Русинская Золушка

Темнов Михаил Юрьевич
В жизни не бывает случайностей. Все встречи – закономерности на пути нашей сложной и загадочной человеческой судьбы.
С Любой Ярош (Костроба) я познакомился в прошлом году на Карловом мосту в Праге, когда она вместе со своей подружкой  Мариной Князь вышла встретить русинскую делегацию, приехавшую на экскурсию из чешских Дащковец. Там, на мосту, через который, условно говоря, «ведут все дороги в Рим», они нас и перехватили.
Милые, интересные, общительные русинки пленили своей непосредственностью и простотой. Во время этой же встречи  они пообещали приехать на следующий русинский конгресс в Румынию. Слово сдержали.

Серая «Мышка»

И вот мы сидим с Любой Ярош (Костроба) в кафе, уже не в далеком заграничном Сигете, а в Ужгороде, и говорим о жизни.
– Родилась я в селе Сасово Виноградовского района, в простой русинской семье, – начинает свой рассказ Люба. – С детства любила слушать различные истории. Но предпочтение отдавала сказкам. Их мне на ночь рассказывал дедушка. Потом, когда я подросла и пошла в школу, то я их все перечитала. Особенно мне запомнились сказки Верховины. С детства любила петь. Что ни  делала дома, всегда напевала песни. Я выросла на песнях Софии Ротару и Аллы Пугачевой. Когда родственники спрашивали, кем я хочу быть, то отвечала, что певицей. На это все смеялись. Отец говорил, что это не мое. Мол, я должна рожать детей и быть хорошей женой и хозяйкой. От этого я чувствовала себя обычной серой «мышкой». Но что-то дремавшее во мне шептало, что у меня будет другая жизнь: веселая, насыщенна, интересная. Я верила в это и делала все для того, чтобы свою тайную мечту сделать реальностью.
Во время обучения в школе я занялась пением,  а через несколько лет меня включили в хор села Сасово. В советское время еще были детские и молодежные хоры, развивалась самодеятельность, которые поддерживало государство. Сейчас, к сожалению, этого всего уже нет.
Переломным в моей жизни стал один из школьных дней, который я отношу и к самым счастливым. Их не так много было в моей жизни, но я их помню все. В этот день во мне умерла серая «мышка» и родилась новая Люба, которая поверила в себя…

Мы начинаем КВН…

В 90-е года прошлого столетия в моде был КВН. За первое место боролись школы, университеты. Не обошел этот праздник юмора, веселья и находчивости село Сасово.
– Тогда мне было 12 лет, – продолжает рассказ девушка. – В финал школьного первенства по КВН вышло несколько команд и установилось твердое равновесие. Казалось, что победителя уже не будет. Оставался один номер. Представительницы команд должны были спеть по две песни. Их последней исполняла я. Помню только, как, зайдя за кулисы после первой песни, я замерла, подняв руки. Тем временем с меня одноклассницы снимали платье, блузку, колготки, и быстро одевали новую одежду.
Мне удалось спеть как никогда. Я не только прочувствовала мелодию и слова, но и воплотилась в образ. Это стало переломом для команды. Меня поздравляли, обнимали, целовали, готовы были носить на руках. Потом очень многие говорили, что на сцене была словно не я, а совершенно другой человек. Это чувство перевоплощающегося артиста вошло в мое сердце и осталось в нем. К этому дивному состоянию, выступая на сцене, я стремлюсь и сейчас. Очень часто вспоминаю этот самый первый счастливый день моей жизни, где за кулисами  меня навсегда оставило ощущение  серой «мышки»…
Девушка замолчала. Ее глаза слегка стали влажными. Она вспоминала свою жизнь. После школы, следуя своей мечте, Люба поступила в Ужгородское училище культуры. После него окончила институт искусства при Ровенском государственном гуманитарном университет. 10 лет была солисткой в ужгородском народном ансамбле «Красия», завоевывая для области на международных фестивалях первые места.

Это, ты Люба?!

– 2004 год для  меня стал переломным, – словно очнувшись от воспоминаний, произнесла  девушка. – Получив высшее образование, я оказалась без работы. Для меня, с еще недавними предложениями на учебу по дирижированию, от которого я отказалась – не мое, – это стало потрясением. Со слезами на глазах я  ходила по  улицам города и не могла никуда устроиться по специальности. Пришлось пойти  официанткой в кафе «Никита», что возле Закарпатского областного драмтеатра. Работа у меня пошла, я проворно  без устали обслуживала клиентов, за что мне дали кличку «Дюресел». Все может так бы и  прошло без  потрясений и,  возможно, я бы смирилась со свое судьбой, если бы не  один день. Это был праздник вина. Нас, официанток, нарядили в головные уборы со смешными  рожками на пружинках, которые качались в такт наших шагов. Я вошла в ритм и уже не комплексовала из-за своей дурацкой внешности, когда в кафе вошел директор  культучилища, который во время обучения пророчил мне большие перспективы. Завидев его, я,  опустив от стыда голову, готова была провалиться сквозь землю.  Я старалась  не проходить возле стола, где он сидел с директором драмтеатра. Но не получилось. Он увидел меня, когда я  пыталась прошмыгнуть с заказом возле его стола.
– Люба, это вы?... – послышался его удивленный, приглушенный голос.
Я молчала. Молчал в шоке и он…

Уроки прачечной

После этой встречи Люба приняла решение. Уволившись, она оформила через друзей  рабочую визу и, как сотни тысяч русинов и русинок, в поисках счастья выехала за границу… 
– Первый город, в котором я попробовала трудоустроиться,  была Прага. Меня приняли на работу в прачечную фирму, которая обслуживала отели. Я работала вместе с чешками и украинками. Была простой и открытой. Один раз, когда меня спросили, о чем я мечтаю, сказала честно, что хочу быть певицей. Это вызвало обсуждение и смех.
Через некоторое время, возвращаясь в цех, я услышала разговор:
– Передайте  нашей певичке, – говорила хозяйка, – пусть займется  полотенцами…
Мне было очень больно и неприятно. Но я проглотила эту горечь. Потом, набравшись опыта, я поменяла работу, устроившись в престижный магазин из Дании, в котором обслуживались премьер-министр Чехии, известные политики парламента, композиторы, артисты. Параллельно по вечерам я подрабатывала   в ресторанчиках Праги пением. Там я получила еще один урок.

Syper Star

Из торгового магазина Люба ушла работать в отель, где после собеседования ее закрепили за номерами вип-персон, которым в соответствии с их вкусами надо было укомплектовывать гостиные комнаты фруктами, напитками,  подбирать по вкусам цветы.
– Звонок в отель из престижного чешского телевизионного канала в отношении меня был равнозначен взрыву бомбы, – вспоминает русинка. – Мое руководство не могло понять, почему их телевидение через полчаса приедет в отель и будет меня снимать за работой. И чтобы я к этому была готова. Тогда я приоткрыла свою тайну. Работая в кондитерской, прачкой, продавцом в магазине, я никогда не забывала о своей мечте. При первой же возможности, узнав об открытии новой развлекательной программы на чешском телевидении «Syper Star», я при первой же возможности обратилась туда. Исполнив несколько песен, прошла отбор, готовилась к финальной части, где должен был быть обозначен победитель.
Меня сняли  за работой в отеле, в метро, на природе. Это был успех русинки, вплотную приблизившейся к реализации своей мечты. Я, как сказочная Золушка, получив подарок от феи, готовила наряды для бала – финальной программы. Но выход Золушки не состоялся. Виной была я. Мне так хотелось попасть на этот праздник жизни, что скрыла от организаторов программы тот факт, что мне было чуть больше 26 лет… И это чуть-чуть не вписывалось в возрастные ограничения. Так я сошла с дистанции.

Мечты сбываются

Укрепившись в вере, что она на правильном пути, Люба вплотную подошла к реализации своей мечты. И ее после телевидения, где  успели пройти   рекламные ролики с  будущими финалистами, заметили…
Уволившись с отеля, она стала работать в первом в своей жизни заграничном творческом коллективе, где на сцене пела и танцевала.
– Нас было четверо, – восторженно говорит девушка. – Я -  русинка, три чешки и гитарист. Расширяя репертуар, в свободное время я учила немецкий, испанский, английский, итальянский и другие европейские языки. Результаты не заждались: нас стали все чаще приглашать на корпоративы, семейные праздники, разные встречи.  Наиболее памятна мне поездка в октябре 2010 года в г. Линебург – ФРГ. Это был фестиваль пива. Выступали с концертной программой, как музыкальная творческая группа с Чехии. Мы заполняли паузы между выступлениями ведущих немецких поп-звезд. После первого же нашего выступления немцы кричали «бис»  и кидали на сцену записки. Возникла пауза – ведущий не знал, какую объявить песню, и тогда я взяла инициативу в свои руки. Я почувствовала, что смогу это. Ведь я так много получила позитивной энергии от счастливых зрителей. И теперь у меня единственным желанием было отдать им же эту энергию радости. И я спела известный мировой шлягер. Все были в шоке. Шквал оваций. Восторженные крики. Люди радостно прыгали. А в это время на соседней сцене стояли немецкие поп-звезды, у которых по воле зрителей мы забрали время выступления. К тому же восторженные зрители стояли к ним спиной и не хотели нас отпускать. Это был триумф. Я сохранила,  как память, эти  восторженные, бесхитростные записки…
Когда творческий коллектив распался, я стала петь в частных ресторанах. В последнее время работала – пела с новой группой в самых престижных зимних отелях Австрийских Альп. Дополняли очень известную развлекательную в этой стране программу «Звезды на Снегу». Работа была тяжелая, но приятная. Ведь это счастье, когда занимаешься любимым делом и к тому же несешь людям радость, хорошее настроение. К тому же, для меня было за честь петь рядом со знаменитостями. Первый концерт в 16 00. Два часа поешь. Перед следующим вечерним концертом, который по продолжительности уже пять часов, стараешься хотя бы на час вздремнуть, чтобы расслабились и успокоились голосовые связки. После ночной работы спишь до обеда.
Заработки хорошие, но мне стало не интересно. Я поняла, что достигла в этой группе максимума и что пора подниматься по ступенькам выше. Руководитель группы меня не отпускает. Буквально на днях написал мне письмо, что для новой концертной программы приобрел мне красивые туфли. В начале лета будет концертная программа в Швейцарии, а дальше, если получится,  уйду петь на теплоход, курсирующий по Дунаю. На него нужна певица, владеющая широким репертуаром европейских шлягеров. Заявку я уже подала.
На сегодняшний день у меня нет сложностей с работой. С тех мест, где я ранее работала и сама ушла – стало не интересно -  меня приглашают вернуться. Искали даже с датского магазина. Но это уже перевернутая страница моей жизни…
– Скажите, сколько на Земле людей могут заниматься любимым делом, неся людям радость и за это получать  деньги? – задала она мне вопрос. – К сожалению, очень мало, – сама же ответила на него. – Если человек хочет, то может много добиться. Тогда он будет и расти, и за его спиной будут трепетать крылья Икара…

Я – русинка!

В свободное время Люба очень много читает. Покупает книги. Предпочтение отдает философской литературе.
– Не могу привыкнуть к электронным книгам, – заключает  девушка. – Живая книга - это совершенно другое. Очень многое в моей жизни изменило общение с голландскими музыкантами, с которыми я познакомилась в Альпах. Благодаря им, я научилась радоваться жизни, каждому дню, который дарует мне Бог. Я поняла, что такое быть свободным человеком, управляющим своей жизнью. Очень довольна последней поездкой в Румынию на конгресс русинов. Там я имела встречи и общения с православными священниками, как в лице отца Димитрия Сидора, так и служителей Грушевского монастыря, где для меня открылась ранее не ведомая история моей родины – Подкарпатской Руси. Они помогли мне по-новому взглянуть на многие события из своей жизни. Благодаря им я многое поняла, как и то, что мне надо быть почаще в церкви. Я горжусь тем, что я русинка.

Звезды Сигета

После ее последних слов я вспомнил недавнюю поездку в Сигет и то, что произошло потом, благодаря этой маленькой хрупкой русинке…
По завершении мирового русинского конгресса делегаты и гости вышли на улицу. Над городом летел самолет, с которого выбрасывали листовки. Они тысячами звездочек, в лучах солнца, блестели в небе серебром. Никто еще из хозяев и многих гостей, приехавших в Сигет, не знал, что этот вечер откроет для них еще одну звезду, на этот раз русинскую…
Ближе к полночи, утомленные затянувшимся ужином, делегаты конгресса вышли прогуляться ночным Сигетом, зашли в один из ночных баров, где с постными лицами коротала вечер румынская молодежь.
Делегат из Чехии Анатолий Сава что-то сказал Любе Костроба, и вот она уже у стойки бара с аппаратурой для караоке. О чем-то строго предупредив на английском бармена, русинка взяла микрофон и… запела. Оживший зал аплодировал и еще долго не отпускал Любу, прося исполнить на бис еще одну мелодию. А потом еще и еще… Пела Любушка долго. Это были хиты западных исполнителей на английском, немецком, чешском, французском, украинском. Прозвучали и песни, исполняемые Мадонной. Медленно танцующая под очередную песню Любы молодежь тонула в объятиях и поцелуях. Ожили вспышки фотоаппаратов, видеокамеры, кто-то из румын снимал гостью-русинку на мобильный телефон, просил у нее номер телефона, адрес.
В зале царило веселье, румынская молодежь общалась с русинами и еще долго не отпускала их. Люба персонально попрощалась с каждым. На прощанье румыны вручили ей презент.
Подписав в подарок книги ей и нашим общим знакомым русинам, мы попрощались, договорившись встретиться на очередном конгрессе русинов.

Михаил Темнов,
г. Ужгород.