Готова ли Россия к конвергенции?

Владимир Костылев
Готова ли Россия к конвергенции?

Конвергенция – концепция, выражающая идею сближения двух социальных систем (капитализма и социализма), с их последующим синтезом в некоем «третьем» обществе, сочетающим положительные качества обеих.

Идея конвергенции, нещадно критиковавшаяся, особенно в 70-е годы, сегодня выглядит действительно здравой и, на первый взгляд, реальной.  Но применительно к условиям, сложившимся в России, она напоминает мне известную присказку: «ребята, давайте жить дружно». Возможна ли идея конвергенции в России?__

Не претендуя на истину в последней инстанции, сразу скажу: нет, конвергенция в России в современных условиях невозможна. Почему?
 
Для того, чтобы реализовать этот путь, в обществе должны сложиться следующие условия.

Первое – правящий класс общества должен понимать, осознавать необходимость этого пути. Он должен принять все те шаги (политические, экономические, идеологические), которые надо совершить на этом пути, согласиться на них. При капитализме это происходит постепенно в результате классового противоборства и взаимного поиска решений для  урегулирования создающихся противоречий. Там где рабочий класс, вообще наёмные трудящиеся, сильны своей сплочённостью,  представлены соответствующими структурами в политической жизни страны, там  добиваться уступок со стороны  капиталистов гораздо легче. Поэтому капитал вынужден идти на уступки, сдерживается в своём стремлении к обогащению в жёстких рамках, довольствуется скромным процентом прибыли. Социализация в таких странах  гораздо выше, чем в отсталых, со слабым рабочим классом.  Как пример  – это скандинавские страны. Но не только они, а вообще в той или иной степени многие страны Европы.

Что мы имеем в России? Где сплочённость рабочего класса, трудящихся? Кто сегодня вообще способен подтолкнуть правящий режим к  осознанию этого пути?  Может быть необходимость его сознает Путин? Возможно, но способен ли он повлиять на изменение политики в этом направлении?

Второе – должна появиться политическая сила, способная не только этот путь сформулировать, теоретически обосновать, но и создать соответствующую законодательную базу для его реализации. То есть, нужна политическая воля правящего класса для реализации этого пути. Что мы имеем в России? Всем известны проблемы легитимности политической власти. Сегодня уже всем ясен процесс искусственного формирования  политических структур (от ГД до президента), их поддержка и легитимность находятся под большим вопросом. Правящая партия озабочена сегодня одним – как сохранить власть, как её подольше удержать. Всё последнее законодательство, принятое в отношении реальной политики (продление президентского срока, выборов, оппозиции,  закон о клевете и др.), говорит о том, что правящие круги (представленные мульти- и просто миллионерами) просто так власть не отдадут и  ей не поделятся.

Так что призыв некоторых политологов: «надо заставить большой бизнес поделиться с народом, вероятно, согласившись с реформой налогообложения полезных ископаемых, другими, возможно, не очень приятными для крупных собственников шагами», является, на мой взгляд, несколько наивным. __

Третье – возможно появление другой политической силы (например, в результате выборов), способной сформулировать и повести страну по этому пути. Но в России сегодня нет действительно общенародной партии, способной, выражая интересы большинства,  повести общество по такому пути.
   
Хорошее образное сравнение: « Рынок – это двигатель конкуренции, это педаль газа. Плановый регулятор – это рулевое управление и тормоз» . Однако главное здесь в том – что за водитель будет сидеть за рулём. Если это будет некий дурак или пьяница (такой опыт у нас уже имеется), то такая машина далеко не уедет.

Четвёртое - политическая жизнь подчиняется своим собственным закономерностям и общественная наука принимается или отвергается политиками лишь постольку, поскольку соответствует их политическим интересам. Можно сколько угодно формулировать красивых и даже правильных идей и теорий, но если они не будут отвечать интересам правящей верхушки, она (верхушка) без боя свои позиции не сдаст никогда.

Почему же это удалось сделать в Китае, Вьетнаме? Пример стран, сумевших пойти по пути конвергенции требует серьёзного уточнения. Главной и определяющей политической силой на момент их перехода на этот путь была Коммунистическая партия, пользующаяся  поддержкой большинства народа и проводящая до этого  политику социалистическую. Оставалось лишь откорректировать её в нужном направлении (дать народу большую свободу, начать с малого предпринимательства, выступать с разъяснениями и т.п.). Внедрять элементы капитализма (частную собственность) гораздо легче, имея в руках политическую власть трудящихся. Именно это и делал В.И.Ленин, когда вводил НЭП. Капитализм вводился постепенно и под жёстким контролем партии трудящихся, на благо трудящихся. Компартия Китая не предала интересы рабочего класса, трудящихся, не разбазарила производственный потенциал страны, а сумела мобилизовать народ, сумела пробудить его предпринимательскую инициативу. И всё это было сделано, повторяю, под жёстким контролем (за бюрократией, за преступностью и т.п.).

Что в России? Всё наоборот. Страну разграбили, уничтожили хозяйственные связи, пустили на растерзание международному капиталу. А теперь хотим этих неуёмных хищников заставить вводит социализм?
 
Только политическая борьба с правящим режимом может сегодня помочь действительно что-то исправить, заставить этот режим реально меняться в сторону подлинной социализации. Но, опять-таки, где силы, способные это делать?

P.S. Критика теории конвергенции содержится также в моих статьях, посвящённых академику Цаголову.