Творческое мышление - основа развития людей и сист

Олег Радикович Мусин
«Для того, что бы быть стабильно конкурентоспособным необходимо постоянно:
- изучать, совершенствовать и развивать инновационные знания,
- разрабатывать и развивать инновационные системы (технические, социальные, технологические),
- внедрять и применять результаты творческих исследований (как чужых, так и своих) в практической деятельности человека».

В этой статье речь пойдет о развитии социотехнических систем, которое не возможно без воспитания и развития Творческих личностей. Творческая личность – это человек, способный к изобретательству и инновациям, которое заключается в развитии его способности:
1. создать качественно новый продукт по своим свойствам и характеристика намного превосходящий существующие аналоги,
2. создать абсолютно новый продукт, аналогов которому нет и, который может вывести общество на качественно новый (революционный) уровень развития.
Для внедрения системы подготовки, обучения и развития творческих личностей необходим Заказ на их воспитание со стороны Лидеров государства и бизнеса. Потребность в воспитании и развитии творческих личностей зависит от:
• уровня развития социотехнических систем государства и бизнеса,
• формирования у народа и сотрудников видения будущего высокоэффективной социально – экономической системы государства, организаций и предприятий,
• разработки тактики и стратегии достижения светлого будущего своего государства и предприятия для всех членов общества,
• разработки инновационных знаний,  обучения  инструментам и методам их практического применения  в повседневной деятельности человека и общества.
Цель лидеров государства и бизнеса должна быть одна на всех, как в песне: «А значит нам нужна - Победа, одна на всех - мы за ценой не постоим…».  Победа – это формирование у членов общества, не зависимо от социального статуса, стремление сделать условия проживания:
- обучения и работы,
- отдыха и лечения,
- личной безопасности и уверенности в светлом будущем…
В своем родном Отечестве, а не за его пределами.
Судить и оценивать уровень социально – экономического развития государства можно по сформированному и формируемому этим государством «мышлению» народа, составляющего основу любого государства.  И если в развитых странах у народа сформулировано, так называемое «бережливое мышление», основанное на системе бережливой организации и управления, как государством, так и предприятиями и людьми. То в постсоветских странах с этим большие проблемы, что только свидетельствует об отсталости уровня развития народа от уровня народов цивилизованных и развитых стран. Так как их достижения во всех областях – это достижение Лидеров и народов их, возглавляющих и представляющих на мировой арене.

1.Бережливое мышление, как основа бережливого менеджмента в построении цивилизованного общества.
В предыдущих статьях, я большое внимание уделял концепции «бережливого производства»,  которая, для постсоветских стран, является революционной и инновационной системой организации и управления производством. В основе, концепции «бережливого производства», как вы помните, лежит формирование у сотрудников «бережливого мышления» через изучение и практическое применение на рабочих местах инструментов и методов «бережливого производства». Основной смысл концепции заключается, как говорил, незабвенный Э.Дэминг в «Организации правильных процессов, которые дают неизменно нужный результат». Для организации правильных процессов организации и управления производством продукции, как говаривал, незабвенный Т.Оно необходимо организовать «ритмичный поток единичных изделий по производству потребительской Ценности в единице продукции, согласно такта спроса на него со стороны Потребителя». От сюда следует вывод:
Для организации и управление системой бережливого производства продукции (услуги), основная цель которого заключается в:
- сокращении ресурсов (технических и человеческих), необходимых для производства продукции,
- сокращении времени выполнения заказа, за счет  устранения Потерь времени операторов и устранения перепроизводства (система канбан и точно вовремя)
- повышении качества изделий за счет сокращения производства бракованных изделий (разработка и стандартизация правильных методов работы – система TWI)…
требуются инновационные знания и методы, которыми в совершенстве должны владеть современные менеджеры. «А где возьмешь!!?» - как говорил уважаемый В.С.Черномырдин, если современные ВУЗы по привычке штампуют менеджеров ориентированных на Результат, а не на процесс. 
Из выше сказанного видно, что внедрение концепции «бережливого менеджмента», через формирование системы «бережливого мышления»  - это первый шаг на пути создания высоко конкурентного предприятия или организации. И этот посыл должен исходить от Лидеров государства и бизнеса. Т.к. концепция «бережливого производства»  на основе формирования у народа  «бережливого мышления» направлены на исправление и совершенствование организации и управления существующих технологических процессов производства продукции или услуги. Хотя такой подход и не ведет к созданию качественно новых и инновационных технических систем продуктов, как и не создает инновационных технологических процессов их разработки и производства, но он приближает нас к уровню развития народов развитых стран. Положительно уже то, что у некоторых Лидеров отечественного бизнеса (не лидеров государств) появляется понимание того, что то, что является для постсоветских стран  инновациями в организации и управлении производством, для развитых стран это повседневная реальность и свидетельство нашей интеллектуальной отсталости.
Вывод: Внедрение системы бережливого менеджмента в системах организации и управления государством, организациями и предприятиями, основанного на формировании «бережливого мышления»  - это осознанная необходимость и спасение от деградации общества и государства.

2.Творческое мышление, как основа инновационного развития общества и государства на пути к  мировому лидерству.
Творческое мышление – это способность человека к созданию качественно новых или не имеющих аналогов  существующих или абсолютно новых технических систем продуктов максимально приближенных к идеальным системам, в которых функциональных элементов, придающих необходимые потребителю свойства и характеристики Продукта, вроде бы нет, а Продукт выполняет заданные функции. Так же как и идеальная технологическая система его разработки и производства,  в которой операций и процессов по разработке и производству Продукта нет, но, тем не менее, продукт производится с заданными свойствами и характеристиками.
Результат развитого, системного, творческого мышления – это абсолютно новые изобретения и открытия, приближающие технические системы Продуктов и технологические системы процесса их разработки и производства к идеальным.
Формирование «творческих личностей» способствует развитию, как самих технических систем: Продукта, разработки и производства, так и развитию технологических систем по организации и управлению процессом его разработки и производству. От сюда можно сделать вывод:
Развитие технических систем Продукта и технологических систем его разработки и производства, не возможно без комплексного изучения и практического применения инструментов и методов ФСА (функционально – стоимостного анализа) и ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). На базе концепции  «бережливого менеджмента» и комплексного применения инструментов и методов ФСА и ТРИЗ, я создал системную программу межфункционального и междисциплинарного обучения и практического применения инновационных знаний на предприятиях и организациях под названием ТРиСС (теория развития социотехнических систем).  Социотехническая система состоит из трех основных подсистем, таких как:
1. технические системы: продукта, разработки, производства (ресурсы, расположенные в пространстве и, придающие Продукту, необходимые Потребителю свойства и характеристики),
2. Технологической системы: разработки и производства Продукта (операции и процессы, расположенные во времени, которые необходимы для процесса производства Продукта).
3. Социальная система:  руководители, ИТР, рабочие (взаимосвязанные и взаимозависимые ресурсы, влияющие на исправление, совершенствование и развитие всей социотехнической системы предприятия или организации).
В социотехничпеской системе, основное внимание уделяется социальной системе, которое заключается в умении Лидера создать сотрудникам благоприятную среду (условия) для обучения и собственного развития с целью совершенствования и развития, как системы Продукта, так  и технологических процессов его разработки и производства.
Главное отличие инновационных систем организации и управления разработкой и производством Продукта, от существующих технократических систем, заключается в способности Лидера, будь – то государства, предприятия или организации к:
1. Собственному обучению и развитию,
2. Подбору обучаемых, желающих непрерывно учиться и развиваться сотрудников с целью непрерывного совершенствования инструментов и методов выполнения операций и процессов с целью совершенствования систем Продуктов, их разработки и производства.
3. Воспитанию преданности сотрудников идеалам компании,
4. Созданию условий и атмосферы коллективного творчества в достижении целей компании и соблюдении строгой дисциплины в достижении этих целей.
Но как создать идеал, к которому надо стремиться, на основании видения которого формируются и вырабатываются: цели, тактика и стратегия обучения и развития коллектива предприятия для достижения поставленной цели? Для выполнения этого условия необходимо воспользоваться методом функционально – идеального моделирования технической системы Продукта и технологической системы его разработки и производства.

3.Функционально – идеальное моделирование, как фундамент построения идеальной социотехнической системы предприятий и организаций.
Закон диалектики развития систем гласит о том, что любая система в результате своего эволюционного развития стремится к идеальности. Идеальная система – это система, в которой практически нет нежелательных эффектов, таких как:
- сложность системы,
- недостаточность полезных функций,
- наличие ненужных или вредных функций,
- использование дефицитных и дорогих материалов…,
Которые характерны для технических систем Продукта. В то время как, нежелательные эффекты для технологических систем его разработки и производства, характерны такие нежелательные эффекты как:
- большая трудоемкость и доля ручного труда,
- узкая специализация,
- исправительные и подготовительные операции…
 В природе человечества так же заложено постоянное стремление к совершенству чего бы то ни было. Человек постоянно, в процессе своего эволюционного развития, стремится:
- лучше одеваться и питаться,
- иметь комфортное жилье и автомобиль,
- иметь престижную работу и высокий общественный статус,
- иметь хорошие условия для работы и отдыха…
Но кто создает эти блага человечества? Конечно же, Человек. Но для того, что бы человек способен был создавать эти блага, ему нужны условия. А кто может создать условия:
- учиться и творить,
- совершенствовать и развивать,
- проектировать и производить…?
Конечно же, лидер, будь – то нации или организации.  В свое время Великий реформатор отсталой Руси Петр-1 ездил со своими сторонниками по цивилизованным странам, лично обучаясь передовым методам производства  перенося этот опыт в Россию. Во времена СССР тот же Микоян, ездил в США для изучения опыта производства тех же колбасных изделий, успешно внедряя его в нашем Отечестве. Оставят ли нынешние государственные деятели Хороший след в развитии государства Российского или только наследят?