Советские жены-мироносицы. Записки. 1984

Галина Сафонова-Пирус
В режиссерском кабинете ремонт и поэтому на несколько дней пристроилась в проявке, у Лиды-баптистки*. Часто говорим с ней о Боге, и я завидую ей: вот, уверовала в Христа и счастлива.
А случилось это с ней после смерти матери. Работала та в колхозе телятницей и всё воевала с председателем за правду, а когда померла, тот не дал досок на её гроб. После похорон матери Лида и выложила свой комсомольский билет секретарю на стол.
Без матери было тяжко, томно и подруга отвела её в молельный дом, с тех пор она и счастлива, хотя муж из-за веры выгнал её вместе с маленьким сыном из дому. А помог ему в этом наш директор телецентра Анатолий Михайлович, который чуть ли не каждый день звонил начальнику её мужа, чтобы тот повлиял на своего подчиненного. И начальник «повлиял», муж заявил Лиде: «Выбирай: или Христос, или я!» Это же повторил на бракоразводном суде, и теперь живёт Лида с маленьким сыном в общежитии на нескольких квадратных метрах.
Каждый раз, когда захожу к ней в проявку, радуется, - наверное, чувствует мою поддержку, ведь большинство моих коллег посмеиваются над ней, смотрят как на чудачку и даже сторонятся.
... Вчера не успела съездить на обед и «обедали» с Лидой булкой с яблоками, а она вдруг и говорит:
- Злые, ой какие злые люди у нас! Как перед концом света, -  и посмотрела на меня, улыбнулась: - На вас особенно злы.               
- Вот поэтому мне и хорошо с тобой, со всепрощающей, доброй. – И улыбнулась: - Может, меня научишь?
Нет, научить она не может, «Только человек сам…». И она права.
... Сегодня Лида рассказала: как-то зашел в проявку её начальник Анатолий Михайлович и в конце разговора она вдруг услышала: помолились, мол, за меня, если вдруг помру. Наверное, чувствует, свою вину перед ней, что развел с мужем.
... Недалеко от Жуковки живет женщина лет тридцати пяти и у нее четверо детей «от   разных». Пила раньше много, но, обратившись к Богу, бросила и недавно пригласила к себе верующих, чтобы сказали: как дальше жить? Встретила их у электрички, привела домой. Не успели гости раздеться, как местные власти нагрянули:
- Кто разрешил собираться?
Объясняют: не собираемся мы, а приехали просто навестить.
- Нельзя! Больше трех человек вам запрещено собираться!
Хозяйка - в слезы:
- Когда я пьяная валялась, так ко мне никто из вас не подходил, никому была не нужна! А теперь заявилися и добрым людям запрещаете.
Но всё же оштрафовали блюстители порядка эту женщину на тридцать пять рублей, а гостей на двадцатки, - потом из их зарплат вычитали, а у одной бабули даже из пенсии. Да еще письма разослали начальникам, чтобы их «обсудили в коллективах», и после одного из таких обсуждений женщине-инженеру запретили работать и она, хотя и приходит, но целыми днями просто сидит и, естественно, зарплаты не получает, а у неё – астма, волноваться нельзя. И тогда снова собрались сестры по вере и пошли к уполномоченному по религии, - помогите, мол, ей! - а тот: «Не надо было собираться больше трех человек, не надо было и к той пьянице ездить!» Но они, «разбившись на тройки», снова поехали в Жуковку, привезли одежду для детей, белья постельного, конфеток… Радости было! Детишки к ним на руки лезут: приезжайте, приезжайте еще, бабушки! Потом и Лиду вызывали несколько раз по этому «делу», а она:
- Хожу на все эти разбирательства, как на праздники!

Вот ведь как всё измениться через какой-то десяток лет! Лида, над которой многие в Комитете посмеивались и которую вызывали в КГБ* за участие в секте, уедет в Америку следом за сыном, - тот женится на баптистке и эмигрирует; местные

*Баптисты - протестантская секта, которая появилась в 1633 г. в Англии. Первоначально представители ее назывались "братьями", потом "крещенными христианами" или "баптистами" (баптисто с греческого значит погружаю).
*КГБ - Комитет государственной безопасности CCCP.