Выбор

Головко Ольга
Моя голова - сломанный радиоприемник, который можно отключить лишь обесточив.
Он ловит радиостанции урывками.
Днем и ночью...
Днем и ночью одно и то же:
шум,
шум...
шум.
Голос...
тихий, невнятный, нервный...
Голос;
умеренный, различимый, сдержанный;
Голос.
громкий, четкий, спокойный.
голос...
голоса...
многоголосье
полифония
фон и я
фон - я.
...
Голос № 1: где мой портфель?
Голос № 2: какой портфель?
Голос № 1: черный кожаный портфель. У меня дело. Я должен доложить о (шум) в вышестоящую инстанцию.
голос № 2: сохраняй нейтралитет.
Голос № 1: уже звонили из политбюро. Меня ждет сам товарищ (шум). Просили найти дело (долгий шум). Я опаздываю. Где мой портфель (шум).
Голос № 2: сохраняй нейтралитет.
Голос № 1: люди, люди. жалкие людишки, пошлые, гнилые людишки. они заслуживают справедливого наказания (шум). Стервятники, предатели, воры, лжецы(шум). грязные людишки, мерзкие, ненавистные людишки! Расстрелять, расстрелять!
Голос № 2: сохраняй нейтралитет.
Голос № 1: они все, все преисполнены ненависти. они не поймут (шум), не поймут (шум). и тебя, и меня не поймут. где мой портфель? я опаздываю. надо успеть завязать галстук. надо успеть, не опоздать. Дегенераты, кругом дегенераты и дилетанты, зажравшиеся эгоисты. они достойны (шум). Давай, давай, возненавидь и ты их!
Голос № 2: а лучше ли добрая война худого мира?
Голос № 1: а ты, что ты молчишь? и где, черт побери, мой портфель?
Голос № 3: а что сказать? ведь тебе самому хорошо известно, что изреченное слово - ложь.
Голос № 1: это не оправдывает твоего молчания.
Голос № 3: а это и не оправдание. перед кем мне себя оправдывать? перед тобой? так ты же мне не отец, не брат, не сын, так, стало быть, ты мне ровня, и говорить с тобой я буду на равных. перед собой? тогда для оправдания необходимо чувство вины или стыда, я же их не испытываю, а, значит, и оправдывать себя мне не за что. 
Голос № 1: ах так, я доложу об этом самому товарищу (шум)
Голос № 3: право твое.
Голос № 1: это я знаю, что право мое! но где мой портфель?
Голос № 3: там же, где и всегда - в правом ближнем углу.
Голос № 1: и без тебя бы разобрался.
Голос № 2: не забудь проверить дело.
Голос № 1: дело, да-да, дело, дело о (шум). подлые людишки. как же я их презираю, как же я их ненавижу.
Голос № 3: как аукнется, так и откликнется: людей надо уважать.
Голос № 1: почему ты говоришь, когда тебя не спрашивают, и молчишь, когда с тебя требуют ответа?
Голос № 3: потому что я сам хозяин своего слова.
Голос № 1: уважать, уважать людей невозможно. и за что их уважать? деньги, деньги, похоть, деньги (долгий шум)
Голос № 3: а как же благородство, сострадание, милосердие?
Голос № 1: сказки! только в сказках такое возможно. но спустись с небес на землю! все, абсолютно все: мелкие скулящие, слабые твари, занимающиеся только тем, чтобы как можно красочнее замаскировать под доброй улыбочкой свои омерзительные делишки. 
Голос № 3: да, возможно, ты прав.
Голос № 1: я всегда прав!
Голос № 3: пожалуйста, не перебивай меня. я сказал "возможно". да, люди всегда были склонны к далеко не доблестным поступкам, чтобы хоть как-то выжить в этом мире.
Голос № 1 (торжествующе): вот именно!
Голос № 3: дослушай до конца. да, люди всегда были склонны к далеко не доблестным поступкам, чтобы хоть как-то выжить в этом мире. да, большинство из них попадают в ловушку славы, успеха, власти. но есть те, кто достоин уважения. кто достоин сострадания и прощения. понимания и любви, в конце концов, хотя бы жалости. ведь льва, едящего антилопу, никто и никогда за это не осуждает. так почему же ты осуждаешь людей за то, что они всего лишь люди?
Голос № 1: да, но львы не едят львов, а люди людей убивают. и я осуждаю людей, осуждаю потому что они этого достойны, потому что они бесчеловечны.
Голос № 3: достойны? кто же это решил?
Голос № 1: я и решил! как ты там сказал: я сам хозяин своего слова.
Голос № 3: так то ведь слова, а не чужой жизни.
голос № 1: а разницы-то: слова или жизни? к тому же есть такое слово "жизнь"
Голос № 3: тогда чем ты отличаешься от тех, кого ненавидишь? ты тоже бесчеловечен.
Голос № 1: я? бесчеловечен? да кто дал тебе право так говорить? это клевета!
Голос № 3: для кого - клевета, для кого - правда. ведь каждый видит в других то, что имеет в себе, но чего замечать боится.
Голос № 2: сохраняй нейтралитет.
Голос № 1: возненавидеть. ненависть, только ненависть. слышишь, они достойны только ненависти за все свои поступки.
Голос № 3: ты не имеешь права навязывать человеку свое мнение.
Голос № 1: слушайся меня, я всегда прав
Голос № 3: ты не имеешь права приказывать человеку.
Голос № 1: это будет правильным решением! они достойны твоей ненависти! отомсти, отомсти им всем за то, что они с тобой сделали, до чего тебя довели, как поступили. эти (шум), эти (шум)...
Голос № 3: ты не в праве решать за человека, как ему жить
Голос № 2: нейтралитет, сохраняй нейтралитет, сохраняй...
...
-Хватит, хватит! Прекратите, замолчите! - в отчаянье выкрикиваю я и, зажмурившись, хватаюсь руками за голову, принимаясь раскачиваться взад-вперед.
Шум, шум... долгий шум в моей голове...
Я боязливо-медленно открываю глаза и оглядываюсь по сторонам. На меня, поверх очков, внимательно смотрит суровая тетка-психиатр и еще небольшая группа запуганных пациентов. И по воцарившейся тишине я понимаю: это грозит мне тем, что мое дело попадет на стол глав-врача. 
Но если она это сделает, то я, я... я расскажу, как она специально доводит своих пациентов до истерики, чтобы дольше их не выписывать.
-Что-то случилось? - сухо спрашивает она.
Я молчу. я молчу, потому что... быть может, не лезть во все это?
-Что-то случилось? - голос ее становится более требовательным и громким.
Я больна, я признаю, что больна и измучена, и что, возможно, они хоть чем-то помогут мне...
-Я...
Моя голова - сломанный радиоприемник, который можно отключить лишь обесточив.
 
26 мая 2013г.