Пусть наша память станет судом

Темнов Михаил Юрьевич
Материнская земля русинов

Часть вторая: Пусть наша память станет судом…

В октябре 2012 года наша газета печатала материалы о поездке русинской делегации в Чешские Дашковцы, где она, кроме решения вопросов Международного русинства, имела встречу с нынешним президентом Чехии Миланом Земаном.
Сегодня предлагаем продолжение начатой серии, подготовленной закарпатскими журналистами,  побывавшими на мировом конгрессе русинов в румынском Сигете.

Дерьмом по золоту…

Командировки в Тячевский район для журналиста областной газеты - это довольно частое явление. Поэтому поездка через «Царские села» Тячевщины ничем не удивила. Разбитые дороги, где от асфальта остались только ямы, напоминающее минное поле, которое даже опытному водителю не обминуть. Хочешь, не хочешь, а каким-нибудь колесом да угодишь.

Особо впечатлил Дибровский участок дороги, где машина со скоростью велосипедиста буквально ползла по ямам. Зато вокруг, куда ни глянь – одни дворцы. Один краше другого. Что там два этажа. На Тячевщине, особенно в Диброве, в моде 3-х и 4-х этажные. А сколько там их ещё под землёй, этажей с бункерами на случай конца света, только одному хозяину известно.

Проезжая возле этой кричащей роскоши, почему-то поймал себя на размышлениях об Японии, где традиционно научились обходиться малым: одной уютной комнатушкой, с практическим отсутствием мебели, минимумом одежды и вещей. Их научила мудрость жизни в виде частых землетрясений и цунами о том, что ничто не вечно под Луной…
Диброва, по амбициям хозяев, явно претендует на вечность, но реально тянет на моральную убогость и духовную нищету.
Как рассказал мне один из тячевцев, хозяева зачастую не используют эти десятки комнат,  обставленных не менее дорогой мебелью – жаба давит. Поэтому чаще всего кантуются во времянках и хозяйственных пристройках, притаившихся в тени дворцов. Некоторые уже и не знают, что делать с этими апартаментами. Продать нереально. Отопить зимой тем более. А за зданием, к тому же, смотреть надо. А тут ещё налог на роскошь введут. Придётся платить за привидения, живущие там.
Но это ещё мелочи. От внешнего щеголянья, кто богаче и круче, отдельные дибровские нувориши перешли к внутреннему оформлению под местного «царька» и такому, что у одного из мастеров, который укладывал плитку, дрожали руки. Нет, не от выпитого самопального конька, водки или вина, выпуском которых славится это село, а от стоимости плитки. Попытка угадать её цену с трёх раз не привела к успеху. Меня не стали томить гаданиями, а назвали цену одного квадратного метра. Он потянул на… 12000 долларов США. Потому что плитка была с золотой ниткой. Хотя, как утверждают весьма компетентные лица, что там плитка. После карикатур на гаранта по его хатке в Межигорье, отдельные дибровцы поменяли сантехнику с керамики… на золото.

Грушевский монастырь

После увиденной духовной деградации, как глоток свежего воздуха, стал для нас Грушевский мужской монастырь, в который заехала перед конгрессом русинская делегация.
Гостеприимный настоятель монастыря с гордостью рассказывает нам об его истории.
Грушевский монастырь один из самых древних и наиболее загадочных обителей Закарпатья. Его многославная история теснейшим образом переплетается с историческими судьбами славянских народов и румын древнего Марамороша, со времён св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, являвшегося оплотом Православия и расположенного в восточной части Закарпатского края от Хуста до гуцульского Ясиня. Часть этой исконно карпаторусской земли (примерно 1/5) относится в наше время к Румынии.

Монастырь на протяжении многих веков являлся духовным центром этого укрытого горами исконно православного края. Сюда отовсюду приходили учёные монахи, здесь переписывались богослужебные книги, было развито книгопечатание. Первое Евангелие на румынском языке было напечатано именно в этом монастыре. Местные епископы управляли православным Мараморошем даже тогда, когда Мукачевский монастырь уклонился в унию. Монастырь был широко известен не только в стране, но и далеко за её пределами. Но ещё за много веков до этой эпохи обитель уже была благодатным путеводным маяком в волнах моря житейского и несла благодатный огонь душам людским.
Первый документ о Грушевском монастыре датируется 1391 годом. Это греческая Грамота, которую выдал византийский патриарх Антоний. В ней монастырю даровано «ставропигиальное право» (руководящее право), в силу которого монастырь напрямую подчинялся византийскому патриарху и был независимым от соседних епископов, а его Наместник имел право над русинами и валахами, жившими в Марамороше и Угочи (нынешняя территория Хустского, Виноградовского районов и часть Румынии).
Однако, в 1556 году Семигородский князь Григорий Баторий передал Грушевский монастырь в ведение мукачевских епископов.
Историки допускают, что монастырь просуществовал вплоть до конца XVII века. В 16-17 веках Грушевский монастырь был важным центром славянской культуры. При нём существовали первые народная и богословская школы.

Утверждают, что здесь была и первая типография. И основал её Фиоль Ивайполь – славянский первопечатник, издавший в 1483-1491 в Кракове первые восточно-славянские книги кириллическим шрифтом.
При сооружении нового храма в 2007 году на территории монастыря монахи натолкнулись на остатки старого монастыря, среди развалин которого было найдено 7 захоронений монахов-насельников.
Внутри монастыря – колодец. Настоятель говорит, что в нём намоленая целебная вода. Площадь откопанного достигает не больше 20 квадратов. Кое-где на остатках стены из-под древней пыли просматривают следы фрески.
– Здесь мы откопали остатки костей, – рассказывает отец Венедикт. – Неподалёку нашли остатки керамики и древние гвозди и материалы. А вот здесь – человеческий череп с металлическим стержнем, который остался от стрелы... Настоятель считает, что погибший был юношей и умер во времена монголо-татарского нашествия.
Министерство культуры разрешения на раскопки монахам не дало. Само же государство в связи с отсутствием средств финансировать раскопки отказалось. Но, тем не менее, в лице правоохранительных органов угрожает монахам наказанием от трёх до семи лет заключения,  либо в лучшем случае штрафом в размере от 100 необлагаемых налогом минимумов...
Монахи не скрывают о самовольных раскопках и о находках. Это, по их мнению, привлечёт внимание прихожан и власть к Грушево и непосредственно к своему храму.
После экскурсии, как и положено в монастырях, путники были приглашены на обед, где баловала разносольем русинскую делегацию бабушка Олена, которая стояла у истоков нынешнего монастыря, собирая подписи среди односельчан на его строительство.

«Калитка» в Шенген

Граница резко выплыла из-за поворота, преградив дорогу в Румынский Шенген шлагбаумом с коренастым контрактником у него. В сорока метрах от святая святых – украинской таможни - на своём посту, размахивая объёмной пачкой гривен, так где-то на тысяч 30 000, суетился украинский валютчик. Он, судя по его вызывающему поведению, был, как и пограничник, на своём рабочем месте. Во сколько ему обошёлся этот метр границы на асфальте у КПП, сказать сложно. Но та уверенность, с которой он на виду у всех менял валюту, вселяла твёрдое убеждение, что он либо родственник прокурора района, либо председателя суда, ну, в крайнем случае, начальника районной милиции, в которой, куда не сунься, везде Немеши.
После наблюдения за его лоснящимся от жира лицом и готовых лопнуть брюках, родилась идея упразднить Национальный банк, введя вместо них должность народного менялы Украины. Можно и форму для них придумать в виде сумки-кошелька на животе, как у кенгуру.
Сфотографировать народного менялу не дал бдительный представитель погранслужбы на шлагбауме. Он веско заметил, что до знака снимать запрещено. Все попытки убедить, что мы снимаем за знаком, не увенчались успехом. Пришлось уступить и заснять менялу в «фас» с близкого расстояния, когда он повернул его в нашу сторону.
Меняла, почуяв заснятым местом угрозу, несколько вежливо огрызнувшись в сторону нацеленной камеры, вскоре исчез. Надо понимать, что сработал дремлющий инстинкт самосохранения. Как правило, у большинства представителей этой профессии он быстро атрофируется, сравнявшись с такими инстинктами, как есть, спать и справлять естественные надобности.
Уточнить у руководства поста, за сколько тысяч баксов этот меняла арендует метр границы, нам так и не удалось. Адресуем этот вопрос руководству УСБУ в Закарпатской области, начальнику налоговой полиции, командиру Чопского пограничного отряда и, разумеется, Чопской таможни. Надеемся, что они разберутся с арендатором государственной границы. Если не смогут – не хватит полномочий, то вынуждены будем адресовать этот вопрос выше.
Пройдя за десять минут обе границы, русинская делегация въехала в древнюю столицу Мараморошского края.

Сигет

- При посещении Румынии, честно говоря, испытала лёгкий шок от того, насколько мы отстали от наших соседей по ту сторону реки Тиса, – делится моя коллега по перу, журналистка газеты «Европа Центр» Юлия Давыдова.. – Первый контраст – дороги, ровные и без латок, которые, как взлётная полоса, поднимают Румынию на вполне достойный европейский уровень… А Украину, как бы это печально не звучало, опускают…
Маленькие, но яркие и колоритные улочки Сигета. Никто не выбрасывает обёртки от конфет и всякое такое прочее, себе под ноги или в ближайшие кусты, не ленятся пройти пару шагов до урн, которые размещены на тротуарах действительно с разрывом пяти метров. Контейнеры для мусора при этом разделены по «колорам» – отходы здесь сортируют. А убирают город, подметают и поливают улочки, подстригают газоны и т.д. – в основном ночью, когда горожане спят.
Местное население радуется новой жизни, которая пришла с переменами в общественном обустройстве страны. При этом люди действительно гордятся тем, что живут в Румынии – это видно даже по лицам прохожих.
Множество местных жителей ходят в национальных румынских костюмах – как взрослые, так и маленькие дети, будущее Румынии. Смотришь на этих детишек в плиссированных юбчонках в цветочек, вязанных тонкой нитью носочках, платочках и невероятно красивых батистовых сорочках с кружевами – где у нас что-то подобное, даже в праздничный день? И вообще, много ли наших сограждан готовы громко заявить, что они горды тем, что живут в Украине?
Нам стоит задуматься над этим. Не пора ли нам не только изучать, но и перенимать опыт – хотя бы наших ближайших соседей? Не говоря уже об опыте таких стран-лидеров, как Южная Корея, Сингапур, Швейцария.
Пора… Ой, как пора…

Сигетская тюрьма

С утра 11 мая делегаты и гости Всемирного конгресса подкарпатских русинов, приуроченного к 100-летию со дня начала Мараморош-Сигетских антирусинских процессов, посетили известную на весь мир Сигетскую тюрьму. Именно ту, в которой во второй половине ХIХ века тушили «очаг православия» в Угорской Руси с духовным центром в карпаторусском селе Иза (ныне – Хустский район Закарпатской области).
Настоятель сельского церковного прихода отец Иоанн Раковский был одним из главных идеологов перехода из унии в Православие. Он пользовался огромным авторитетом и уважением среди местного населения, и после его смерти крестьяне начали массово оставлять унию. На почве неприятия этой тенденции австрийские власти стали применять в Изе стратегию подталкивания жителей разных убеждений, доселе живших в мире, к междоусобицам, распрям и даже к кровопролитию. А итогом борьбы против Православия стало судебное дело против 22 крестьян – так называемый «Первый Мараморош-Сигетский процесс» 1903 года.
Репрессии не остановили тягу русинов к православной вере. Люди сами совершали требы, а детей крестить отправляли на Буковину, к румынскому православному священнику. На собранные средства выстроили общий молитвенный дом, но он был вскоре разрушен жандармами. Православные крестьяне тогда начали собираться для молитв в лесах, горах, скрываясь от полиции. Но народ православный силён духом, и тяготы судьбы только укрепляли веру и привлекали к Православию остальное население – жители окрестных сёл также начали объявлять себя православными.
Новая волна репрессий не заставила себя долго ждать. По некоторым источникам, пытки иногда были просто невыносимыми – православных подвешивали за ноги вниз головой и держали так, пока из горла, носа и ушей не начинала литься кровь. Но православные не собирались возвращаться в унию. И в 1913 году власти инициировали ещё один судебный процесс над русинами.
Под суд попали 188 человек. Но по ходу следствия прокурор отказался от обвинения половины подозреваемых, и судили уже только 94 крестьян. Процесс вызвал огромный резонанс у общественности. Защищать православных русинов в Сигет приехали адвокаты из Южной Венгрии, Сербии (среди которых был известный адвокат из Нового Сада Хаджич), а также словаки Людовик Митачек и Юрко Яношко. В качестве защитника на процессе хотел выступить и чешский депутат  Т.Г.Масарик, однако его не допустили. Из США, явно зная, что его ждёт, приехал прп. Алесей Кабалюк. Он вместе с братьями-русинами, как их духовный лидер, и разделил судьбу.
3 марта 1914 г. был оглашён приговор: отец Алексий Кабалюк был осуждён на 4 года и 6 месяцев и 1000 крон штрафа, отец Николай Сабовок на три года, остальные обвиняемые получили от 2,5 лет до 6 месяцев заключения.
Процесс вызвал бурную реакцию в демократических кругах Европы, которые осудили венгерское судопроизводство, характеризовали его как произвол. В австрийском парламенте с гневной обвинительной речью выступил чешский депутат Вацлав Клофач. Волна солидарности в поддержку православных захватила и Словакию.
Мараморошский процесс был первым политическим процессом против русинских крестьян. Причём гонения на православных не прекращались вплоть до Второй Мировой войны, и прекратились лишь тогда, когда с приближением линии фронта венгерская армия вынуждена была отступить…
И вот мы в стенах тюрьмы. Нас встречает длинный коридор, со стен которого взирают десятки тысяч фотографий узников. Камеры, кандалы, решётки, арестантские полосатые робы.
И вот мы в камере № 13, где отбывал наказание прп. Алексей Карпаторусский (Кабалюк) и другие православные христиане, которые были осуждены вместе с ним. В камере собраны экспонаты, которые рассказывают о жизни осуждённых, среди которых икона прп. Алексея Карпаторусского. Здесь также сохраняются эпитрахиль священника и кандалы. Алые гвоздики ложатся на икону, решётки окошка камеры.
Возле иконы молится женщина-румынка. Когда все присутствующие запели величание прп. Алексею и «Вечную память» пострадавшим за веру, женщина расплакалась и вместе с другими приехавшими румынами присоединилась к молитве.
Тихо со слезами на глазах шепчет молитву и Ольга Прокоп. Здесь, среди осуждённых за веру 94-х  русинов, отбывал наказание и её отец – Кирилл Прокоп, в последующем депутат первого парламента Подкарпатской Руси. Мужественная русинка, всю жизнь исполняющая русинские песни, не изменила своему народу. Она, как и её отец, осталась верна русинской колыбельной, родному русинскому языку и культуре своего славного народа.
Почтив память узников совести, делегаты и гости отправились в Зал Энеску, где уже всё было готово для проведения Мирового конгресса подкарпатских русинов.

Конгресс

Открывали Всемирный конгресс подкарпатских русинов его председатель Василий Джуган и глава русинов Румынии Михаил Лаурук. Делегаты представляли целый ряд европейских стран. Были там и подкарпатские русины из бывшей Подкарпатской Руси – нынешней Закарпатской области Украины. В частности – глава Европейского конгресса подкарпатских русинов Василий Микулин (Тячево), глава Народной рады русинов Закарпатья Евгений Жупан (Мукачево), глава Сойма подкарпатских русинов прот. Димитрий Сидор (Ужгород), а также проф. Иван Кривский, Дмитрий Поп, глава общества русинских писателей М. Град, Л. Лецович, Сергей и Надежда Савчук, другие активисты русинского движения нашего края, представители духовенства обоих епархий и монахи Грушевского монастыря.
Научная конференция, которая проходила в рамках конгресса, работала по трём секциям: исторической, лингвистической и юридической. С докладами, в частности, выступили уже упоминавшиеся выше проф. Иван Кривский, к. н. Дмитрий Поп, Василий Джуган, Михаил Лаурук, Василий Микулин, Евгений Жупан, о. Димитрий Сидор, омбудсмен Европейского конгресса подкарпатских русинов А.Ониско, представители русинов России (историк-русинист, сотрудник Института славяноведения Российской Академии Наук, учёный секретарь российской части Комиссии историков России и Словакии Михаил Дронов), Словакии, Чехии, Германии, Польши, Италии, США, а также гости из Бухареста, представители местной власти и общественности. Мне лично запомнились также выступления дочки русинского узника совести Кирилла Прокопа - Ольги Прокоп, Татьяны Гецко, Сергея Савчука, Любови Ярош.
В истории предостаточно примеров гонений одних людей против других. Сегодня, к великому сожалению, подобных проявлений тоже немало – иногда в завуалированной форме, а иногда – и в виде откровенного насилия. Чёрный PR, деструктивный настрой, хаос – это то, что не консолидирует наш мир.
Об этом в своём докладе говорил отец Димитрий Сидор. Он провёл параллель между судебным процессом над русинами сто лет назад в Сигете и  современным украинским судом.
Вывод убийственный. Фактически, ничего не изменилось за сто лет. Как тогда, так и сейчас судили и судят русинов за то, что они хотят быть русинами со своей уникальной культурой, против которых составляются планы по этническому уничтожению. И это происходит в центре демократической Европы. По воле коммунистических властей, за один день 1946 года русинов стало на 800 000 меньше. А украинцев – больше. Так одна нация поглощает другую. В это же время в соседних коммунистических Венгрии, Польше, Чехии, Словакии и Румынии русинские семьи получили ультиматум. Часть депортировали на Волынь, а часть русинов обязаны были взять на выбор в семье 50/50 украинскую национальность или национальность государства, где ты проживаешь. Несогласные или твёрдые русины прошли коммунистические школы советского украинства в концлагерях. После этого советско-украинского политического дикарства у любого нормального русского появляется желание при очередной переписи населения записаться русином, таким образом отдав дань родине и историческим корням всего славянского мира.
Ущерб, причинённый насильственной украинизацией русинов при УССР и в независимой Украине после 1991 года, оценить не возможно. Его можно только осудить нашей человеческой памятью, которая сохранит всё как о судебном процессе над русинами Мараморщины сто лет назад, так и позорное украинское судилище над русином отцом Димитрием Сидором за его личные убеждения, повесив на него глупый, лично украинский ярлык сепаратиста.
По итогам работы Всемирного конгресса подкарпатских русинов приняты обращения к парламенту, президенту и правительству Румынии, патриарху Румынской православной церкви и к русинской общественности Румынии. Кроме этого, приняты обращения к Европейскому Союзу, президенту Чехии Милошу Земану, президенту Украины Виктору Януковичу, парламенту и правительству Украины, к предстоятелю Украинской православной церкви, к архиепископу Мукачевскому и Ужгородскому Феодору, архиепископу Хустскому и Виноградовскому Марку, а также к европейским средствам массовой информации.

Освободители – оккупанты?!

Во время посещения Сигета, в центре города я обратил внимание на стелу, до боли похожую на памятник воинам-освободителям. Таких много как в наших украинских городах, так и сёлах. Но эта была какая-то странная. На вершине торчал кусок металлического стержня, явно оставшегося от спиленной звезды. Бросилось в глаза огромное квадратное цементное пятно на стеле. Судя по соизмеримым контурам, там раньше крепилась памятная мраморная доска с именами солдат и офицеров, погибших при освобождении города Сигет. Неестественно смотрелся и белый мраморный крест, установленный на этом памятнике. Было непонятно, что это: действительно памятник советским солдатам, кем-то разрушенный, или нечто иное.
Интуиция и анализ внешних признаков – площадка была неухоженной, с потрескавшейся и осыпавшейся мраморной плиткой, не подвели. Румыны, отвечая на мои вопросы, признали, что это памятник советским солдатам. На вопрос, где плита с фамилиями, сказали, что на реконструкции… Я сделал вид, что им поверил.
Мысль о сбитой плите долго мне не давала покоя, пока я не нашёл на это ответ в истории этой страны. Ведь Румыния на период войны была сателлитом Германии. Её никто не освобождал. Её завоёвывали. Соответственно, в Румынии и отношение к событиям Второй Мировой войны иное. В том числе и памяти погибших советских солдат. Для них они такие же оккупанты, как для русинов советские войска, вошедшие в октябре 1944 года не на территорию Советской Украины, а впервые на территорию Чехо-Словакии и её автономной части - республику Подкарпатская Русь с русинскими городами Мукачево и Ужгород, что было отмечено в приказе Сталина, долгое время висевшем на стене в облраде в г. Ужгороде, но в период В. Ющенко нагло убранного. Эта история оказалась невыгодной новым украинским властям. Как же праздновать каждый год освобождение Закарпатской Украины, если ни на 21 января 1919 года, ни на 1922 год (год создания СССР), ни на 22 июня 1941 года эта территория суверенной русинской республики не входила в состав СССР-УССР? Праздновать это событие могут разве что в Галичине и Буковине…
Вместе со всем, эта история с памятником вызвала и горечь. Причём здесь солдаты! Все они в рамках присяги исполняли приказы. А мёртвых не судят. Оказывается, судят. И ещё как. Памятью!
После этого вновь на память пришли слова одного из выступавших румынов, который, говоря об Мараморошском судебном процессе над русинами и отцом Д.Сидором, красиво сказал: «Если суд не может стать памятью, то пусть наша память станет судом» над теми позорными событиями.
Глядя из настоящего в 100-летнее прошлое, мы можем только не забывать и хорошо помнить подвиг 94-х русинских узников совести в Сигете и узников совести сегодня в Украине.
Мы можем стать судьями нынешнему, если по достоинству оценим прошлое. Об этом должны помнить все власти и режимы, преступления которых, как и рукописи - не сгорают. Сами преступники сгорают или будут гореть в аду за каждое слово, дело и раны, которые они нанесли народу, в данном случае мирному и благословенному народу подкарпатских русинов.


Михаил Темнов,
газета «Правозахист»

Юлия Давыдова,
газета «Европа-Центр»,

10 -12 мая, г. Ужгород - г. Сигет.