Гитара

Инесса Рябинина
  В эпоху Высоцкого вся молодёжь была помешана на гитарах. Да и не только молодёжь. В поезде, бывало, едешь, в самолёте летишь, в  переполненном  междугороднем  автобусе, на душном вокзале сидишь – то там, то тут - обязательно  увидишь  у кого-нибудь в руках гитару, и при том, в чехлы  тогда их почти   не прятали, а  сверкала она то разноцветными наклейками, то  своими лаковыми боками. 
   Кто-нибудь в группах молодёжи играл, остальные просто подпевали..   Подойдёшь послушать -  хорошо поют, и песни  - вроде современного шансона,  а также разные дорожные …
   Вот и я когда-то играла на семиструнке.
   Один учитель у нас в школе был по  пению, хорошо играл,  но только на семиструнной гитаре,   хотя в ВИА  (ансамблях)тогда  уже играли и на шестиструнках;  вот он    и научил нас…   
   Играли  и пели мы  в основном романсы, и  сама  игра была тоже своеобразная -  с переборами. Мы научились подбирать мелодии по нотам.   А уж потом улица учила нас разному «бою»,   блатным песням,   как мы называли обыкновенные дворовые,  которые сейчас   все в разряде  шансона.
   В студенческие времена мне приходилось часто ездить, и  моя гитара всегда бывала со мной.
   Однажды я сидела на вокзале, ожидая поезда. Ко мне подошёл молодой мужчина, очень привлекательной внешности и  строго одетый -  почти  во фраке. Он   присел рядом с мной и попросил гитару, очень деликатно попросил, видимо, предполагая, что сама я сыграть откажусь... 
    Сначала он спросил разрешения просто посмотреть мою гитару, на которой также налеплена была цветная картинка – портрет девушки.
    Мужчина почему-то посмотрел на эту наклейку и спросил, не мой ли это портрет. Я удивилась, и только тогда обратила внимание на то, что я, действительно,  похожа на эту девушку на наклейке: причёска та же, чёрные глаза и модная тогда белая помада на губах.
    Я  с не особо большим желанием отдала ему гитару -  незнакомый, ведь.
    Мужчина  взял гитару в руки, потрогал струны, чуть подкрутил лады, и потом тихо заиграл: гитара запела у него от  быстрых движений  его пальцев. У меня  от неожиданности остановилось дыхание.  Я просто заслушалась: очень хорошо играл, у него получалось что-то наподобие незнакомой мне тогда  испанской игры. Вокруг нас собралась небольшая толпа, люди с любопытством и интересом  слушали.   
    А потом этот мужчина ещё и запел. Это было так красиво, голос сочетался со звучанием струн   и  тоже был весьма хорош.
    Через некоторое время  подошёл  поезд, которого ожидал этот человек, в руках у которого была моя гитара...
    Он вернул её  мне, а сам  быстро написал на листке  из блокнотика свой адрес.  Листок  я взяла, но ему  ничего не обещала, а когда поезд отъехал, я развернула  эту бумажку: адрес был короткий:  г.Москва, Загорская академия, дальше следовали фамилия и имя этого человека.   
    Долго я помнила его голос и умелую игру на семиструнке. Только выяснилась потом, что Загорская академия – это духовная семинария, может поэтому   я писать этому человеку не стала, ведь он был будущим   духовным отцом, а я – комсомолкой…. 
    У нас  с ним были ещё две совершенно случайные встречи;  примерно через год  после первой, опять  на этом же  вокзале:  он сходил с поезда, а я отправлялась на учёбу после каникул…
    Всего 5 минут разговора при моём страшном смущении …
    Однако  через много лет я его встретила вновь в нашем городе  в книжном магазине.  Он был в одеянии батюшки,    церковь   была  расположена совсем рядом.  Мы  с ним  потянулись было за одной книгой... Как сейчас помню,  это была  книга Э.Радзинского  «Сталин». Мы подняли глаза, конечно же узнали  друг друга, т.к. оба не очень-то изменились, но ни он,  ни я не сказали ни слова. Только теперь почему-то  в смущении находился  он….
    Вот так гитара помогла мне встретиться с весьма интересным человеком: такого голоса  и исполнения русской народной песни под гитару в толпе любопытных на перроне вокзала,  мне слышать не довелось, даже  ни на одном концерте.
    В городе, где я училась, да, наверное, и в других городах того времени тоже, было так заведено, что по вечерам где-нибудь в удобном местечке на скамейке, иногда в беседке, собиралась молодёжь,  и кто-нибудь играл на гитаре. 
   Собирались и на нашей улице, а играть и петь дворовые песенки довелось мне.   Меня за это уважала вся окрестная шпана,   они даже оберегали меня, вот только дружить с парнем, моим однокурсником, с другой улицы, было сложно:  его запугивали, караулили в тёмном переулке, а он всё равно ходил.. Но и    не сделали ему ничего плохого.... 
   Какие   только песни мы не пели: вернее мои знакомые давали мне слова какой-нибудь новой песенки, напевали мелодию, а уж я сама подбирала  её  на своей гитаре.
   Важно было, чтобы новая песня, привезённая кем-нибудь из Москвы, других мест, впервые звучала именно на нашей улице.  Девчонки и ребята тогда гордо передавали слова песни ребятам с других улиц. 
   Да, из играющих девчонок была я одна во всей окрестности, вокруг этим занимались в основном ребята. А у нас так уж получилось, что я играла лучше всех ребят, да и пела тоже. Но подпевать им, у кого был приличный голос, тоже хотелось, и они это делали с удовольствием.
   Вся моя юность была связана с гитарой. Её мне подарил мой отец, когда я захотела научиться на ней играть, услышав раз, как играл  на гитаре наш учитель пения. Он, конечно,  хорошо играл и на других инструментах: пианино, баяне, балалайке. Моя  же гитара, как  говорил  наш преподаватель, была необычная, очень хорошей, даже редкой работы: она очень хорошо  проводила  звук.
   Как-то весной я поехала со своими однокурсниками на практику в село  (на сбор арбузов), как раз там я встретила свою первую любовь.
   Это был очень интеллигентный молодой человек с красивыми тёмными глазами. Я вначале не обратила на него внимания, т.к.  частенько видела рядом с ним  очень красивую девушку, и поняла, что они встречались…
   Однажды в сельский клуб, где по вечерам собирались мы, приезжие студенты, а также местная молодёжь, кто-то принёс гитару.   
   Под музыку  из магнитофона  проходили  так называемые танцы, а потом, когда все выходили из клуба,  начиналось   самое интересное:  именно тут в темноте  все «разбирались»  на парочки...  В темноте, наверное, удобней было.
   Мы с девчонками гуляли и  шли отдыхать. А в этот вечер какой-то местный парень играл на гитаре, у меня дрогнуло сердце, так захотелось поиграть.  И тут наши ребята загалдели на меня:  «сыграй ты».  Тот сельский парень   передал   свою гитару мне, девчонке, причём  с какой-то пренебрежительной усмешкой, даже не знаю, что он подумал;  видимо, то, что я хуже сыграю. И вот заиграла я, сначала потихонечку  и простенько, потом в унисон с гитарным звуком  спела про цыганскую любовь, про «серую юбку»,  «чёрную розу», «неотправленное письмо», «белые туфельки»…
   Был концерт по заявкам...   Надо сказать, гитара эта  тоже была неплохая,  не подвела меня, или я не захотела подвести нас,  студентов…   Сумела…
   Гитара   пела самостоятельно, то есть была игра соло,   потом я подключалась и начинала петь вторую партию, т.е. мы с гитарой пели в два голоса.   Нас окружили,  стояла  тишина, и звучали хорошо  настроенная гитара и мой голос, которому она и придавала силы своим звонким необыкновенным звучанием. Изредка нам подпевали, но в основном,  просили ещё что-нибудь  спеть и  просто слушали.
   После этого мне приходилось играть на гитаре уже каждый вечер. Слушать приходили и взрослые из   близрасположенных   домов. Но самое главное, парень, этот парень, на которого я сначала  и внимания особого не обратила, стал усиленно за мной ухаживать...
   Когда я впервые заиграла и запела, он с кем-то разговаривал, и я обратила внимание, что именно он один из первых замолчал и подошёл поближе, а потом уже и не отходил больше от меня. Я сначала его ухаживания отвергала, говорила ему, что у него есть девушка, которая переживает, глядя как он, обращает своё внимание на другую, притом приезжую.  Но постепенно, за два месяца,  мы с ним не только сдружились, но и пришла к нам любовь….