Споры мыслей, в спорах рожденных. О хамстве и жест

Сергей Дерябин
               

                О хамстве и жестокости.



… Социологами установлен такой факт. В каждом сообществе – будь то группа людей (коллектив) или население страны в целом –  в каждой статистической сотне 10 человек будут выполнять необходимую работу при любых условиях в силу внутреннего побуждения, 10 будут уклоняться от работы даже под угрозой наказания - также в силу непреодолимого внутреннего побуждения. А вот 80 человек будут трудиться или уклоняться в зависимости от обстоятельств. Самое примечательное, что это соотношение справедливо и в отношении других социальных действий. Будь то позитивные – милосердие, доброжелательность, или негативные - агрессия, цинизм , эгоизм и, как сплав последних – хамство. Так вот. Негатив, будучи придавлен вертикальным властным фактором в форме закона, а так же горизонтальном фактором в виде общественного мнения, находится в неактивированном (латентном) состоянии до тех пор, пока эти факторы ,особенно вертикальный, достаточно сильны. И если в России накануне Октябрьского переворота пружина власти просто ослабла и его величество Хам вырвался на свободу, то сталинский режим сделал хамство и приспособленчество инструментом своей политики. Обретя значимость и мощь,  эти появления  паскудства и после Сталина долго оставались необузданной силой, даже во многом потеряв статус инструмента власти. Ну и в нынешние времена, когда общество, начиная с 90-х годов, во многом продолжает жить  под лозунгом «Спасайся кто может!», а законы толком не работают, то Хам по-прежнему чувствует себя в фаворе.  Ибо почти не работает главная функция государства – ЗАЩИТА ГРАЖДАН ДРУГ ОТ ДРУГА.

   В свое время меня поразили прочитанные мной воспоминания немцев времен Третьего рейха. Из них складывается картина удивительной благожелательности, сердечности и даже совестливости в отношении между гражданами этого зловещего государства. Что называется,  все как в культурном обществе. За исключением одного: фюрер убедил граждан в том, что самому существованию арийской расы угрожают недочеловеки (славяне, негры) и паразиты (евреи, цыгане). Ну, в самом деле, и в театре и в библиотеках избавляются же от крыс и тараканов – как же без этого? Деваться, мол, некуда и Германии в целом не обойтись без санитарной чистки и расширения жизненного пространства. Вот и глядят на нас с фото мечтательные и одухотворенные лица молодых людей в военной форме на фоне школьной доски в каком-то селе на Брянщине, где начертано: «Русские должны умереть, чтобы мы немцы жили».

  То есть, Гитлеру не потребовалось культивировать доносительство и охоту на ведьм внутри страны . До 20 июля 1944года, впрочем (день неудавшегося покушения).  В предвоенные годы, пересажав  по лагерям оппозиционеров и евреев, мутную волну паскудства,  высвобожденного из глубин человеческой натуры,  нацисты в начавшейся войне направили вовне –  на другие народы. Ну, а во что это вылилось, мы все отлично знаем.

   А вот Сталин расправлялся с собственным населением путем искоренения самых,  по его мнению, подозрительных и потенциально непокорных,  а на самом же деле –  по-настоящему талантливых, честных и инициативных. Цвета нации, словом. Отсюда массовое доносительство и подлое приспособленчество, культивировавшееся по всей стране. Стратегия выживания граждан: «Умри ты сегодня, а я умру завтра». Над человеческой совестью был поставлен уродливый идол «революционной целесообразности». Ну и понятно, кто обеспечил себе относительную безопасность (или полагал, что обеспечил).

  Ну, а примером того, что хамство и жестокость – явление интернациональное, и что корешки этой заразы можно найти где угодно, служит потрясающий случай, произошедший в культурной и процветающей Швейцарии. По ТВ прошел сюжет, поведавший о том, что в одной из элитных пехотных бригад тамошние «старики» устроили разнузданную травлю новобранцев. А незадолго до этого подобный случай произошел в Канаде с парашютистами.

   Вот и получается, что стоит только немного зазеваться, как культурная оболочка души вмиг лопается, и Его величество Хам появляется во всей своей красе, оказавшись вне клетки, где он только что сидел и куда тотчас посадил совесть, еще недавно бывшую хозяином положения.

   А поэтому-то нужно все время помнить, что демократия это есть жесточайшая и неукоснительная диктатура ЗАКОНА внутри общества. И это совершенно правильно. Разрешено все, что не запрещено. Но уж если что запрещено, то это – железно для всех. Без исключений. И не стоит слишком безоговорочно уповать на силу национальных традиций в какой бы там ни было стране.

   Помнится, я был потрясен другим сюжетом, показанным по ТВ. Но потрясен уже совсем иначе, нежели случаем с швейцарскими пехотинцами. Как-то прекрасным утром изумленные немецкие граждане в лимузине канцлера Коля вместо него самого узрели некую фрау рядом с шофером, а на заднем сидении двух также незнакомых детей. Так вот эти самые бдительные граждане тут же настрочили исковое заявление в суд на своего горячо любимого канцлера, в котором потребовали объяснить, почему бесконтрольно тратятся деньги налогоплательщиков на какие-то «левые» поездки! И канцлеру Гельмуту Колю, первому лицу государства Германия пришлось давать специальное разъяснение по этому инциденту. Женщина в машине это – его жена, а дети – племянники, которых фрау Коль повезла в зоопарк. А самое главное, что он,  господин Коль, лично из СВОЕГО кармана оплатил эту поездку, тем более, что служебная машина в этот день ему была не нужна.  Что интересно отметить в данном примере? Если жажда справедливости в тоталитарном государстве направляется в русло недоброжелательства и травли соседа (тайный донос), то в демократической стране это же самое чувство обретает форму ОТКРЫТОГО иска по устранению недостатков в обществе и соблюдения законности, невзирая на статус нарушителя.  То есть, предъявляя иск, ты можешь и за клевету ответить, если факт не подтвердится.
Вот какому уровню демократии можно завидовать белой завистью и желать для нашей России!

  Ну а добиться такой демократии мыслимо только через создание равных по силе конкурирующих политических сил, периодически сменяющих друг друга во власти и стерегущих промахи действующей власти. А фундаментом всего этого должна быть эффективная экономика, мощная прослойка среднего класса в обществе, ну и высочайший уровень жизни населения. А то ведь бывает (как в случае с Китаем, например), что экономика – мощнейшая, а население в большей части своей просто бедствует. Да и в основных правах ущемлено. Или как Морис Дрюон высказался в отношении правления короля Филиппа IV : «При нем Франция была великой державой, а французы - несчастнейшими из людей». Так что голое величие, полагаю - такой же срам, как и голая задница в театре.