Вновь матриархат?

Сергей Кривошеев
Факт существования женских духовных организаций широко известен. В христианском мире – это женские монастыри. В языческой реальности существовали специальные институты женского жречества: весталки, жрицы Кибелы – Великой Матери, жрицы Изиды, пророчицы Пифии и т.д.
Наряду с религиозными и культовыми организациями женщин существовали более древние предания и легенды о царстве амазонок, уникальной цивилизации (которую часто искали в скифских евразийских степях и Причерноморье), где женщины обходились совершенно без мужчин, выполняя все социальные функции без их участия.
Эта тема развивалась и в художественных произведениях, начиная с комедии Аристофана «Лисистрата» (имя «Лисистрата» значит «Разрушительница войны». Такое имя дал Аристофан героине своей фантастической пьесы о том, как женщины своими женскими средствами добились того, чего не могли мужчины, — положили конец большой войне между Афинами и Спартой) и кончая гениальной драмой Генриха  фон Клейста  (1777 – 1811) «Пентесилея» (Penthesilea, 1808), в основу которой положен миф о царице амазонок.
  Устойчивая идея изолированного женского коллектива, проявляющаяся и в религиозных институтах, и в жреческих культах, и в мифологии, и в литературе наводит на мысль о ее неслучайности. Она явно соответствует какой-то важнейшей стороне человеческой души, какой-то удивительной черте психики, социальной и индивидуальной. Все это не может быть бессмысленной случайностью, легендой или недоразумением. Мы знаем, благодаря М.Элиаде и К.Юнгу, что мифологические и религиозные сюжеты составляют основу человеческой психики, предопределяют все бытие человека. И если какие-то темы настойчиво повторяются в разных формах и разных контекстах, то они заслуживают с нашей стороны самого серьезного внимания.
  Итак, в чем состоит смысл “царства амазонок”? Какая идея лежит в основе социальных и религиозных организаций, состоящих исключительно из женщин? Существует ли “заговор женщин” аналогичный пресловутому “заговору масонов”? Правы ли те, кто утверждает, что в тайне от внешних взглядов ведет невидимую работу таинственный женский орден?
  Попробуем разобраться в этой проблеме.
 Швейцарский ученый-историк Иоган Бахофен (1815-1887) был первым, кто осознал значение легенд о царстве амазонок. В своих работах и особенно в своей главной книге — книге жизни “Материнское Право” (“Mutterrecht”) — Баховен, сопоставив множество археологических, исторических и художественных фактов, пришел к однозначному выводу.
  До начала патриархальной цивилизации — той, которая нам известна на протяжении последних шести тысяч лет — практически повсюду в Евразии и на других заселенных людьми территориях существовала иная цивилизация, основанная на главенстве женщин.
  Речь шла не только об отдельных культурах и обществах. Нет, власть женщин была универсальной и предопределяла большинство социальных, религиозных и этических норм.
  В свое время, когда вера в прогресс, и соответственно, в темноту и дикость обществ, принадлежащих далекому “темному” прошлому, была непоколебима, уникальные открытия Бахофена вызвали довольно ограниченный интерес. Несмотря на значение его трудов, казалось, что события такого далекого прошлого вряд ли могут как-то сказаться на состоянии современного человечества и его судьбе.
  Лишь в двадцатом веке, благодаря усилиям традиционалистов, психологов глубин и историков религий, а также социологов, мы поняли значимость древнейшего исторического наследия человека, который, оказывается, несмотря на динамику изменения его дневной, рациональной, рассудочной части, остается глубоко консервативным в глубинах своей души. Древнейшие мифы, масштабные события и символические формы сохраняются в тени “коллективного бессознательного”, но никуда не исчезают. Более того, они идут собственным путем, перетолковывая в соответствии со своими таинственными законами то, что происходит в мире актуальном, современном и рассудочном. Поэтому историческое открытие Иогана Бахофена имеет самое прямое отношение к выяснению структуры самой человеческой психики. Если матриархальное общество исторически предшествует патриархальному, то и слои человеческого подсознания группируются таким же точно образом. Самые глубинные основы нашей души несут в себе мотивы и символы именно матриархальной структуры. Это проецируется не только в этике почитания Матери, свойственной практически всем народам земли. Это проецируется и в высшие религиозные представления и отчасти объясняет культ Богородицы, Пречистой Девы, распространенный в христианском мире.
  Древний матриархат, исчезнув из социального бытия уже много тысячелетий назад, сохранился на ином уровне. Это важнейший фактор человеческой души. А значит, многие аспекты психологии и социальности могут быть истолкованы через обращение к матриархальным архетипам.
 Крайне интересное развитие тема матриархата получила у немецкого профессора Германа Вирта (1885 – 1974), исследователя древнейших культур. Герман Вирт развил темы Бахофена и пришел к выводу, что матриархат характеризовал не отсталую, примитивную культуру, но, напротив, высочайшее духовное устройство человеческого бытия, в котором правили не идеи грубой силы, подавления, покорения и обладания, но гармонии, созерцания, справедливости и этической чистоты. Любопытно, что Вирт связывал матриархат с арийской расой, с жителями древнейшей страны Гипербореи. Почитание женского начала, белой богини характеризовало именно ариев, высоких голубоглазых, белокурых людей, носителей утонченной духовной культуры и солнечной религии.
  Лишь после смешения с неарийскими народами юга началась эпоха патриархата, которая постепенно трансформировала арийские религии. В результате этого многие небесные, солнечные женские божества были наделены негативными, отталкивающими чертами… Это была своеобразная месть победителей-мужчин побежденным женщинам. Отсюда ведут начало многие негативные персонажи мифологий — семитская Кибела, орфическая “черная мать” Ночь (Никс), амазонки, германские колдуньи и русская баба-яга, некогда бывшая тождественной солнечной царевне.
  Конец матриархата был тесно связан с расовой деградацией и смешением, с утратой арийцами высокого духовного достоинства, с переходом к новому и гораздо более грубому и низкому уровню этического и социального бытия.
Теперь мы подходим к очень деликатной теме. Если матриархальный пласт составляет базу нашей психики, если он сопряжен с некоторыми важнейшими религиозными и даже расовыми установками — светопоклонничеством, принципом доминации гармонии и красоты над грубостью и силой и т.д. — то почему бы не допустить существование какой-то организации, которая ставит своей целью возврат к изначальному положению дел. Мы знаем, что за многими сверхсовременными и “прогрессивными” явлениями стоят очень древние архаические мотивы.
Если принять во внимание, что феминизм зародился в лоне оккультных масонских организаций, а другая его ветвь (германская) была сопряжена с откровенным национализмом (почти расистского толка), то все это становится более чем вероятным.
 Ближе к нам истоки феминистического движения однозначно сопряжены с деятельностью г-жи Дерезм и ее наследницы Анни Безан. Эти активные оккультистки сражались за реформацию масонства в том смысле, чтобы в ложи на равных основаниях могли приниматься не только братья, но и сестры. Это шло вразрез строго патриархальному характеру традиционного масонства. Ложа, основанная г-жой Дерезм, носила название “Права Человека”. Вот откуда, заметим по ходу дела, взялось это расхожее выражение — оно означало лишь “борьбу женщин за равноправие в масонских ложах”. Анни Безан продолжила это направление, но придала ему сектантски нетерпимый характер, свойственный вообще теософистам.
  Параллельно этой ”прогрессисткой” женской масонерии, кстати, использующей вместе с тем символ свастики, которая является отличительным знаком теософов, в Германии развивалась иная ветвь оккультного феминизма, связанная с ариософскими ложами, куда также принимали не только братьев, но и сестер. Однако здесь феминизм был не столь агрессивным, и часто инициаторами “магического матриархата” выступали мужчины. Особенно интересно, что наиболее активное участие женщины принимали в крайних расистских организациях так называемого “Германенорден”. Некоторые ответвления этого движения — причем крайне магического толка — перешли и в политические круги. Так, одна видная немецкая феминистка Марта Кюнцель, последовательница английского мага Алистера Кроули, была первой женщиной в национал-социалистической партии, а жена генерала Людендорффа Матильда Людендорфф, тоже оккультистка и расистка, считала себя жрицей Новой Германии…
  Поразительно, но прямой аналог такого мистического феминизма мы встречаем и в России конца XIX — начала XX века. Все направление русского символизма от его основателя Владимира Соловьева до А.Блока и А.Белого отличается как раз предельным превозношением женского начала, одержимо женским образом Софии, Премудрости Божией, которая видится им и в конкретной женщине (“Прекрасная Дама”, “Незнакомка” Блока) и в самой России. И снова магический феминизм связывается с национализмом, отождествлением народа, нации с тайной световой девой. “О Русь моя, Жена моя!” (А.Блока)  — давайте называть вещи своими именами, так может сказать только глубокий мистический националист.
  В конечном итоге, вся социологическая линия русской философии явно связана с этим комплексом идей, вдохновлена этим идеалом.
 На Руси до самого последнего времени сохранялся странный ритуал, имеющий отношение к “заговору женщин”. Это т.н. “кукушкины похороны”.
Кукушечка-рябушечка,
Пташка плакучая:
К нам весна пришла,
Весна-красна!
- пели крестьянские девушки  в дни Вознесения (40-й день после Пасхи, отмечаемый в честь "вознесения" Христа на небо. К Вознесению в ряде мест приурочивались некоторые приметы, связанные с кукушкой. Как правило, в этот период начинало колоситься жито и замолкала кукушка. В народе говорилось: "Кукушка подавилась житным колоском" и "Рада бы век на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется". "Кукушкой" называлось соломенное чучело (а иногда это была или просто обряженная ветка, или кукла), которое сначала торжественно "крестили", а затем столь же торжественно "хоронили". У древних славян птица кукушка символизировала богиню Живу  - противницу Мары, олицетворения смерти, болезни и нечисти.
Жива, Живана, Сева - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны. Некоторые полагали ее матерью Перуна, Бодана и Пекленца (покровителя адского пламени).
Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности.
Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет.
Кукушка принималась нашими предками за воплощение Живы. Прилетая из Ирия (Рая), из той заоблачной страны, откуда исходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка считает часы рождения, жизни и смерти.
 С кукушкой  связан и другой ритуал. Девушки собирали траву "кукушкины слезы", делали куклу-кукушку и посвящали ей свадебный обряд, а затем хоронили и кумились:
Уж ты, кумушка-кума,
Покумимся со мной,
Побранимся со мной,
Помиримся со мной,
Поцелуемся со мной,
Распростимся со мной.
 Есть в женской психологии (с точки зрения мужчины) некий изъян, своеобразное "родимое пятно". Им неведомо, что такое нормальная, "мужская" дружба. Даже между самыми близкими подругами всегда существует некоторая взаимная отчужденность. Так уж они устроены, и с этим ничего нельзя поделать... Сейчас — нельзя, а в старину для этого «кумились», т.е. совершали  тайный девичий обряд, включавший специальный ритуал "кумовства" и совместную трапезу с непременной яичницей.
     Обряд "кумления" включал совместный проход под зеленым венцом (для этого пригибали две рядом стоящие березы и сплетали их ветви), пение специальных "кумитных" песен, взаимные объятия-поцелуи, обмен вещами (крестиками, одеждой и пр.). Обряд этот совершался по-парно, реже "гуртом". Покумившиеся девушки отныне составляли как бы одно существо — ощущали боль подруги как свою собственную, радовались ее радостям, плакали, когда плакала "кума".  Если бы одной вздумалось наложить на себя руки, другая бы, не задумываясь, последовала за ней.  И так до самой Троицы — целых десять дней!
Обряд "Похороны кукушки" был сугубо женским, вернее, девичьим обрядом, совершавшийся тайно, чтобы никто из посторонних не смог узнать места "крещения" и захоронения кукушки.
 В более древних обычаях эту куклу, украшенную венком, пускали по воде. К этой модели восходит и культ утопленниц, русалок. Эта фольклорная тема, имеющая аналоги во всей Европе, была заимствована в ином контексте Шекспиром, послужив прообразом его Офелии.
  Исследователи сходятся во мнении, что речь идет о наследии очень древних архаических культов, восходящих к обществам “амазонского типа”. Похороны “кукушки” — это символический акт прощания с царством Великой Матери Живы: ведь именно кукушка была наиболее древним религиозным синонимом Богини. Девица, перед вступлением в брак, отдавала таким образом часть самой себя, изображаемую “куклой”, стихии Великой Матери — земле или воде.
  Согласно описанием участниц, ритуал “кукушкиных похорон” иногда настолько сильно воздействовал на девичьи нервы, что приводил к реальному самоубийству или уходу в монастырь. Так ритуальная психодрама могла иметь не только символические, но и вполне реальные последствия.
  Герман Вирт сказал в одном из своих последних интервью странную фразу: “Многотысячелетний патриархат закончился в 1917 году”. Что имел в виду этот человек, который, кстати, едва ли может быть причислен к коммунистам, так как он был основателем организации “Аненэрбе” в Германии, которую можно назвать какой угодно, только не коммунистической?
  Видимо, он имел в виду, что ему, крупнейшему исследователю нордического матриархата, известна какая-то информация, лежащая гораздо глубже поверхностных политических реальностей. “Заговор женщин” объединяет внешне противоположное. Так и должно быть в настоящем заговоре, основы которого блестяще показал Макиавелли, описал Монтескье и остроумно обобщил предполагаемый автор “Протоколов Сионских Мудрецов” (по некоторым сведениям, это был известный оккультист Папюс). “Чтобы добиться своей цели, необходимо использовать самые различные инструменты, не взирая на то, что внешне они противоположны по знаку и ориентации”. В перспективе тысячелетий или даже столетий многие противоречия, кажущиеся современникам неснимаемыми, оказываются сущим пустяком.
  Не только среди прогрессистов, коммунистов, оккультистов и расистов можно заметить следы загадочной организации “амазонок”. Так, Юлиус Эвола упоминает о еврейской секте саббатаистов, практикующих особые таинственные ритуалы и ожидают прихода не мужчины-мессии (как все остальные иудеи), но “прихода Жены”. А если все обыденные нормы распределения политических сил нарушены, все карты спутаны, для проницательного ума это значит, что мы приближаемся к истине. Алхимики говорят: “Если вам кажется, что вы что-то поняли, что текст и сюжет вам ясен, вы заблуждаетесь, вы имеете дело с ложью и надувательством. Только тогда, когда вы совсем перестанете что-либо понимать, вы приблизитесь к настоящей тайне и подлинному пониманию”.
Мы не раскрыли “заговора женщин”, не обнаружили “пароли и явки“. Но мы подошли вплотную в какой-то удивительной тайне, сложной, противоречивой, парадоксальной, бездонной и прекрасной, как сама женщина.
(При подготовке материала использована книга Александра Дугина «Конспирология»)