Книга мертвого Часть 2 Глава 11

Анна Крапивина
    Они улыбались. По большей части друг другу, а не нам, мужчинам. У них завтра праздник – восьмое марта. В такой день они даже выглядели по-особенному, какими-то неугомонными, или счастливыми. Но тонкость состояла в том, что на нашем курсе девушек училось в два раза больше, чем парней, и всем надо было дарить подарки. Никого обидеть нельзя. Тогда мы решили покупать им шампанское. И, конечно же, шоколадки. Им это нравилось.
 
    Этой весной традиция повторилась. После занятий организовали подобие банкета: нашли пустующую аудиторию, соединили столы и закрылись. Сказали девушкам несколько приятных слов. Их суть заключалась в том, что мы, мужики, никак не смогли бы прожить без женщин. Что они являются той причиной, ради которой сильный пол совершает сумасшедшие поступки, влюбляется, дерется и, махнув рукой, добавили, что они и есть смысл всего. Тост не был договорен до конца, а комната расплылась в улыбках, и защелкали плитки шоколада. Главные откровения, которых они ждали целый год, были сказаны. Цоканье шпилек устремилось к выходу. Несколько отличниц, получив желаемое, довольные покидали аудиторию.

     Я сидел на краю стола, когда услышал звук дроби, издаваемый ногтями о лакированное дерево. Рядом сидела Наташа.
 
- Рома, ты не нальешь мне шампанское?
- Конечно, только ради тебя. Извини, не люблю брют, поэтому купил полусладкое, - я налил ей в стаканчик.
- Ты не хочешь мне ничего больше сказать? – она кокетливо глядела на меня.
- Это, поздравляю,…желаю…, - я постарался подобрать самые уместные слова, но вышло как всегда.
- И это все? А как на счет подарка?
- Разве шампанское - плохой презент? Между прочим, в прошлом году, на 23 февраля, вы нам ничего не подарили, - оправдался я.
- А в этом году, ты забыл, да? Значит, я зря старалась? – Наташа посмотрела куда-то в сторону и вздохнула.   
- Да, да, конечно же. Спасибо за него,- мне было неудобно, но я действительно не помнил. Может быть, ненавязчиво предложенная вещь показалась всего лишь безделушкой, на которую я не обратил внимания. Если бы Наташа произнесла при этом важные слова, то я обязательно восстановил их в памяти, не забыл. Она сказала, должна была сделать. Мне захотелось что-нибудь ей дать, какую-либо мелочь, оказать простой знак внимания. Я похлопал себя по карманам и сунул руку в пакет. Пальцы зацепились за тонкий длинный предмет. – Вот, держи, это тебе, - в моей ладони оказалась обычная ручка.
 
 - Панте…Это ручка с рекламным логотипом, какого-то лекарства, – грустно заметила она.
 - Не знаю, что добавить, но зато от чистого сердца, - я взял бутылку шампанского и сделал несколько глотков, окончательно ее опустошив.
 - Ничего не добавляй, лучше помолчи, - Наташа округлила губы и смотрела в пустой угол.
 - Дай! - просьба автоматически вырвалась из моего горла, наполненного газами от напитка.
 - Между прочим, ты еще мне не муж, - она удивленно взглянула на меня.
 - Дай кусочек шоколадки, он слева от тебя лежит, - я говорил все тише и тише, и последнюю фразу практически не было слышно. Она слегка покраснела и отвернулась.
 - Вообще, это моя шоколадка, мне ее подарили! Все вы жмоты, купили себе подарки, а не нам, и сами теперь жрете! - она разразилась тирадой с какой-то злостью и остервенением, сверля меня насквозь. Потом встала, и сделала несколько резких шагов в сторону двери. Забыла что-то, суетливо оглянулась вокруг. Наконец, увидела свою сумку на столе, схватила ее и поспешно вышла.
 
     Как глупо получилось. Просто глупо. Рядовой разговор обернулся нелепостью. С другой стороны, оказалось, что я виноват, и мне стоило извиниться перед ней. Но за что? За подарок, про который забыл, или неловкий момент? Уже не важно. В любом случае, ирония и сарказм не помогли бы, не тот случай, и защищаться ими становилось все труднее.
 
- И что мы теперь будем делать?- громко спросил Шляпников. Мы осмотрелись, потрясли стаканчиками, подняли бутылки с пола и тут обнаружили, что они пусты.
- Поедем ко мне домой, праздник, как-никак. Кто - за? – предложил Андрей. Руки подняли человек пятнадцать.
 
    Так тому и быть. Хорошо, что я жил недалеко от Андрея, и мне не надо было смотреть на часы и думать, как вечером добраться до дома. Хотя он проживал один, и поводов для визита к нему подворачивалось много, за два года я ни разу не посетил квартиру. Однако, зная его характер, мне без труда представилось, как он обитает, и ожидания меня не подвели. Когда мы вошли в жилище, то в глаза сразу бросилась неприхотливая обстановка, как будто попали в съемный угол коммуналки, а не родной дом. Не трудно было догадаться, что ее хозяином являлся студент - разбросанная повсюду одежда служила тому наглядным примером. То тут, то там виднелись чистые пятна на пыльном фоне, на месте которых когда-то находились предметы интерьера, исчезнувшие по загадочным причинам. Я поймал себя на мысли, что обустроился бы также, если появилась возможность.

    Пока девушки тщетно старались найти признаки еды в пустом холодильнике и колдовали над лапшой быстрого приготовления, мы скучали. Я заметил, что за диваном стена грубо соединялась с полом, образуя длинную черную полосу на стыке.

 - Андрей, это дизайнерская задумка, что плинтуса у тебя нет? - спросил я.
 - Ты оглянись, и тогда поймешь, что везде они есть, а за диваном такая роскошь просто не нужна, - ответил он.
 - Говори уж прямо, что пропил их, - голосом прокурора сказал Шляпников.
 - Нет, они случайно потерялись.
 - Вот как?
 - Точнее дело было так: когда я шатался по институту, ко мне ворвались грабители и украли их,- объяснил Андрей, почесывая щетину на щеке.
 - Что, стырили плинтуса?- переспросил Петя, как будто не расслышал.
 - Ну да, старые раритетные плинтуса. Зачем им диван, или холодильник?- развил идею Андрей. Мы переглянулись.- Кстати, у меня в комнате, за кроватью, прибито несколько метров совершенно ненужных реек, может, они кому-нибудь нужны? – он с любопытством посмотрел на нас.
 - Они из какого материала сделаны? – поинтересовался задумчивый Петя.
 - Точно не знаю, но предполагаю, что из очень качественного. А к чему такой вопрос? – озадачился Андрей.
 - В деревне у бабушки костер разводить нечем. Жалко сухие листья и ветки использовать, это же ценный перегной, - пояснил Петя. Мы закивали с пониманием дела.

  В зал зашла Оля.
 - Андрей, у тебя в холодильнике только один батон хлеба. И это все?  Кстати, буханку нужно было засунуть в морозильник, а то вдруг мы нашли бы, - посоветовала  она.
 - Мы же купили лапшу быстрого приготовления, этого вполне достаточно. А по поводу хлеба…в холодильнике надежней и полезней держать.
 - То есть? А хлебница для чего? – Оля вопросительно на него посмотрела.
 - Лучше не заглядывай туда, там…животные всякие, - с заминкой ответил Андрей.
 
  После такой просьбы кто-то повалился на диван, кто-то плюхнулся на стул, остальные с трудом удержались на ногах. Нам потребовалось время, чтобы прийти в себя. Когда же собрались около стола, то обнаружили, что под шумок выпили почти все спиртное. Недолго думая, мы разогрели оставшуюся водку и налили в фарфоровый заварной чайник, пылившийся на одной из полок кухни. С размеренностью чайного этикета разлили по рюмкам.
 
 - Говорят, в Китае выращивают белый чай, он очень дорогой, - сказала Надя.
 - Зато наш получился очень ценным и кристально чистым, - добавил Шляпников. Он аккуратно приподнял крышку заварника, выпуская пары.
 - Ты что делаешь, балбес? – Семен ударил его по руке. – Свою рюмку, считай, ты уже выпил. Лови ее теперь по комнате.
 - Я не хотел, я нечаянно, - голосом ребенка извинился Шляпников.
 
   В этот момент около стола зашаталась девушка, она развернулась и побежала в ванную. Ко мне подошла ее подруга и попросила отвезти пьяную однокурсницу домой. Я зашел в туалет. Над ванной склонилось тело, покачиваясь из стороны в сторону. Ее голова моталась, время от времени попадая под сильную струю воды.
 
 - Ты как? – спросил я.
 - Тут, мы…это…не надо, - пробурчала она, словно ее разбудили посреди ночи. Я выключил кран, взял полотенце и накинул ей на голову. Понемногу она приходила в себя. - Отвези меня домой, - уже внятным голосом произнесла качающаяся девушка.
- Без проблем.

  В коридоре она без сил присела на корточки. Я стал искать ее пальто в наваленной куче одежды, поглядывая при этом в зал. Там события развивались полным ходом. Шляпников обнял одной рукой Надю, шепнул ей что-то на ухо, и сам засмеялся. Затем достал из кармана маленькую коробку, и насыпал темный порошок на ребро ладони.

- Попробуй, настоящая вещь, - предложил он. 
- Нет, не надо мне этого, - с сомнением в голосе ответила Надя.
- Да ладно тебе, всего один разок, ну пожалуйста, - умоляюще попросил Шляпников.
- Ну, если ты просишь, - Надя вдохнула коричневый порошок и тут же чихнула.- Это же простой табак.
- Ага, - громко засмеялся Шляпников, радуясь удачной шутке.- А ты мне поверила.
- Так и знала, что обманешь.

  Наконец я нашел пальто. Надел качающейся девушке на плечи, просунув руки в полушубок. К этому времени она успела обуться. Шляпников и Надя смеялись уже вместе. «Пошли» - сказал я, и мы вышли на улицу. Мне хотелось посадить ее на троллейбус, а самому поскорее вернуться. Не получилось. 
 - Рома, ты мой любимый студент, - едва выговорила она, обнимая меня за шею.
 - Да, конечно. Сегодня Рома популярен, - ответил я, подходя к лавке на остановке. Две мощные фары осветили нас, и послышалось характерное гудение мотора, свойственное только троллейбусам. В самый раз. - Смотри, твой лимузин подходит, - обрадовался я, собираясь уходить.
 - Нет, проводи до дома. Боюсь, мне не по силам дойти одной, - она держала меня за куртку и не желала отпускать.
 - Это же в другой конец города. Тебя кондуктор разбудит на конечной остановке.
 - И что? Ладно, иди себе дальше. Как-нибудь справлюсь сама, - она ухмыльнулась, едва заметно и как-то обреченно.   
 - Поехали.

   Всю дорогу девушка спала, склонив голову на мое плечо. В таком же сонном состоянии она дошла со мной до дома. Хорошо, что обошлось без неожиданностей. В квартиру Андрея я вернулся лишь через три часа. Из гостей осталось всего несколько человек. 
 - Куда все подевались? – спросил я Андрея.
 - Так тебя ждали-ждали, и не дождались. Шутка. Ты что-нибудь взял по дороге?- задал он риторический вопрос.
 - Нет.
 - Тогда зачем вернулся? – резонно заметил Андрей и ушел на кухню.
 
   В соседней комнате послышался глухой стук и вслед за ним раздался смех. Шляпников опять веселил байками, и девичий хохот почти не смолкал. В зале я оказался один. Сел на диван и вытянул руки вдоль спинки. Дверь комнаты приоткрылась, и кто-то украдкой выглянул оттуда. Я смотрел в окно, и когда повернулся, успел заметить лишь исчезающее лицо. Прошло еще минут десять, дверь отворилась нараспашку. Вышла Надя и прямиком направилась к коридору. Одним движением кинула мне в лицо темный комок, похожий на тряпку. Перчатка сползла на грудь. Обычная черная женская перчатка. Я схватил ее и рванул в прихожую. Не успел зайти, как в меня полетел ботинок. Неловко брошенный, он неуклюже упал рядом со мной. Я вернул должок, метнул ее первое послание и стал искать под рукой удобный предмет. Мимо пролетела шапка, когда в Надиных глазах увидел то выражение, которое замечаешь иногда у измотанного человека, готового уступить. Я приблизился к ней на пару шагов. Надя, слегка съежившись, сделала движение назад.
   
  - Что здесь происходит? – в коридор влетел Андрей. – Хорош ссориться. Хватит, брейк. Разойдитесь по разным углам, - Андрей, как судья на ринге, встал посередине, держа нас на расстоянии. Потом посмотрел с видом, выражавшим полное непонимание. – Все, успокоились?
   
   Я сделал два шага назад, а Надя начала одеваться, сосредоточенно копаясь в мелочах своей одежды. 
 - Ну, все, я пошла, - вполголоса произнесла она.
 - Давай, удачно добраться до дома, - пожелал ей Андрей.

   Она ушла. Я же не сказал ни слова, взял железную ложку для обуви, и начал постукивать ею по стеклу двери коридора. Потом что-то кольнуло меня на долю мгновения, как будто вспомнил. Быстро оделся и выбежал на улицу. Она еще могла быть на остановке. Я мог успеть.
 
    На улице тихо, страшно тихо. В округе не видно ни одного человека. Должно быть, троллейбус только что отъехал. Не слышно ни гула машин, ни чьей-либо поступи. Почему такой штиль? Рядом расположен оживленный перекресток, там обязательно кто-то должен ходить. Я побежал на яркий свет фонарей, освещавших главную дорогу. Никого, только звук учащенного дыхания отдавался в ушах, даже слабого ветра не было. Бывает же, чертовщина какая-то. Срезая путь покороче, через темные переулки, я поплелся  к себе домой. Эхо моих шагов гремело в воздухе. Остановился, и тишина надавила на барабанные перепонки. Трус, трус, ты просто трус.
   
    Очнулся и снова заковылял, перешагнул через трамвайные рельсы, вот и подъезд недалеко. Тень промелькнула между деревьями, еще одна. Я стал обивать ноги на асфальтовом пятачке перед дверью.
   
 - Эй, парень! – позади меня стоял мужчина, одетый в черное. 
 - Да, что нужно? – спросил я.
 - Ты не подскажешь, где находится дом 32? – немного волнуясь, он безобидно смотрел на меня.
 - Должно быть, это соседнее здание, - я старался сообразить, но получалось плохо.
 - Кажется, там второй корпус. Извини, я из другого района, поэтому ночью мне тяжело сориентироваться. Может, ты покажешь? – виновато спросил он.
 - Пойдем, поищем, - я пошел спереди, ничего не подозревая. Дорогу трудно было различить, темно вокруг. Сзади появились еще две тени, они окружили меня с обеих сторон. - Если не ошибаюсь, то нужный тебе дом находится вдали, третий по счету, - я обернулся и получил сильный удар в лицо, а когда упал, почувствовал удар ногой в туловище.
 - Молчи и не рыпайся, - кто-то принялся шарить по моим карманам.

   Они достали все, что нашли у меня. Трое в черной одежде пошептались о чем-то. Студенческое удостоверение полетело вниз и упало мне на грудь. Какая-то белая справка плавно опустилась на лицо. Услышал звон ключей, падающих на асфальт.
 - У меня ничего нет, - с трудом выговорил я.
 - Сука, ты заткнешься или нет, - тот, кто стоял ближе ко мне, ударил ногой в бок. Другой отобрал один из документов и положил себе в карман. Не погнушался пенсионным удостоверением. Теперь под моим именем он мог бесплатно кататься на общественном транспорте.
 – Он пустой. Бежим отсюда.
 Я усмехнулся. Да, я пустой. Ни копейки за душой.