Охота. net. Горы. Красные утки тау-каз

Валерий Анипко
                Чабан Алибай, стоявший перед ущельем со своей отарой, поделился, что в нём вот уже какой год живёт пара тау-каз – каменных гусей. Я понял, что он имеет в виду уток огарей. В Казахстане их называют по-разному: кызыл-каргын – "красная птица", ит-ала-каз – "собака пестрый гусь", атайка - "родоначальница", ну и, конечно, тау-каз. Дело в том, что эти водоплавающие выводят своих птенцов в предгорьях среди камней. Но, правда, я лично видел, что они устраивают свои гнёзда и в норах на глинистых обрывах. Никогда не видев яиц этих удивительно красивых птиц, на этот раз я решил найти его и посмотреть, какого они размера и цвета…

                Временный хозяин территории согласился составить мне компанию. Пошли… Только зашли в ущелье, как почти из под ног выскочил кеклик. Волоча по земле крыло, он с громким криком побежал влево и вверх по склону. Вот бедняга, видимо подранок. Как это он с осени выжил, и лиса не съела…? Надо поймать для станции юных натуралистов. Её директор, Настя Павловна, говорит: «Василич, ты у нас уже целый зоопарк устроил. Одних только уток семь видов, не говоря о фазанах, сурках и даже диком поросёнке… К нам последнее время уже семьями на экскурсии стали ходить…». А куда их девать?  В рейдах с охотинспекторами, мы, бывает, у браконьеров находим пойманных капканами или подраненных  животных. Конечно, изымаем… Выпускать – бесполезно, всё равно погибнут… Так что, остаётся только отдать их на станцию юннатов…

               ...В общем, я кинулся за кекликом или, по научному, каменной куропаткой… Бинокль больно бил по груди, но было не до этого – всё внимание сосредоточилось на желании побыстрее поймать раненную птицу… Несколько раз мне почти это удавалось, но в последний момент она ускользала. В конце-концов кеклик добежал до скального выступа, вскочил на него и… как ни в чём не бывало спланировал на противоположный склон ущелья… Ах, ты, хитрец - так это ты притворялся раненым, чтобы отвести от своего гнезда! Цепляясь одеждой за колючие кусты, спускаюсь обратно. Алибай смеётся…

               - Ну что, - говорит, - кости размял? Эх ты, городской… Мен сразу понял, что он от гнезда уводит… Пока ты там кровь гонял – я его нашёл, иди посмотри…

               Раздвинув ветви куста шиповника, я не сразу увидел небольшую ямку, устланную тонкими веточками, мягкими травинками и перышками… В ней лежало четыре буровато-охристых, с расплывчатыми пятнышками, яйца… Чуть больше голубиных… Вблизи раздался крик приблизившейся птицы. И она опять чертила по земле крылом, то приближаясь, то отбегая в сторону… Но видя, что я за ней не гонюсь, подбежала почти на пару метров, и затрепыхалась, как в припадке… Побыстрее сдвинув ветки, я отошел от куста, и мы двинулись дальше. Оглянувшись, я ещё раз глянул на самоотверженную маму... Она вот только что была здесь и вдруг просто исчезла. Я же только что на неё смотрел… Охотники знают, как трудно найти подраненного кеклика. У него такая защитная окраска, что можно сто раз мимо пройти, а его не заметить…

              Мы прошли с полкилометра… Алибай сказал, что чаще всего он видел их здесь, на скалистом склоне справа.... Только он это проговорил, как в ущелье раздался мелодичный голос «а-а-анг, а-а-анг…»... Не так высоко летели две ярко-красные - на фоне зелёно-темных склонов - птицы, освещенные солнцем. Мы быстро забежали за куст у тропы, присели и прильнули к окулярам биноклей… Да, это были они, огари...! До этого мне приходилось видеть их на озерках, но там они не были такими яркими.... Видимо, весной, именно в брачный период у них проявляется самый насыщенный красный цвет оперения…

             Об атайках здесь ходит много легенд. Первая о том, что в гнезде именно этой утки какой-то кочевник когда-то нашел двух щенков, из которой выросли и затем развелись в Казахстане гончие собаки знаменитой породы тазы. Те самые, про которых говорят, что одна тазы охотой может целый аул накормить. Другая легенда гласит, что тау-каз живёт и выводит птенцов в горах потому, что не является просто уткой или гусём, которые гнездятся в зарослях у водоёмов. Тем самым она подчёркивает, что выше их, как бы обособляя себя по отношению к похожим собратьям. И как бы главенствует над ними. Казахи вообще считают её святой птицей. А уже учёные-орнитологи определи, что только эти утки, как и лебеди, создают пару на всю жизнь. Причём, первая из приведших своих птенцов на водоём уток, забирает себе и воспитывает утят других атаек, которые привели на него своих детишек позже неё. Поэтому можно видеть, как в этом детсаде вместе с ней плавают уже достаточно подросшие утята и совсем маленькие пуховички. Лично я это своими глазами видел. Да ещё заметил, что в этот период они совершенно не боятся человека.

               В Казахстане атаек никто из охотников не стреляет. У них бытует мнение, что их мясо жесткое и воняет рыбой. Хотя рыбу она явно поймать не сможет. Я думаю, это специально говорится, чтобы на этих, действительно уникальных по красоте водоплавающих, руку никто не поднимал. Хотя и находились уроды. Мы как-то с охотинспектором Мустафой Джамбуловым такого поймали. Так, когда Мустафа увидел, что среди других подстреленных тем уток находится атайка, то просто взбеленился, и разбил какое-то там его очень дорогое ружьё вдребезги о камень. Тот орёл жаловался, писал прокурору, который, насколько я знаю, ему сказал: «А зачем ты её убил? Голодный, да? Умираешь без еды, да? Ты же знаешь, что их никто не стреляет. Скажи спасибо, что тебя чабаны не поймали. Они бы тебя ещё и инвалидом сделали… Иди и подумай, как дальше жить будешь...». Ну тот козёл сразу и забрал заявление…

              …Мы дождались, когда тау-каз, покружив, сели на склоне на скальные выступы. Огари долго осматривали ущелье, а затем одна из уток скрылась в щели под каменным уступом. Так, всё ясно, значит там гнездо… Мы старались поточнее засечь это место. Через некоторое время их опять стало двое, они взлетели и направились на выход из ущелья. Километрах в трёх там было озерцо, куда впадала, текущая по ущелью, горная речушка. Наверняка на кормёжку полетели. Мы подождали, когда они скроются из виду, и пошли к камням. Гнездо обнаружили быстро. В нём, на белой пуховой «перине» лежало уже девять кремового цвета крупных яиц… Я быстренько щелкнул несколько раз фотоаппаратом и мы поспешили вниз…

             - Василич, следующий раз придёшь – патроны с картечь привези, - сказал  чабан при прощании. – А то здесь какой-то ободранный лиса появился, на собак моих бросался, бешеный, наверно. Ещё, не дай Аллах, тау-каз гнездо найдёт. Застрелить надо…
             - На следующей неделе и привезу, - пообещал я. – А твои собаки атаек не тронут…?
             - Ай, айналяйн, ты что? В прошлом году утка вёл утят к озеру, так они их туда проводил и даже близко не подошёл… Мой собаки умный…   


Словарик:
*Ит - собака
*Ала - пестрый, непохожий, не одноцветный
*Ата - отец, основатель рода
"Тау - камень, горы
*Кызыл - красный
"Каргын - птица
*Каз - гусь, утка
*Тазы - легендарные казахские гончие
*Мен – я
*Айналяйн – дорогой, дословно – «кружусь вокруг тебя»


                Продолжение: http://www.proza.ru/2013/04/11/896