Тропинка понимания. Шаг восьмой

Борис Полосухин
  Конечно, я не рассчитываю, что кто-то из моих читателей обязательно прочитает рекомендованные произведения Шопенгауэра и Шрёдингера, да и мою монографию, упомянутую на нашем седьмом шаге: всё-таки это, хотя и проза, но далеко не беллетристика, поэтому она требует особого напряжения ума. На нашем восьмом шаге (наконец, то!) я собираюсь перейти к непосредственному обсуждению темы, связанной с понятием «бессмертие». И что это за «бессмертие», которое нам предстоит обсудить? Договоримся, коль скоро я не рассчитываю на прочтение тобой, читатель, упомянутых первоисточников, то возвращаться к ранее пройденным шагам иногда придется (я обязуюсь напоминать, к какому шагу следует порой возвратиться).


  Итак, речь пойдет о том, что Шопенгауэр назвал словом  «палингенезия» (шаг второй), Шрёдингер никак не назвал, а у меня обозначено понятием «феномен вечного бытия» (по названию моей монографии), аббревиатура ФВБ (шаг седьмой). Несколько позже (на моем сайте, который сейчас куда-то переезжает, но который при желании не так трудно найти) для этого появился у меня термин «реоригинация», по этому слову сайт и можно найти. Честно скажу, что для подавляющего большинства людей, которые еще не вполне поняли предлагаемую им новую точку зрения, выбор какого-то правильного, устойчивого термина – дело чрезвычайно трудное. Например, Шопенгауэр использовал слово «палингенезия», а зайдите в любой поисковик, и вам, помимо того, что относится к нашей теме, будет выдана масса ссылок, на статьи  и алхимического, и эзотерического, и даже откровенно мистического толка. Ясно, что вместо просвещения это только запутает читателя. Название «феномен» для своей книги теперь я тоже считаю неудачным. Слово «феномен» означает некое необычное явление. Но то, о чем будет идти речь, вовсе не необычное явление, а необычная, нестандартная точка зрения на вполне обычные явления. Вспомните крылатую фразу Галилея: «а все-таки она вертится». (Шаг второй). Наконец, придуманный мной неологизм «реоригинация», на поверку оказался вовсе не неологизмом, а широко используемым в английском языке термином, относящимся к телефонной связи (reorigination). Беда с этими терминами, да и только! Поэтому, пусть пока в качестве равноправных будут использоваться три обозначения – палингенезия, реоригинация и ФВБ. Разберемся позже. Может быть, читатели помогут?!


   По Шопенгауэру получается, что после смерти тело и личность человека исчезают, сохраняется от гибели лишь «воля к жизни». Воля к жизни – она бессознательна, и в качестве бессознательной «субстанции» одна и та же у всех людей. Шопенгауэр «пристегивает» сюда и животных, но мы, не теряя изначального смысла его теории, вынесем животных за скобки (для простоты рассуждения). Подумаешь, воля к жизни, воскликнет скептик, много ли в воле к жизни для меня, скептика, корысти? Скептик, не уподобляйся старухе из пушкинской сказки, пенявшей своему старику – «много ли в корыте корысти»? Скептицизма после прочтения произведения Шопенгауэра явно поубавится. Но мы пойдем другим путем, не будем «давить» на читателя, заставляя читать философские «сентенции». У нас вместо «воли к жизни» будет положено в основу палингенезии такое близкое, такое родное всем нам слово «Я». Поймал я тут себя на мысли. На шаге пятом был сделан намёк, что «Я» – чуть ли не иллюзия, а с другой стороны собираемся на основе этого понятия доводить до ума основополагающую мысль философа. Да, противоречие! И ничего с этим поделать нельзя: «Я» – само  противоречие. Одно из них лежит на поверхности – каждое «Я» совершенно справедливо считает себя единственным, а на земном шаре таких единственных «Я» за шесть миллиардов. О других противоречиях, чтобы далеко не отходить в сторону от нашей тропинки, рассуждать не будем.


   На шаге втором была приведена цитата из Шопенгауэра, а на шаге третьем из Шрёдингера (здесь цитировать вновь не будем), смысл которых очевиден – «я всегда был я». Тривиальный смысл отбросим – мол, сейчас я (т.е. Шопенгауэр или Шрёдингер) называем себя «Я», а другие люди раньше тоже называли себя «Я», следовательно, высказывание философа и ученого справедливы. Постараемся проникнуть в глубинный смысл их размышления. Для этого необходимо выполнить мысленный эксперимент.


   Если честно, то мне восьмой шаг по тропинке дается с трудом, словно что-то мешает. Поразмыслив, понимаю, что мешает это самое «Я», которое позвал себе на помощь. Мешает упомянутая выше противоречивость, лежащая на поверхности. О каких это «Я» пишут философ и ученый? Они же предупредили своих читателей – никакой мистики. Неискушенный читатель читает и думает: «вот я читаю работы серьезных людей, коль скоро я читаю, значит, я существую, значит, я живой. А эти ученые мужи уверяют меня, что я жил, извините меня, в черт знает, какие времена, а я, читатель, об этом ничего не знаю, не ведаю. Выходит, в лучшем случае я – чья-то реинкарнация, а в худшем – вообще какая-то мистика. Вот и верь после этого «шопенгауэрам» и «шрёдингерам».


   Странно, «Я», которое призвано мной на помощь, вносит сумятицу в неискушенные головы. Попробую зайти с «тыла». Что делает человек, именующий себя «Я», оказавшись в этом мире? Он живет, он радуется, он печалится, он спит, он принимает пищу, он ходит на работу, он думает, он отдыхает, он занимается любовью, он дружит, он сомневается, он… дальше, читатель, ты сам можешь написать много, много тысяч глаголов, поясняющих – что же делает человек в этом мире. Теперь, читатель, на самом деле, в практически бесконечной фразе замени слово «он» на слово «я»: я живу, я радуюсь, я печалюсь и т.д. и т.п.


   Да, напоминаю, мы проводим мысленный эксперимент. Теперь вообрази (мысленно!), что ты умер, исчез. Но в мире живут миллиарды и ежесекундно нарождаются тысяч и тысячи людей. Каждый из них совершает и будет совершать тот неисчислимый список деяний, краткий перечень которых был дан выше. Далее, чуть видоизменим ход эксперимента: на время краткого твоего раздумья, читатель, откажемся от слова «Я», а просто воспроизведем знакомый нам бесконечный список глаголов: жить, радоваться, печалиться, спать, принимать пищу и т.д. и т.п.  Все это – деяния человека в мире бытия. В списке глаголов чего-то не достает. А не достает субъекта действия. Не трудно сообразить, что субъект действия – временно отложенное нами в сторону понятие – «Я». И продолжается, извините, сказка про белого бычка: я живу, я радуюсь, я печалюсь, я сплю, я принимаю пищу, я хожу на работу, я думаю, я отдыхаю, я занимаюсь любовью, я дружу, я сомневаюсь… Вроде, я как бы умер, и я как бы не умер.


   Остался не проясненным один очень важный момент: у меня получилось, что смешаны в одну «кучу», оставшиеся жить после моей «экспериментальной смерти» и взрослые люди, и новорожденные, которые, скажем, не ходят пока на работу, и не занимаются любовью. Зато, взрослые люди не питаются от материнской груди и не пачкают, извините, свои пеленки и т.д. Но у нас есть следующий, девятый шаг. До скорого!