Серафима 19. 1918 год

Ярослав Яковлев 2
                Глава 37. 1918 год. Немецкая оккупация

Оккупация  Украины немцами. Бой где-то совсем близко. Вся наша семья: мама, тятя, братья Серёжа и Ваня, сёстры Настенька, Даша, Маруся с ребёнком и я, целый день укрываемся  в подвале. В 5 часов вечера стрельба поутихла. Я и мама остались в подвале, остальные ушли в дом. Мама держит в руках горящую свечу.
Приоткрыли дверь подвала, выглядываем наружу. Видим, по огороду  бегут  два немца с наганами в руках, заглядывают в сарай. Мы с  тревогой выходим из подвала, от немцев нас отделяет  штакетник. Немцы кричат: «Где большевик?»
Мама им кричит: «Большевики ушли, их тут нет!»
На крики вышла вся семья из дома. Брат Серёжа на фронте немного нахватался немецких слов, пытается  объяснить, что большевики были утром, теперь отступили. Вдруг мимо моего уха просвистела пуля. Меня не задело, но я ничком бросилась на землю.
Немцы перескочили через штакетник и через меня, поняв, откуда был выстрел, увидели в кустах смородины красноармейца, догнали, схватили. Его замучили на наших глазах, подбрасывали и бросали об землю. Парнишке было лет 18, на груди  крестик.
Брат Сергей сколотил по быстрому какое-то подобие гроба, вечером на кладбище стали копать яму, девушки нарвали каких-то цветов. Начали опускать гроб в яму, но  немцы заметили, несколько пуль просвистело над головой. Затем к нам подошёл немец:
-Если не прекратите закапывать, то сейчас стреляли поверху, а тогда будем стрелять в Вас.
Утром тело несчастного было выброшено из ямы. Вокруг появились какие-то собаки, по лицу ползали мухи. Несколько девчонок пошли на кладбище и, делая вид , будто собирают траву, проследили, чтобы собаки не погрызли труп.
Поздно вечером  парни вновь закопали тело, и снова утром немцы его выбросили. Ночью  в третий раз парни постарались тело закопать поглубже, и в этот раз немцы оставили захоронение нетронутым.
Потом там поставили памятник, но при строительстве моста в Филипповке там брали песок и от памятника ничего не осталось.

                Глава 38. Федя Кроленко

Федя Кроленко  был общим товарищем всех моих подруг. Он запросто заходил в дом к любой из нас, мог поговорить с родителями на общие темы и считался везде своим  человеком.
Этим часто пользовались парни в посёлке.
Захочет какой-нибудь паренёк увидеть меня да в дом зайти стесняется, тут уж прибегают к  помощи Феди!
Заходит к нам Федя, скидывает шапку, здоровается. Отец приглашает: «Садись, Фёдор, пить чай!»
Федя садится, а украдкой делает мне знаки, что его послали ко мне. Я знаю, кто его послал, но на дворе мороз, а в комнате тепло, уютно и мне совсем не хочется на мороз. Я делаю вид, что не замечаю его знаков.
Федя толкает под столом меня ногой, я незаметно отодвигаюсь подальше. А Федя увлёкся разговором с отцом и забывает про парня, который его послал и теперь ждёт на морозе. Вдруг спохватывается и без всяких намёков открытым текстом сообщает, что меня на улице ждёт Н.Н. Подчас бывает, что и на мороз неохота идти, и к  этому Н.Н. я равнодушна.
 Каким-то теплым летним вечером собралась молодёжь на улице вдали от нашего дома. Танцульки в сопровождении целого оркестра: гитара, мандолина и балалайка. Подошли немецкие солдаты , немец пригласил меня на вальс, и во время танца его рука поползла гораздо ниже моего пояса. Почти рефлекторно я влепила ему пощёчину, вырвалась  и через пару секунд была уже далеко от танцев. Меня сопровождал Федя, на всякий случай пошли домой огородами, и несколько дней он провожал меня на работу и с работы. Впрочем, подозреваю, что никто за нами и не гнался.
                Глава 39. Приход деникинцев
Весной 1919 - приход Деникинцев
С приходом деникинцев Сидор и другие ушли в подполье. Шура, сын Даши, знал где они находятся, носил им еду, брал грязное бельё, носил чистое. Даша им стирала. Как-то собрались у Даши человек 10, о чём-то совещались, в 2 часа ночи разошлись.
Возможно, кто-то донёс или просто выследили, но однажды Дашу посетили деникинцы, избили  до полусмерти, допрашивали, где муж. Когда Даша потеряла сознание, они оставили её лежать на полу, навалили сверху кучу матрасов, подушек, ворох одежды: «не прибили, так задохнётся».
Даша очнулась, думала, что уже в земле, стала шевелить рукой, рука оказалась на свободе, постепенно выбралась из вороха. Шуры дома не было, он был в лесу с Сидором. Даша бросила всё дома и кое-как ночью, почти на четвереньках добралась в Лужок к сестре Марусе.
Всё тело Даши было в сплошных кровоподтёках, отлеживалась больше месяца. Потихоньку пришла в себя, стала подыматься и ходить.