Кстати о праздниках

Ади Гамольский
               

             Просто интересно, кому ни будь приходила в голову такая не совсем ординарная мысль: а сколько, в принципе, вообще празднуется праздников в одной, отдельно взятой стране. Ну, хотя бы в численном значении. Или, ещё точнее – в течение года или, скажем, каждый день? Можно ещё более уточнить: хотя бы в странах цивилизованного мира. Уверенно отвечу – невероятно много! Не уточняя. Не верите – загляните в интернет! Только в современных государствах – бывших республиках СССР,  насчитывается  около трёх сотен праздников. В каждом! Что касается праздников Израиля, то это особый разговор.
          А вот  вспомните, сколько и каких только праздников ни праздновали мы в прошлой жизни: и революционные и международные, и профессиональные и религиозные (разумеется, подпольно) и, само собой, семейные.
Честно говоря,  отношение моё к всевозможным праздникам   довольно неоднозначное. В моём понимании  праздник – это, прежде всего, веселье. Такое веселье, чтобы..., как поётся в украинской песне:
                Гей, наливайте повнii чари,
                Щоб через винця лилося!

Пожалуй, до сих пор изо всех праздников с удовольствием отмечаю Новый год – тёплый, семейный праздник, да святой день - День Победы в Великой Отечественной войне. Естественно - дни рождения близких и друзей. Всегда, даже в условиях постоянного советского дефицита, старался подобрать такой подарок, чтобы он был им по душе. Если удавалось, то сочинял какое-либо стихотворное послание – «датский поэт». Разумеется, готовил что-нибудь особо вкусное к праздничному столу.
 В то же время празднования, отмечаемые в прежней жизни,  революционные и профессиональные – просто на дух не переносил.  Революционные праздники  - 1 мая и 7 ноября, происходили по одной и той же, раз и навсегда, заведенной, постылой схеме – накануне, на работе «торжественное собрание», с раздачей «почётных грамот», объявлением благодарностей и прочих «социалистических»  отличий.  Заключал это рутиное торжество  концерт художественной самодеятельности. А на следующий день - «демонстрация трудящихся» по центральной улице,  под гром оркестра и ненатурально восхищенные радиовопли с трибуны, на которой размещалось местное правительство. Если не удавалось под каким либо предлогом отмазаться, то уж получал полной мерой.
Обычно накануне демонстрации партком и дирекция собирали так называемый актив, где объявляли, кто какую должен нести «наглядную агитацию». Выглядело это примерно так: директор, или парторг, или кто-либо специально назначенный объявлял, например - «Гамольский! Ваша лаборатория несёт три знамени республик, один транспарант и два члена!» Последнее означало, что нам доверялось нести, кроме знамен республик и транспарантов, два портрета членов Политбюро. И так объявлялось по каждому из подразделений нашего предприятия. Моей задачей было ни свет, ни заря прибыть в пункт сбора, т.к. существовала совершенно идиотская практика городского руководства – где-то за 3 - 4 часа до начала демонстрации перекрывать движение по улицам. Затем - получить эту проклятую наглядную агитацию, потом,  по мере появления сотрудников, всучить им, чтобы они несли её мимо трибун.  Сотрудники, в свою очередь, изо всех сил старались  под разными предлогами увильнуть от этой «почетной обязанности», а врученные им портреты и прочее, пытались, как бы случайно где-то «забыть». После демонстрации – мне нужно было собрать то, что они смогли донести и вернуть для использования этой, клятой «наглядной агитации» в следующей демонстрации. Само собой понятно, что вскоре после этого, с позволения сказать, «демонстрирования», в том же составе происходил «разбор полётов», мы выслушивали порицания и тому подобное.  Впрочем, что это я рассказываю – можно подумать, что вы не жили в той же стране! Сейчас, вспоминая всю эту дичь из другого времени, из другой страны  просто диву даёшься!
     Правда, была некоторая отдушина -  у нас «всегда с собой было»! И начиналась совместная дегустация – у кого что, у кого из чего и т.п. После такого «принятия на грудь» жизнь окрашивалась в совершенно иные оттенки спектра. Но, надо отдать должное, меру всегда знали. И всё- таки  каждый раз в праздничных колоннах и на праздничных улицах приходилось лицезреть такое, что просто диву давались! Держу пари, ни один киношник не смог бы срежиссировать и поставить подобные сцены.
Как-то пришлось наблюдать такую сцену: двое пьяных в драбадан шахтеров, пытались затащить своего третьего, буквально мёртвого, друга на спину  ещё одного, четвёртого, который стоял, опираясь руками на бульварную скамейку. При этом участники  этого «шоу»  были одеты в светлые костюмы и все они от приложенных усилий, не удержались, извините, уписались. Проходящие или плевались с отвращением от вида этой мерзости или, наоборот, корчились от хохота.
 Милиция едва успевала собирать распластанных на асфальте и газонах «жертв»  мирной демонстрации. Стражи порядка отволакивали и отгружали в спецтранспорт совершенно невменяемых пьяных «лучших представителей трудящихся» для доставки в соответствующие заведения. Здесь им пытались возвратить человеческий облик. Иногда удачно. Торжественное шествие трудящихся традиционно замыкала колонна мусоровозов, и работы у них было – хоть отбавляй!
 Но грело душу традиционное застолье после демонстрации. И начинался уже наш праздник, именно наш. Собирались, как правило, у кого-либо из друзей за любовно накрытым столом, произносились тосты, звучали песни и шел трёп на любую тему!
 Благодарение судьбе, сложилось так, что у нас была очень большая, - порядка 200-300 человек,- туристско-альпинистская компания. Основным ядром ее были те, которые в свое время увлекались спортивным туризмом, горными лыжами, альпинизмом, однако, с годами несколько «потяжелели» но дружеских связей не разрывали. С особенным размахом отмечали мы юбилеи членов, нашего, как мы любовно называли,  «Стар - Пер - Клаба». Существовала некая центральная группа членов клуба –  «Инициативная Группа Подлостей», сокращенно «ИГП» (наименование заимствованное»). Члены ИГП  сочиняли специальную «оперу» к этому случаю, составляли всю программу празднования, изготавливали различные плакаты, альбомы и прочие  подарки. Описать, как проходили эти юбилеи просто невозможно. Особенно, если проводили мы их в лесу – на слиянии рек Оскол и Северский Донец (наше «Слияние»!).  Просто, спустя много лет, счастливые участники тех событий  только глубоко вздыхали и говорили один другому: «А помнишь?!»
А, если везло, то вместо опостылевшей демонстрации,  уезжали мы в лес, и вот там-то и было настоящее веселье! В те давние времена, очевидно по чьему-то недосмотру сверху, существовала традиция устраивать в дни революционных праздников всевозможные туристские слёты – районные, городские, областные, республиканские и т.п. Это были дни и ночи  ничем не сдерживаемого веселья. Мы переходили от костра к костру, слушали песни, встречались с друзьями. Днём  устраивались соревнования по спортивной технике, спортивному ориентированию, а вечером – общий концерт или конкурс самодеятельной песни. Естественно, веселье не прекращалось даже ночью. Воистину, праздник   души!
           Отмечали, как ни странно,  мы и религиозные праздники. Впрочем, не особенно афишируя. Если наши друзья, также как и мы, воспитанные на тезисе: «Религия – опиум народа», приглашали нас в гости по поводу христианского праздника Пасхи, или иудейского Пурима, или мусульманского Курбан - Байрама или буддийского (в круг друзей наших входили буряты)  названия которого просто не упомню, ни в коем случае не отказывались.
 Главное, чтобы компания хорошая была!