильный и уверенный человек. Мужчина. Хозяин. Вот это сильное мужское природное начало, внутренняя мощь завораживает и привлекает меня, как женщину. И что удивительно: не было на том снимке богатырей под два метра ростом и с квадратными головами, а поди ж ты – женское сердце не обманешь. Крепкие мужики! В них видны благородство, достоинство, сила. Любоваться такими хочется! И дело не в сапогах и картузах, и не в усах и запахе табачного перегара. Как говорят, «с умным мужем и свинка – господинка, а с дураком – и сама дура.» Тысячам российских женщин  в большинстве своем не хватает, как воздуха, того самого мужского обаяния силы, верности и надежности в выбранных спутниках жизни. Женщине просто необходимо видеть в своем мужчине гения и гордиться им! Тогда она будет его любить и уважать, с радостью подчинять ему свою волю , полагаясь на дальновидность и рассудительность своего мужа.
   В череде свадебных обрядов бытовал так называемый «обряд покоры.» Когда в первый день свадьбы отправляли молодоженов ночевать «на подклет», молодая жена обязана была снять с супруга сапоги. Тем самым покоряясь до скончания веку своему мужу – хозяину и защитнику. А умный муж в сапог для нее денежку клал! Ведь этот обряд не для унижения женщины, а для устроения надлежащего порядка в доме. Жена – за мужем, то есть за его спиной, как за каменной стеной. Тогда и лад в доме, и достаток.
   Говорят, что в душе женщины – источник любви, в душе мужчины – источник силы. Постоянно изливаясь и обмениваясь своими природными дарами, эти два источника никогда не оскудевают, наполняясь все новыми и новыми порциями живительной влаги. Это как родник: он день и ночь отдает миру свои хрустальные воды и остается чистым. Если же он вдруг решит не отдавать это единственное богатство, то сам заболотится и умрет . Вот так же и наши души: если женщина перестанет вдруг (или не вдруг) изливать в мир душевное тепло и любовь, она сама их лишается, становится пустой и никчемной. И ходит она по миру, ищет идеального мужчину, который достоин ее любви, а найдя, обнаруживает, что дать-то уже нечего – родник иссох. Разучилась ее душа изливать любовь, забыла, как это делается. Так и мужчина, не желая делиться с миром своей природной силой и надежностью, сам ее лишается, становится бессильным и вынужден прятать свою пустоту за деньгами, вещами, пьянством и развратом (как вариант).Где же тот хозяин и защитник, опора и крепостная стена, укрывающая от бед жену и наследников рода? То самое надежное мужское плечо, на которое всегда можно опереться в трудную минуту и почувствовать себя истинной женщиной, слабой и беззащитной, чтобы не приходилось нам бросаться в горящие избы и коней усмирять.
   Честь и хвала тем рыцарям, что не предают свою природную суть и достойно идут по жизни! Их женщинам повезло. А сколько других – заблудившихся в джунглях цивилизованного мира, забывших о своем истинном предназначении: преступников, наркоманов, альфонсов да и просто инфантильных слизнеподобных «мальчиков», прожигающих жизнь и бесцельно коптящих небо. Кто научил их быть такими?
   Возможно, сыграла свою роль советская система воспитания и образования, при которой воспитатели в детском саду и учителя в школе – женщины, а само воспитание было и остается «бесполым» - без различия подхода к мальчикам и девочкам. Тогда как в семье традиционно эта разница учитывалась. И здесь роль папы неоценима. Для дочерей он – эталон мужчины, для сыновей – образец  для подражания. Совместные дела с отцом: будь то ремонт машины, рыбалка или забивание гвоздей, дают ребенку понятие о мужском рациональном подходе к делам, навыки самостоятельности и бесценный опыт общения со взрослым сильным и любящим мужчиной. Никакая женщина не может наделить ребенка настоящей мужской сдержанной, но такой желанной, отцовской лаской. В ней – и тепло, и защита, и особое проявление любви – без сюсюкания и заласкивания, чем частенько грешат мамы и бабушки.
   Мне 15 лет было, когда дед Федор после долгой разлуки сгреб меня в охапку и обнял так, что дыхание перехватило. Сила у дедушки 77 лет оказалась медвежья, хотя с виду – невысокий и сухонький. До этого он ничем старался не выделять меня среди других внуков, а тут я поняла без слов, как сильно он меня любит, как я ему дорога. Столько чувства было вложено в этот порыв души! Прошло  тридцать лет, я сама уже скоро стану бабушкой, а тех объятий мне не забыть никогда. Я знаю: у моего дедушки было большое и любящее сердце.
   Например,недавно я задалась вопросом, какая же нужда заставляла нашего дедушку ежегодно перед зимой рассылать своим выросшим детям по ведерной посылке клюквы. Всем четверым. А ведь «жаравлиха» в огороде не растет, за ней на болото сходить надо да вдоволь покланяться. Потом домой принести, от мусора очистить, посылки изладить и за 7 км на почту свезти. И так каждый год, покуда живой был. Сколько трудов! Да видимо, не знал больше, как еще проявить свою любовь и заботу. Напоминал, что помнит каждого и ждет. Ждет, чтобы еще раз увидеться. Так тосковал, что, бывало, ни с того ни с сего просил у председателя лошадь и ехал за 70 км на станцию «к эшалону». А вдруг да Толя приедет?! Но ни Толя, ни Семен все не приезжали в гости в родную деревню, предпочитая проводить отпуска на курортах и в домах отдыха. Редко навещали. Дед не обижался. Просто любил и ждал. Отцовское сердце бескорыстно и всепрощающе. Как и материнское.
   Бабушка Александра редко обращалась к Федору Галактионовичу по имени, по деревенскому обычаю называла его «хозяин» или «отец». Так принято было. По видимому, этим обращением подчеркивалась основная роль главного мужчины в доме. Так велось издавна и до наших дней, и, наверное, не случайно.
   «Хозяйство вести – не подолом трясти», - говорили в народе. Здесь каждый вид работ проводится в свой срок, да еще с заделом на будущее. Для этого настоящему мужчине надо обладать масштабным видением и развитым стратегическим мышлением. А как же иначе?
   Какую часть поля картошкой засадить, а какую – ячменем да рожью засеять? Сколько разных кормов для скотины заготовить, чтобы на долгую зиму хватило? Как распределить семейные доходы, чтобы и домочадцев не обездолить, и хозяйство в порядке содержать? Ведь еще забота: надо нижние венцы бревен у бани поменять да полы перестелить, старые-то совсем от земляной сырости просели. Не худо бы крышу на амбаре подлатать – угол сусека подмокает, как бы семенное зерно не испортить. По весне хорошо бы рыбы наловить, посолить да в ледник положить (в страду не до рыбалки будет, а рыбный пирог на столе всегда – желанный гость). А летом святое дело – сенокос. "Одна тому пора, когда сено косят! - наставлял дед - упустишь погоду, вместо сенокоса сеногной выйдет". А там - грибы-ягоды в лесу поспели, успевай, заготавливай. Хлопот полон рот. Вот так: «Муж припасет, жена на стол принесет!» Ведь сколько муки, столько и хлеба испечешь. А хозяину еще и дров надо в лесу заготовить, привезти, нарубить и в поленницу сложить. Тут уж не заскучаешь без дела. Так что «жена и кошка - в доме, а муж и собака – во дворе», там вся их служба и работа.
   Любопытно, что ученые определили, что даже способ видения мира у мужчин и женщин отличается. Тестирование проводилось среди автомобилистов. Так вот, оказалось, что мужчины очень хорошо видят вдаль, четко различают цели, расположенные прямо впереди по курсу движения, боковое зрение у них развито слабее. У женщин же, напротив, далекие цели прямо перед глазами видятся неясно, зато угол зрения распахнут достаточно широко, охватывая все пространство впереди и по бокам в пределах досягаемости. Мужчина, как охотник, преследователь, видит цель и стремится к ней. Женщина же контролирует все, что происходит вокруг, чтобы сохранить себя и потомство.
   Мы – разные. Но всегда мужское и женское начало будут стремиться друг к другу, чтобы соединиться в единое гармоничное целое, дополняя и обогащая друг друга, как два ручейка, сливаясь, образуют реку жизни, текущую из прошлого в будущее.