Самоубийца в Учебном театре На Моховой

Богданова Яна
Аристарх Доминикович:
Так нельзя, гражданин Подсекальников. Ну, кому это нужно, скажите, пожалуйста, «никого не винить». Вы, напротив, должны обвинять и винить, гражданин Подсекальников. Вы стреляетесь. Чудно. Прекрасно. Стреляйтесь себе на здоровье. Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник. <...> Вы хотите погибнуть за правду, гражданин Подсекальников. <...> Погибайте скорей. Разорвите сейчас же вот эту записочку и пишите другую. Напишите в ней искренне все, что вы думаете. Обвините в ней искренне всех, кого следует.

Подсекальников живёт с женой и тещей в коммунальной квартире. Он не работает, и немыслимо страдает от мысли об иждивенчестве. Ссора с женой из-за ливерной колбасы заставляет его принять мысль о самоубийстве. Жена с тещей и сосед Калабушкин делают все, чтобы остановить безрассудство. Но в итоге оказывается, что это самоубийство для многих может стать очень выгодным.

В Учебном театре «На Моховой» на Малой сцене идет спектакль «Самоубийца» по пьесе Н. Эрдмана. Пьеса была написана в далеком 1928 году, люди тогда еще не успели оправиться от революционных потрясений и никак не могли найти точку опоры. Для тех, кто совершил эту самую страшную революцию - важно было поддерживать «тлеющий очаг» веры в марксистскую идеологию, дабы потопом и враз не снесло пылью истории великие идеи, поднявшие народ на баррикады.

Сразу после написания пьесы в 1928 году Мейрхольд в попытке ее поставить получает жесткий отказ от Главреперткома. За само желание «размять» пьесу театр им. Мейерхольда обвиняется в антисоветчине и ее пропаганде. В театре им. Е. Вахтангова пьесу запретили. Еще одну попытку принимает К.С. Станиславский, обращаясь с личным письмом к Сталину. После просмотра готового спектакля на «Самойбийцу» наложен строжайший запрет. И еще долгое – долгое время пьеса мыкается от одного к другому режиссеру, но те, готовые пригреть эту слезную вдову – получают от начальства свыше – запреты, запреты, запреты.

Пьеса, тем не менее, дожила до светлых времен и нашла свою аудиторию в 21 веке. От актуальности поставленного спектакля в мастерской А.А. Праудина даже передергивает. Нельзя не отметить, что в самой пьесе «Самоубийца» много «достоевщины», вспоминается роман Бесы и сцена Кириллова и Верховенского. Где невинный Кириллов – дав обещание покончить жизнь самоубийством по идеологическим соображениям – берет на себя вину за убийство. Но мы несколько отклонились от темы.

Если говорить про спектакль на Моховой, то актуальность заключается в ярких персонажах, соответствующих нашему времени, готовых «коммерчески» использовать желание Подсекальникова покончить с собой. В этой своре и борец за интеллигенцию и безумная нарциска и наглый бизнесмен и предприниматель мясник и представитель якобы искусства и даже священник с католическим крестом на шее и с православной библией в руках.

Веры в будущее нет, Бога нет, а если он и есть, то с ним мало разговаривают, каждый из персонажей пытается урвать кусок для себя – потолще и помясистее – использовать эту смерть максимально выгодно. Именно тогда каждый раскрывается по-своему – каждый сам за себя – каждый работает локтями – балом правят только деньги и власть – все остальное не имеет значения.

Нельзя не отметить современную трактовку самого режиссера постановщика – Александра Кладько. Он смело и вызывающе решает одну из главных сцен спектакля – вечеринка перед самоубийством Подсекальникова в стиле телевизионных политических дебатов – каждому дается право высказаться, но именно итоговый балаган веселит публику – дает ей заряд бодрости. Смесь современной дискотеки, телевизионных дебатов, розыгрыша «смертельного» приза в стиле «Что, Где, Когда» - ведь даже сама смерть Подсекальникова выиграна кем-то в лотерею.

Спектакль в театре на Моховой лаконичен в декорациях – ярок в костюмах, где преобладают красные и черные тона, очень современен – в исполнении персонажей постоянно проводятся параллели ныне действующих или уже ушедших в мир иной политиков и предводителей, освещение создает ощущение нереальности. Спектакль невозможно назвать бытовым. Постоянные флешбеки, так называемые «зачины», мистические вставки делают спектакль многообразным и колоритным. Атмосфера «бесовства» передана с помощью движения, костюмов, голосов и музыки.

Кто такой этот маленький человек в мире общества, значит ли он что – нибудь для государства и представителей других общественных классов - этот маленький винтик цивилизации, когда даже собственную смерть у него готовы «отобрать» за идею.

Кто еще не был - очень советую посетить.

Яна Богданова, драматург
https://vk.com/id192938
https://vk.com/public32321626

Отзывы о пьесе

Н. Я. Мандельштам:

«По первоначальному замыслу пьесы, жалкая толпа интеллигентишек, одетых в отвратительные маски, наседает на человека, задумавшего самоубийство. Они пытаются использовать его смерть в корыстных целях…
Эрдман, настоящий художник, невольно в полифонические сцены с масками обывателей (так любили называть интеллигенцию, а „обывательские разговоры“ означало слова, выражающие недовольство существующими порядками) — внёс настоящие пронзительные и трагические ноты. Но в первоначальный замысел (анти-интеллигентский, анти-обывательский) прорвалась тема человечности. Отказ героя от самоубийства тоже переосмыслился: жизнь отвратительна и непереносима, но надо жить, потому что жизнь есть жизнь. Это пьеса о том, почему мы остались жить, хотя всё толкало нас на самоубийство»

А. Василевский:

«Самоубийца» открыто тяготеет к широким социальным обобщениям. Сюжетный узел пьесы возник из той сцены «Бесов» Достоевского, когда Петруша Верховенский обращается к Кириллову, готовому покончить с собой: вам, дескать, все равно, за что умирать, так уж вы напишите бумажку, что это вы Шатова убили.
Трагедийная ситуация повторяется как фарс: к новейшему самоубийце «из-за ливерной колбасы» Подсекальникову стекаются просители. Его соблазняют: вы станете героем, лозунгом, символом; но все заканчивается скандалом: Подсекальников расхотел умирать; он по-настоящему никогда и не хотел умирать. Он не хотел быть героем

Л. Велехов:

Эрдман остался единственным в советской драматургии сатириком, который высмеял систему власти, а не отдельные человеческие недостатки. Он сделал это удивительно рано, в 20-е годы, когда ещё только складывалось советское государство, и подавляющее большинство весьма даже зорких людей и не догадывалось, что за грандиозный эшафот сколачивается в качестве его фундамента.
Пьеса «Самоубийца» содержала выраженную в остро эксцентричной, гротесковой форме предельно серьёзную и глубокую мысль. Мысль о том, что человек в нашем государстве стеснён такой последней степенью несвободы, что он не только не волен выбирать, как ему жить, но даже умереть так, как хочет, он не может.

Е. Стрельцова:

Пьеса «Самоубийца» — прежде всего об отношениях власти и человека, о свободе личности, какой бы неприглядной мы эту личность ни находили. Это — бунт «маленького» человека против колоссального механизма подавления, нивелировки, уничтожения животворных возможностей человека.