Азбучная правда

Евгений Габелев
Как лодку назовете, так она и поплывет.




Причудлива русская природа, а народ, ее населяющий, и того чудней. И есть у этого народа, в числе прочих, один замечательный праздник. День, делающий его по-настоящему уникальным, ибо иные народы такого дня не имеют. И как это часто бывает, окружающие нас племена не ведают о том, чего лишены.


Это День Русской Азбуки, с торжественностью отмечаемый в конце мая. Завершая собой и без того переполненный празднествами месяц, он в некотором роде являет собой пик российского духа и народного патриотизма. Естественным образом этот день воспринимается как логическое продолжение дня победы.


Не знают дня алфавита ни суровый тевтон, ни гордый брит, ни фривольный француз. Да и азбуки у них своей нет. А нет азбуки – нет и народа. Так что, единственным существующим в мире народом является русский. Ему, носителю уникальной письменности и особой судьбы, и предстоит вести планету в будущее.


Такое у нас патриотическое счастье.




Впрочем, что-то здесь как всегда не сходится. И хотя злые языки утверждают, что авторы азбуки на самом деле купили ее у Буратино*, истины ради надо признать, что они украли ее у греков. То есть, взяли не заплатив. Так что, почитание людей, укравших чужое, в качестве национальных святых весьма показательно.


Далее, греческий алфавит, под который Кирилл и Мефодий исковеркали язык коренных обитателей Руси, неоднократно мутировал. Менялось начертание знаков, и многие исчезали и меняли звучание. Не раз возникали проекты замены алфавита. Но древняя греческая основа нашего письменного языка сохранилась.


Поэтому то, что русский народ, с как всегда присущим ему пафосом и пышностью, отмечает в этот день, является днем оккупации России греко-византийской культурой. Наследники побежденных, предавших родную культуру, празднуют день национальной капитуляции. Выдавая ее за день великого торжества.


Вполне в духе отеческих традиций.




Впрочем, сентенции об ужасах греческой экспансии могут показаться гротескными непосвященному читателю. Все слышали, что Греция – мать европейской культуры и колыбель цивилизации. И это действительно так. Античность является одним из основных корней современного мира, и этого никому не отменить.


Но, на момент описываемых событий это была другая Греция. Прекрасная античность Платона, Перикла, и трехсот спартанцев растворилась в тумане веков. И вместо традиций свободного полиса мы унаследовали Византию. Восточный осколок некогда великой Римской Империи, несущий ее худшие черты.


Русь, бывшая страной свободных общин и гордых людей, переломила себя по образцу умирающей евразийской монархии. Со всем ее обожествлением власти, тотальным холопством, и претензиями на мировое господство. Тогда наши предки променяли свободу на величие дворцов и золотое сияние куполов.


И даже украли византийский герб.




Началось же все с азбуки. Так что, было бы лучше, если бы ее вправду купили у Буратино. Однако, содеянного не вернешь. И скоро вслед за буквами чужого языка нагрянула к нам и орда служителей греческой веры. В чем нет ничего удивительного, поскольку с этой целью и была произведена замена письменности.


Вслед за чужеземным богом и его пророками, воспевшими прелести рабства, пришел к нам культ земного царя. Князь, победивший своих вчерашних братьев, унаследовал чин византийского цезаря. Вольный герой и его дружина, защитники и друзья своего народа, стали восточным тираном и его сторожевыми псами.


Первым врагом священной власти оказался свой же народ. При этом, обожествленная и служащая только своим интересам власть всегда проявляла неспособность защищать его от реальной угрозы. Русь пала перед монголами, греки стали добычей турок. Лишь латинский запад раз за разом выдерживал удар.


Именно за это мы его так ненавидим.




Страны, унаследовавшие латинский алфавит, неким удивительным образом восприняли тот гордый дух свободы, что был свойственен ранней римской республике. И построили общество, основанное на принципах личной свободы и прав человека. Хотя сначала это распространялось лишь на немногих избранных.


Латинский мир создал рыцарство. Институт, не ведомый византийской монархии, и ее наследникам. Рыцарский дух, явившийся воплощением идей чести, свободы, ответственности перед народом, и личного достоинства, заложил основы европейского общества. И доблесть немногих стала достоинством каждого.


Век за веком цвет европейского рыцарства отражал бушующие волны завоевателей, стремившиеся покорить обустроенный мир. Усилиями и личным мужеством свободных людей, латинская западная Европа осталась островком порядка в море исторических перемен, поглотившем наследников восточной империи.


Мы же унаследовали рабство.




Народы, принявшие греческий алфавит, впоследствии, все как один потерпели сокрушительное поражение. Словно его буквы содержали некое проклятие. Все они были покорены агрессивными племенами, с совершено иной культурой. Впоследствии, иноземный гнет сменился рабством, еще более жестоким.


Собственная национальная власть, сбросив чужеземное иго, восприняла обычаи, повадки, и подход к управлению покоренной территорией, свойственный оккупантам. С тех пор власть ведет себя как оккупационная армия в покоренной стране. Что явилось естественным продолжением давней культурной оккупации.


Люди, пишущие по-гречески, с тех пор так и не создали свободного общества. И сегодня их давние потомки воспринимают демократию и свободу как нечто совершенно чуждое, навязанное извне, и угрожающее их национальной самобытности. Противопоставляя им древние ценности вечного патернализма.


Византия продолжается в нас.




Культ национальной исключительности, ненависть к свободе, ксенофобия и изоляционизм, рабство, чинопочитание и воровство, по сей день составляющие базис российской ментальности**, является бережно хранимым и лелеемым наследием Византии. Такова цена, которую нам пришлось заплатить за азбуку.


Прошитый в генах языком алфавита на протяжении веков, древний вирус рабства отделяет Россию от устремленных в будущее стран золотого миллиарда. Тщеславный византиец боится будущего, не любит перемен, и мечтает о стабильности. Иллюзии былого величия для него важнее грядущих возможностей.


Это мы и празднуем. Впрочем, так уж устроены наши праздники, что они, как и азбука, отделяют нас от мира***. Мы празднуем победы над соседями, лелея ненависть и былые обиды. День торжества над поляками стал днем национального единства, а достойная победа над немцем почитается важней рождества.


Не удивительно, что мир сторонится нас.




Впрочем, всегда существовал и шанс на интеграцию. Однако, для того необходимо предпринять шаги, ведущие к преодолению культурной, и главное ментальной, изоляции российского общества от западных соседей. Но наследие византийской исключительности не позволяет многим даже обсуждать это.


Идеи интеграции с латинским миром во все века воспринималась массовым сознанием как утрата национальной идентичности. Обвинение в униатстве, в стремлении развернуть страну в сторону запада, использовались нашей властью как страшнейшая из угроз. Так что, за века страна полностью обособилась.


Народ и культура, по сей день культивирующая в себе ощущение собственной исключительности, великодержавный шовинизм, и противопоставляющая себя всему внешнему миру, не имеет шансов выжить в стремительно развивающемся мире. Не случайно сегодня так много фантазий о конце Третьего Рима.


Похоже, это действительно последние времена.




По-византийски раскинувшись на два континента, и не сумев толком обустроить жизнь ни на одном, мы грезим о мировом господстве, всемирно-исторической миссии, и особенном предназначении народа-богоносца. И поем себе старую сказку, что земля наша богата и обильна, а порядок приложится сам.


Мы не замечаем того, что мир и история со скоростью курьерского поезда летят мимо. И с каждым новым днем, посвященным державному самолюбованию, шансов запрыгнуть в последний вагон остается все меньше. Быстро сокращается и число желающих в него попасть, а те, кто есть, уезжают подальше.


Время съеживается вокруг нашей страны, и мир находится на пороге больших перемен. Дикие звери обнажили клыки перед прыжком. Наша византийская власть не сможет защитить нас от их удара, да и не захочет. Так что, скоро мы будем писать по-китайски. А может, окажемся вынуждены учить арабскую вязь.


Тогда и поговорим об античном наследии.