Мышонок Тил из Литтовского леса

Александр Невзоров
Мышонок Тил из Литтовского леса


Литтовский лес.

В Литтовском лесу наступила весна. Нет, не в литовском, а именно в Литтовском (ударение на первый слог). Пробудившись от зимнего сна, ручьи уже журчали, но оставались такими же прохладными. А возле реки вылез из земли на свет мышонок Тил. Солнечный день согревал его замёрзшие под землёй лапки, он выскочил из норки, и чтобы ещё больше разогреться, стал прыгать по зелёной лужайке. Скакал он уверенно, как будто чувствовал, что он здесь хозяин, ведь имя Тил в обратную сторону читается Лит - Литтовский лес значит.
Тил гулял в весёлом настроении, говорил "Здравствуй" всем на своём пути: и ленивой гусенице, мечтавшей стать бабочкой, трудолюбивым муравьям, быстрой сороконожке.
Вдруг мышонок увидел чугунок с крышкой прямо при входе с полянки в густой лес.
"Это, наверное, мусор. Люди оставили...Как набросают всякий хлам, потом мыши зубы ломают, то птицы вместе с хлебом целлофан съедят, а то и вовсе выбрасывают страшные мягкие статуэтки в виде кошек. Но вдруг в чугунке осталось немного крупки..."
Осторожно Тил приподнял крышку, как вдруг услышал: "Кыш, мышь!"
Испугавшись, Тил бросил крышку и посмотрел на чугунок. Странно это было, ведь посуда не умеет разговаривать. Но этот чугунок начал кричать:
-Бу-бу-бу-ру-чу-фу-ду-бу!- при этом колотил себя ручками по животу.
-Бу-бу-бу-ру-чу-фу-ду-бу!
Бу-бу-бу-ру-чу-фу-ду-бу!
"Что это с ним?" - подумал Тил- "Очень странный чугунок..."
Побежал Тил к своей норке, как вдруг столкнулся лбом со своим другом Джеффром, бегущим просто так в противоположную сторону. Мышата от неожиданной встречи и сильного удара долго сидели друг напротив друга и считали звёзды перед глазами. Наконец Тил сказал:
- Ты не поверишь, что я видел! Я видел большой живой чугунок! Он шлёпал себя по пузу и кричал: Бу-бу-бу-ру-чу-фу-ду-бу!
- Я, кажется, знаю в чём дело! Это Пэлог-Пэя.
-Так зовут эту посудину?
-Да не посудину, а колдуна, который сделал это чудо. Идём я тебе покажу.
Джеффр резво повёл за собой Тила в тёмную пещеру, а дойдя, выдохнул:
-Вот и есть пещера Пэлог-Пэя.
По виду этот маг был похож на большое облако дыма. Рядом с ним кипел котёл с варевом. Пэлог-Пэя весело смеялся, пел и на длинном дымчатом хвосте висело два колокольчика, из которых звенел только один.
- Сегодня у Пэлога прекрасное настроение, - шепнул Тилу Джеффр,- он всегда в духе, когда звенит голубой колокольчик. А когда звонит чёрный, этот колдун становится очень злым и может натворить много бед.
- Так вот кто оживил чугунок!
- Да, это ещё пустяки! Он ТАКОЕ может!
- Спасибо, что объяснил, теперь пойдём к ручью, а то ведь далеко от норки ушли.
Только Тил и Джеффр вышли из пещеры, как увидели, что навстречу им двигалась толпа довольно странных для этих мест мышей. Их лапки напоминали небольшие копытца, они все мчались с большой скоростью, лишь один из них топал тише всех, неся в зубах целый пучок маленьких веточек. Посколько Тилу стало интересно, он начал разговор:
- Здравствуйте, вы кто такие... И почему вы бежите?
- Мы лемминги, - ответил сквозь стиснутые зубы этот тихоход, - бежим издалека, и ваш лес - это только часть нашего пути, поэтому мы скорее хотим преодолеть его. Кроме того, у вас тут небезопасно.
- Почему это? - не понял Джеффр.
- Так у вас тут кот, мы сами видели.
- А мы нет, - пропищал Тил с заметным волнением.
- Зачем тебе вот такая куча вот таких веток? - поинтересовался Джеффр.
- Это я собираю сувениры, из каждого леса беру по веточке. По вечерам люблю вспоминать места, где я побывал. Ну, ладно, пора мне, я и так отстаю.
И прибавив скорости, догнал свою толпу и слился с ней.
Лемминг не обманул, в лесу действительно завёлся кот по имени Матт. Он преследовал леммингов, но, видно, не мог угнаться даже за самым медленным из них, поэтому порядком подустал.
Однако, заметив Тил и Джеффра, почувствовал прилив сил, он зашипел и бросился на друзей. Нелегко было бежать, так как до густых зарослей было далеко, а вокруг было много камней. И вдруг Тил увидел, что чугунок, с которым он встретился утром, стоит у дороги, смотрит и улыбается, сдвинув крышку со своих краёв. Чугунок подхватил Тила ручкой и бросил в себя, закрыв крышку. Не отстал он него и Джеффр, и тоже запрыгнул внутрь. Матт пробежал мимо.
Внутри чугунка было безопасно, но темно.
- Матт, наверное, уже ушёл. - предположил Джеффр.
- Надо бы выбраться - предложил Тил.
- Может, попросить его? Чугунок, выпусти нас, пожалуйста!
- Бесполезно, - сказал Тил,- ведь он не услышит, а если услышит, поймёт ли? Мы тут застряли!
- Знаешь, что нужно делать, когда попадаешь в неприятность? - спросил Джеффр, и тут же ответил, - По карманам! Посмотри, что у тебя в кармане.
- Пуговица! Я знаю, надо её бросить вверх, когда он почувствует удары внутри себя и откроется.
Тил начал бросать пуговицу, чугунок звенел, но не открывался. Джеффр отвлёк его:
- Ты же спросил, что у меня в кармане. Верёвка! Крепкая, но я не могу её добросить до крышки, а если я привяжу её к пуговице, то мы забросим пуговицу наружу и по верёвочке выберемся.
Долго бросали мышата пуговицу, с привязанной к ней верёвочкой. Сначала они немного отодвинули крышку, потом пуговица проскользнула наружу и приятели вылезли из чугунка.
Был уже вечер. Закатное солнце заливало розовым светом поляну. Птички допевали свои вечерние песни. А по поляне каталось ещё одно чудо: это было как бы колесо с множеством ног, каждая нога была одета в ботинок.
- Я - Гомм-перекати-поле, - представилось чудо,- Сегодня мой день рождения, я катаюсь и вместо следов оставляю ботинки, а на ногах проявляются новые.
Спокойно и радостно было всем, кроме Джеффра, который тревожно думал: " Да, это ещё одно чудо от Пэлог-Пэя, сегодня он добрый, но кто знает какой колокольчик у него зазвонит завтра?"

Гигантский ботинок.

Утром Тил и Джеффр увидели огромную стену.
- А ведь раньше этой стены здесь не было. Она как будто бы из резины, - постучал по ней Джеффр.
- Смотри, на ней какие-то буквы, только прочитать их невозможно, слишком большие.
- А давай так: ты полезешь на буквы, как только прочтёшь, напишешь на листке и сбросишь вниз эту букву, а я их потом сложу вместе и прочту.
И Тил полез на первую букву. Пролазив всем телом по ней вверх и вбок, он догадался, что это буква "Г", написал её на листочке и сбросил вниз. На следующей букве пришлось покататься, так как это была "И", третья была снова "Г", потом "А", "Н", "Т", "С", "К", "И", "Й", получилось слово "Гигантский". На одной стороне буквы кончились, пришлось Тилу лезть на другую сторону стены, и снова вниз к Джеффру полетели листочки с буквами "Б","О", "Т", "И","Н","О","К". Получилось - Гигантский Ботинок.
Тил слез, прочитал эти слова и промолвил:
- Я понял. Это вовсе не резиновая стена, а подошва гигантского ботинка. Это гигантский ботинок.
И тут сверху раздалось:
-Я!
- Кто "Я"? - спросил Джеффр.
Сверху спустилась большая рука. Она взяла мышат и подняла их вверх, выше деревьев. Друзьям показалось, что ещё немного и они окажутся в космосе.
- Я - великан, зовут меня Гигантский Ботинок. Меня так прозвали, поточу что даже ботинки у меня такие огромные, что с земли видно только их подошвы. Я бы мог поднять вас выше, но там очень холодно и мало кислорода, можете задохнуться. Но вы и так высоко, правда?
- Да, аж дух захватывает! Но почему ты решил покатать именно нас? - спросил Тил.
- Но ведь вы сами позвали меня, а до этого прочли моё имя, мне редко с кем удаётся так запросто поговорить, я ведь такой огромный! Стоит с кем заговорить - пугаются, и даже не понимают откуда идёт голос. Поэтому я очень рад подружиться с вами. Хотите я вам покажу, что находится за Литтовским лесом?
Великан поднял мышат выше, и они, держась за его пальцы, любовались далёкими синими горами, жёлтыми пустынями, голубые озёра и красные скалы вдалеке.
- Большое тебе спасибо, Гигантский Ботинок, но теперь хотелось бы спуститься вниз, здесь красиво, но так холодно. - попросили друзья.
Гигантский Ботинок снова протянул свою ладонь к земле и мышата спустились на тёплую поляну. Но недолго они лежали на траве. Мимо, подкрадываясь на подушечках лап, к ним приближался Матт. Тил понял, что им не убежать и закричал:
- Гигантский Ботинок! На помощь!
И вновь великан взял мышат на руки, а кота легонечко оттолкнул одним мизинцем.
- Как хорошо, что у нас есть такой большой друг, как ты! - сказал Джеффр.
- Я тоже рад, но мне нужно идти домой, в кратер большого потухшего вулкана, там мой дом, мама с папой волнуются, я же ещё маленький...
- Маленький? - Тил и Джеффр переглянулись и стали хохотать, но задерживать великанского ребёнка не могли. - Что ж, до свидания, Гигантский Ботинок, заходи к нам ещё!

Король Матт

Настал тот день, когда у Пэлаг-Пэя зазвонил чёрный колокольчик. Густой дым повалил из котла, захотелось ему совершить какое-нибудь злое колдовство. Вот только он никак не мог придумать что... И тут в пещеру вошёл Матт.
- Как их поймать, как их поймать, - вслух размышлял кот.
- Гениально! - подслушав того, воскликнул колдун,- я сделаю идеальных ловцов для мышей, да, лучше, чем всякие там коты.- сделав вдох, колдун прокричал,- Железка!
Лежавшая в углу пещеры железка ожила и стала почёсывать руки и искать чем бы заняться.
- Камень - произнёс Пэлог-Пэя.
Тотчас же ожил камень и встал рядом с Железкой.
- Клей - вскричал чародей и тут же тюбик клея превратился в ожившего солдата и гордо держа колпачок, словно каску, начал маршировать.
-Эти ребята поймают мышей, - потирая руки пропел Пэлог-Пэя, только до этого их надо немного потренировать. А тебе, кот в награду за подсказку исполню твоё желание.
Матт, совсем недолго думая, сказал:
- Хочу стать королём Литтовского леса.
К удивлению самого Матта, вскоре он сидел на троне в своём скромном, но всё-таки дворце.
- Слушай, колдун, пока я не поймаю этих мышей, я сдохну от голода, наколдуй мне какой-нибудь еды.
- Ай, некогда мне с этим возиться, надо тренировать солдат.
Тут взгляд Пэлог-Пэя упал на валяющийся на полу огурец, подобрал его и подал новоявленному королю.
- Вот тебе бесконечный огурец, сколько его не кусай, он будет снова вырастать, его можно всю жизнь есть и ещё останется.
- Огурец? - заревел Матт.
- Ну, как хочешь. Могу забрать.
- Нет уж, давай!
С явным раздражением взял Матт в лапы огурец и недовольно начал его грызть. Огурец действительно вырастал после каждого укуса.
Не знал тогда Пэлог-Пэя и Матт, что Джеффр их подслушивал в пещере. В ужасе он побежал к Тилу и рассказал обо всём, что видел. Тогда Тил решил, что как бы им ни был мил Литтовский лес, всё же придётся убираться подальше. В сарае у Тила , где было много инструментов, деталей и прочих вещей лежал переделанный в ракету пылесос.
- На нём мы быстрее выберемся из леса, а потом подумаем, что делать.
Мышата вынесли ракету из сарая, сели в неё и приготовились поехать, но увидели Матта с его новыми слугами: Железкой, Камнем, Клеем.
Ракета тронулась, хотя и солдаты не дремали. Железка быстро вытянулась и зацепила ракету, Камень начал её колотить, Клей намазал их лапки и они прилипли к земле. Матт был так рад, что заскочил на сарай и стал на нём прыгать, только не заметил, что крыша провалилась, а ракета, потеряв управление, врезалась в сарай и тот взлетел на воздух. Так мог и пропасть самозваный король, но Железка и тут выручила своего господина. Матт был спасён, в ракета с сараем упали в реку.
- Вот ты и попался, проклятый мышонок.
Схватил он Тила, и понёс к себе во дворец. Напрасно Тил смотрел по сторонам и искал Джеффра, его нигде не было. Во дворце, Матт не стал сразу есть Тила, он заключил его в темницу. Там он заставлял его строгать мебель в темноте, так что Тил даже серьёзно поранился острым инструментом. А Пэлог-Пэя помогал Матту строить дамбы и шлюзы, рубить деревья и рыть ямы для свалок. Матт также пригласил свою знакомую кошку стать его королевой, на что она с радостью согласилась.
А бедный Тил остался в рабстве, бз друга, без еды, и казалось, ничто не могло спасти его от неволи и гибели в один день. Но однажды через стену темницы, сияя, как белый дым на летнем солнце, вошёл Пэлог-Пэя, у него наконец зазвонил голубой колокольчик.
- Я помогу тебе выбраться отсюда.
Хоть я и не могу исправить то, что делаю, когда у меня звонит чёрный колокольчик, но ведь в темницу тебя сажал не я, а значит я могу тебя вывести.
Тил, пользуясь случаем, спросил где Джеффр.
- Он, когда ракета врезалась в сарай, приклеился к обивке, и вместе с ней упал в реку. Куда он уплыл, мне не известно.
С помощью клубов дыма, Пэлог-Пэя выдавил дверь темницы. На этой же двери Пэлог-Пэя вместе с Тилом проскользили прямо к трону короля Матта.
- Этот мышонок больше не твой раб, я его освобождаю.
- Не смей этого делать, - заревел Матт, - я его ещё не попробовал.
- Это дело поправимое. По твоей вине Тил содрал кожу с пальца, когда строгал тебе мебель, из этого кусочка. сделаю тебе бесконечное мышиное мясо и ты отпустишь его.
- Ладно, отпущу. И вы, слуги, не трогайте его.
Получив бесконечное мясо и разрешив Тилу идти, Матт дал приказ Камню разбить голубой колокольчик на хвосте чародея, чтоб тот навечно остался злым колдуном. Камень ударил по колокольчику, Пэлог-Пэя сразу почернел и опомнился, что упустил мышонка. Вместе с Маттом он принялся догонять, но Тил уже незаметно улизнул.
- Проклятье, ушёл! - вспылил Матт
- Но мышиное мясо останется с тобой.
- Да уж, а кто мне будет мебель делать? Я пойду на охоту.
- Я с тобой.
- Нет уж, оставайся в пещере, сегодня я уже не хочу тебя видеть, до завтра!


Белые паруса.

Тил выбежал на волю и не узнал Литтовский лес. На реке стояло много шлюзов и плотин, да и сама река сильно разлилась и вместо холмов остались одинокие острова. "Возможно Джеффр где-то на одном из островов" - подумал Тил.
Нашёл в одной яме бутылку с корабликом внутри. Затащил его на горку, толкнул вниз, и она разбившись о камни. Тил достал кораблик с белыми парусами из груды битого стекла и спустил его на воду.
Корабль, покачиваясь, пошёл по волнам. Впереди Тил заметил оркестр, много вывесок и флагов. Это начиналось ежегодное соревнование мышей-моряков. Суда должны были пройти по реке через весь Литтовский лес и вернуться обратно. Приняв Тила за нового участника, зрители и организаторы приветствовали его. Тил успел вовремя и соревнование началось. Корабли, лодки и яхты двинулись вперёд. Тил то отставал, то по середине, но наконец, вырвался вперёд. Тут он увидел водные ворота, которые медленно закрывались, однако Тил успел поскочить между створок, а другие участники остались на той стороне реки. Тил далеко оторвался от своих соперников. Река действительно изменилась, вода покрыла многие цветочные поляны, так что теперь цветы росли под водой.
И вот на одном из островов он увидел мышку. Нет, это был не Джеффр, но Тил всё равно направил корабль к острову и принял мышку на борт и попросил её рассказать о себе.
- Меня зовут Руфи, раньше я любила забираться на холмы, чтобы наблюдать закаты, но в один из вечеров нахлынула волна я оказалась окружена, некуда было бежать, спасибо тебе, что нашёл меня.
Они обнялись, радуясь встрече и дальше они путешествовали вместе. Долго они бродили по разлившейся реке, как вдруг впереди возник большой высокий остров рядом с вулканом. На этом острове оказались в водном плену лемминги, те самые, что бежали через Литтовский лес. В надежде на спасение, лемминги подбежали к берегу и впереди всех стоял Джеффр, размахивая лапками капитану кораблю под белыми парусами.
Тил выпрыгнул из корабля и побежал к другу, затем представил его Руфи.
Джефф в свою очередь рассказал, как он, приклеенный к обшивке ракеты был выброшен на этот берег, куда также по несчастью попали и лемминги.
- Я бы вывез их всех с острова, но мой кораблик слишком мал. - посетовал Тил.
Неожиданно, раздался сильный грохот со стороны вулкана.
- Он извергается! - в панике заметались по острову лемминги.
- Спокойно! - попытался унять всех Тил, - он не может взорваться, он потухший. И если я не ошибаюсь, именно в этом вулкане живёт великан Гигантский Ботинок, который может нам переправить в Литтовский лес, если мы его попросим.
Лемминги послушались и стали звать великана, тот их услышал и протянул им руку. Лемминги бросились заполнять огромную ладонь гиганта, а Тил, джеффр и Руфи оставались на корабле, поэтому Гигантский Ботинок другой ладонью зачерпнул воды вместе с кораблём. Пока большой друг нёс по воздуху корабль, Джеффр смотрел с восхищением на знакомые места, хотя некоторые из них он с трудом узнал, так они были обезображены свалками, дамбами и вырубками, которыми руководил Матт.
Тил увидел внизу печальных моряков, их суда всё это время стояли у водных ворот, которые так и не открылись. Гигантский Ботинок опустил Белые паруса к финишу и зрители приветствовали нового победителя, который вернулся не один, а с друзьями. Тил получил кубок и ему дали слово. тогда новый чемпион начал:
- Я был в плену у Матта, спас леммингов и Руфи с островов, которые появились по вине самозванца, именно он построил эти ворота, из-за которых соревнование получилось не таким зрелищным, хоть я и победил. Пора прогнать этого кота из нашего леса!
Седой организатор соревнования возразил:
- Как же мы его остановим? При нём злой колдун, он непобедим.
- Но ведь он злой только тогда, когда звенит чёрный колокольчик, остальное время он добрый. - вмешался Джеффр.
- Нет у него больше голубого колокольчика -только чёрный, он теперь всё время злой, - поник старик.
- Нам нужно применить сообразительность! Вот что! Наполните этот кубок голубой краской и бегите к стенам дворца, я подам сигнал.
Джеффр схватил кубок с краской и они вместе с Тилом побежали во дворец, а мыши вместе с лемменгами стали поджидать сигнала у стен.
Джеффр незаметно окунул чёрный колокольчик в голубую краску.
А Тил набрался смелости заговорить с королём.
- Смотри, у Пэлог-Пэя снова появился голубой колокольчик.
- А, это снова ты! Сейчас мой колдун тебя поймает, только ему надо для этого снова избавится от этого голубого колокольчика и зазвонить в чёрный. Камень! Дави этот проклятый колокольчик!
Камень послушно начал колотить по накрашенному колокольчику. Пэлог-Пэя завопил, ведь лишившись обоих колокольчиков потерял свою силу. Поняв, как беззащитен, чародей полетел в свою пещеру, даже не попрощавшись. Тогда Тил ударил в кубок, и тогда мыши и лемминги, услышав сигнал и огромной толпой ворвались во дворец всё круша, и двинулись к Матту и его королеве. У кошек не оставалось выхода, они выбежали из дворца и принялись удирать как можно дальше. Лемминги же решили не останавливаться и гнать их до своего места назначения. Самый медленный из леммингов поблагодарил Тила и Джеффра за то, что те подарили леммингам веру в себя и чудесное спасение, и затем снова принялся догонять своих собратьев.
Так в Литтовский лес вернулась спокойная жизнь. Мыши убрали ворота с берегов реки, привели лес в полный порядок и устроили праздник, на который пришли и Гигантский Ботинок и Гомм, и волшебный чугунок. Тил и Руфм весь вечер танцевали вместе. Пэлог-Пэя тоже пришёл и тихо сидел на камушке, наблюдая, как веселятся другие. Его даже не прогоняли, потеряв силу, он уже не был опасен, а как все лицемеры закончил плохо и остался без врагов, но и без друзей.

(с) Александр Александрович Невзоров