Фрагменты к семейной истории

Татьяна Дмитриевна Белова
Илл.: R.-R.Eichhorn, Фрагменты к семейной истории,
9-частное полотно, холст/масло, 1996

Светло-охристое как бы поблёкшее поле и в центре чуть более темные фигурки персонажей старых
снимков: взрослые и дети, стоящие и сидящие в чуть напряженнных позах. Они разместились на
каждом холсте поодиночке, парами или плотно сомкнутой группой. Черты их лиц почти
неразличимы, как бывает на старых фотографиях. И именно как на фотографиях тех давних
времен угадывается строгое выражение их лиц, насупленность даже на детских личиках и
серьезный взгляд в фотокамеру.

Широкое поле холста вокруг изображения создает странное впечатление, как если бы они
удалены во времени и в пространстве - какой-то космический масштаб удаленности.
Этот эффект был особенно ощутим на первой презентации серии в Зале Белльвью города
Висбадена. Зрителям, входящим в просторный зал, сразу был виден прямоугольник
девятичастной композиции полотен на стене, противоположной входу.

С каждым шагом по мере приближения к этой стене, прописанные фигуры становились более
отчетливыми, что понятно и вполне логично. Но возникало и странное явление - фигуры
словно начинали вибрировать, зрителю передовалось едва заметное их движение, колыхание...
Оно превращало максимально статичную композицию в объект с множеством окон, в которых
находились вдруг оживающие фигуры. Нет-нет, это было не активное движение, а естественное
состояние живых людей, позирующих перед объективом и потому на долю мгновения замерших,
но полных жизни и готовности двигаться, разговаривать, смеяться...

Безошибочно найденный оптический эффект производил удивительное впечатление. Создавалось
редкое по силе воздействия ощущение живого присутствия персонажей картин и их безмолвный
контакт со зрителем. Это было как раз то взаимодействие зрителя и картины, которое нечасто
удается в изобразительном искусстве...
 
14.01.2013 16:38