Онтологичность Тайны

Антон Гершман
Когда я готовился к крещению дочери, на огласительной беседе катехизатор привёл пример из своей жизни. Он хорошему, но неверующему человеку привёл онтологическое доказательство существования Бога (доказательство Ансельма, архиепископа Кентерберийского). Спрашивает:

— Как Вы думаете, что после нашей беседы с ним произошло?

— Э… что?

— Да ничего не произошло!

Ну и далее — что мало через мозг как-то логически узнать, что вот, мол, Бог существует. Это, может быть, знание, может быть, гипотеза, но это не вера. Только если осенит Господь, зажжёт в душе определённую искру, преобразует человека некоторым образом, это будет верой.

(Тут я сразу прошу прощения, что не умею пока так красиво сказать и так точно передать мысль, как наш катехизатор — я работаю над этим.)

Ну так вот. Отсюда — параллель к понятию масонской тайны.

Казалось бы — монитор Дункана давно опубликован, кому надо, тот все ритуальные действия может найти и прочитать. Нравственное учение Вольных Каменщиков, в принципе, тоже тайны не составляет, тем более, что, так или иначе, это просто развёртка того, чему учит исповедуемая религия (в том числе и поэтому есть такое ограничение, что только верующий человек может быть масоном). Так почему до сих пор есть такое понятие, как масонская тайна?

Да потому, что она не юридически тайна, а онтологически (хм, не далее, как на той же огласительной беседе, я высказывал то же противопоставление, но по другому поводу).

То есть, человек может возобладать масонской тайной не потому, что он прочитал какие-то слова, будь то катехизис Ученика, будь то текст открытия или закрытия работ, будь то даже текст ритуала посвящения.

Тайна Вольного Каменщика — это то сокровенное, что меняется в душе посвящённого под воздействием посвящения и дальнейших работ. И передать это словами — всё равно, как пытаться объяснить слепому от рождения, что такое зелёный цвет и чем он отличается, к примеру, от красного.

Она не столько «не подлежащая раскрытию», как «нераскрываемая».

Я сказал.