Как научить малыша говорить? 4 ошибки родителей

Заряна Нина Некрасовы
Глава 3. ДО ЧЕГО ДОВЕДУТ ЗАМЕЧАНИЯ
" Молчуны и говорилки "
                О назойливом обучении

Нам, конечно же, очень хочется, чтобы малыш скорее по-настоящему заговорил, и чтоб говорил при этом он правильно. И в погоне за этой правильностью  можем так постараться (вернее, перестараться), что выйдет с точностью до наоборот.

Скажет малыш словечко (по-детски, с ошибкой), а мы его поправляем, скажет другое – поправим опять… «Надо не так, а этак… скажи правильно… повтори…»

И так часто, и так старательно поправляем, что малышу в конце концов замечания наши надоедают. Устаёт он от них, устаёт! И перестаёт говорить.
То есть что-то там скажет, по крайней необходимости, но  осваивать новое – «ой, не хочу!».

Вы поймёте, насколько обидно ребёнку, если спроецируете его состояние на себя.

Например, вы готовите ужин. И тут на кухне появляется ваша любимая мама и…
начинает твердить – прямо под руку.  «Мало посолила… рано посолила… надо добавить сливок… уменьшить газ…  добавить газ… отлить воды… режь кусочки мельче…, плей, полей маслом подольше, куда ты торопишься!», «Ты чего зазевалась? У тебя же все убегает…». И через какое-то время … вам уже хочется уже заорать: «Дай мне уже сделать самой!».  Знакомо?

Но если вы лично можете к такому вмешательству в целом отнестись снисходительно потому, что знаете точно: это забота о вас, просто такой уж характер у мамы нетерпеливый, то малыш «снизойти» не может. Он просто не знает ещё ничего ни о характере, ни о побуждениях… И ваше усиленное вмешательство  воспринимает как недоверие, как немножечко не-любовь. И – теряется, и теряет желание говорить.

Вот она, ошибка вторая.
                ОШИБКА ВТОРАЯ – назойливое обучение   
Добиваясь правильной речи, родители так старательно поправляют ребёнка, что он опасается говорить.
От наших бесконечных поправок ребёнок прячется за молчание.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Отставьте свои замечания. Позвольте ребёнку говорить самому!
Он учится, он старается. Но… артикуляционный аппарат подводит  пока – то губы не слушаются, то язычок. 
(Попробуйте, например, не зная французского, произнести их своеобразное «р» и поймёте как ему трудно).
Не торопитесь ребёнка поправить! Он же старается.
Надо эти старания тактично и бережно поддержать.

     Плохо даже не то, что малыш говорить не желает (рано ль – поздно заговорит). Плохо то, что при назойливом обучении:
- малыш разуверится в своих силах;
- у родителей укрепится привычка поправлять, поправлять, поправлять.

     Указания и назидания дети очень не любят. А когда дорастут до подростков, наши вмешательство да поправки становятся едва ли не первой и основной причиной ссор родителей со своими детьми.
Так как эта родительская ошибка весьма популярна – будем рассказывать безотносительно возраста; это «что делать» вам пригодится, когда ребёнку и год,  и 12 лет.

                ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ МАЛЫШ ЗАХОТЕЛ ГОВОРИТЬ

В первую очередь - научиться корректно вести себя.
Ребёнок, даже малыш – это личность,  а к личности относиться необходимо с большим уважением.
     Не торопитесь ребёнка поправить – ведь он же старается! Надо эти старания тактично и бережно поддержать.

Как поддержать старание ребёнка?

• Дайте  правильный образец
Малыш должен слышать и знать правильное звучание слова. И пусть у него самого пока получается-то не очень (артикуляционный аппарат пока не справляется), но в мозгу, в специальном отделе, это слово уже отложилось.
Сначала - запомнил, а потом начинает тренироваться – учится произносить слово правильно. Он повторяет и повторяет, проверяя себя, прислушиваясь к себе, добиваясь того, чтобы звучание слова совпадало с тем образцом, который  заложен в его голове.

Малыши  очень чутко прислушиваются и к тому, что мы говорим,
и к тому, что у них самих получается,
и соответственно этому корректируют свою речь.

Имейте в виду! Дети учатся подражанием; так что шепелявость, картавость, заикание малыш тоже запомнит и повторит. Потому что сочтёт его за образец, за эталон (ведь других эталонов у него просто-напросто нет!).

Так что же, спросите вы, позволить ребёнку коверкать слова?
Вовсе нет.
Как исправлять речевые ошибки

• Обращать на ошибки внимание малыша
• Поправлять, но тактично
• Не отмахиваться от вопросов
• Подсказывать  и играть

•      ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ 

Обращать внимание малыша не ошибки и можно и нужно.
Но – делать это надо корректно, так, чтоб малыша не обидеть, чтоб энтузиазма его не подорвать.
Если бы малыши умели словами высказать то, что чувствуют, когда взрослые их перебивают, наверное, они бы сказали так: «Я нравлюсь маме, когда ошибок не делаю, а когда ошибаюсь, мама сердится на меня».  Или вот так: «Маме всё равно, что со мной происходит. Для неё самое главное – что правильно слова говорил».

- Ой, мне сынок старший однажды такой урок преподнёс – на всю жизнь запомнила. Тогда ему было годика три. Мы, как всегда,  гуляли в детском городке, я на лавочке сидела, а Сашок мой в песке ковырялся. Вдруг прибегает, запыхавшийся такой, раскраснелся, подпрыгивает и кричит «Мама! Пиок ….. куди – мади».  Я его поймала и что-то там про «остынь, запарился» говорю. А он опять своё. Я ему: «Надо не пиок» говорить, а песок. Скажи: пе-сок». Похлопал глазками и опять: «пи-ок… пиок». А ведь и потруднее слова говорит!  «с» произносить умеет. И голосок уже так подрагивает. И, дура такая,  в толк не возьму, что его выслушать надо, а не твердить попугаем «неправильно говоришь».
В общем, не знаю, что там у меня заело – вынь мне да полож, чтоб слово как надо сказал. (Это я потом додумалась, что передразниваю). А тогда он своё, я, как попка, своё.
И в конце концов он меня… укусил.  Да так сильно. И разревелся – прям такая истерика была!
Всё, с тех пор как отрезало. Сначала послушаю. Если что не понятно – переспрошу и слушаю дальше. Только в голове отмечаю, что он там неправильно произнёс, чтобы потом специально позаниматься.
-  А с младшим, - спросили мы маму.
- Тут всё в порядке. Ни стычек, ни отставаний. И кусаний  (рассмеялась она) тоже нет.

• ПОПРАВЛЯЙТЕ, НО ОЧЕНЬ ТАКТИЧНО
Не говорите ребёнку «так не говорят… надо сказать так-то…». 
 Лучше вслух произнести «ошибочное» слово правильно, так, будто вы уточняете что-то или рассуждаете сами с собой. Малыши догадливы – всегда прислушиваются к нашим словам, скопируют, и учтут, и запишут в память верное произношение.
А чтоб «запись» не потерялась,  в подходящий момент вспомните это слово, обыграйте его, дайте возможность ребёнку потренироваться. («Кто тут сидит? < мишка>… Дай мишку маме!»).
И подбадривайте малыша  его всякий раз, когда у него получилось нужное слово.

Не останавливать и поправлять,
а  самим произносить  слово/фразу  в правильном варианте.

Совет: Осторожнее с замечаниями!   
Как следует делать замечания малышу
Замечания (если уж их делать придётся) делайте так: – сначала одобрите (одобрите то, что было верно и хорошо), и только потом поправляйте. А потом – исправляйте -  постарайтесь добиться от малыша правильного произношения.
Сам-то малыш очень доволен, что у него получается, что вы его понимаете! Вот и поддержите его.
 
Очень удобны и не обидны для детворы подсказки в виде вопросов и уточнений. (Ребёнок воспримет это как особую заинтересованность, и потому ему будет совсем не обидно вас просветить.)
- Берутся пятеро ленточек, - рассказывает внучка
- Берутся пять ленточек? – переспрашиваю её
- Да, пять ленточек, пять, - повторяет она и азартно продолжает рассказ о том, в какую игру она играли с подружками на переменке.

Ну, а если уж очень хочется сделать внушение/замечание  – делайте. Вместе с ребёнком. Кому-то другому, а не ему.  Куколке, например. Это просто (и не обидно, и очень полезно для вашего малыша).

          Практикум
                Замечание для куклы
Как исправить речевую ошибку

В подходящий момент, когда детка прекрасно вас слышит, берёте куклу (зайца, мишку – любимого пушистика малыша) и затеваете разговор, и говорите этой игрушке: «Нет, куколка Катя, говорить надо так-то и так-то…. Давай с тобой попробуем». Говорите кукольным голоском, повторяете слово/фразу правильно (соответственно нормам произношения). А потом приглашаете свою детку поиграть – научить говорить куклу правильно. Он – её учит, а вы (в роли куколки) повторяете. Впрочем, можно и наоборот.
«»

Так получилось, что мне на время, пока жили на даче, пришлось нанять няню для Юрика. И вот он от неё нахватался – стал коверкать кой-какие слова,  которые раньше произносил как надо.
Говорил «сколько время?» вместо «сколько времени», «чево» вместо «что». Во, думаю, приехали, что делать? Сказать – забудет, да и няню обижать не хотелось, она такая добрая к нему, заботливая.
Думала – думала, придумало. Стала с ним вроде как играть, а сама стараюсь так с Юриком устроиться, чтоб няня все наши разговоры слышала.
Теперь он правильно говорит. Но самое забавное, что и няня исправилась!

• НЕ ОТМАХИВАЙТЕСЬ ОТ ВОПРОСОВ. ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ИНТЕРЕС

Где-то после двух лет малыш вдруг делает открытие удивительное всё вокруг, каждый предмет, имеет своё «имя» (название). Малыш бесконечно спрашивает: «что это?», «как его зовут?». Это прекрасно. Это значит, что от общих понятий  (вот кошка, мальчик, рыбка) он переходит к конкретизации (уточнению того, что уже знает). «Как зают кисю?», - мама сказала, а карапуз, увидев лук на лотке, уже снова пальчиком тычет: «Сё? (что это)»  – «Лук», - скажет мама и тут же услышит: «Как зают юк?». Правда, звуки пока не слушаются – не все произносятся правильно, оттого и слова искажаются, но – он учится, запоминает. Ему всё интересно, он желает узнать все – все  «имена»!  И вот если в это период ребёнок не получает ответы или получает – но скучные, односложные или слишком уж назидательные, то – теряется интерес, и малыш умолкает. Тот же эффект, вполне вероятно, получите, если  вместо того, чтоб удовлетворить любопытство ребёнка, вы начнёте его поправлять.
Не отмахивайтесь от вопросов. Поддерживайте интерес!

       Практикум
                Угадай и произнеси

Эта игра вам поможет исправлять речевые ошибки ребёнка самым простым/необидным способом. А заодно она помогает расширять  словарный запас, развивать внимание. А ещё – это отличная предшкольная тренировка в делении слова на слоги, развитии фонетического слуха ребёнка (что особенно важно при обучении чтению и письму).

Что надо делать? угадывать слово по первым слогам и сопровождать это «угадывание» каким-то  весёлым движением (бег, хлопки, прыжки и т.п.)
 
Как  можно играть.
Скажите ребёнку, что сейчас вы будете играть с ним в слова: вы произносите «кусочек» слова, а он – угадывает и говорит целиком.
Например, вы говорите: «па…» , а малыш продолжает: «…па». Вышло слово «папа».  Вы говорите: «Ки…», малыш продолжает «…са». Вышло слово «киса». (Чтобы малыш не останавливался на «кусочках» - поначалу произносите полное слово хором).
Если слова не угадываются – помогите подсказкой.  Спрячьте за спину, например, игрушку - котёнка, скажите: «Ки…» и покажите детке игрушку. Он угадает и повторит: «ки-са».
Совет: обязательно между слогом, который проговорили и показом предмета  сделайте паузу – дайте время ребёнку немного подумать, сообразить.
 
Поначалу в игре подбирайте простые слова, потому – всё более сложные. Если загадано сложное слово – произносите не один слог, а два. «Соба…» - «…ка», «бе-га…» - « …ет». 
Конечно, в этой игре можно использовать не только одни существительные, но и глаголы, и прилагательные – ориентируйтесь на возраст и умения малыша.

И каждое слово, которое угадали, сопровождайте каким-то весёлым действием. То, что проходит весело – лучше запоминается! Можно похлопать в ладоши, можно попрыгать, «ура» прокричать.

Как подбирать слова для игры?
По очень простому принципу: от слов простых к более сложным.
Очень важно, чтобы ребёнок ощущал себя победителем («я могу! у меня получается!»).  Поэтому в сложных словах поначалу произносите не один слог, а два. Чтобы слово прочнее связалось с предметом, дайте ребёнку возможность этот предмет потрогать (понюхать, увидеть-услышать: узнать).
Сказали, например, «ко-ло-коль…» - «… чик!», - угадывает малыш и его получает, и слушает, как звенит.
Вы говорите : «де… ре…», - «дерево!», - догадался малыш. И вы вместе бежите к дереву (кто быстрей?!).  И пока карапуз обнимает шершавую кору, можно продолжить урок: «Это дерево называется бе…» - «…рёза!» - добавляет малыш, а вы обращаете его внимание на приметы, по которым её узнаём. то, чем берёза отличается от деревьев других.
Поднаторев в «угадайке», малыш непременно захочет сделать наоборот: он слово загадывает, а вы отвечаете. Поддержите инициативу! А время от времени, отвечая ему, ошибайтесь: пусть детка учится определять, в чём ошибка, и тут же её исправлять.
«»

• ПОДСКАЗЫВАЙТЕ И ИГРАЙТЕ 
               
    Если ваше любимое чудо почему-то упорствует в своей неправильности -
не расстраивайтесь и опять-таки, не приставайте с прямыми указками. Лучше время от времени делайте вид, что вы вовсе его не понимаете.  (Как именно не понимать – см. в 1 главе). Но при этом неназойливо подскажите и/или помогите разобраться в словах.
 И – будьте терпеливы! не подстёгивайте события, а просто радуйтесь с малышом слову и фразе, правильно прозвучавшей. 

Когда моя дочка только начинала говорить, - вспоминает одна мама, - у неё появились такие собственные универсальные слова – когда одним словом называлась целая компания каких-то разных вещей. Так, всё, что было мягкое, тёплое и шерстяное называлось «ки-и». Шапка, кошка, шуба, лохматый мамонтёнок… но когда она стала «ки-и» называть и  коврик у кроватки, тут уж я решила её просветить. Делала так: вот появилась кошка, я дочке: «Верочка, где киска? Возьму, дам погладить-потрогать, а сама рассказываю, что киска делает «киска мурлычет… убегает киска». Даю шапку – Что у мамы в руках? Шапка). Она её крутит, смеётся, пытается на голову натянуть, а я комментирую «шапка… на головку наденем… давай-ка шапку на вешалку отнесём». Вот так в слова и играли. Не знаю, я помогла или она сама сообразила, только вскоре перестала путаться, стала по-разному называть

Полезные выводы этих мам мы возьмём себе на заметку.
\/ когда ребёнок рассказывает – не стоит перебивать;
\/  найти подходящий повод повторить непослушное слово (и/или предложение);
\/  упражняться /тренироваться - только в форме забавы и/или игры.

       Практикум
                СКАЗОЧНЫЕ  ТРЕНИРОВКИ

Есть звуки такие, которые малыши просто не готовы, не в состоянии (пока)  верно произнести  –  артикуляционный аппарат не дозрел до нужного уровня. И исправление в этом случае станет похоже на передразнивание. Вряд ли это понравится вашему малышу.
Прекрасно помогают разобраться, потренироваться и даже исправить речевые ошибки без назиданий и приставаний игры, подобные этой.

                Жук да комар

Есть звуки, которые дети путают. Например, Ж и З. Но стоит превратиться и поиграть в комара да жука – путаницы прекратятся.
Самый простой вариант – «превращаетесь» в насекомых.
1) Поговорите с ребёнком о том, как жужжит жук («жжжж») и пищит комар («зззззз»). Пожужжите и попищите.
2) Договоритесь, что «мы с тобой  - маленькие комарики. Полетели! (ззззззззз). «Мы с тобой – два жука. Полетели! (жжжжжж) и «полетайте» по комнате.
3) Когда разница будет усвоена (а нужный звук получаться), усложните игру: «Ты будешь комариком, я буду жуком». Летаете и «звучите» вы – жуку, он - комары соответственно. Потом поменяйтесь ролями.
4) Объясните своему малышу, почему звуки/слова произносить надо правильно и не ошибаться. Вот вам проста сказка – для речевой тренировки.
 
Жили – были жук и комар. Встретились они на лесной полянке. Жук говорит: «Надоело мне летать и громко жужжать, хочу как ты, комар, говорить тоненько, тихо». «А мне, - говорит комар, - пищать да звенеть надоело. Давай поменяемся». И поменялись: комар научился жужжать (как, покажи!), а жук – звенеть, как комарик.  Прилетел комар к своему домику, говорит: «Жжжж, пустите меня!», а его не комары говорят: «Нет, не пустим, ты, жук, большой, в нашем домике не поместишься». Так и не пустили комара, полетел он на лесную полянку обратно. Прилетел, смотрит: там сидит жук, лапки поджал, крылышки спрятал. «Ты чего, жук, такой грустный?», - спрашивает его комарик. «А то, - отвечает жук, - что другие жуки надо мной смеются: «Ты не жук, - говорят, - ты пищишь, как комарик, вот и лети к комарам на болото».
Задумались жук и комар: «Что же нам делать?». (Как ты думаешь, малыш, что делать комару и жуку?). Думали они, думали и придумали: «Давай,- говорят, - обратно меняться». Поменялись обратно. (Как, малыш, они поменялись? Как жук жужжит-разговаривает? Как разговаривает комарик?).
«Как хорошо, - сказали они, - разговаривать правильно!». Помахали друг другу лапками и радостно полетели, жук – к своим жукам, комарик –  к комарикам.

Сказки, подобные этой, вы легко сможете придумать и сами.
А мы (для вашего удобства) перечислим правила  хорошей сказки - игры
Чтоб тренировки такие - «театральные» сказки - нравились малышу -
\/  Играйте недолго (5-15 минут). Заканчивайте игру до того, как малыш потерял к ней интерес (если интерес держится дольше, конечно, можно ещё поиграть).
\/ Начинайте с простых сюжетов и постепенно расширяйте свой театральный репертуар
\/ Поручайте такую роль малышу, с которой он сможет справиться. (Если, например, не получается у него звук «р» - сначала надо его освоить, и только потом «превращаться» в собачку, которая громко рычит). То же самое – с новенькими словами.
\/ Малыши любят повторы – воспользуйтесь этим. Смело играйте в одну и ту же сказку столько раз, сколько захочется ребенку.
\/ Детям нравятся сказочки с продолжением. Значит, вы можете привычную сказку продолжать и усложнять по мере необходимости.
\/ Устраивайте представления для старших членов семьи (со зрителями и аплодисментами!): это вдохновит детку на новые подвиги, речевые и театральные.

                ПРАВИЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, обучающих малыша

Главное правило: Не будьте слишком усердны!
1.  Ребёнок ошибся? Не торопитесь поправить! Просто произнесите то же самое слово (иль фразу)  так, как будто вы рассуждаете сами с собой, будто уточняете что-то.
Если малышу всякий раз указывать на ошибки, или его обрывать,
очень скоро он потеряет интерес к разговорам с родителями.

2.  Наша задача:
а) произнести слово правильно;
б) обратить на него внимание малыша;
в) по возможности делать это в форме доступной и игровой.
НЕ поправляйте, а  побуждайте правильно говорить.

3.  Указывайте на слово и включайте его в активное действие.
 Давайте малышу поручения, выполняя которые, ему приходится произносить нужное слово (и нужную фразу).
Когда, например, одеваете ребёнка – называйте предметы одежды: «Дай мне футболку, … одеваем футболку… Принеси кроссовки… Где твоя шапочка, покажи…».

4. Не переусердствуйте, исправляя ошибки своего малыша! Это его напрягает, нервирует и может привести к очередным речевым нарушениям. 
Замечания и назойливое вмешательство детям только мешает (как, впрочем, и нам).

5. А если без замечания обойтись невозможно,  лучше делайте так: сначала одобрите (что было сделано/сказано верно и хорошо) и только потом поправите.
«+» сначала, а « - » потом.
 
Наши дочки – сыночки  очень довольны, когда у них хорошо получается, когда мы их по-ни-ма-ем!
Вот и поддержим их.
А вас – а вас, пожалуй, мы удивим.
В первых двух главах мы говорили об отсутствии стимула и назойливых замечаниях как тех основных причинах, из-за которых малыш не желает заговорить. Но - представьте себе: оказывается, темпам развития речи могут мешать и такие приятные вещи как проявления радостных чувств.
О том, почему - как случается это – в следующей главе.

Обложка, иллюстрации - Леонид Некрасов

!!!
с 2017 года книга "Как научить малыша говорить" издаётся в издательстве "Академический проект" под названием
МОЛЧУНЫ и ГОВОРИЛКИ.Как малыша научить говорить. Как дошколёнку победить
вербализм