Родники мои серебряные

Людмила Палехова
   Вчера сделала для себя неожиданное и приятное открытие: мы еще не разучились делать хорошее кино. Поздно ночью по НТВ показывали российский боевик «Репортаж судьбы» с Игорем Бочкиным в главной роли. Фильм о настоящем, не показном мужестве, мужской дружбе и чувстве отцовства. Фильм проникновенный, сильный и добрый по внутренней сути. Почему-то об отцовском чувстве, глубине его переживания мужчинами почти нигде не говорится, хотя о материнстве мы слышим везде и всюду. А здесь Игорь Бочкин был великолепен в роли мужа, отца, мужчины и солдата. Он смог на экране передать свое душевное потрясение, когда крошечная дочурка, крепко ухватив его за нос, впервые произнесла слово «папа». «Меня просто накрыло… Такое… Такое !!!» Это пронзительное ощущение  бесконечной нежности, сладостной боли и любви к своей кровиночке невозможно высказать словами. А он смог. Не словами – порывом души. И, лежа в афганской пещере, после дурацких кривляний и воплей зятька Стасика, так душевно запел «Вьюн над водой завивается…» Даже Стасик проникся и начал подпевать. И вот, когда в песне речь зашла о том, что «это не мое», актер почему-то спел «это деверя мово»… Поудивлялся звучанию, повторил, любуясь и как бы пробуя слово на вкус: - «Деверя… Хм»… Видимо, деверь – зверь невиданный и для режиссера, и для артиста. Хотя это всего лишь брат мужа. «Лучше деверя четыре, чем золовушка одна,»- была раньше такая частушка. Только если про деверя поет мужик, то что-то здесь не так.
   «Милые вы мои режиссеры и постановщики! Совсем вы оскудели умом в своих столицах! Шурина от деверя не отличают! - сказала бы моя бабушка - Эх вы, грамотеи... Ладно, иностранцы не поймут, а перед нашими-то как неудобно!»
   А между тем родня, родственные связи, родовая память, честь рода – далеко не пустые понятия. За ними – сила. Эти вещи становятся вполне ощутимыми, когда мы слышим, например, о родовых проклятиях. Род может быть проклят до 3-го,4-го или 7-го колена и прекращается, вымирает. На самом деле все родственники связаны друг с другом невидимой нитью, причем как по горизонтали (братья, сестры), так и по вертикали (бабушки, дедушки, внуки, правнуки). Это и общность внешнего облика (цвет глаз, форма носа, особенности телосложения), и черты характера, склонности, способности, личностные качества и болезни, как вы знаете. И потому наши предки поступали весьма предусмотрительно, когда выбирали не жениха или невесту для дочери или сына, (хотя смотрели и их) а выбирали «природу», «родову», то есть весь род, племя. К примеру, у нас на Калище в семье Сластихиных в каждом поколении рождались парни – крепкие, мордатые, красивые и…гулящие. В каждом колене – свой гармонист и  обязательно один из ребят - Ваня. И на всех одно прозвище – Булки. Ваня Булка, Васька Булка. Такая вот природа.
   Своих родственников и родню мужа и жены полагалось уважать, принимать и угощать, если пожалуют в гости. Как пел Высоцкий : «Какой ни есть, а он – родня!» Во время свадебного обряда молодые подносят чарочку всем гостям по старшинству и одаривают подарками, т.е. «наделяют добром». А по тем дарам судили, какова молодица рукодельница : гладко ли вышивает, тонко ли прядет, ровно ли шьет. Свекрови- шаль с кистями, тестю –рубаху, золовке – юбку. И так – кому пояс, кому – рушник, а подружкам невесты – ленты да бусы. А ежели невеста – бесприданница, то родня недовольна: дескать, не уважает нас молодуха, неизвестно, чего от нее ждать: вдруг да ленивица да неумеха, как знать… «Почитай родителей своих, и да продлятся дни твои на земле»,- гласит древняя мудрость. Это же относится и к кровным родственникам.
   Даже в примитивном африканском племени туарегов туземцы начали жалеть и подкармливать американскую исследовательницу после того, как выяснили, что она совсем не знает своих бабушек и дедушек. А как же – сирота!
   В современном цивилизованном мире ценность кровных уз утеряна, люди разобщены и часто не испытывают родственных чувств даже к самым близким – родителям и детям. Это горько и больно осознавать. Это – путь в никуда, потому что обрывая нити родства, мы лишаем себя силы рода, той самой жизненной силы, которая нас питает.
   На востоке, где до сих пор традиционный уклад – клановость, семейственность, и беспрекословное почитание и уважение старших – закон, даже самые маленькие народности сумели сохранить себя. Их дети выносливы и неприхотливы, потому что несут в себе главное – любовь к предкам и своей семье. Мы тоже это умели, только немножко забыли…
   И если вдуматься, то и хрустальные родники на моей родине, и славянский бог Род (тот, кто все рождает),и родничок на моей голове, и родовая память – все это течет из одного корня. Ведь если мы друг другу не поможем, то кто нам поможет? На то мы и родственники.