Записки начинающего проблемолога

Алан Кубанский
   Это была одна из моих первых пациенток. Ну, а первые – понятно – они самые трудные…
 Не лишенная привлекательности, скромно одетая, без следов макияжа, лет за сорок, или, может, вернее сказать – ближе к пятидесяти, чем к сорока…  Не сказать, что вид изможденный, но усталость и беспокойство хорошо прочитывались в ее облике.  После стандартного ритуала – "..помогите мне, доктор…  я оказалась в ужасном положении.. ума не приложу, что мне делать… вы – моя последняя надежда…" , она стала  понемногу приходить в себя, начала налаживаться беседа.
-Ну что ж… давайте попробуем разобраться в вашей проблеме.. обрисуйте суть проблемы, пару слов в общих чертах, а потом станем вникать в детали..
-Даже не знаю, с чего начать.. пока шла к вам, всё было ясно, а тут.. все мысли спутались. Даже мелькнула мысль – нужно ли идти к психологу с таким вопросом, может – и проблемы-то нет..
-Дай Бог, чтобы проблемы не было.. – я постарался напустить в голос доверительности. – Но в любом случае легкое  беспокойство у вас видимо, имеет место. По крайней мере вот его мы постараемся развеять..
-Дело в том, что с мужем у меня нет нормального общения, - наконец выпалила она с видом человека,  который решился на отчаянный шаг. А еще у нее был вид человека, который дал исчерпывающий ответ на все вопросы.
-Боюсь, что нам придется дать определение понятию «нормальное общение»,  как бы сказать – уточнить формулировку, - я старался ее разговорить.
- Ну..вот..  не ладится у нас…
- Давайте, я вам помогу, дам несколько вариантов, - предложил я. -  Он грубый, злой, драчливый, несдержанный, невнимательный…
-Что вы, нет! Как раз наоборот!.. Очень сдержанный, деликатный, заботливый.. В этом всё и дело.
-Так.. ситуация начинает проясняться.. – я старался, чтобы голос у меня звучал не очень легкомысленно. – Ваш муж – человек дисциплинированный, деликатный, добрый, отзывчивый… так?
-Да, да…
-… и это вас ужасно угнетает…
-Да нет, не это..
-А! Понял! Он – жуткий гуляка и мот…
-Ну не-ет…  Он очень ответственный, порядочный, если бывают у него поползновения на сторону, то это никак не отражается на его поведении, и вообще – в нашей жизни..
-Так, так… - вполне натурально оживился я. – Заботливый, верный, добрый, деликатный…  О! Великий лодырь, бездельник, работать не хочет, ничего по дому не делает… Все семейные проблемы на вас…
-Он трудоголик. В доме порядок, без дела не сидит, хотя у него свой бизнес, неплохие доходы…  У нас большая хорошо ухоженная дача, сад, виноградник, ягодник… Всю родню, детей снабжает.
-А вы вкалываете, как рабыня Изаура…
-У  нас трое дочерей и двое сыновей, он их гоняет на дачу. А я там бываю довольно редко.
-Ну, остается одно:  как мужчина – пустое место..   
-А вот это – нет… пожалуй – чересчур темпераментный..
-Ну, сударыня, если у вас была цель совершенно сбить меня с толку и запутать – будем считать, что это вам блестяще удалось… У меня вариантов нет.. – вполне искренне молвил я. – И мне только остается просить вас, не томить и поведать предмет вашего беспокойства…
Она смотрела на меня, как на ребенка:
-Так   вот в этом и весь вопрос: где здесь подвох? У всех мужья как мужья – пьянствуют, безобразничают, пропадают в саунах и на рыбалках…  Ну и мой в общем-то был таким.. вроде совсем недавно..
-Это сколько – недавно? Месяц, год, десять лет назад..? И с чего это началось, с чем вы связываете перемены в нем?
-Ой, да я не скажу.. дайте вспомнить.. когда в последний раз мы собачились..   Он раньше в депрессии впадал, иногда буйным делался, пил, погуливал, места себе не находил… Трудно уже вспомнить.. лет пять.. семь.. десять… А потом.. совершенно изменился.  И вот, это на меня ужасно давит, я в ужасном напряжении, ожидании…
-Так, так... - признаться, я был озадачен, стал соображать, как же выкручиваться из такой вроде бы тупиковой ситуации... Стал вспоминать теории психокоррекции, ролевых игр, мудрые рекомендации корифеев психоанализа, но на ум ничего не шло...
-Так, так... В общем, если я вас правильно понимаю - главная ваша проблема - страх. Страх, что всё вернется на круги своя, возможно - в более худшем варианте, страх, что вы его не удержите, не сможете стать для него - нового - достойной подругой...
-Ну, в общем-то - да... - ответствовала она понуро..  Я не могу понять – какой он настоящий – сейчас, или раньше? Как это называется.. естественное состояние..  И что надо делать, как себя вести, чтобы не вернулись эти кошмарные времена?..  А если нынешнее его состояние – естественное, его нормальное..  смогу ли я его удержать? Как мне себя вести?...
-Мне кажется, второй вопрос не так уж актуален.  Если, как  вы говорите,  он такой замечательный..   Чем же он замечательный, если бросит вас? Не вижу логики.  Вы же сами сказали – он не грубит, не ругается, не раздражается, в интимном плане – порядок..  Не гуляка, ответственный, честный..
-Я где-то читала, что мужчин необходимо периодически встряхивать, да и подруги советуют – временами наряжаться, надевать лучшие платья, применять хорошие одеколоны, напускать таинственный, романтичный вид, менять прическу…
Как-то даже завела разговор – не подкрасить ли волосы, не сделать ли прическу…  он на меня так посмотрел – мне стыдно стало.  И говорит:
-Ты мне хороша любая, так зачем портить Богом данную внешность?  Думаю – не надо уродоваться…
А еще говорит:
-Ты для меня – та самая застенчивая, скромная, милая девочка, которую я знал тридцать лет назад…
Тут я уже не выдержала – убежала подальше,  расплакалась…  наверное от счастья? И.. вот.. я боюсь...
-Если меня не обманывает чутье – с этой стороны подвоха ждать не приходится.. – меня все больше озадачивала ситуация. – Тут надо о другом думать. О природе, причинах этого странного перерождения…  Подстраховаться, чтобы рецидива не было… Нам надо будет как-то проанализировать эту историю, попробовать разобраться, постараться проиграть возможные варианты..  А пока я вам вот что порекомендую. Не слушайте глупых доморощенных психологов и хороших подруг, которые советуют стать вертихвосткой и интриганкой – одеваться в лучшие наряды, краситься-мазаться, напустить на себя таинственный, романтичный вид…  Это не тот случай.  Да и вообще – это глупое поведение:  возможно – с помощью этих жалких манипуляций можно удержать мужчину на неделю, на месяц… пусть на год.. Мой вам добрый совет – предельная откровенность и ясность в отношениях, ровные, сердечные отношения… В общем, я считаю – прогноз благоприятный.
 
Продолжение следует