Гадость моя

Людмила Палехова
   Зимний воскресный вечер. На экране телевизора мелькают кадры очередного фильма «про жизнь». Героиня Алисы Гребенщиковой что-то объясняет своему возлюбленному, привычно глотая звуки, несчастная и нелюбимая. Душевный фильм, неплохие актеры, но мой чуткий слух опять «царапнула» нечистая речь. Что-то мне это напоминает?..
   Все чаще  с экрана телевизора, по радио,  да и в обычной жизни тоже, слышу выступления общественных деятелей, политиков, бизнесменов, которые  шепелявят, картавят и пришепетывают, каждый на свой лад. Просто поветрие какое-то… И я тут же начинаю видеть в них детсадовских ребятишек, таких славных несмышленышей, которые еще не знают, как надо, и разговаривают, как могут. Иначе откуда бы у взрослых дядь и теть появилась милая особенность коверкать слова?..
   С готовностью  в памяти всплывает семейная история на эту тему. Юльке тогда было около пяти лет.  Девушка самостоятельная, обладающая образным мышлением и врожденным чувством юмора.  Говорить и «юморить»  она начала практически с пеленок. Так что к двум годам  это был человек, имеющий на все собственное мнение и набор навыков самообслуживания, т.е. вполне взрослый ребенок. Стихи читает, песенки поет, посуду моет. Скажете, так не бывает?
   -« Что вы, что вы, я сама видела!»- убеждала Тамара Ивановна своих сотрудников в речевом детском садике. А для нас – ничего особенного, Юлька как Юлька. Ну и что, что в два года сказки рассказывает и рассуждает, как умная. –« Мама, знаешь, почему автобус едет?- просвещает ребенок, сидя у меня на руках на заднее площадке переполненного автобуса,-  У него там такие пропеллеры, и мы едем . Я сама видела .» Пассажиры смеются. И ничего, что вместо «л» что-то вроде «в» получается, а вместо «р» - что-то непонятное.
Спохватилась я , как уже говорила, когда дочуре было почти пять лет. С этими бесконечными больницами и анализами исправлять речь даже в голову не приходило. А теперь – стоп, надо что-то делать! Ведь по-хорошему уже года в три пора обратить внимание на то, как ребенок произносит те или иные звуки, а нам уже пять! –« Ну и что, буду большая, буду говорить правильно!»- отрезала Юлишна на мои уговоры пойти к Тамаре Ивановне заниматься « правильноговорением».
   Значит ,не убедила. Нужно описать такой случай, чтобы она сама поняла и поверила, что иначе нельзя. И тут я вспомнила!
   -Юль, а помнишь, мы с дедом Матвеем  недавно на свадьбу ездили в другой город? Женился мой брат, которого я видела еще трехлетним малышом. Такой бледненький, щуплый. Ножки в траве заплетаются. И вместо «р» у него почти что «г» получается. А теперь вот свадьба. Невеста, как фарфоровая куколка в белом платье. Жених  - высокий голубоглазый красавец в черном костюме. За столами – гости. Все красиво, торжественно. И вот выносят молодым большое зеленое яблоко, как ежик, утыканное спичками. Молодожены по очереди вынимают по спичке и говорят друг другу ласковые слова:
   - Ты моя любимая!
   - Ты мой замечательный!
   - Ты мое солнышко!
   - Ты самый лучший!
   - Ты моя гадость!
   Гости притихли. Конечно, все понимают, что жених сказал «радость», но прозвучало как-то … неоднозначно. Ей-богу, мне впору было в тарелке утопиться, чтобы скрыть смущение. Смеяться вроде бы неприлично, но ведь смешно же! И жених, бедный, даже не понял, что произошло. А ты говоришь, большая буду – все исправится!
   Юлька неделю покатывалась со смеху, как только вспоминала «ты моя гадость!». Безропотно согласилась заниматься с Тамарой Ивановной постановкой звуков, самостоятельно делать упражнения для непослушного языка, чтобы научиться говорить чисто. Сама слушала, как звучат слова, сама в течение месяца поставила себе сначала «л» - «лампочка», «лавка», а потом и «р» - «трактор», «ракета». Тамара  Ивановна – в восторге, я довольна, ребенок счастлив, что все так хорошо закончилось. А то, кто знает, что могло бы получиться… Вдруг какая-нибудь гадость.