Портретист. В поисках истины

Архив Конкурсов Копирайта К2
Конкурс Копирайта -К2
Внеконкурсная работа


***


 - Я так понимаю, Дмитрий Николаевич, под вашим руководством удалось меньше, чем за две недели, раскрыть одно из самых громких дел на моей памяти — кража картины и драгоценностей из усадьбы князя Курусова много шума произвела. Зато теперь и наша работа на виду будет,  — начальник сыскной полиции и по совместительству мой шеф ещё раз окинул взглядом расставленные по всему кабинету картины, покосился в сторону наполненного золотыми изделиями саквояжа и довольно разгладил усы: — Каков улов, а?! Ну ведь умеют же стол розыска и ломбардный отряд согласованно работать, когда захотят, сукины дети! Этак мы и ещё несколько последних дел по кражам одним махом сможем одолеть. Надо будет списки похищенного поднять... Но вернуть пропажу княгине, конечно же, необходимо в первую очередь.
 - Как раз этим занимаюсь. Я сверился с описью: все украденные из особняка Курусовых драгоценности мы нашли. 
 - Редкая удача. И, без сомнения, ваша, Дмитрий Николаевич, заслуга. Вам и карты в руки: поезжайте с этим известием к князю, - шеф снял с вешалки плащ, взял шляпу и потянулся за тростью, — человек вы молодой, о повышении по службе думать надобно... А я, пожалуй, домой отправлюсь .
 - Постойте, Алексей Францевич, я хотел совета у вас просить по поводу картины.
- А что с картиной?
- Их двенадцать.
- Как это — двенадцать?
- У скупщика оказалось двенадцать портретов женщин в белом. А по имеющимся описаниям определить, на котором из них княгиня, не представляется возможным.
- Кхм-хм, да, — закашлялся  шеф, — задачка не из легких, но я уверен, голубчик, вы справитесь.

Когда за ним захлопнулась дверь, я вздохнул и, поминая недобрым словом всю рисующую братию, — сговорились они, что ли, дам в белых платьях малевать? — принялся переставлять в один ряд отобранные полОтна. Затем, мысленно дав им порядковые номера, вернулся к столу.
Дюжина женщин в светлых одеждах, будто с упреком, смотрели в мою сторону.
М-даа... Есть в них всех что-то общее. Или показалось?.. Я зажмурился. Так и свихнуться недолго. Может, отвезти все двенадцать князю — пусть посмотрит, выберет, да и дело с концом? И — домой: до кровати бы добраться, не спал почти двое суток...
Но, живо представив объяснение с князем, я тут же отбросил эту идею и, с трудом разомкнув веки, вновь уставился на картины: на третьей, четвертой и одиннадцатой были изображены весьма юные особы. Возможно ли, что какая-то из них замужем за князем Курусовым? А почему нет?
На должность заместителя начальника Московского уголовного сыска я назначен совсем недавно, посему информация о здешнем светском обществе у меня на данный момент самая скудная — это значит, сократить число возможных вариантов с двенадцати до девяти так быстро не получится.
Эх, поспать бы...
Я взял со стола исписанные мелким почерком листки и, подавив зевок, откинулся на спинку стула.

Описание со слов князя было самым кратким:
«...портрет не точен: совершенно не свойственная для Марии Александровны манера держаться, этакая напускная серьёзность, немного отсутствующий взгляд... — совсем не похоже на неё. Впрочем, неважно. Некоторое сходство все же имеется, и краски хороши...»
Так, первый, второй, четвертый и шестой портреты...  Хотя, нет, — четвертый, кажется, не подходит.
Черт, как же плохо видно!

Описание со слов  графини Смолиной, гостившей у Курусовых вместе со своим племянником:
«княгиня великолепна в своем светлом платье... изумительно передана фактура ткани — гладкий, скользящий атлас, тонкое плетение и прозрачность кружев... за каждой складкой материи изящество форм... безупречный вкус при выборе украшений... простоватая прическа... классически правильные черты... легкая полуулыбка...»   
Ничего не понимаю, — так всё же напускная серьёзность или улыбка?
А улыбаются у нас дамы на... на всех картинах, за исключением четвертой! Нет, стало только хуже.

Описание со слов племянника графини Смолиной:
«портрет светской львицы... во всем видна удивительная красота и аристократизм: в едва заметном наклоне головы, в отрешенном, но, в то же время, внимательном взгляде, полном  нежности и почти материнской заботы... в изысканном жесте тонкой руки...  чувственность... муза...»
Да этот молодой человек, по всей видимости, поэт! Хорошо, хоть про руку догадался упомянуть, остальной бессмыслице вряд ли можно верить.
На первом, третьем, пятом, шестом и двенадцатом портрете есть изображение руки.

Описание со слов другого художника, бывавшего в доме Курусовых:
«самый настоящий салонный портрет — парадный, если угодно. Идеально выверенная, эффектная поза, точность в изображении деталей одежды, красивый фон... известно, что работа несколько раз переделывалась по просьбе княгини».
Интересно, лес можно считать красивым фоном?..

Всё, решено: беру с собой пятый, шестой и двенадцатый портрет. Надо ехать, иначе точно свихнусь.

Затащив три выбранных картины в пролетку, я, уселся рядом и, уже было, начал дремать под мерный цокот копыт пегой лошаденки, как заметил у здания театра поручика Матковского. Окликнув его, я пересказал, в какой затруднительной ситуации нахожусь, и попросил помощи.
- Нет ничего проще, — ответствовал поручик. — Выберите портрет, на котором самая высокомерная баба с надменным лицом и равнодушным взглядом, — не ошибетесь.

Надо ли говорить, что к особняку Курусовых я подъехал, уже полностью определившись с выбором?

Пройдя в уютную гостиную, едва успел оглядеться, как за спиной послышались легкие шаги. Я обернулся и понял, что ни одно из виденных мною описаний не было справедливым, несмотря на то, что в каждом из них была доля истины. Впрочем, кисть художника тоже оказалась бессильна передать исходившую от этой женщины спокойную силу. Её лицо могло поспорить правильностью черт с древнегреческой статуей: тонкий прямой нос безупречно сочетался с таким же прямым лбом, округлый и немного тяжелый подбородок ничуть не портил общее впечатление, а только подчеркивал столь редко встречающуюся у современников античную красоту. В устремленном на меня взгляде глубоких глаз сквозь дымку усталости проступала властность. В уголках узкой линии рта затаилась усмешка.
Сообразив, что уже довольно продолжительное время бесцеремонно разглядываю супругу одного из самых влиятельных лиц государства, я почувствовал, что краснею...



© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213052000066
рецензии
http://www.proza.ru/comments.html?2013/05/20/66