К вопросу о русских и немцах

Вячеслав Шляхов
Интервью художника В.Шляхова газете «Восточный Экспресс».
2011 год.

К вопросу о русских и немцах.


 Ну и о чем будете писать?

О том, что моя мама Нина Петровна была в немецкой оккупации до 1943 года и видела смерть, разбой, убийства? А потом сама учила меня немецкому языку.
Или о том, как мой отец Гавриил Георгиевич в деревне дружил с немецкими девчонками из сосланных семей поволжских немцев? А потом, приписав  себе лишний год, ушел воевать с фашистами и видел смерть, разбой, убийства. Как со стороны немцев, так и со стороны русских.
Или о моей бабушке Катерине, помогавшей в Клинцах  партизанам и едва избежавшей смерти? Глубоко верующий человек, награжденный орденом.
Или о том, как в Берлине моему тестю Курту, которому и было всего-то  13 лет,  нацисты вручили  «Faustpatrone» и  послали расстреливать русские танки? А бабушка моей жены,  увела его  и спрятала, спасая жизнь. Или о том, как моя теща Эльфрида выживала в голодном 1945 году?
Изменится ли этот мир от того, что я понимаю сейчас то, что не мог понять в молодости? Что изменится, если я напишу, как меня с семьей,  «выставили» из СССР.  Станут люди лучше и чище? Или как мою жену Ханнелоре в Германии после  объединения в 1990 года - первую уволили с работы, прямо заявив, что у нее муж – русский. Или рассказать,  как она долго была безработной, страдая от невостребованности?  Или как немцы не верили, что я русский и называли мудрым евреем? Или как на улицах в Иркутске,  моих детей, разговаривающих между собой на немецком языке,  оскорбляли прохожие, и они умело давали отпор идиотам, отвечая им на чистом  русском языке? Или о том, как назло всему, мы с женой прививали своим детям любовь к России?
Нет, я просто расскажу о моей семье, о моей любви, о моих детях и внуках. Это было давно и как в сказке. Далекий 1975 год. Вот однажды на Байкале повстречался коренной сибиряк и коренная берлинка. До сих пор помню запах ее волос. Он - будущий юрист, она - будущий инженер. Моей женой стала девушка   с изумительно певучим вторым именем – Хайди.  Ханна родилась в Берлине. И характер у нее был боевой – берлинское «шнауце».  Это так говорят в Германии, берлинцы остры на язычок. Я прилетел из Иркутска в Москву, и когда ехали из Домодедова, просто завез ее в ЗАГС, где и предложил стать моей женой. Но нас не зарегистрировали – нужно было разрешение от моих родителей. В Москве родилась наша первеница – Жанна. Бегала по московским улицам и говорила, мешая русские и немецкие слова – «А баух я не вашала…Мама пойдем Берг Хох». Оглядывались прохожие и шептались - такая маленькая, а уже иностранка! Жанна сразу отличалась немецкой сдержанностью и организованностью. Все ее игрушки были уложены в строгом порядке. Она не уходила из детского садика до тех пор, пока не уберет последние игрушки в шкаф. Когда ей хотелось, могла встать и уйти одна домой! Садик был недалеко от дома. Потом родилась наша Катюша. Синеглазый ангелочек с открытой русской душой. Это было так славно, когда в маленькой комнатке в общежития МЭИ  постоянно колокольчиками лился смех двух сестренок. Так они и росли.  Между работами с дипломами, кандидатскими материалами. Но самое главное они росли в большом и дружном мире. В общежитии жили аспиранты со всего света. И у них тоже были дети. И вечерами малышня выбегала в коридор, и только один бог знает, как они умудрялись общаться между собой. Ведь многие совсем не говорили на русском языке. Затем  была большая квартира. Отдельная детская комната. Браки с иностранцами не приветствовались, тем более, если супруг носил погоны. Давление, интриги, преследования и провокации – обычное дело. Смешать с грязью. Вот таким образом наша семья почти тридцать лет назад «добровольно выехала» в Германию. Мы получили квартиру в старом доме, жена сразу же получила рабочее место. К сожалению, со мной, все было непросто. Языка я практически не знал, работать юристом не мог. Были предложения разного рода – например, считать этикетки на производстве лимонада, вести учет складского имущества. Работать в туристическом агентстве. Пошел на курсы немецкого языка. Терпения хватило на месяц. Стал просто сам говорить. Появились знакомые, многие из них стали нашими друзьями. Мой тесть устроил меня на  экспериментальный завод. Очень умный и порядочный человек. Я его до сих пор уважительно зову – «Фати» - отец. Писал картины, организовывал выставки, преподавал в студии, работал в газетах, работал, работал… Жизнь потихоньку налаживалась. Жанна пошла школу, Катя в детский садик. Это было так здорово, шагать с ними по брусчатке и распевать русские и немецкие песни. И в Берлине прохожие тоже оборачивались и говорили – ничего себе, такие маленькие, а уже иностранки. В Берлине родились наши дети – Анита, Славяна, Вячеслав. У Жанны и Кати до сих пор советские свидетельства о рождении.  У них у всех разные характеры, но они все такие рассудительные, что мы гордимся ими. Нам никогда не мешало, что у нас столько детей. Нисколечко. Хотя не раз приходилось слышать (и в Германии, и в России)  – зачем вам столько детей, нарожали тут… и многое другое. А я считаю, что моя Ханна сделала все для того, чтобы мы были счастливы.  И счастье нас надолго связало. Дети выросли, наша семья разрослась. Жанна подарила нам первого внука   Тимона. Мы его называем наш сибиряк – он еще на свет не появился, а уже был на Байкале вместе с мамой и Байкал его благословил. Жанна профессионально работает в области дизайна, моды и косметики. Талантливая девчонка, с хорошим профессиональным вкусом. Некоторые ее проекты стали уже известными. Появился у нас в семье наш Ронни - муж Кати. Он тоже носит фамилию - Шляхов. Ронни владелец фирмы, Катя окончила университет, работает в области рекламы и маркетинга. В свое время выступала в известном шоу «Аква де Луна». У нее удивительная пластика, артистизм. У них славная доченька, моя внучка – Киа. Так вот, это стало у нас уже традицией - получать благословение от Байкала! Киа тоже с мамой, еще не родившись, была в Сибири. Третья дочка - Анита обладает удивительно нежным и чутким характером. Старшие сестры ее постоянно разыгрывали, она им всегда верила. И нисколько не обижалась. Да и розыгрыши не были грубыми. С детства играет в футбол! Сейчас  играет уже в лиге. Она всегда готова всем помочь, легко общается с людьми. Удивительный человечек. Хорошо рисует. Получила образование, связанное с дизайном, рекламой. Сейчас работает руководителем отдела рекламы и маркетинга в одной известной торговой фирме и продолжает учиться. Четвертая дочка - Славяна, хотя я и старался не выделять никого из своих дочек, но она моя драгоценность. Она была наш «чертенок». Столько мы с ней удивительных моментов пережили…Прихожу, как - то домой, на ступеньках сидит Славяна  с заплаканными глазами. Посмотрела на меня так серьезно и говорит. «Папа, ты не расстраивайся, но у нас кто-то умер!» У меня сердце ушло в пятки. Боже мой, с кем беда? Расспрашиваю ее. Она молчит, только огромными карими глазами на меня смотрит. Я уже в ужасе. И тут она говорит – «Наш хомяк скончался.» Обижалась на всех страшно, не замечая, что сама обижает людей. Славяна  стала взрослой, все это прошло,  и она уехала из Берлина. Частенько можно встретить ее фотоснимки, она фотомодель. Мой настоящий мужчина в доме – Вячеслав, мы его зовем Славик. Моя гордость, мой подарок, мой сын. Долго не хотел говорить. Просто молчал. Все понимал, все делал. Но молчал. Однажды стоим возле окна, а по нашей улице мчится автомобиль. Рев, скорость, пыль. И вдруг Славик говорит – «А…лох»! Ругнулся…Заговорил… и вот так неожиданно. Когда был маленький, все время что - то устраивал «втихую». Смотрим из окна. Идет по дорожке в саду Славик. В руке булыжник. А у нас во дворе стоит автомашина «Трабант», приятель поставил. Подходит мой маленький мужчина к автомашине…оглянулся, открыл багажник, и бросил туда камень. Мой приятель, когда машину стал забирать, в багажнике обнаружил около полтонны камней. Славик сейчас работает в строительстве. И руками может сделать и головой подумать. Хороший специалист. Занимался дзюдо, хороший спортсмен. Одним словом – боец. Дети не спились, не стали наркоманами. Они были всегда с нами. Нам с Ханной есть, чем гордиться! И я благодарю бога, что он мне дал такую жену. Она и сейчас помогает людям, работает в центре интеграции российских немцев и переселенцев  из России. И как бы наша жизнь не сложилась, наши дети достойно продолжают нашу судьбу. Помните, русский хит – «Гляжу в тебя, как в зеркало…» Мы с любовью смотрим на своих детей. Вот это наше все, наше богатство!  А Вы говорите национальные проблемы…