Совсем немного Парижа

Ирина Юлина
     Потрясение от посещения впервые Парижа – это не только прекрасные площади и улицы, собор «Нотер-Дам-де Пари» или Лувр, но и сокровища современного  французского искусства.
 
     Конечно, встреча со средневековыми  дамами останется незабываемой  на  всю жизнь.
   
   Одна дама в Лувре. Встретишься с ней глазами и начинаешь в смятении топтаться возле нее, а она не сводит с тебя глаз, кажется, заглянула в самые потаенные уголки души,  куда  ты сама  не очень-то хочешь заглядывать.  И усмехнулась,  узнав про тебя что-то  подвластное ее  столетней мудрости.
 
   Вторая дама - «Нотер-Дам-де Пари», что дословно переводится  «Наша дама из Парижа». Своим  готическим силуэтом  она  уводит   в такие заоблачные высоты, что кружится голова, а внутри этот собор обволакивает   средневековой  тишиной, и только потускневший от времени, единственный сохранившийся  (остальные  более яркие - новоделы) витраж, связывает тебя с внешним миром, как  и десятки тысяч прихожан  прежде.

     Хотелось бы рассказать о парижских музеях, которые не входят в туристический классический тур, но  необыкновенно интересны и   историей создания, и  коллекциям, хранящимися в них.

                Музей  Орсэ

    Если с острова Ситэ, на котором разместился «Нотер-Дам-де Пари», пройти через мост Александра III  на Левый берег Сены, перед нами раскинется  живописное здание музея Орсэ, созданного на базе бывшего вокзала.

    Здание    вокзала  было построено  по проекту архитектора Лалу к Всемирной выставке 1900 года для обслуживания прибывающих пассажиров, и открыто                14 июля в день национального праздника.   
    Название вокзал получил в честь парижского  прево (королевский чиновник), жившего в начале XVIII  в. – Шарля Буше д,Орсе,    обустроившего  большую часть  набережной Левого берега. Уже в 1939 году вокзал был заброшен, т.к. не соответствовал возросшим техническим требованиям.

     По  проекту   Кольбока, Бардона, Филиппона и Газ Оланти была сделана реставрация и  капитальные переделки внутри, но сохранен внешний облик здания.

     В 1986 году был открыт современный  музей, в котором  разместились картины импрессионистов из галереи Же-Де-Пом, современная живопись из Лувра, полотна постимпрессионистов из Центра Помпиду, часть скульптур из Музея Родена.       Пространство  перед  зданием  оживляет присутствие  скульптур зверей – слона носорога, лошади, как пишет Д. Крылов работы Фаберже.

     В Музее Орсэ  представлено искусство XIX века, начиная с Делакруа и Энгра. Громадная коллекция полотен  Моне, Мане, Дега, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Тулуз-Лотрека и  многих других художников.
 
 В  буклете музея Орсэ указано ограничение экспозиции временными рамками: 1860-1900 гг.
    Музей буквально залит светом, льющимся из громадных  стеклянных арочных окон. 
     Поразительна коллекция скульптур Родена, его учеников  Камиллы Клодель и Бурделя и  других известных скульпторов.

       Шедевры музея дополняют коллекции мебели, фарфора, бронзы. Следует упомянуть экспонирующиеся в музее первые фотографии – документальный рассказ эпохи.
 
   Нужно отметить, что в  музее  проходят концерты основоположника музыкального импрессионизма Дебюсси, лиричного Форе, романтичного Шумана – великих композиторов конца XIX  века.

                Музей  Оранжери

    Восхитительная  коллекция импрессионистов  в Музее Оранжери,  приютившемся в саду Тюильри.    Здание, построенное в 1847 году,  было  реконструировано в     2006 г.   из двухэтажного в одноэтажное, а   крыша здания, выполненная  из стекла,  придает ему сходство с оранжереей.

    В  музее Оранжери разместились знаменитые Кувшинки.
    Клод Моне подарил эти полотна Франции по случаю победы в первой мировой войне. Было поставлено  условие, чтобы коллекция никогда не была разрознена.       Многие годы, с 1914 и до своей смерти в 1926 году, художник пишет свой  сад в    Живерни,  где он жил.
 
   Он пишет сад в разное время года, в разное время суток, при различном освещении.   Название одной из картин Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" дало название  целому   направлению не только в живописи, но вообще, в искусстве - импрессионизму.

   В двух овальных залах представлены восемь полотен. В первом зале: Утро, Облака, Зеленые отблески, Закат солнца.  В картинах нет горизонта, все  полотно заполнено  зелено-голубой импрессионисткой живописью, небо и облака, вода с бликами, цвет  которых меняется в зависимости от времени дня,  а на воде   плавающие кувшинки, приковывающие внимание.
 
    Во втором зале царство плакучих ив: Ясным утром вблизи ив, Ивы утром, Две ивы, Отражение деревьев. В этих залах присутствует такое небывалое умиротворение, если бы не желание осмотреть  весь музей, из этих двух залов  невозможно уйти.

    Вынашивая свой проект,  К. Моне пишет в 1909 году: «Нервы, расстроенные работой, обретут здесь свой покой, следуя примеру стоячей воды. А если бы кто-нибудь пожил  в этой комнате, она бы стала его убежищем для спокойной медитации в центре цветущего аквариума…».
 
     В музее Оранжери  находится коллекция картин  Поля Гийома, открывшего свою первую галерею в 1912 г.  Он поддержал многих художников своего времени – Пикассо, Сутина,  Утрилло, Дерена,  Мари Лорансан,  редактировал журнал «Искусство Парижа».
 
    В 1932 году Поль Гийом вспоминал: «В 1914-м, в течение  всего 1915-го и части 1916 года я был единственным, кто покупал работы Модильяни,  и только в 1917 году Зборовский заинтересовался им».
      
     Смерть в 1934 г. помешала П. Гийому воплотить в жизнь замысел –  создание музея современного искусства.  Коллекция, дополненная его женой, была в 1960 г. передана французскому государству.
 
     В музее экспонируются  шедевры Ренуара и Сезанна, Руссо  и Модильяни, Лорансан, Дерена, Пикассо,  самая крупная в Европе  коллекция картин Хаима Сутина – 22 работы.
 
     Картину Мориса Утрилло  «Улица Мон-Сени на  Монмартре»  можно было увидеть в ГМИИ  им. А.С. Пушкина, но в Оранжери десятки  полотен  этого певца обожаемого им  Парижа.
 
     И бродя по улицам Монмартра  и  фотографируя их, хотелось найти те же ракурсы и изломы улиц, что и на поэтичных полотнах Утрилло. Конечно, улицы  сегодня  потеряли очарование тишины, воспетое художником - машины и автобусы, переливающиеся с улицы на улицу толпы туристов,  пестрота и шум… 
   
                Музей Родена

      Выполненный по проекту архитектора Жака Жюля Габриэля, особняк  носит  имя одного из его владельцев -  Бирона, маршала  Людовика XV. В свое время в особняке размещались и посольство России, и религиозная школа.  Позже в  нем поселились люди искусства - Анри Матисс, Жан Кокто,  Райнер Мария Рильке,  служивший секретарем  у Огюста  Родена, который   жил в этом доме до своей смерти в 1917 г.
 
     Роден предложил властям создать в особняке Бирона  музей своих скульптур и   завещал государству свои работы и коллекцию любимых полотен  Ван-Гога, Ренуара и др.,  которую он собрал в течение жизни.  Уже в  1919 г. в  особняке  Бирона  был открыт   музей.
 
      В настоящее время музей Родена   закрыт   на ремонт, но можно побродить по саду, простирающемуся от особняка Бирона, и посмотреть копии бронзовых и мраморных  работ Родена, начиная от  «Мыслителя» и "Бальзака" до  «Граждан Колле» и "Врат ада".  Это  великолепный    сказочный  сад.

                ***
     Общим для всех музеев является издание элегантных план-гидов. Входные билеты  небольшого размера 8 на 5 см. и на каждом - миниатюрная репродукция полотен художников или скульптур, хранящихся в музее. Вот такое желание ознакомить с  шедеврами искусства как можно больше людей!

                ***

     Попрощаться с художниками и скульпторами Парижа мне хотелось бы, конечно же, на Монмартре. Там на площади Марселя  Эме, около дома где жил   писатель - автор повести «Человек, проходящий сквозь стены»,  есть любопытная скульптура, подаренная Монмартру известным и любимым  артистом и  менее известным, но очень  талантливым  скульптором Жаном Марэ. Находят сходство этой скульптуры с  писателем,  художником и  кинорежиссером  Жаном Кокто,  другом Жана Марэ.
 
     В 1917 г.  А. Модильяни    написал  маслом портрет Жана Кокто,   и Жан Кокто оставил воспоминания о художнике, с которым  в это время   «особенно сдружился». В  воспоминаниях есть такие строки: «Все спешат посетить наши руины  и наши тени». Вот и передо мной в Париже прошли зримые тени великих и знаменитых  творцов.