Глава16 Спустя несколько дней

Лана Невская
Наконец-то  выздоровела моя паркинсологиня и я записалась к ней на 19 апреля на 14 часов. Я пришла в ДКЦ немного раньше назначенного времени, но под дверью кабинета уже сидел мужчина и раскладывал свои документы по кучкам – готовился к приему. У меня документов было по минимуму: паспорт, полис, направление и выписка из поликлиники и её же  последнее заключение. Все уместилось в один файлик, поэтому я сидела смирно и перебирала в уме все вопросы, которые я собиралась ей задать.

Дело в том, что  в тех брошюрках, которые я, не глядя, похватала перед заседанием «Школы паркинсоника» было много рекламных проспектов новых лекарств от болезни Паркинсона.  Естественно, каждый «кулик» хвалил свое «болото», но я хотела узнать, что правда, а что – просто рекламная «утка». 

        По описанию в проспекте меня очень заинтересовал препарат «Азилект», который был рекомендован к применению на ранних стадиях заболевания и рекламировался как безвредный - в смысле побочных эффектов, удобный – в смысле приема (1 раз в сутки), и дающий стойкий терапевтический эффект. Единственным его «недостатком» является цена. «Азилект»  в Москве стоит в районе 6000 рублей за упаковку в 30 таблеток.
          Естественно, в списке льготных лекарств «Азилекта» нет. И, как сказала мне врач, надо посоветоваться дома, короче - «согласовать вопрос», и  если семья не возражает против таких затрат из семейного бюджета, то тогда она выпишет рецепт. «Семья»,  конечно, не возражала, а наоборот, удивилась, что я еще раздумываю: брать или не брать – такой вопрос не возник. Возник другой: где брать, чтобы не нарваться на подделку? Время сейчас такое, что даже по официальной статистике до 70% лекарств в стране – подделка. В Москве этот процент может быть и ниже, но ведь никто теперь не контролирует качество препаратов при поступлении в аптеки, поэтому вполне возможен вариант, когда будешь глотать какую-нибудь дрянь и удивляться, что она не помогает.

Пока я размышляла, врач начала прием. Пробежав быстрым взглядом мои документы, она бодренько спросила:
- Ну, как дела? Какие жалобы? Рассказывайте!

Я, так же бодро, сказала, что опять болит спина и что-то трудно стало ходить на улице:  быстро устаю,  и спина сгибается. Она предложила мне пройтись по кабинету, а потом безапелляционным тоном сказала:
-  От этой болезни спина БОЛЕТЬ не должна! Сгибаться – да, но за осанкой надо следить, стараться ходить прямо. Походка меняется – да, но старайтесь ходить спокойно, не торопясь, тем более – не бежать, а выбирать для себя комфортный темп ходьбы. Ну-ка, разденьтесь до пояса и ложитесь на кушетку лицом вниз: я посмотрю вашу спину. Я разделась и улеглась на кушетку. Врач быстро провела рукой по позвоночнику и, мгновенно поставив диагноз – ну, конечно, вот позвонок выскочил! – она двумя руками надавила мне на спину, и я с ужасом услышала, как у меня сломалось ребро.
Женщина она крупная, сил много, а мои хрупкие ребрышки не выносят такого «зверского обращения». Я ойкнула, а потом сообщила :
- Вы мне ребро сломали!
- Этого не может быть! Я не могла ничего сломать! Значит у Вас остеопороз! – безапелляционным тоном заявила паркинсологиня
- Может и не могли, но сломали! – вякнула я, стараясь побыстрее слезть с кушетки во избежание еще каких-нибудь травм. Как у них, у врачей, все это ловко получается! Без расспросов, без снимков, без осмотра – ставят диагноз на лету. Причем, даже никаких сомнений не возникает. Просто диву даешься их самоуверенности и нашей доверчивости!

Позвонок этот у меня еще с детства травмирован.  И не то на нем нарост образовался, не то – он действительно несколько сместился, но он всегда первым попадался на глаза эскулапам, и они, ничего не уточняя, сразу хватались его вправлять, считая его виновником всех бед.
 А произошло  вот что.

Мне было лет 7-8, мама ушла в магазин, а меня оставила гулять во дворе. Это были те чудесные времена, когда  родители спокойно оставляли детей одних гулять на улице и даже подумать не могли, что с ними может что-то случиться. Мы целыми днями носились во дворе, играли вместе и малыши и старшие ребята, которые учили нас кататься на двухколесных велосипедах, на коньках, прыгать через скакалку разными «заковыристыми» способами, играть в «пляжный» волейбол, вышибалу и многие другие игры, о которых современные дети уже не знают. Потому что время наступило такое (спасибо демократам и перестройке!), что страшно не только ребенка во дворе на пять минут оставить, страшно его руку из своей выпустить!
Так вот, мама ушла, а я увидела в конце двора девочку-ровесницу, которая стояла на незакрепленной крышке люка и осторожно качалась на ней. Я подошла и, по своей наивности или глупости, нахально заявила:
- Кто же так катается! Слезь, я сейчас тебе покажу как надо!
Девочка осторожно сошла с люка,  а я встала на крышку и сильно нажала одной ногой на край. Результат не замедлил сказаться. Крышка моментально перевернулась, и я юркнула в люк! Каким чудом, какой инстинкт самосохранения вдруг все-таки проснулся во мне и где он был раньше – сказать не могу. Но в последний момент я успела выставить руки и задержала падение. В результате на поверхности земли осталась моя голова и руки, цепляющиеся за эту землю, тело уже болталось в люке,  ноги висели в воздухе, не находя опоры, а крышка люка, перевернувшись, больно стукнула меня по спине и я почти перестала дышать. Прошло больше полувека, а эти ощущения я помню, как будто все было вчера.
Я здорово испугалась тогда. Кричать я не могла – дыхание сбилось.
Девчонка, которую я хотела потрясти своей смелостью (и потрясла-таки!), стояла, онемев от ужаса, и глядела на меня как на инопланетянку. Я из последних сил хваталась за землю, но она была сухая и гладко утоптанная, без растительности, и зацепиться было не за что!
- Позови кого-нибудь из взрослых! – еле прохрипела я. Девчонка вышла из ступора и огляделась по сторонам. Время было рабочее, и во дворе было пусто. Только где-то вдалеке играли в волейбол несколько подростков.
        Девчонка бросилась к ним, что-то крича на бегу. Они сначала не обратили внимания на ее крики, потом оглянулись и побежали ко мне. Спасение пришло вовремя – я уже была готова лететь вниз.
Ребята схватили меня за руки, отодвинули крышку люка и вытащили наверх.  Видимо от испуга, я даже не плакала. Сильной боли в спине я тогда не почувствовала. Больше мне досаждала огромная, величиной с кисть руки взрослого человека, ссадина на бедре, Она была грязная и очень щипала.

По-моему, даже не поблагодарив своих спасителей, я поплелась домой «зализывать раны» в полном смысле этого слова. И физические и душевные. Конечно, я здорово испугалась! Это был канализационный люк, упав в который я бы уже вряд ли писала эти строки. Соседка по квартире ахнула, увидев меня в таком виде, а я, оказавшись дома, наконец,  разревелась от души и какое-то время не могла ничего сказать. Тетя Женя умыла меня, чем-то обработала ссадину, и к приходу мамы я выглядела уже вполне сносно.

Мама тоже получила свою порцию адреналина. Когда она вернулась из магазина и шла к подъезду, мои спасители хором сообщили ей радостную новость:
- А Ваша Света в люк провалилась!
И видя, что мама вдруг побледнела и готова рухнуть в обморок, так же дружно добавили:
- Но мы ее вытащили, и она пошла домой! 
Мама сразу передумала терять сознание и побежала домой.
Дальнейшее я уже не помню: ругали меня или нет, как долго заживала ссадина и ходили ли мы  к врачу обследовать позвоночник? Только знаю, что до недавних пор этот позвонок абсолютно не мешал мне жить, и я о нем не вспоминала.

         Я всегда чувствовала рукой. что он немножко выпирает из общего строя. И этот несчастный позвонок вечно приносил мне одни неприятности.  И не тем, что болел или мешал, он вел себя очень хорошо все 55 лет после травмы,  да и сейчас не он является виновником болей – я же это чувствую! Но как только я появлялась у хирурга или невролога с жалобами на боли в спине, они тут же начинали пытаться вправить мне этот несчастный позвонок, без всякой тени сомнения в правоте своих действий и даже не удосужившись спросить меня, что с этим позвонком,  и почему он не такой как все.
         Однажды,  после неудачного падения на автобусной остановке и полученных травм – перелом двух ребер и сотрясение мозга – у меня заболел позвоночник, как раз в грудном отделе, где находился мой несчастный травмированный позвоночек. Подруга, по доброте душевной, потащила меня к своему знакомому мануальному терапевту, обещая исцеление после первого же сеанса. Тот оказался на мою беду человеком решительным, тоже без вопросов раскатал мне спину электромассажером с колючками, провернул мне голову вокруг своей оси, после чего я год «зализывала»  результаты его лечения как больная собака, потому что ни он, ни врачи в поликлинике не знали, что со мной делать. Но это – отдельная тема и отдельный рассказ о прелестях нашей медицины.
 
         Так вот, пока я одевалась, я утвердилась в своем мнении – ребро паркинсологиня  мне сломала. Это точно. Надо будет все-таки еще раз провериться на наличие (или отсутствие) остеопороза, а то что-то часто мне стали ребра ломать. Спорить с доктором я не стала – ребро заживет через три недели, а доказывать ей что-то без рентгеновского снимка бесполезно.
         После этого «лечения» доктор посоветовала мне проколоть 20 уколов препарата «Нейрокс», а через месяц прийти к ней: она подумает, что делать с моей спиной. Ну, пусть думает!
 
         В общем, я поняла, что меня считают практически здоровой, и  все мои претензии не имеют под собой, по мнению доктора, никакой почвы. В результате в своем заключении она поставила мне первую стадию заболевания, хотя 4 месяца назад она в этом же кабинете поставила мне третью стадию, чем очень меня огорчила – мне бы не хотелось такого быстрого прогресса болезни. В этот раз доктор сказала, что не видит необходимости менять назначенную лекарственную терапию – ну и прекрасно! Хотя я уверена, что стадии болезни в обратную сторону не возвращаются. По моим скромным сведениям, можно какими-то средствами некоторое время держать болезнь на данном уровне, но потом она все равно будет прогрессировать. Болезнь неизлечима, и регресс невозможен, как бы нам этого не хотелось!
         Я думаю, что причина такого заключения только в том, что никто не занимается нами серьезно. В этом диагностическом центре у меня нет даже карты, где можно было почитать и вспомнить пациента и его историю болезни. Я прихожу раз в полгода. Таких пациентов у нее сотня или больше. Она физически не может помнить, как я выглядела полгода назад, и что она мне написала в заключении прошлый раз. Каждое посещение как на новенького: встаньте, пройдитесь, присядьте, покажите руки, сожмите мою руку, перебирайте пальцами,  поочередно соединяя их определенным образом – это максимум, что от меня требуется.  Вот и получается какая-то картина, запомнить которую невозможно.

         Поговорили мы и об «Азилекте». Она препарат похвалила, но на цену мое внимание обратила. Еще назвала мне один украинский препарат, аналог «Азилекта», и стоит он в переводе с гривен примерно 300 рублей. Но Россия его не закупает по каким-то политическим причинам, а скорее – по требованию монополистов- олигархов, которые удавятся за свою прибыль, а на больных им плевать с высокой колокольни!
         Когда мне становится хуже, я уже готова перейти па «Азилект», несмотря на брешь в семейном бюджете, которую он неизбежно пробьет.  А когда чувствую себя сносно, то решаю пока остаться на «Проноране». А вообще-то, надо все-таки сходить в Боткинскую  к Поповой – что она посоветует. Если скажет, что «Азилект» лучше, то буду пить его. Я Поповой очень доверяю, да и принять очередную дозу оптимизма от общения с хорошим человеком мне не помешает!

         Так что закончился мой визит к окружному паркинсонологу с несколько расплывчатым результатом: спина болит больше, походка стала хуже, а стадия болезни уменьшилась до первой, тогда как при первичном осмотре в Боткинской мне уже поставили 1,5!
         Ох! Чудны дела твои, Господи!

         Вернувшись от врача, я стала прикидывать, как мне быть с уколами. Поскольку я теперь постоянно сижу с внучкой на ее территории, то уколы в своей поликлинике я успеваю делать только один раз – в субботу. Но именно суббота мне и не нужна: мой режим инъекций – пять дней колоть, 2 дня перерыв. Поэтому я сразу сообщила дочке: хочешь, чтобы я сидела с Анютой – учись делать уколы! Она у меня -  не из пугливых, поэтому бодро ответила:
- Не боись! Надо – сделаем!
         Её уверенность меня успокоила, и я пошла к мужу с тем же предложением – учиться делать уколы, поскольку тут вклинивались майские праздники, я буду дома, и вовсе не очевидно, что в поликлинике будет работать кто-то, кроме дежурного терапевта. Да и вообще,  надо учиться самим  делать уколы! Возраст наступил уже такой, что поликлиника становится родным домом. А если еще и уколы там делать, то забудешь, где живешь! Многие мои подруги  и их мужья уже давно освоили этот процесс, и своим больным родителям и друг другу   делают внутримышечные инъекции сами, причем – не хуже, чем в поликлинике, а часто и лучше: без синяков и инфильтратов. А мы что – рыжие?
         Вперед! Все на практические курсы по изучению «уколовведения»!

         И народ потянулся за знаниями! Объект тренировки был в наличии, лекарство, шприцы и проспиртованные салфетки я купила, и обучение началось.
         Первый удар мне «нанесла» дочь.  Она тщательно протерла руки спиртом, долго разглядывала ампулу, пытаясь нежно ее открыть. После нескольких неудачных попыток и при отсутствии специального резца для открывания ампул, она резко  нажала на носик и отломила его. Победа! Набрав лекарство в шприц,  и выдавив из него воздух, она подошла ко мне.
Я тоже оказалась не робкого десятка и спокойно подставила ей объект для практики.  Дочь немного помедлила, потом глубоко вздохнула и всадила в меня шприц!
 
        - Ну, как? Больно? – спросила она, вливая в меня содержимое шприца.
        - Ничуть! – бодро ответила я, и вовсе не соврала. Шприц вошел совершенно безболезненно и быстро, и лекарство она ввела медленно, все как учили. Так что первый экзамен был сдан на «отлично». Я была довольна не меньше испытуемой.
         Теперь экзамен предстоял мужу. Майские праздники приближались, и он немного нервничал, хотя виду старался не показывать. А поскольку он тоже параллельно со мной делал уколы в поликлинике, то для своего спокойствия решил проконсультироваться  у медсестры и получить четкие пошаговые рекомендации, как надо делать уколы. Та оказалась женщиной отзывчивой, все ему рассказала и показала, даже дала пару шприцов и десяток пакетиков с проспиртованными салфетками – уж не знаю, для уколов или для тренировки на подушке - но он пришел домой окрыленный  и готовый к подвигу!

        На майские праздники поликлиника оказалась в работоспособном состоянии все дни, кроме 9 мая. Вот тогда и состоялся дебют моего мужа.

        Он тоже тщательно подготовился, но волновался больше, чем дочь и, видимо поэтому, всадил шприц неглубоко и лекарство влил быстрее. Было немного больно, но вполне терпимо, и я его похвалила за смелость.
        Так что теперь я обеспечена медицинской помощью, и даже в двух экземплярах.
                ----------------------------

P.S.
         Вот и закончилась  первая  часть моего повествования. Теперь и вы знаете, с чего все началось.  Следующую часть я планирую писать в виде дневниковых записей о наиболее  интересных событиях, которые будут происходить в моей жизни в связи с наличием моей экзотической болезни и не только об этом. Конечно, при условии, что это будет кому-то интересно или полезно, в основном – в смысле моральной поддержки в момент хандры, которые  бывают у всякого.
         Я, как оказалось, вполне даже оптимист. В обмороки не падаю, слезы больше не лью. Хочу жить как все люди -  общаться, любить, растить внучку, встречаться со старыми друзьями и приобретать новых. Я – не зануда,  люблю людей,  всем желаю только добра и всегда открыта для  общения.
         А Паркинсон? Да ну его в болото!

                Люди! Будьте счастливы!

                Ваша Лана.

          Москва     26 мая 2013 года.

Пишите, если есть, о чем поговорить*
sb-sholohova@yandex.ru

P.S.

     На 1. 11. 2014г. уже откликнулись 9 человек.
Мы переписываемся, обмениваемся информацией, а c
москвичками встречаемся лично и очень подружились!
Присоединяйтесь к нашему коллективу - вместе легче.
да и люди все такие интересные. Я очень рада, что
судьба дала мне возможность познакомиться с ними!
                ----------------------------
                ----------------------------

Может, это нескромно, но эту рецензию мне хочется оставить себе на память:
Рецензия на «Глава1 Преддверие» (Лана Невская)

Вы написали интересное, правдивое и, что самое главное - полезное для читателей произведение! Оно полезно тем, что дает жизненные советы и помогает людям познать свою болезнь! Вы обладаете не только художественным талантом, но и душевной добротой, высокой нравственностью, чувством любви к людям, чего так не достает нашим людям и, особенно, властям! Читал Ваши строки с интересом и пониманием. Желаю дальнейших творческих успехов, здоровья, успешного противостояния болезням и победы над ними! Искренне Ваш - К.Сычев

Константин Сычев 2   23.11.2014 18:15

Прошло 6 лет. Сегодня 9 октября 2019 года. Эту повесть и Дневник паркинсоника читает большое количество  так называемых "Неизвестных читателей". Но у вас нет возможности написать в ПРОЗе свои отзывы, пока не зарегистрируетесь, а это мало кому нужно.
Поэтому я  хотела бы вас попросить, уважаемые читатели, рассказать о моих записках своим знакомым, которые тоже, может быть, заинтересуются ими, и кому-нибудь они принесут пользу и поднимут настроение.