Случай

Александр Гусаров Бел
    Подходил к концу  третий день моего пребывания в санатории. Воспользоваться немедикаментозной терапией, то есть поговорить с кем-нибудь по душам, мне пока не пришлось. Отдыхающие  в большинстве  были людьми преклонного возраста. Они "витали в облаках" давно минувшей молодости. На события сегодняшних дней смотрели скептически, предпочитая обсуждать между собой чаще всего то, что происходило с ними много лет назад.
   Свободное время мне приходилось проводить в одиночестве. Я прогуливался по парку или, точнее сказать, по лесу (из-за царившего в нём запустенья), который подступал  вплотную к корпусам санатория. Вдоль нешироких дорожек стояли древние липы с причудливыми узловатыми ветвями, они будто  сказочные исполины внушали величие и спокойствие. Между ними лежал нетронутый первозданный снег. Мягкий пушистый покров искрился в лучах солнца, походя на взбитую пуховую перину. Тёмно-зеленые ёлочки, как нарядные девочки, скрашивали однообразный пейзаж.
     Протоптанная тропинка вывела меня к белому пятну посредине сказочного леса. Это был замерзший пруд. Я облокотился на перила деревянной лестницы, последние ступени которой вмерзли в лед и машинально посмотрел на часы. Пора было возвращаться в спальный корпус.
       В холле ключи от номеров выдавала семнадцатилетняя девчушка. Я подошёл ближе. Мимо нас прошла пожилая женщина с чемоданчиком  в руке. Она остановилась и в глубокой задумчивости повернулась в сторону лифта.
   - Женщина, вам куда?! – крикнула ей девушка.
   - Не знаю, - тихо произнесла женщина.
   - Вы только что приехали?
   - Да.
   - Так вам в приёмное отделение надо?
   - Наверное, - снова очень тихо ответила женщина.
     Девушка долго объясняла, как той пройти к дежурному врачу. Когда новая отдыхающая удалилась, она, с видом умудренного жизненным опытом человека, тяжело вздохнула:
   - Детский сад.
     После ужина я часа два валялся на кровати в номере, пока не решил сходить на танцы в клуб санатория.
    По широкой  мраморной лестнице я поднялся на второй этаж.
   Моё внимание привлекла высокая статная женщина, её глаза и манера держаться, кого-то мне напомнили. Она лихо отплясывала в центре зала. Её партнер - широкоплечий мужчина с толстым лицом под ритмы современных мелодий выписывал замысловатые кренделя, особенно удивляли его ступни. Создавалось впечатление, что они прикреплены к ногам с помощью подшипников и невпопад зигзагообразно ходят из стороны в сторону. Я стоял возле массивной колонны и с интересом наблюдал за танцорами. Если мой взгляд останавливался на партнере привлекательной женщины, мне всеми силами приходилось сдерживать улыбку.
    Женщина перехватила мой взгляд и отошла к стене. Её партнёр присел в углу зала. Прошло минут пятнадцать, прежде чем они  воссоединились, и он с удвоенной энергией завихлял ногами.
   Спустя некоторое время, я заспешил в свой корпус и в холле четвертого этажа, где стоял телевизор,  с удовольствием опустился в мягкое кресло. С экрана ведущий программы делился рецептами: как надо правильно прожить жизнь….
   За моей спиной застучали каблучки. Я повернул голову и увидел ту самую высокую стройную женщину и крепкого мужчину. Они возвращались с танцев и остановились у  412 номера, он кивнул ей и зашёл в комнату. Женщина прошла немного дальше и остановилась у номера 416, который находился прямо напротив холла. Было слышно, как она открыла дверь и, громко сказала, обращаясь внутрь:
   - Меня пригласили в гости. Пока.
   Минут через пятнадцать из 416 комнаты показался худой человечек. Он опирался  на деревянную палочку, делая медленные и рассчитанные движения, его подбородок украшала аккуратно подстриженная бородка, а над запавшими щеками из-под редкой шевелюры торчали большие уши.
     Я отвернулся к телевизору. Вдруг чья-то ладонь легла мне на плечо.
   - Здравствуй, Сергей.
     Я оглянулся. Меня поразили  знакомые глаза человечка с бородкой.
   - Игорь?!
   Он в ответ  грустно улыбнулся. Несколько мгновений я находился в замешательстве, думая про себя, что где-то на территории санатория уже сталкивался с ним и, поднявшись с насиженного места, обнял его.
  - Привет, дружище. Рад тебя видеть. Какими судьбами и тебя занесло в эту глухомань? - проговорил я, вглядываясь в трудно узнаваемое лицо бывшего сослуживца.
  - Это долгая история, - ответил Игорь, опускаясь в свободное кресло. После недолгого молчания он негромко заговорил: - Служил, мотался по гарнизонам, попал в Чернобыль. Слышал, наверное, такой город Припять?
   - Слышал, - довольно отстраненно ответил я.
   - Так вот знаешь, старик, -  сказал Игорек,  с трудом делая пару глотательных движений, - картина страшная. Многоэтажные дома, пустынные улицы. Вымерший город. Всё отравлено. Короче, получил я там свою дозу. Теперь вот езжу по санаториям… – Он добавил с усмешкой: - Оздоравливаюсь.
   - Да… - ответил я, сочувственно покачав головой, не представляя, что можно сказать в подобной ситуации.
    Мой взгляд невольно упал на дверь 412 комнаты.
     Игорь  это заметил и, улыбнулся.
   - Там Марина. Ты что, не узнал её?
      Я пожал плечами.
    - Мне показалось что-то знакомое, но ведь мы с ней  в полку мельком виделись.
    - В общем, Серёжа, я теперь ни на что не способен, - как-то уж чересчур спокойно произнёс Игорёк.
   - А врачи что говорят?
     Он недовольно отмахнулся.
   - Врачи мне уже не помогут. У кого я только не был, к каким специалистам не обращался…
   Мы проговорили  далеко за полночь. Когда прощались, Марина ещё не вернулась. В своём номере, я предался воспоминаниям.
   Игорь служил у нас в полку начальником вещевой службы, был он маленький, худощавый  и подвижный. Энергия, требуя выхода, не давала ему покоя.  Первый брак  у него не сложился. Любитель поохотиться за женщинами на стороне, он однажды засиделся в кабинете с одной весёлой  полковой дамой. И надо такому  случиться - его супруга решила заглянуть в штаб на огонёк.
     Она открыла дверь и увидела, как Игорек наливает  шампанское в стакан очередной временной подружке. Коробка конфет заманчиво красовалась перед ними на столе. Невозможно себе представить, что могло произойти в душе супруги Игоря, но она опрокинула бутылку, перевернула ему на голову коробку с конфетами и демонстративно удалилась. Когда Арсеньев позвонил в дверь собственной квартиры, он услышал твёрдый голос жены:
   - Иди туда, откуда пришел!
     Ночевать ему пришлось в офицерском общежитии, а вскоре они развелись.
     Не прошло и месяца, как Игорёк обзавелся новой подругой жизни. Высокая, стройная молодая женщина с зелёными глазами стала его очередной спутницей. Арсеньев проигрывал Марине в росте и габаритах, но держался молодцом.  Его взгляд, казалось, говорил: "Во какую я себе отхватил".
    На полгода он утихомирился. Но однажды для вещевой службы потребовалось найти писаря из числа военнослужащих женщин. Игорь с присущей ему энергией взялся за дело. Объездил местные военкоматы. Поспрашивал  у знакомых. Когда он увидел Ларису в одном из бюро по трудоустройству, его нижняя челюсть повисла на уровне грудной клетки. Он начал рисовать ей радужные перспективы зачисления на военную службу. Лариса, очарованная его красноречием согласилась.
    Новая жена, ни о чем не подозревая, продолжала вести тихую и размеренную жизнь супруги начальника вещевой службы. Перед майскими праздниками  Игорь поставил жену в известность, что отбывает на конференцию в штаб армии. На самом деле начвеща уже давно приглашал в гости  Костя -  знакомый лесник, обещая настоящий отдых, включая  рыбалку и прогулки на лодке по ночному озеру.
    И вот когда он за десятки километров от дома трудился на так называемой конференции, у него в квартире раздался телефонный звонок. Марина сняла трубку:
   - Алло.
   - Вы знаете, что ваш муж вам изменяет? – произнёс женский голос.
   - А кто это говорит?
   - Неважно. Доброжелатель.
   Нельзя сказать, что звонок шокировал молодую жену. Повода подозревать у неё пока не было, хотя она слышала кое-что о проделках своего благоверного, но значения этому не придавала. Припоминая тщательные сборы Игорька, как он старательно отмывался, брился, примерял чистое белье, она призадумалась и позвонила в часть.
    Трубку дежурного по полку снял майор Степанов, я тогда был его помощником. Состоялся короткий диалог:
  - Дежурный по части майор Степанов, слушаю вас.
 - Здравствуйте. Вы не подскажите, пожалуйста, как разыскать капитана Арсеньева?
   - Здравия желаю! А кто спрашивает?
   - Его жена.
   - Одну минуту, - проговорил Степанов. Он обернулся ко мне:  - Серега, сбегай, узнай, где Арсеньев?
    Кабинет начальника вещевой службы был закрыт. Я поднялся на второй этаж к заместителю командира части по тылу. Услышав мой вопрос, тот крайне удивился:
    - Арсеньев? Да он на два дня отпросился по семейным.
     Я тотчас передал  эти слова дежурному.
  - Алло, вы меня слушаете? - громко произнёс Степанов в трубку.
   - Да - да.
   - Ваш муж отпросился на два дня.
   - Куда отпросился?
     Он прикрыл микрофон ладонью и вопросительно посмотрел на меня:
   - Что говорить?
    Я в полном замешательстве пожал плечами. Дежурный, как человек, которому сильно жмут ботинки, сморщил лицо и пробормотал в трубку:
   - Извините, я не могу вам точно сказать.
   - А у вас конференция  когда должна состояться?
   - Какая конференция?
   - Всё ясно, - ответила она и положила трубку.
    Игорек возвращался домой в великолепном расположении духа. Лесник Костя подвез всю компанию на своей машине до города. Арсеньев посадил девушек в такси, чтобы тех развезли по домам, а сам, в целях конспирации поехал к военному городку на маршрутном автобусе. Лесная сторожка на берегу живописного озера всю дорогу до дому будоражила его воображение. А  Лариса… Что за девушка! Красивая, с чувством юмора и нежной кожей на стройных ножках.
   У себя в квартире в большой комнате он увидел  стол, заставленный всякого рода копченостями и солёностями, жареными и тушеными блюдами. По соседству с букетом цветов стояли бутылки с водкой и шампанским. Игорёк с удивлением спросил:
   - Что у нас за праздник?
   - Я приготовила тебе сюрприз. Ты не рад? - в свою очередь спросила она.
   - Да нет, - удивлённо ответил он.
   - Иди, дорогой, прими ванну с дороги.
    Пока Игорёк раздевался, Марина обратила внимание, что трусы на нём одеты наизнанку. Это окончательно убедило её в мысли по поводу анонимного звонка: дыма без огня не бывает. После того как Игорь принял ванну и они сели за стол. Она подняла рюмку с водкой:
   - С лёгким паром!
    Когда дело дошло до третьей стопки, Игорёк решил показать, кто в доме хозяин.
   - А не много ли тебе? – спросил он, косясь  на жену, которая подносила  к губам наполненную до краев рюмку.
   - Не много, дорогой, - ответила супруга, опрокидывая содержимое внутрь.
    - Хватит, дурра! – воскликнул Игорь.
    - Ах, так?! - возмутилась Марина.
   Она неожиданно встала со своего места, схватила Игорька поперёк туловища, вынесла на балкон третьего этажа и бросила за перила. Капитан Арсеньев  впервые испытал чувство пусть недолгого, но свободного полёта. Внизу на штакетнике сушились чьи-то матрацы и подушки. Игорьку повезло, он отделался легкими ушибами и царапинами, если не считать вывихнутой руки.
     Погода в этот день стояла на удивление солнечная и тёплая, поэтому свидетелями его падения  стали многочисленные жильцы на скамейках у подъездов.
   Через пару месяцев, не выдержав слухов и взглядов "доброжелательных" соседей и сослуживцев, Игорь добился перевода в другую часть. Прощались мы с большой грустью. Игорёк был человек компанейский, очень общительный  и часто захаживал к нам в холостяцкое общежитие, чтобы распить бутылочку и побренчать на гитаре. Перед расставанием он вкратце поведал мне свою историю. Как люди военные, лёгкие на подъём, мы без сантиментов пожали друг другу руки, доверяясь больше судьбе и приказам  командования, чем своим прихотям и желаниям…
    …Мы с ним ещё не раз встречались у телевизора в холле напротив его номера, но он изменился не только внешне. Нам стало труднее находить общий язык. На жизнь он смотрел из другого, незнакомого мира. Будто знал то, что мне пока было неведомо. Куда подевались  его прежняя энергия и бодрость духа. Я часто видел,  как они с женой входят  в столовую, садятся за стол и, как ни в чем ни бывало, мирно беседуют. А по вечерам она ныряет в комнату 412.
    Так сложились обстоятельства, что из санатория мне пришлось уехать раньше срока.
    В последний день, чтобы развеяться, я вновь решил посетить танцы. В зале под грустную мелодию кружились три-четыре пары. Марина и её партнер  были в их числе. У меня промелькнула подленькая мысль, что я мог бы воспользоваться знакомством с Игорьком в более приземлённых целях. Любопытство и интерес к чужой тайне столкнулись во мне с собственной совестью. Я не выдержал этой борьбы и решительно пошёл к выходу.
   Утро перед отъездом было солнечное и морозное. Стояла безветренная тихая погода. Я зашёл попрощаться с Игорьком. Номер у них был намного просторнее моего. Марина сидела в кресле. Она посмотрела на меня с улыбкой и проговорила:
  - А, это тот самый мужчина, который так ни разу и не пригласил меня на танец….
  - Мариночка, я же тебе говорил, мы вместе служили, - словно оправдываясь, сказал Игорёк.
   - Ну ладно, вы пока тут поговорите, а я прогуляюсь, -  сказала она, поднимаясь. Прикрывая за собой дверь, Марина взглянула на меня. В её глазах я увидел точно такую же боль, которая порой светилась во взоре Игорька. Они блестели, точно водная гладь озер, но сквозь тихую красоту просматривалась глубокая печаль.
    Игорь проводил меня до автобусной остановки, где мы и распрощались.