Поджанры фантастики

Александр Дак
Небольшая публицистическая статья, не претендующая на абсолютную полноту. Тема классификации фантастики интересна, над ней можно порассуждать, поспорить, надеюсь кто-то сможет добавить своего к нижесказанному. Жанр фантастики, каким его вижу я.

I. КЛАССИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА
1) "Азимовщина"
Конечно, Азимов не первый писатель, развернувший масштабное повествование о роботах. Придуманные Чапеком в его наивной пьессе "RUR", роботы заняли немалое место в жанре. Как правило, в таких произведениях авторы либо пытаются представить роль роботов в жизни человека вообще, либо в отдельных его аспектах. Порой, мир роботов может быть отражением мира людей, а сама суть произведения в переосмыслении роли человечности в окружающей действительности.
2) Собственно научная фантастика
Порой приходится столкнуться с такой ситуацией, когда одно и то же произведение можно отнести к нескольким поджанрам. Научная фантастика может затрагивать несколько различных тем, но суть должна сохраняться - основной темой служат научные достижения и легенды. Легендарный вечный двигатель сотни раз воспевался и незадачливыми физиками-мечтателями, для которых он стал своего рода философским камнем и разрушителем законов бытия. Фантастами идея перпетуум мобиле использовалась часто, и думаю не перестанет использоваться даже тогда, когда невозможность его существования станет в разы более доказанной, нежели сейчас.
Издавно именно фантастика стала инструментом, вдохновляющим науку, предполагая изобретения, их возможную роль, проблемы связанные с ними. Была ли фантастика хоть раз помощником научной мысли, чем-то толкающим ее вперед? Возможно. Однако же, фантасты не предусмотрели ни интернета, ни атомной бомбы.
3) "Машина времени"
Изобретение, так удачно описанное Уэллсом, породившее массу предположений об его использовании, машина, которой посвящено едва ли не каждое второе произведение фантастики. Помимо забавных казусов, связанных с использованием перемещений во времени, подобное изобретение открывает возможность предсказать будущее, в роли зрителя или даже участника предстоящих событий.  В последнее время произведения о машине времени слишком стилизуются, копируют друг друга, теряя индивидуальность и цель.
4) Космическая фантастика
Основной расцвет фантастики пришелся на середину двадцатого столетия, когда человек впервые вышел в космос. Фантазия людей была полна картин заселения других планет, полетов в потаенные уголки вселенной, открытия, едва могущие сравнится с эпохой великих открытий в географии.
Сейчас фантазия людей поутихла, более уже никого не мучают мысли о великих проблемах и перспективах. Видимо, космос еще долго будет загадкой, недоступной нашему, земному миру.
Проблема контакта занимает отдельную полку в библиотеке фантастики. Некоторые, например Саймак, посвятили описанию встреч с инопланетянами едва ли не каждую свою книгу. Проблема контакта с некоторых пор стала теорией заговора, где инопланетян обвиняют и в коррупции, и в подкупе, и в узурпации.
5) Социальная фантастика
Неправильно считать, что фантасты помещают обычные проблемы в новые условия, меняют декорации, в угоду жанру переиначивают обычные, в сущности, вещи. Возможно, некоторые писатели используют подобные методы, однако же любой, хоть сколько-то разбирающийся в фантастическом жанре человек, должен клеймить такого писателя позором. Известно, что что структурной единицей общества является человек. А значит, социальная фантастика работает с человеком, уже его и помещая в новые, еще неизведанные, условия. Тогда, проявившиеся проблемы будут качественно новыми.
6. Утопия\антиутопия
Два старейших жанра, появившиеся так давно, что уже не назвать первого произведения в этом жанре. Конечно, жанр развивается и по сей день, поэтому в разделе современной фантастики можно указать едва ли менее двух жанров-катастроф и утопических баллад. Все это переплетается с другими жанрами и течениями, создавая неисчислимое множество замысловатых произведений непонятного жанра.
Однако же, Утопия и Антиутопия - самые трудные жанры, основная их особенность - ни одна из них никогда не наступит, так что бесполезно приравнивать ее к реальности.
II. СОВРЕМЕННАЯ ФАНТАСТИКА

1) Юмористическая фантастика
Жанр, включающий в себя огромное количество произведений, обычно помимо классических тем, обращающие внимание на забавные моменты жизни. Такие произведения носят либо развлекательный, либо сатирический характер.
2) Философская фантастика
Философия характерна для фантастики, она встречается часто, практически незаметно врываясь в канву произведения. Цель такой фантастики, как и цель философии - понять суть бытия, найдя некие неизменные истины, ответы. Философия ищет прежде всего смыслы существующих вещей, а так же как эти смыслы могут трансформироваться в нашей жизни.
3) Стим-панк(от англ. steam - пар)
Термин, изначально использовавшийся для определения жанра, в котором основную роль в технологическом развитии сыграли паровые машины, сегодня может служить для обозначения произведений, в которых использованы любые виды альтернативной энергии. Алтернативный путь научно-технического процесса, как правило сопровождается описанием более ранних эпох(в классическом стим-панке викторианская эпоха).
4) Альтернативная история
Смысл этого жанра понятен каждому. Однако, анализировать историю путем ее теоретического перекраивания, бесполезно. Хотя, можно воспринимать этот жанр,  например, как художественный поиск. Сходство между данным жанром и стим-панком очевидно, однако альтернативная история - прежде всего земная реальность и вполне конкретные детали той или иной эпохи.
5. киберпанк
Обычно произведения, относимые к жанру «киберпанк», описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве.
Конечно, чтобы понять суть жанра стоит обратится прежде всего к луркмору, нежели к википедии. Художественный жанр, как правило ассоциирующийся прежде всего  с антиутопией и роботологией.
6. Детективная фантастика
Комбинированный жанр. Сочетает в себе детективную историю, происходящую в фантастическом мире: будущем, прошлом или альтернативной реальности. Жанр художественный, открывающий широкие возможности для классических изысканий и чисто психологического анализа. Наиболее видными представителями являются Айзек Азммов, Кир Булычев.  Тесно связан с эволюцией мистического жанра, в котором часто помимо типичной мистификации в основу детективного сюжета ложились фантастические элементы.
7. Военная фантастика
Жанр, заключающийся в описании футуристических видов оружия, а так же развитие оружейной техники. Соответственно, сюжет этого жанра связан с военной тематикой, военными действиями с описанием масштабных битв и отдельных сражений.
8. Выходящий за рамки
Жанр - безумие, гротеск, фантасмагория и все, что не вписывается в рамки привычной фантастики. Скандально известен - многих писателей обвиняли в наркомании, зачастую (скорее всего) оправдано. К произведениям жанра относят "Алису в стране чудес" Кэррола, "Условия выживания" Шекли, "Билл герой галактики на планете бутылочных мозгов" Гаррисона\Шекли.
Спорный вопрос, является ли фантастикой подобные произведения, или  при всех условностях, его стоит отнести к фэнтези? Однако, хотя произведения зачастую довольно неоднозначны, они являются  примером одного из самых распространенных в фантастике приемов.