Сны мастера воздушного металла

Валентин Баюканский
Отрывки из сновидческой книги "Вести из Зазеркалья"

Посвящается удивительному художнику, который обнаружил в символах законы Бытия.

С Николаем Рогатневым я познакомился лишь несколько лет назад, а кажется, что мы знакомы гораздо дольше. Николай Константинович очень талантливый художник, и я, как он сам часто шутит: «присвоил» ему титул «Мастер воздушного металла». Его работы легки, певучи и необыкновенно философски. Так же, как и его постоянные и необычные сны.
Основополагающие сновидения стали сниться Николаю Рогатневу уже с восьмого класса. Обычные бытовые сны он сразу забывал и не обращал на них внимания, а необычные помнит в течение всей жизни, да еще в подробностях. Главным сном его юности стало сновидение, в котором он написал формулу своей жизни, но объяснить ее суть не мог. И тогда (во сне) его учитель расшифровал то, что от Николая было сокрыто. И что удивительно, большая часть предсказанного, уже сбылась.

СОН ДЛИНОЮ В ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

ГОРА ПОСРЕДИ ГОРОДА

Когда Рогатневу было восемнадцать лет, ему приснилось, что он вместе с товарищем-сокурсником, идет по городу, в котором появилась высокая скала, уходящая под небеса. Николай предложил: «Полезли, посмотрим, что там?». Ведь до этого в городе ее не было. Товарищ согласился и они полезли. Вскоре подул ветер, и маленькие камушки стали падать вниз. Сокурсник испугался и сказал:
– Я боюсь высоты, дальше не полезу и спущусь.
Николай решил его приободрить.
– Раньше старики говорили, что если вниз не смотреть, то не будет страшно.
– Нет, – сказал товарищ и начал спускаться, а Николай в одиночестве продолжил свой путь наверх, и… сон на этом закончился.
ххх
Прошло десять лет, Рогатнев поступил в Строгановское училище и вдруг увидел продолжение прежнего сна.

ГОВОРЯЩИЕ КОРОВЫ

Николай продолжал ползти по этой же самой скале, пока не добрался до ее середины. Там был вырублен большой город с множеством арок и колон.
– Наверное, это столичный город, – подумал Николай и увидел коров, которые ходили по улицам, разговаривая на человеческом языке.
Николай с ними поздоровался и удивленно спросил:
– Тут же травы нет, как вы здесь живете?
Коровы ему отвечают: «Нам слуги ее приносят, и мы прекрасно живем».
– А что там выше вас? – поинтересовался Николай.
– Нам это не интересно, если хочешь, полезай вверх, – услышал он в ответ.
Николай полез дальше и… сон на этом  оборвался. 
ххх
Прошло еще десять лет. Николай Константинович, окончив Строгановское училище, работал в Вологде директором детской художественной школы. И снова увидел продолжение своего многолетнего сна.

СПРЫГНУЛ С ВЕРШИНЫ

Он опять оказался на той же скале, восхождение по которой, начал двадцать лет назад. Покинув город, где жили говорящие коровы, Рогатнев наконец-то добрался до вершины. Облака оказались ниже того места, где он находился, и ему стало страшно спускаться вниз. Николай подумал, а ведь можно прыгнуть вниз и полететь.
Так и поступил: прыгнул и полетел. Когда скорость стала увеличиваться, он расставил руки в стороны, как крылья и начал планировать. Когда до земли осталось метров двести, вокруг скалы образовалось большое море. И Рогатнев  увидел своих воспитанников – детей, которые учились в его художественной школе. Они купались в прозрачной морской воде. Николай пролетел мимо них, помахал им рукой и сказал: «До свидания».
После этого он проснулся и понял, что в этот же день он по какой-то причине должен уйти из школы, потому что уже сказал детям до свидания.
Рогатнев пришел в половину восьмого на работу, (всегда приходил раньше других), только сел в своем кабинете, как в дверь постучали. Вошла женщина и спросила: «Вы Николай Константинович?». Получив утвердительный ответ, пояснила: «В институте открылось архитектурное отделение и нам порекомендовали вас для преподавания живописи и рисунка».
Рогатнев сказал: «А я вас ждал» и без раздумий дал согласие на предложенную должность.

«КЛЮЧИ» К ПОНИМАНИЮ

Хорошо зная биографию Николая Рогатнева, прокомментирую некоторые нюансы этого трехсерийного сна. Они раскрывают завуалированную символами информацию, необходимую для более полного понимания прочитанного.
В первой части сна, Рогатнев предложил товарищу подняться наверх скалы, но тот, видя летящие вниз камни, испугался и повернул обратно.
Еще, будучи студентом Бутурлиновского училища Николай жаждал расширения творческих горизонтов, мечтал получить более серьезное художественное образование. Его товарищ, с которым они во сне полезли на скалу (к вершине знания) в реальной жизни бросил искусство и стал сварщиком.
Во второй части сна, Рогатнев попадает в большой город, в котором много колонн и арок. В этом столичном городе живут говорящие коровы. Они не заботятся о хлебе насущном, им хорошо живется, так как слуги о них заботятся. Коровам совершенно не интересно, что там вверху.
В это время Николай учился в Москве (столичный город, где много колон и арок). Говорящие коровы, скорее всего – москвичи, которым помогают слуги, соседние области регулярно поставляли в столицу продовольствие. Им ничего не надо, потому, что они живут в Москве. Этот город (некий Вавилон социалистического строя) являлся сосредоточием всего, что было в СССР: науки, культуры, продовольствия, транспорта и всевозможных развлечений.
В третьей части сна Николай достигает вершины и совершает полет вниз, где прощается с воспитанниками школы.
К тому времени за плечами Рогатнева два художественных училища, работа главным художником Вологды, и директором художественной школы. Казалось бы, вершина достигнута. Но нет того творческого удовлетворения, о котором мечталось в юности. Спускаться вниз, страшновато: опять придется проделать большой и опасный путь. Начинать заново поиск чего-то нового уже трудно: семья, дети. Поэтому Николай Константинович решил спланировать, спуститься вниз быстро и плавно – перейти на новую работу без лишних творческих терзаний. Прощаясь во сне с детьми, оставляет их купающимися в чистой воде. Перед этим Рогатнев улучшил моральный климат в художественной школе, обезопасив детей от сексуальных домогательств бывшего директора. 

ЛЕТАТЬ – ЭТО ТАК ПРОСТО

Когда Николай Рогатнев учился в Строгановском училище, то постоянно практиковался в рисунке, делая различные портреты с натуры. Даже когда ехал в метро, успевал сделать несколько набросков. И через определенное время добился в этом хороших результатов. Мог в считанные секунды нарисовать узнаваемый портрет.
Как-то Николаю приснился сон, что его вызвал к себе декан и спросил: «Николай, а ты умеешь летать?».
– Конечно, – ответил Рогатнев. – Да каждый ребенок умеет, ведь это так просто.
– А как ты это делаешь?
Николай объяснил, что для этого нужно лечь горизонтально, мысленно послать тепло к земле, которое оттолкнет, и полетишь, испытывая чувство счастья.
Декан удивился и попросил: «Ну, полетай».
Николай полетал по его кабинету и… сон на этом прекратился.
Утром Николай пришел на занятия и стал рассказывать о своем сновидении друзьям-студентам. В это время в студию зашла секретарша и говорит: «Рогатнев, вас вызывает декан». Все группа попадала от смеха.
Декан, зная, что Николай быстро рисует портреты, послал его в телестудию Останкино, где шли съемки передачи, в которой проходила встреча ветеранов, служивших под непосредственным командованием генерала армии Баграмяна. По замыслу режиссера, художники (а их, с Николаем было трое) за время передачи должны были нарисовать портреты ветеранов и подарить каждому участнику этой памятной встречи. Так Рогатнев и «полетал» в лучах славы.
 
СВЕЧУ ПОДСКАЗАЛИ С НЕБА
 
В конце восьмидесятых годов в Москве объявили конкурс на создание проекта монумента на Поклонной горе. Рогатнев решил принять в нем участие и начал искать какую-то необычную идею. В этот период снится ему сон.
Летит Николай на Поклонную гору и чувствует, что кто-то за ним наблюдает. Прилетел к месту назначения и видит, что там стоит здание, которого раньше не было . Подошел к нему и рассматривает, а сзади опять на него кто-то смотрит. Тогда Николай обернулся и спросил:
– Ребята, вы есть или нету? – и услышал в ответ, – Мы есть.
Тогда Рогатнев говорит: «Вы знаете, у меня марксистское образование: в школе и в институте нам объясняли, что вас не существует».
Ему опять отвечают: «Нет, мы существуем. А что ты хочешь?».
– Наверное, таланта не хватает, не знаю, что должно быть в этой точке, – сказал им Николай и показал на то место, где сейчас на Поклонной горе стоит обелиск высотой 141,8 метра .
Невидимые собеседники на это ничего не ответили, но сказали: «Мы тебе покажем, как мы мыслим, ты это сделаешь, выставишь в Манеже этот макет, но не займешь никакого места. Потом ты об этом забудешь. 
После этих слов загадочные «ребята» показали ему свечу, состоящую из двух языков пламени. Один основной – вытянутый, напоминающий обелиск, второй поменьше, похожий на силуэт женщины – скорбящей матери.
После этого невидимые собеседники добавили: «Пройдут годы, и ты потом вспомнишь о том, что мы тебе показали, и свеча станет уделом твоей жизни.
В том конкурсе, как ему и было сказано, Рогатнев ничего не завоевал. Прошло двадцать пять лет, Николай Константинович приехал в Липецк, где стал заниматься изготовлением изделий из металла . Однажды ему предложили попробовать использовать закладной камень-песчаник, который стоял на одной из городских аллей, для изготовления монумента, посвященного погибшим ликвидаторам Чернобыльской аварии. Песчаник нельзя было тесать и изменять форму. Поэтому желающих браться за такой «неудобный материал» было не много. Рогатнев все-таки решил попробовать. Походил вокруг этого камня, потом отошел от него по аллее метров на двести, посмотрел и… неожиданно вспомнил предсказание, полученное на Поклонной горе много лет назад. Оказалось, что камень очень напоминал огарок свечи, только без пламени. Оставалось сделать «огонек» и укрепить наверху «огарка».
Так возникла первая «свеча», предсказанная неизвестными. Ее образ стал появляться почти во всех работах Рогатнева, превратившись в фирменный стиль художника.

ЭТА РАБОТА ОКАЖЕТСЯ В АНГЛИИ

Однажды мой товарищ, архитектор Сергей Сошников сказал:
– Представляешь, один липецкий художник сделал скульптурную композицию, посвященную Битлз?
– Наверное, молодой, – удивился я?
– Нет, ему за пятьдесят.
Меня это заинтриговало, и я попросил Сошникова, познакомить меня с этим человеком.
Увидев «Битлов», я обратился к художнику и его коллегам, которые находились рядом: «Эта работа будет в Англии, в музее Битлз».
Они дружно засмеялись.
Через восемь месяцев мы с Рогатневым в торжественной обстановке вручили эту работу директору музея «История Битлз» Джерри Голдману.
ххх
Потом, когда мы подружились, Николай рассказал интересную историю, как он встречался с Джоном Ленонном… во сне.

РАЗГОВОР С ДЖОНОМ ЛЕННОНОМ

– Когда я доделал эту работу, то повез ее в Сочи на очередную выставку, проводимую Союзом дизайнеров России, – вспоминал Николай.
– Когда я остановился в отеле, (дело было к вечеру) сразу лег спать и тут же уснул. Вижу, в комнате сидит Джон Леннон с большой бородой. Я поздоровался и говорю:
– Извини Джон, я английским не владею, как это мы друг друга поймем?
– Там где я нахожусь, знание языка не требуется, – ответил Леннон. – А зачем ты меня звал?
– Я тебя не звал, но о тебе думал. И не только о тебе, но и обо всей группе Битлз, когда работал над своей композицией. Можно задать тебе несколько вопросов? – спросил я Леннона.
– Давай, но у меня время ограничено, – предупредил меня Джон.
– О тебе много писали, что ты, (у нас, русских говорят), мужик – бабник. Правда ли это? – почему-то спросил я.
– Коля, никому не верь, – улыбнулся Джон. – У вас русских говорят, бабник о тех, кто охотится за женщинами, а за нами женщины охотились сами.
Второй вопрос я задал уже по существу.
– Джон, смогу ли я, пока жив, реализовать задумку и установить где-то эту композицию?
На что он мне ответил:
– Николай, никогда об этом не думай, только твори и все. Иначе будешь наказан, как и я.
Я удивился: «А за что ты наказан?»
Джон на мгновение смутился, но потом сказал:
– Я себя возомнил первым человеком Америки. Поэтому если даже не тот маньяк, все равно меня убили бы.
– Хорошо, а кто из вас наиболее праведный?
– Поль Маккартни. Хотя он достаточно богатый, но занимается такими делами, которые ему под силу. Он защищает моржей, дельфинов. Это благородная задача. Он также пишет музыку и будет ее писать, пока не состарится.
– А Джордж Харрисон, почему умер, говорили, от рака, – поинтересовался я.
– Он тоже жил не совсем правильно. Наркотики, да и сильно увлекся индийской культурой, а нужно развивать культуру и музыку своей страны. Да и Ринго, – добавил Джон, – тоже напрасно снимает кино. Если он лучший в мире ударник, то ему нужно быть ударником, а не заниматься фильмами. Для этого нужен талант.
После этих слов знаменитый музыкант растворился.
ххх
И тут в продолжение темы Николаю приснился еще один сон, который он также запомнил во всех деталях.
Рогатнев вышел на площадку перед отелем, красиво выложенную декоративной плиткой. Посреди нее была большая лужа. Николай поскользнулся и упал в воду. Пытаясь выбраться, он перевернулся на песчаном берегу с боку на бок. Откуда-то появился сын, которому он сказал: «Видишь, я упал, пойду, переоденусь в сухое». На что услышал в ответ: «Пап, посмотри на себя».
Когда Николай подошел к зеркальным дверям, то увидел, что его одежда совершенно сухая и песок, переливается подобно алмазам. Николай почувствовал необыкновенное счастье и проснулся.
Сон, как говорится, оказался в руку. Работа «Битлз» всем понравилась, и Николаю Рогатневу дали диплом лауреата. 

МЕСТО РАБОТЫ УВИДЕЛ С КУПОЛА

Одно время Николай Константинович работал главным художником Вологды. Однако он никак не мог принять стиль и поведение чиновников: перечил начальству, активно проявлял творческую инициативу и вскоре понял – пора с этой работы уходить.
В это время ему приснился сон, что за ним по улицам Вологды гонится толпа чиновников из городской администрации. Спасаясь, Николай взмыл вверх и полетел к храму Святой Софии. Сел на крышу и увидел, что через дорогу стоит здание с серебристым куполом. Подумал во сне, что когда проснется, ему нужно будет зайти в это здание. Оказалась, что это – детская художественная школа, где он впоследствии стал директором.
ххх
Рассказывая о своих снах, Николай Рогатнев сетовал: «Каждый раз, когда кончается сон, в котором летаешь, испытываешь сильное чувство разочарования. Летать, это же так просто, почему же мы не можем делать этого наяву? После таких снов в реальность даже возвращаться не хочется.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Однажды когда Николай Рогатнев преподавал в институте, к нему обратилась одна из студенток с вопросом:
– Николай Константинович, если у вас были бы три волшебных спички, что бы вы пожелали? 
– А зачем мне три спички, я обойдусь одной, – удивленно воскликнул Рогатнев. – Я пожелал бы всем счастья!