Храмовый комплекс Тодайдзи

Константин Рыжов
Храм Тодайдзи. Нара. Основан в VIII в. Перестроен в XVIII в.

 В 710 г. в Японии началось строительство новой национальной столицы – города Нара, центральным сооружением которой стал комплексе главной государственной святыни Тодайдзи («Великого  восточного храма»). Возведение его началось на рубеже 720-730-х гг., а торжественное освящение состоялось в 752 г.

По сравнению с замкнутыми и относительно небольшими храмами прежних эпох, Тодайдзи зримо тяготел к грандиозности, масштабности, торжественности открытых пространств и героизированной мощи. Массивные  двухэтажные ворота Нандайман с пятью пролетами, открывавшие панораму ансамбля, сразу же создавали  преувеличенный по отношению к человеку масштаб всего сооружения (в качестве колонн были использованы цельные стволы гигантских деревьев высотой в 21 м). Огромный открытый двор перед храмом, строгая симметрия и уравновешенность плана – все эти новые качества ансамбля выражали дух нарского зодчества, его обращенности к огромным массам людей, предназначенность для торжественных шествий и церемоний. Две мощные по пропорциям пагоды были вынесены за пределы внутренней ограды и располагались симметрично  по обе стороны от центральной осевой дороги, которая вела к основному храму, увенчанному двухъярусной крышей. Что до основного здания, то монументальная арка над входом под шатровой крышей с характерными для японского зодчества изгибами придавала сооружению торжественность и величавость.  Стены храма украшали великолепные деревянные резные рельефы, лаковая роспись, эмаль, исполненные с истинно японским вкусом и совершенством форм. Поднимаясь на высоту почти 50 м и перекрывая огромное пространство, храм был чудом строительного искусства своего времени (и по сей день остается самым большим деревянным зданием в мире).

На протяжении многих лет Тодайдзи оставался главной  святыней страны. В 749 г. здесь было установлено огромное бронзовое изваяние  Будды, отлитое корейским скульптором Кимимаро (на его изготовление пошло 437 тонн бронзы и 150 кг золота). Будда восседает, поджав под себя ноги, в умиротворенной позе на троне, выполненном в виде колоссального  цветка лотоса с 56 лепестками. Высота статуи с пьедесталом составляет 22 м, а высота самой фигуры – 16 м.  Диаметр трона более 20 м. За спиной гигантской статуи находится деревянный позолоченный ореол, на котором установлено еще 16 фигур Будды, размером в рост человека, изображающих его предыдущие воплощения.

В 1567 г. храм полностью сгорел. Более ста лет Великий Будда простоял под открытым небом. В 1699 г. начались восстановительные работы, которые были окончательно завершены только в 1913 г.

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270