Дни Турбиных в Тюмени

Василий Костенко
  Дни Турбиных в Тюмени.

     Вчера смотрели премьеру В Тюменском драм театре "Дни Турбиных" , на мой взгляд тема очень актуальна, в мире с удручающей постоянностью , происходят подобные вещи. Наш Драм.театр молодёц! Три мистические колдуньи наглядно раскрывали тему, поднятую Булгаковым.

     Режиссёр Пётр Шерешевский из Санкт-Петербурга рассказывает историю о жизни одной семьи и целой страны, в которой рушится привычный уклад жизни. Благодаря символичной, избавленной от натурализма сценографии Анвара Гумарова история белогвардейских офицеров Турбиных, их сестры и близких превращается в притчу о дружбе, о жизни в преддверии и во время катастрофы, о надеждах на лучшее, которые человек склонен питать даже в самых страшных обстоятельствах.

     В Киев приходят петлюровцы, потом их выбивают из города большевики, гетман Украины в спешке покидает страну вместе с ненадёжными союзниками-германцами, оставляя белую гвардию обезглавленной и беспомощной.
     Полноправные герои спектакля Петра Шерешевского — три ведьмы, три сестры, беззастенчиво вмешивающиеся в судьбу как отдельных людей, так и целой страны. Этот тот самый элемент мистики, который был анонсирован режиссёром незадолго до премьеры спектакля. Безобразные женщины растрёпаны, полуобнажены, на их лицах маски смерти, они воплощают всё низменное, непредсказуемое, жестокое и неприглядное, что есть в человеческом мире, то, на что хочется закрыть глаза. Но от этих хтонических персонажей отгородиться не так-то просто, они то воплощают второстепенных персонажей: убийц, мародёров, немецких послов, уводящих гетмана (прямо в ад?). Спектакль начинается с тревожного провидческого сна Алексея, но когда герой очнётся, фурии из его сна никуда не денутся, а будут орудовать в спектакле до последнего живого, не успокоятся, пока не прикроют глаза каждому из персонажей.
Десятки венских стульев, выстроенных чинными рядами в доме Турбиных, это и готовые отстаивать Родину белогвардейские офицеры и юнкера, чьи ряды смешиваются,  в течение спектакля, чтобы в финале превратиться в бесформенную кучу утиля, в баррикаду, бессильную остановить безликого и беспощадного врага. Одновременно это образ семейного покоя, порядка и уюта, установленного поколениями, который разбивается сначала незначительно — явлением друга семьи, штабс-капитана Мышлаевского с обмороженными ногами, потом приездом Лариосика. Тальберг, заскочивший домой на минуту, чтобы сообщить о своём бегстве, цепляется за внешний порядок, пытаясь расставить стулья и обозначить место главы семьи (покидая жену, он не хочет терять её, дом, имущество, репутацию, хочет усидеть на всех стульях). Но его предательство сводит на нет мелкие попытки восстановить порядок — Елена роняет стулья, делая в ровных рядах настоящую просеку.

Знаменитая люстра из горного хрусталя, перекочевавшая в спектакль из старого здания тюменского театра, украшает квартиру Турбиных, а опустившись до пола, превращается в блистательную ставку гетмана, она сотрясается от взрывов, ровно как и от салютов, её обирают в брошенном бегущими патриотами дворце, она празднично сияет над рождественской ёлкой, на фоне белоснежного парашютного шёлка, укрывшего сцену, как саван.

На заднем плане сцены установлен помост, обшитый зеркальными панелями, при определённом освещении стоящие на нём ведьмы кажутся парящими над людьми призраками. На этом помосте, как запасные игроки, как марионетки, отложенные кукловодом, дожидаются своего часа персонажи, готовые сыграть свою роль в пьесе, конец которой известен всем, кроме них самих.
   Интересны монологи белых офицеров о Российских монархах, гетмане, Петлюре и большевиках. Претензии к бывшим и действующим политикам, отсутствие настоящего вождя перекликаются с реалиями сегодняшнего времени.
   Николай 2-й, через своё правительство ответил на волнения в столице,  указом от 26.02.17г. о приостановка заседаний Думы до апреля 1917г., что фактически означало её роспуск и отказ от примирительного характера развития Петроградских событий, путём конституционного ограничения монархии в России.

Кругом постылая война,
Повсюду серые шинели.
Россия слухами полна,
Все революции хотели!

Февраль. Метель. И воет вьюга,
И очереди длинной хвост.
А в Петрограде с хлебом туго,
И зря опять народ промёрз.

- "Все расходитесь, хлеба нет,
Есть только белый, дорогой!"
- "Жри сам! Порядка в стране нет!
А может быть царя – долой ?"

- "Царя?"
- "Конечно! Он в ответе!
Вся власть прогнила до трухи.
Царица – немка, в Кабинете
Министры бездари – рвачи."

Казарма. Ночь. Не спят солдаты.
Назавтра, что ж, опять шагать.
Не на врага, на супостата –
Рабочих с улицы гонять!

И командирам веры мало
Чуть что, на фронт грозят послать.
А вдруг у них "ума достало"
Приказ отдать в толпу стрелять?!

В окопах быстро забывают
Свободы воздух чумовой.
Как дальше жить? Никто не знает.
А может быть царя – долой !?

Мрак. Копоть. Цех пустует,
А во дворе гудит толпа.
Завод Путиловский бастует.
Идёт на улицу "качать права".


Всю ночь трудился над плакатом
Кузнец натруженной рукой,
Чтоб утром прозвучал набатом
Призыв простой: "ЦАРЯ – ДОЛОЙ"!

Трон зашатался вековой,
Под справедливым возмущеньем,
И понеслось по мостовой
Народа гневное волненье.

И вот февральскою порой,
Всё то, что долго где-то тлело,
Прорвалось бурей грозовой,
И в Питере всё закипело.

Но только власть не извлекла
Урок истории кровавый,
И свой народ всё ж довела
.До смуты и войны без славы.

   За неделю город был полностью захвачен восставшими, с  обеих сторон погибло более 300 и ранено около 1100 человек, эшелоны с частями генерала Иванова Н.И., посланные на усмирение восставших не успели доехать до столицы.  2 марта 1917г. в результате переговоров исполкома Петросовета и думских лидеров было создано временное правительство, которое возглавил (первый состав до июля 1917г.) князь Львов Г.Е.
   Пролилась первая кровь, пролитая в уличных боя, между русским крестьянами, одетыми в солдатские шинели или полицейские мундиры, их командирами, выходцами из среднего сословия,    Погибли и просто случайные люди, оказавшиеся на линии огня.
На Марсовом поле, в Питере торжественно были похоронены жертвы Февральской революции, чьи имена остались в бронзе. На прощальном митинге в произносимых речах незримо присутствовало ощущение грядущих кровопролитных битв ГРАЖДАНСКОЙ войны.

КВаМ. 25.05.13г.