Детский сад на выезде

Елена Титова 2
Все мы когда-то были маленькими и большая часть из нас ходила в детский сад. Помните этот период? Я — да. Вот только никогда не думала, что мне придется поработать воспитателем в детском саду. А получилось это по причине отсутствия дачи. Все на летний период куда-то вывозили своих чад, кто в деревню, кто еще куда, а были еще и детские сады, которые выезжали на дачу. Мне повезло больше всех, в нашем институте был ведомственный садик, который выезжал на все лето на дачу. Причем выезжал в лесной городок, где стояли два дома со всеми удобствами, а вокруг лес. Вокруг этих двухэтажных домов располагались финские домики, в которых жил обслуживающий персонал. Ближайшая больница в двадцати километрах, медпункт — в пяти, а вокруг лес и только весь комплекс огорожен металлической решеткой. Внутри детские площадки, на них качели, грибочки, дорожки, клумбы с цветами, беседки — все чин чином, как и положено в детских садах. Вот с таким детским садом я и ездила пять лет на дачу.
В тот год наш садик по какой-то причине не выехал и пришлось нашим детишкам и нам, выездным дамам, ехать с городским садиком, который претендовал на наше место. Надо сказать, что все «выездные дамы» это такие же мамочки, как и я, у которых не было возможности вывезти своих детей за город. Проще говоря, не было у нас деревенских бабушек и возможности снять дачу на лето.
Дали мне группу из тридцати ребятишек пяти и шести лет. Большая часть которых состояла из моих прежних деток, а вот человек семь-девять мне выдали из другого детского садика. И надо сказать, что мне достались не самые лучшие «экземпляры», но среди них были два брата-акробата, которые мало того, что не сидели на месте, но и каждую минуту совершали диверсии, равносильные операциям боевиков по своей разрушительной силе и воздействию на окружающих. Заканчивалось это каждый раз одинаково: они божились и клялись, что больше не будут, но продолжали с упорством маньяков вырвавшихся на свободу с чувством своей безнаказанности. Что мне оставалось делать в этой ситуации, бить их? По своей натуре сделать этого я не могла, рука не поднялась бы, бить детей это... настолько низко, уже не говоря о том, что это не педагогично, да и всегда предпочитала убедить примером или другими методами, но в данном случае, если бы они были моими детьми, я, возможно, нарушила бы свое табу. Дело в том, что в аспирантуре нас учили психологии, но она была не детская, пришлось мне интуитивно искать к ним подход.
Игры у «не моих» деток были достаточно экзотические. В первую же неделю я столкнулась с тем, что эти ребятишки, собрав вокруг себя своих приверженцев из другого садика, играли в странные игры. Вкратце, это выглядело так: один якобы рулит, а остальные едут и это, как мне объяснили, такси, которое приезжает в ресторан, там они садятся за столик, который у нас стоит на участке. Больше всего меня вогнало в ступор ответ на мой вопрос, что вы делаете в ресторане? Мне ответили, что выпивают, а потом едут домой, причем с песнями! Эти игры я прекратила тут же. Пошли в ход шарады, вышибалы, пионербол, лапта, кегли и т.д. и т.п. Я испробовала абсолютно весь свой богатый детсадовский арсенал игр, вплоть до паровозика, который, надо отдать должное, больше всего понравился. Всем, без исключения, ребятам было весело и интересно, даже бывшим «соратникам», которые переметнулись на нашу сторону, но не этим двоим. Но и я не сдавалась! Я решила во что бы то ни стало все же привить какие-то нормы поведения этим близнецам. И случай представился, или сказать, что они сами себя подставили.
Однажды на участке мальчишки играли в казаков-разбойников, а девчонки сидели в песочнице и готовили своим куклам обеды. Участок у нас большой, так что сидеть на месте не приходилось, поэтому все места отступления для акробатов я закрыла своей небольшой спиной и следила, чтобы оставшиеся мальчишки тоже были в поле зрения. И тут ко мне подбегает Настя Сорока и, всхлипывая, роняя горькие слезы, говорит, что Витя и Саша написали в песочнице на их куличики.     Сориентировалась я вовремя, сбежать они не успели, ухватить смогла за шиворот одного и второго, посадила на скамейку и собрала всю группу. Как наказать их я знала, но мне важно было знать мнение группы на их поступок, поэтому я предложила высказаться всем. Вот тут меня ждал большущий сюрприз. Оказалось, что они достали своими выходками не только меня, но и всю группу. Каждый ребенок вставал и рассказывал, как оказалось, что исключений не было, жалости не нашлось ни у кого. Это была комсомольская ячейка в сборе в начале двадцатых годов, высказывались по существу, кратко и точно, лучше бы даже я не сказала — метко и в глаз. Я не ожидала такого от детей пятилетнего возраста! Не зря ведь говорят, что дети умнее своих родителей!
Тогда я спросила у ребят, что мы будем с ними делать? У нас два варианта: либо мы отдаем их в милицию, либо в другой детский сад. Ни того ни другого я бы сделать не смогла. Но эти двое впечатлились выступлением своих сверстников, стали прилюдно просить прощение у всех ребят.
- Не верим, - сказала я, - вы сколько раз просили прощение у меня и все равно поступали также. Просите прощения у каждого, кого вы обидели. И они просили прощения у каждого персонально! Причем серьезно, с пожатием рук мальчишкам и расшаркиванием ног у каждой девочки. Затем я им выдала каждому по детскому ведерку и совку и они сначала выносили испорченный песок на помойку, а затем носили чистый песок из большой кучи у сарая дворника. Чистить я заставила всю песочницу, что хватило им работы на целый день и досталось на следующий. Вы скажете, что я поступила жестоко? А вот и нет! Сделали гадость, имейте мужество все исправить. Вы думаете, что они перестали хулиганить? Перестали! Правда немного порывались, но тут вся группа спрашивала их: а не хотят ли они еще разок заменить песок в песочнице? Поистине, из обезьяны труд сделал человека, а из братьев Ивановых получились вполне сносные ребятки. И хотя шалить они все же продолжали, но это уже были чисто детские шалости, очень надеюсь, что и в дальнейшем из них получились вполне адекватные мальчишки.