Житие 3 в стреляющей глуши - страшное нечто... 30

Станислав Графов
-Поймите, мы не сомневаемся, что вы это вы, - по-отечески, мягко заговорил командир. - Но  у нас сомнения... достаточно серьёзные, что с вами произошло что-то во вражеском тылу. Помогите нам их развеять, и дело с концом. Договорились?

Васька облизнул пересохшие губы:

-Легко сказать, помогите... Всё, что вы сказали, товарищ особист, очень логично. На первый взгляд, ваши опасения заслуживают доверия. Но - если вы внимательно допрашивали Онищенко, то должны были сделать однозначный вывод. Брать такого, извиняюсь... на задание - себе дороже. Ничего, даже элементарного не может. С ним по лесу идти - обнаружат нас, за милую душу... За километр будет слышно как он топает! Кроме того, он при допросе на местности сразу же навлёчет на меня подозрения, о которых вы сказали уже не раз. Зачем мне всё это? Какой идиот в Абвере или в СД будет его ко мне приклреплять в качестве прикрытия? Отвечаю последний раз: пожалел его - потому не убил и взял с собой. В той ситуации было ясно как дважды два, что никто его ко мне не подставляет. Так случайно вышло - взяли и встретились. После того как мы оказались в лесу - никто за нами не следил. А вот с того момента, когда он меня оглоушил... Вот тут уж - мне нечего добавить и убавить.

Так как они оба молчали Васька осторожно продолжил:

-Если я хоть немного вас убедил, то - поставьте себя на место немцев, Абвера и СД. Сунуть мне такого в попутчики - такого недоумка? Актёр он скверный, это видно. Не проще было вообще никого не подсовывать, отправить меня одного? По-момему, так проще. Что вы на это скажите, дорогие товарищи?

-А то и скажем, что разозлил ты нас основательно, - процедил сквозь губы особист. - Вопросов много задаёшь... А нам - какая выгода рисковать и так подставляться?! У нас отряд, перевалочная база. Если враг наладит за нами наблюдение, то... Поэтому, друг ты ситный-петух ты гамбургский, посиди сутки здесь и подумай как следует. Когда придёт охота кукарекать - кликни часового...

Командир коротко кивнул - сделал два шага на выход, оправив деревянную кобуру с маузером.

-Та-а-ак... Последний раз повторяю - Центр ждёт шифровки, - как можно любезнее произнёс Васька, широко улыбаясь и раскрывая глаза на обоих. - Если шифровка не поступит в срок... Я понимаю, что вы упёрлись в вашу версию как два телка, и не желаете с неё сдвинуться. У вас тут своя специфика - лес... А вы понимаете, что мои доводы об этом олухе побивают её как долбанное яичко? Что это верх тупости засылать меня после вербовки к вам с этим хреном недоделанным, который лыка не вяжет и способен демоскировать дивизию за километр? Какого хера за нами пускать ещё и сопровождение, если это так? Чтобы нас и его рассекретили? Что на это скажите, товарищи лесные Пинкертоны, Холмсы шерлоковы и Ватсы дохтуровы?

-Знаешь, что я вот сейчас боюсь... - особист потарабанил по кобуре с браунингом. - Что я вот сейчас прикажу тебя... Или я сам раньше это сделаю.

-Я могу совершенно точно сказать, что вы боитесь. У вас внутри сидит такая мысль: а что если этот хер, то есть я, говорит правду, а мы его здесь бестолку мурыжим? Как потом с этим расплачиваться, смотреть в глаза?

Особист сделал короткое движение - глаза его вспыхнули:

-Ничего, через сутки поговорим. А пока подумай вот о чём: твои хозяева ждут условного радисигнала - обнаружения нашей базы. И ни хера не дождутся. Начнут вести поиск, пустят самолёт-пеленгатор. Как только эта птичка стальная появится - тебе каюк...

-Ага, ну вот - ядрёны козлики! Через сутки меня станут искать... Немцы такие дураки или вы, оба сразу или - по отдельности? Да они притихнут и будут ждать сутки, двое...неделю, месяц! Пока вы меня здесь трясти устанете и поверите в мою невиновность. И только потом...

-Ну вот, ты нам всё и рассказал. Так всё складно и доходчиво. Что от тебя и требовалось. Молчал бы - кто за язык тянул? Недаром говорят: язык мой - враг мой. Пойдёмте, товарищ "Хмурый".

Васька оглядывал их настороженные силуэты, когда они, озираясь, поднимались по крепко срубленной, бревенчатой лестнице, которая также была покрыта хвоей. Он думал о том, сколько всего ему ещё осталось здесь сидеть. С момента появления у партизан прошли всего сутки. А его всё допрашивали и допрашивали... Почти не давали ему есть, за исключением пару ложек пшённой каши в котелке (без ложки!), одного чёрствого сухаря и пары немецких галет. Воду давали только один раз, и то - полкружки. Во рту у него всё пересохло и слиплось. Он смачивал гортань слюной, но она становилась клейкая и безобразная. На ум приходила рассказы о золотоискателях, Джека Лондона, оставшихся без пищи. Но там хоть был снег, а тут - мочу что ли пить?! Нет, спасибо, увольте...

Как ни странно - он ни минуты не жалел, что взял с собой Онищенко. Убивать его - да чёрта лысого?!? Парень, может быть, шанс получил искупить вину перед Родиной! Что он знал, после окружения, лагеря и службы у немцев? Как нужники их драить да кофий суррогатный, эрзац, варить для "сверхчеловеков"? Получать от них пинки и подзатыльники? Теперь ему верят больше, чем ему, Ваське. Поди обсуждают с ним планы - как его, Ваську, изобличить как врага народа, германского шпиона и диверсанта... Хотя вряд ли, конечно - не тот перец... Теперь он духом воспрял, этот Онищенко, почти советским человеком себя почувствовал! Конечно, особист этим не приминут воспользоваться! На нём он продолжает строить свою версию о вербовке Васьки органами СД и Абвера, или тайной полевой полиции (ГФП). На первый взгляд, бредовая версия - но у них, в лесу, "шибает" так удивительно, что сам в неё начингаешь верить! Сам под неё начинаешь "петь"! А это - самое страшное...

И бежать нельзя, даже если бы представилась такая возможность. И сидеть здесь тошно... А впрочем, как раз-таки сидеть здесь можно и нужно. И хоть -  время работает против него, это - единственный шанс на спасение... Надо выдержать, стиснуть зубы и занять себя чем-нибудь! Не дать им убедить себя в своей виновности! Они этого и ждут - ты начнёшь от лишений и невзгод самопроизвольно подыгрывать их версии. Рассуждать сам за себя, вслух,  - будто тебя завербовали немцы... Мол, не давите на меня больше, товарищи дорогие... Конечно, есть шанс, что рассуждая так, ты найдешь другое алиби. Но - они его моментально отметут6 ага, вот ты признался и попался! Раз согласен с этой версией сам, принял её в себе, значит ты - самый враг...

Ещё его тревожило - у особиста есть наверняка свой канал связи с "четвёркой" или СМЕРШем. Вполне может им воспользоваться и выложить свои подозрения, как дерьмо на палочке. Там, конечно же, сразу прикажут доставить его за линию фронта. А могут - поступить иначе...