Сны наяву, или Калейдоскоп мироощущения

Павел Малов-Бойчевский
(Рецензия на новую книгу стихов Галины Студеникиной)

В 2013 году вышла из печати новая книга стихов талантливого поэта из Новочеркасска Галины Студеникиной с многозначительным названием «Алый сон». Как отметила в кратком предисловии член Союза писателей России Виктория Можаева: «Похоже на «Алые паруса», но как-то ещё несбыточней, потому что – сон».
Это действительно, – книга, а не сборник: 168 страниц, твёрдая, со вкусом оформленная обложка. Можно сказать, избранное, несомненно вместившее лучшие произведения поэта.
Поэтический почерк Галины не совсем традиционен, она, как мне показалось, смело экспериментирует почти в каждом стихотворении, и потому они отличаются одно от другого по стилю и техническому решению. Поэт явно поставил себе сверхзадачу: быть традиционно лиричной и в то же время, отличной от предшественников, что ей, без сомнения, удаётся. В этом плане наиболее характерно глубоко лиричное и в то же время философское стихотворение «Инферно» с красноречивым эпиграфом из «Божественной комедии» Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий».
Сошедший в ад
ступенями инферно
(не вороват,
не скуп – что даже скверно!..)
с пустой сумой
игрок – нет, не запасный, –
но запасной, –
пускаюсь в путь опасный.
Тема тёмных закоулков человеческой души, её демонической составляющей, размышления о потустороннем небольшими штрихами проскальзывают иногда в поэтических раздумьях лирического героя о мироздании и смысле жизни, как в вышеприведённом отрывке или в стихотворениях «Смерть», «Вот…», «Амур», «Гнев», «На новенького» и других. Но в этих вещах нет безнадёжного пессимизма, горечи отрицания, духовного упадка, отчаяния житейских утрат, а тем более негатива. Всё строго выдержано на высоком философско-романтическом уровне, это как бы взгляд со стороны, – спокойный, трезвый, осмысленный и жизнеутверждающий. Как в показательном в этом плане стихотворении «Вьюга»:
Смотри: сквозь боль смеюсь,
не ною
от злобы колкой…
То – вьюга воет надо мною,
вдовою горькой.
К поэтическому миру Галины нужно привыкать, постепенно, небольшими дозами, шаг за шагом погружаясь в глубину её образов и поэтических смыслов. Как верно подметила тоже весьма одарённый поэт Виктория Можаева: «Её стихи (Галины Студеникиной – П. Б.) порой намеренно парадоксальны, порой по-женски капризны, иногда по-детски упрямы…». Вот, к примеру, яркое тому подтверждение:
Дождь на ладонях закапал
вслепую
июньское скерцо…
Забилась душа в угол сердца
(в сердцах!) и захлопнула клапан.
…Ну, что это? Век – проплакан.
Как всякая женщина, Галина не обходит вечную тему любви. И, казалось бы, что ещё можно сказать нового, когда об этом написано уже множество стихов, сонетов, даже поэм со времён античности, когда творили легендарные греческие поэты Алкей, Сафо, Анакреонт, и до наших дней. Однако, Галина Студеникина и здесь старается выглядеть первопроходцем. Хотя, может быть, кто-то усомнится: как это – после стольких предшественников? Но автору книги это удаётся:
Вдруг стало поздно…
как-то поздно
ловить лучи,
слова…
твой взгляд.
Успели даже стаять звёзды,
Закапав стеарином сад…
В этом же ряду хочется отметить стихотворения «Так долог снег…», «Твоя улыбка», «Это…», «Когда падают звёзды», «Для тебя», где по-особому, лирично и проникновенно, без надрыва, излишних показных эмоций, затёртых эпитетов, надоевшей всем псевдолюбовной риторики решается святая и вечная тема:
Утопает в белопенном
след невзятой высоты:
где-то там, в осеннем, ты…
Но в весеннем –
неразменном
где оттаивают реки,
нежноцветье не тая,
ты целуй – оттаю я,
разлепляя сонно веки:
ты, ведь, мой…
Я – лишь твоя.
Весь сборник пронизан любовным чувством поэта, органично перетекающим в саму природу и оттуда же проистекающим. Получается своеобразная закольцовка, что можно проследить по многим стихотворениям. Вот, например, «Исполнение»:
Немайской спелостью налит восток,
такой, что чудится – вот-вот на плечи
скользнёт, прошедшей осенью помечен,
тот в поцелуях огненных листок…
Если продолжать этот образный ряд, мы найдём в стихотворениях Галины лирическую героиню, «теряющую листья» подобно кроне осеннего дерева, – плывущую «ароматом абрикосовым»; а также – «солнечную ворожбу», «летний сон», «зов цветения», «майский мир», «майское невестино убранство», «заповедный туман», «талое облако грёз», «зиму-лебёдушку», «цветочный рой», «февральскую муку», «полночную лунную дорогу», «август счастья», «листопад похоронный», «волос осенних вихри», «раскрасневшуюся ладонь клёна» и т. д. Мир природы в стихах поэта очеловечен, как в древних, дохристианских, ведических верованиях наших предков, он органично вплетается в повседневную жизнь, сливаясь с ней единое целое.
И постепенно очеловеченная автором Любовь-Природа плавно перетекает в постижение и мучительные поиски высшей ступени любви – Любви Божьей, что неизменно и неразрывно связано с религиозным чувством. И не случайно, видимо, второй раздел книги назван «Богу – богово». Здесь собраны стихотворения, в которых поэт пока ещё неуверенно, ощупью двигается по пути постижения Божьей истины и благодати духовного евангельского преображения. Вот её характерные размышления в этом ключе: «Как будто – свет не божьим был/ и не Господним будет лето!../ Мы свет пустили на распыл –/ как узнавать весну/ без света?..»
В той или иной мере, но эту же проблему затрагивают стихотворения «Траур», «Холодно», «Решайся», «Часы», «Чтобы…», «Божество» и многие другие.
Завершает книгу раздел с несколько «несерьёзным» названием «Смешная ночь», где собраны разноплановые произведения с той или иной долей горького сарказма, юмора или иронии. Характерно иллюстрирует раздел самое первое стихотворение «Душевно-огородное», которое начинается широко известным: «Прошла любовь, /завяли помидоры…/ Мы очумели в кущах огородных…». Помимо горьких открытий и откровений в стихотворениях «Соучастник» и «То слово…», попадаются и такие, например, игриво-назидательные поэтические пассажи:
Ты любишь так, что жутко мне самой
от страсти оголтелой, озорной,
взрывной,
сердечной – до сердечной боли.
Любить люби, но… чуть поменьше, что ли!
(Стихотворение «Точно»).
В подобном же внешне серьёзном, но глубоко ироничном внутри, ключе исполнено стихотворение-шутка «Хуже всех», другие произведения: «Должна бы…», «День», «Как повелел…». Органично вплетается в стилистическую ткань последнего раздела венок сонетов с латинским названием «Modus operandi» (Образ действия, характерная черта). Здесь, помимо шуток и иронии, вроде «чахлого «боливара» или «желаний, исполняющихся, когда уже – ни пыла, ни запала», попадаются и глубокие философские размышления о религии: «Мы с богом разлучаем богослова,/ пригрев на сердце скользкий аргумент/ искать вдали от Слова «happy end». Венок насыщен яркими поэтическими красками, образами, нестандартными мыслями, внезапными стилистическими оборотами. Он порождает множество ассоциативных рядов, держит всё время в напряжении, не отпуская до самого конца. Поэтическая техника весьма виртуозна и выполнена безукоризненно. В многоплановом произведении, которое по сути является не только венком сонетов, но и своеобразной поэмой, то есть эпосом, органично переплелись сегодняшний день и глубокая древность, размышления о любви, Боге, существовании человека.
О просчётах и недостатках книги говорить не хочется и не потому, что их нет вовсе. Ошибки, конечно, попадаются – от них не застрахован никто, тем более общеизвестно: не ошибается тот, кто ничего не делает. Просто, на общем фоне нетрадиционности и необычности поэтического письма Галины Студеникиной очень трудно отличить действительную ошибку, неудачный эпитет или другой поэтический троп, технический или стилистический сбой, от преднамеренного поиска собственного новаторского оборота речи, необычного решения, постановки, так сказать лирической сверхзадачи. И здесь, думаю, ошибкой выглядели бы как раз стихи с традиционной поэтической техникой, чего в книге нет. Конечно, придирчивый читатель, поставивший себе цель покритиковать ради критики, может, что-нибудь «накопать». Но в глаза это не бросается, всё идёт плавно и гладко, хоть «гладкописью», эмоционально изломанные, экспрессивные ритм и размер автора, назвать можно только чисто условно. Это стихи не просто поэта-женщины, тонкого, чувственного лирика, любящего и прощающего, но и уверенного мастера, сложившегося писателя, обладающего собственным поэтическим голосом и твёрдой жизненной позицией. Галина не зацикливается на чём-нибудь одном, а постоянно ищет, экспериментирует, от стихотворения к стихотворению оттачивает мастерство.
И это радует. Потому что движение вперёд – жизнь! И не пристало настоящему писателю, творцу, топтаться на одном месте, переливая из пустого в порожнее избитые, давно всем надоевшие, пересказанные сотни раз лирические «истины».

27 марта 2013 г.