Потрясение от посещения впервые Парижа – это не только прекрасные площади и улицы, собор «Нотер-Дам-де Пари» или Лувр, но и сокровища современного французского искусства.
Конечно, встреча со средневековыми дамами останется незабываемой на всю жизнь.
Одна дама в Лувре. Встретишься с ней глазами и начинаешь в смятении топтаться возле нее, а она не сводит с тебя глаз, кажется, заглянула в самые потаенные уголки души, куда ты сама не очень-то хочешь заглядывать. И усмехнулась, узнав про тебя что-то подвластное ее столетней мудрости.
Вторая дама - «Нотер-Дам-де Пари», что дословно переводится «Наша дама из Парижа». Своим готическим силуэтом она уводит в такие заоблачные высоты, что кружится голова, а внутри этот собор обволакивает средневековой тишиной, и только потускневший от времени, единственный сохранившийся (остальные более яркие - новоделы) витраж, связывает тебя с внешним миром, как и десятки тысяч прихожан прежде.
Хотелось бы рассказать о парижских музеях, которые не входят в туристический классический тур, но необыкновенно интересны и историей создания, и коллекциям, хранящимися в них.
Музей Орсэ
Если с острова Ситэ, на котором разместился «Нотер-Дам-де Пари», пройти через мост Александра III на Левый берег Сены, перед нами раскинется живописное здание музея Орсэ, созданного на базе бывшего вокзала.
Здание вокзала было построено по проекту архитектора Лалу к Всемирной выставке 1900 года для обслуживания прибывающих пассажиров, и открыто 14 июля в день национального праздника.
Название вокзал получил в честь парижского прево (королевский чиновник), жившего в начале XVIII в. – Шарля Буше д,Орсе, обустроившего большую часть набережной Левого берега. Уже в 1939 году вокзал был заброшен, т.к. не соответствовал возросшим техническим требованиям.
По проекту Кольбока, Бардона, Филиппона и Газ Оланти была сделана реставрация и капитальные переделки внутри, но сохранен внешний облик здания.
В 1986 году был открыт современный музей, в котором разместились картины импрессионистов из галереи Же-Де-Пом, современная живопись из Лувра, полотна постимпрессионистов из Центра Помпиду, часть скульптур из Музея Родена. Пространство перед зданием оживляет присутствие скульптур зверей – слона носорога, лошади, как пишет Д. Крылов работы Фаберже.
В Музее Орсэ представлено искусство XIX века, начиная с Делакруа и Энгра. Громадная коллекция полотен Моне, Мане, Дега, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Тулуз-Лотрека и многих других художников.
В буклете музея Орсэ указано ограничение экспозиции временными рамками: 1860-1900 гг.
Музей буквально залит светом, льющимся из громадных стеклянных арочных окон.
Поразительна коллекция скульптур Родена, его учеников Камиллы Клодель и Бурделя и других известных скульпторов.
Шедевры музея дополняют коллекции мебели, фарфора, бронзы. Следует упомянуть экспонирующиеся в музее первые фотографии – документальный рассказ эпохи.
Нужно отметить, что в музее проходят концерты основоположника музыкального импрессионизма Дебюсси, лиричного Форе, романтичного Шумана – великих композиторов конца XIX века.
Музей Оранжери
Восхитительная коллекция импрессионистов в Музее Оранжери, приютившемся в саду Тюильри. Здание, построенное в 1847 году, было реконструировано в 2006 г. из двухэтажного в одноэтажное, а крыша здания, выполненная из стекла, придает ему сходство с оранжереей.
В музее Оранжери разместились знаменитые Кувшинки.
Клод Моне подарил эти полотна Франции по случаю победы в первой мировой войне. Было поставлено условие, чтобы коллекция никогда не была разрознена. Многие годы, с 1914 и до своей смерти в 1926 году, художник пишет свой сад в Живерни, где он жил.
Он пишет сад в разное время года, в разное время суток, при различном освещении. Название одной из картин Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" дало название целому направлению не только в живописи, но вообще, в искусстве - импрессионизму.
В двух овальных залах представлены восемь полотен. В первом зале: Утро, Облака, Зеленые отблески, Закат солнца. В картинах нет горизонта, все полотно заполнено зелено-голубой импрессионисткой живописью, небо и облака, вода с бликами, цвет которых меняется в зависимости от времени дня, а на воде плавающие кувшинки, приковывающие внимание.
Во втором зале царство плакучих ив: Ясным утром вблизи ив, Ивы утром, Две ивы, Отражение деревьев. В этих залах присутствует такое небывалое умиротворение, если бы не желание осмотреть весь музей, из этих двух залов невозможно уйти.
Вынашивая свой проект, К. Моне пишет в 1909 году: «Нервы, расстроенные работой, обретут здесь свой покой, следуя примеру стоячей воды. А если бы кто-нибудь пожил в этой комнате, она бы стала его убежищем для спокойной медитации в центре цветущего аквариума…».
В музее Оранжери находится коллекция картин Поля Гийома, открывшего свою первую галерею в 1912 г. Он поддержал многих художников своего времени – Пикассо, Сутина, Утрилло, Дерена, Мари Лорансан, редактировал журнал «Искусство Парижа».
В 1932 году Поль Гийом вспоминал: «В 1914-м, в течение всего 1915-го и части 1916 года я был единственным, кто покупал работы Модильяни, и только в 1917 году Зборовский заинтересовался им».
Смерть в 1934 г. помешала П. Гийому воплотить в жизнь замысел – создание музея современного искусства. Коллекция, дополненная его женой, была в 1960 г. передана французскому государству.
В музее экспонируются шедевры Ренуара и Сезанна, Руссо и Модильяни, Лорансан, Дерена, Пикассо, самая крупная в Европе коллекция картин Хаима Сутина – 22 работы.
Картину Мориса Утрилло «Улица Мон-Сени на Монмартре» можно было увидеть в ГМИИ им. А.С. Пушкина, но в Оранжери десятки полотен этого певца обожаемого им Парижа.
И бродя по улицам Монмартра и фотографируя их, хотелось найти те же ракурсы и изломы улиц, что и на поэтичных полотнах Утрилло. Конечно, улицы сегодня потеряли очарование тишины, воспетое художником - машины и автобусы, переливающиеся с улицы на улицу толпы туристов, пестрота и шум…
Музей Родена
Выполненный по проекту архитектора Жака Жюля Габриэля, особняк носит имя одного из его владельцев - Бирона, маршала Людовика XV. В свое время в особняке размещались и посольство России, и религиозная школа. Позже в нем поселились люди искусства - Анри Матисс, Жан Кокто, Райнер Мария Рильке, служивший секретарем у Огюста Родена, который жил в этом доме до своей смерти в 1917 г.
Роден предложил властям создать в особняке Бирона музей своих скульптур и завещал государству свои работы и коллекцию любимых полотен Ван-Гога, Ренуара и др., которую он собрал в течение жизни. Уже в 1919 г. в особняке Бирона был открыт музей.
В настоящее время музей Родена закрыт на ремонт, но можно побродить по саду, простирающемуся от особняка Бирона, и посмотреть копии бронзовых и мраморных работ Родена, начиная от «Мыслителя» и "Бальзака" до «Граждан Колле» и "Врат ада". Это великолепный сказочный сад.
***
Общим для всех музеев является издание элегантных план-гидов. Входные билеты небольшого размера 8 на 5 см. и на каждом - миниатюрная репродукция полотен художников или скульптур, хранящихся в музее. Вот такое желание ознакомить с шедеврами искусства как можно больше людей!
***
Попрощаться с художниками и скульпторами Парижа мне хотелось бы, конечно же, на Монмартре. Там на площади Марселя Эме, около дома где жил писатель - автор повести «Человек, проходящий сквозь стены», есть любопытная скульптура, подаренная Монмартру известным и любимым артистом и менее известным, но очень талантливым скульптором Жаном Марэ. Находят сходство этой скульптуры с писателем, художником и кинорежиссером Жаном Кокто, другом Жана Марэ.
В 1917 г. А. Модильяни написал маслом портрет Жана Кокто, и Жан Кокто оставил воспоминания о художнике, с которым в это время «особенно сдружился». В воспоминаниях есть такие строки: «Все спешат посетить наши руины и наши тени». Вот и передо мной в Париже прошли зримые тени великих и знаменитых творцов.