Урок внеклассного чтения

Гомяр Хамзин
Что за прелесть этот урок! Это даже не урок вовсе, а время для приятного, расслабляющего отдыха после уроков, как интересный концерт после скучной официальной части.
Классная комната наполняется каким-то мягким, тёплым светом, строгие лица знаменитостей на портретах и те становятся добрее. Старенькая учительница Анастасия Николаевна, обычно строгая и сердитая, на глазах превращается в милую, ласковую бабушку. В своей неизменной бордовой вязаной кофте и чёрной юбке она прохаживается между рядами парт, благосклонно предлагая нам, ученикам 2-го "Б" класса самим выбрать книгу для чтения...

Я подготовился заранее и принёс сегодня книгу "Русские народные сказки". Не библиотечную, а именно свою, купленную мамой на книжных развалах по моей настоятельной просьбе. Сам я давно прочитал её от корки до корки не один раз, и мне она очень нравилась, хотя была почти без картинок. Название каждой сказки и первая заглавная буква в начале были прописаны старославянскими буквами со множеством замысловатых узоров и завитушек, что прибавляло сказкам какого то загадочного шарма. Но главным достоинством книги конечно же была та сказочная атмосфера, в которой действовали герои сказок - Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Баба Яга, Змей Горыныч, Кащей Бессмертный. Казалось, что ощущаешь даже запах этой сказочной страны, такой удивительной и интересной...

Анастасия Николаевна может быть даже вызовет именно меня читать сказки, что уже не раз бывало, и я неплохо, как мне казалось, с этим справлялся. Надо сказать, что не все мои одноклассники уже читали бегло, многие ещё читали по слогам, и им ещё не выпадало такой чести - читать на уроке внеклассного чтения перед всем классом.
Была ещё одна важная причина по которой мне хотелось читать самому - это наша отличница и самая красивая девочка в классе Элечка Самсонова. Она сидела на первой парте, напротив учительского стола и, когда я читал, внимательно слушала и смотрела на меня своими прекрасными серыми глазами. Сегодня, услышав о том, что читать будем именно мою книгу, Элечка обернулась на меня, как мне показалось, с интересом и одобрением...

Но наша первая и пока единственная учительница решила читать сама и уже надела для этого свои старые, видавшие виды очки. Когда она начала, меня впервые посетила кощунственная мысль о том, что я лучше справился бы с чтением своей книги, потому что знал эти сказки почти наизусть. К тому же я обходился без очков, не шамкал и не терял нужную строчку. Но, будучи дисциплинированным учеником, я сам тотчас же устыдился своих крамольных мыслей и вместе со всем классом стал внимать тихому, старческому голосу Анастасии Николаевны...

Иногда с задних парт доносилась какая то возня и я с возмущением оглядывался назад, как бы увещевая ребят не шуметь. Иногда ученики просили читать погромче, сетуя на то что им плохо слышно. Тогда старенькой учительнице приходилось напрягать голос и он звучал уже как то совсем не по сказочному. Несколько раз Элечка оглянулась на меня и в её взгляде я увидел одобрение. Видно было, что сказки ребятам нравятся, но всё-таки, казалось мне, я читал бы лучше.

Тут произошла какая то заминка. Анастасия Николаевна добралась до места, где было написано: - Взмахнул тут Кащей Бессмертный ширинкой и закричал: ...
Я знал, что в нижней части этой страницы есть маленькая сноска и в ней поясняется: Ширинка - вышитое полотенце. Но Анастасия Николаевна сноски ещё не заметила и на минуту задумалась. Потом взгляд её просветлел и она с видом учёного, сделавшего открытие, сказала: - А! Это значит вот так он махнул ширинкой! И, приложив ладонь к бедру, как  к воображаемому карману на юбке, резко повела тазом.
 
Такая её трактовка телодвижений Кащея вполне устроила ребят, но только не меня.
Я изо всех сил стал тянуть руку, пытаясь обратить на себя внимание, но учительница, войдя в прежний спокойный режим, продолжала читать. Прочитав эту страницу, она всё-таки заметила сноску и опять лицо её просветлело.
      - Вот оно что! Ребята! Оказывается ширинка это вышитое полотенце! Так значит, Кащей Бессмертный полотенцем махнул. Ребятам было как-то безразлично, чем махал Кащей, главное,что Ивану Царевичу всё-таки удалось добыть его смерть и освободить Василису Прекрасную.

После чтения сказок обстановка в классе стала совсем уже похожа на домашнюю. Ребятам было позволено высказать своё мнение о прочитанном и даже немного поспорить. Я был рад, что сказки понравились одноклассникам и просто слушал их, не вмешиваясь. Анастасия Николаевна попросила высказать своё мнение лучших учеников, - Элечку Самсонову и Мишу Кротова, которых она ранее сама усадила за одну парту. Они, конечно же, отвечали правильно и в общих словах положительно отзывались о книге.

Затем, глядя на своих лучших учеников, Анастасия Николаевна, совсем уже умилившись их правильными ответами, вдруг стала рассуждать о дружбе между мальчиками и девочками.
       - Какая красивая у нас пара,- Эля и Миша! Вполне возможно, что когда они вырастут, поженятся и будут жить долго и счастливо. Я настороженно напрягся. Такой поворот событий меня совсем не устраивал.
Продолжая эту тему, она стала прохаживаться между рядами и раздавать нам комплименты:
       - И Таня у нас красавица, и Вова, и Равиль, и Леночка...
Я сидел смущённо опустив взгляд. Мама всегда говорила мне, что я красивый, и тётя Аля тоже так считала. Вот сейчас Анастасия Николаевна назовёт и моё имя...

Она прошла мимо не назвав моего имени. Как это может быть, что толстый Мишка красавец, а я нет? Всё-таки Анастасия Николаевна хоть и хорошая учительница, но в мужской красоте разбирается плохо. А вот мама и тётя Аля разбираются хорошо и им я больше верю. На следующий урок внеклассного чтения снова принесу свою книгу. Называется "Сказки народов мира" Только тогда уже сам напрошусь читать и Элечка Самсонова увидит, кто самый красивый и умный мальчик в классе.